Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Истории жизни, биографии творческих личностей как важнейший источник информации и помощи в современной творческой деятельности





Мы не первые, и, надеемся, не последние, прикасающиеся и пробующие себя в научном творчестве. Поэтому вполне логично актуализировать и использовать знания о прошлых творческих людях для оптимизации своей творческой жизни. Основную помощь в этом могут оказать: мемуары, биографии, художественные произведения о творческих личностях, великих ученых. В идеале, все три указанных рода источников могут дополнять друг друга. Мемуары привлекают прямым соотнесением с творческой личностью, но, скорее всего, многое интересного по тем или иным сознательным и бессознательным причинам там не будет открыто. Биографии дополнят мемуары объективной и полной информацией. Сила художественных произведений в том, что там вполне может быть особая акцентировка судьбы творческой личности, фиксирующая что-то очень важное для нас. Применительно к художественным произведениям, отметим еще два момента. Во-первых, их нужно оценивать в полном согласии с известным психологом Г. Олпортом, который при обсуждении темы «Личность: проблема науки или искусства?» приходит к выводу, что наука и искусство в равной степени должны быть задействованы в понимании человека. Во-вторых, не забываем о возможности искусства выходит на образы, совмещающие уникальное и общее. Примером этого можно взять известные фотографии А. Эйнштейна, дающие представления и о нем как о личности, и о научном сообществе, в целом.

Касаясь, изучая истории жизни творческих личностей можно получить много материла для размышления, для реальной подготовки к будущей научной, творческой деятельности. Каждый ученый открыт к тому, что у него может быть только одно великое открытие, а вся остальная жизнь в науке не приведет ни к чему значительному. В области популярной музыке, сравнительно, говорят об исполнителях «одного хита» («Статус кво», «Белый орел»). Известны такие случаи и в кинематографе (исполнитель роли Петрухи в «Белом солнце пустыни»). О ряде таких судеб рассказано у С. Цвейга в сборнике «Звездные часы человечества». Никто из нас не застрахован от того, чтобы сделать, действительно, хорошее изобретение и важное открытие, внимание к которым может затянуться на долгие годы, если вообще иметь место при жизни автора. Приведем два исторических примера. Американец В. Джудсон в период с 1893 по 1905 взял пять патентов на сейчас повсеместно известную застежку-молнию. Но покупать их стали лишь после того как в 30-е годы ХХ в. американский флот заказал молнии для комбинезонов морских летчиков. В 1932 г. С.И. Вавилов поручил молодому аспиранту, П.А. Черенкову, исследовать люминесценцию некоторых растворов под действием гамма-излучения. В 1958 г. И.Е. Тамму, И.М. Франку и П.А. Черенкову была присуждена Нобелевская премия по физике «за открытие и объяснение эффекта Вавилова-Черенкова». Это явление, фактически, было предсказано еще в 1889 г. О. Хевисайдом, опубликовавшем статью в солидном британском журнале, оставшуюся незамеченной современниками. В заключении, еще об одном заставляющем думать случае. Центральная фигура художественного произведения Д. Гранина «Зубр» – известный генетик Тимофеев-Ресовский. Вначале, общаясь с последним, Д. Гранин – бывший фронтовик, не может избавиться от негативных настроений, поскольку Тимофеев-Ресовский в войну занимался наукой в фашистской Германии. Отношение Гранина меняется с пониманием того, что для Тимофеева-Ресовского Вторая мировая война является незначительным эпизодом в фокусе его научных интересов, касающихся миллионов лет биологической эволюции.

Указанный огромный, богатейший, полезнейший материал может и должен быть использован в формировании проектов для творческой деятельности магистрантов. Представим информацию об одном из них. Вначале был проведен социологический опрос и сформирован блок вопросов, которые позволяли отразить жизнь творческой личности от рождения до смерти сквозь призму самых важных для теории творчества тем. (К примеру, третий блок вопросника – «Особенности творческой деятельности» включал в себя следующие вопросы: когда открылся талант; что «толкало» на творчество; какие основные открытия и изобретения были сделаны; как долго и продуктивно продолжалась творческая жизнь; что было больше в профессиональной жизни творческой личности – творчества или обычной, внетворческой работы, например, доказательства своего приоритета, руководства кафедрой и т.д.; согласно материалам биографии, творчество это социальный или природный феномен; были ли в семье другие одаренные дети; наличие одаренных родственников в прошлом и будущем (дети, внуки); есть ли данные, подтверждающие теорию Э. Фрейда.) Подготовленные вопросы были предложены в качестве основы работы с творческими биографиями. Количество и качество сделанных в рамках этого проекта магистерских работ показало его высокую продуктивность. Сегодня самым интересным продолжением развития этого проекта видится использование данных о творческих личностях для ответов на отдельные вопросы, для получения конкретной, готовой к использованию информации (например, исследование ста творческих биографий показало, что такой-то процент гениев не умели, не хотели, и не видели особой нужды в общении вообще или за рамками своих научных интересов).

Жизнь так быстро развивается, что желательно постоянно дополнять историческую информацию о творческих личностях материалом, о новых, современных творческих людях, т.е. необходимо налаживание целой серии социологических исследований личности современного ученого или о достойном функционировании социологии творческой личности, ученого. Насколько мы владеем информаций, полученные здесь данные, в целом, соотносятся с общим видением современности. Дальнейшее развитие курса МНТ должно как более точно отразить существующую здесь ситуацию, так и нарабатывать свою информацию. Примером чего можно взять социологический опрос магистрантов – молодых, современных ученых на предмет выделения и ранжирования факторов, успешного написания диссертационного исследования. И, конечно, все это должны и могут прекрасно дополнять всевозможные другие современные источники информации, например, художественный фильм о С. Джоббсе, одном из основателей фирмы «Apple», – дает хороший материал о современных успешных творческих людях.

 

Date: 2015-07-22; view: 344; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию