Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сегодня поговорим об ошибках, вернее о том, как к ним относиться

Добрый день дорогие мои!

Как вы относитесь к ошибкам? Как вы на них реагируете? Боитесь ли вы совершать ошибки? Как вы себя чувствуете, когда ошибка свершилась?

Очень часто сталкиваюсь с тем, что к ошибкам относятся отрицательно, корят себя за совершение поступков, не входящих в рамки задуманного, и потом еще долгое время прибывают в плачевном состоянии духа, терзаясь тем фактом, что сделать можно было по-другому. А в последствие, помня негативный опыт, наслаивается еще и страх снова совершить оплошность.

Знакомо такое состояние?

Думаю, что каждая из вас в то или иное время сталкивалась с подобными ситуациями.

А действительно ли так страшно совершать ошибки? Откуда берется этот страх? И нужен ли он нам?

Вам приходилось наблюдать за маленькими детьми? У них страх совершить ошибку отсутствует! Пока мы взрослые не научаем их этому! Именно поэтому во взрослом состоянии у нас он есть!

...Восьмилетний Чарльз только что кончил писать письмо бабушке. Мать хотела взглянуть на него. Он неохотно отпихнул от себя письмо. «О, Чарльз, какой у тебя ужасный почерк. И почему ты не можешь писать прямо? В трех словах у тебя ошибки. Полюбуйся! Перепиши письмо. Нельзя же посылать бабушке такой ужас!» Мать исправила ошибки печатными буквами, и Чарльз принялся переписывать письмо. Он наделал еще больше ошибок, выбрасывал один лист за другим, пока наконец не расплакался и не бросил ручку на пол. «У меня ничего не выходит!» - закричал он. «Довольно! - скомандовала мать.- Займись на полчаса чем-нибудь другим, а потом опять возьмешься за письмо».

Когда родители придают ошибкам маленького ребенка большое значение, то это приводит порой к губительным последствиям. Чарльз писал письмо с удовольствием, несмотря на ошибки и другие недостатки. Бабушке оно доставило бы радость. А теперь он возненавидел это письмо и те трудности, которые он из-за него терпит. Когда мать сосредоточила свое внимание на грамматических ошибках, она тем самым переключила внимание Чарльза с хорошего на плохое. Он стал бояться сделать ошибки. Этот страх настолько сковал его, что он наделал их еще больше. Потом он совершенно пал духом. И это хуже всего. Постоянно обращая внимание на ошибки, мы обескураживаем детей. Нельзя ничего достичь, опираясь на их слабость. Опираться нужно в первую очередь на сильные качества детей.

...Десятилетняя Маргарит достала из духовки печенье и, увидев, что оно подгорело, расплакалась. Она уже готовила по этому рецепту, и у нее все хорошо получалось. Почему же в этот день печенье подгорело? Мать, почувствовав запах горелого, пришла на кухню. «Что случилось, дорогая?» «Я сожгла печенье», - всхлипнула Маргарит. «Да, я вижу. Давай выясним, почему так случилось? Я знаю, что ты сделала это не нарочно. Слезами здесь не поможешь. Я понимаю, ты переживаешь, но давай найдем причину». Девочка, почувствовав облегчение, перестала плакать. Вместе с матерью Маргарит еще раз перечитала рецепт. Они обнаружили, что девочка неправильно включила духовку. «Теперь понятно, в чем моя ошибка». «Ну и хорошо, - сказала мать. - Давай уберемся, а потом попробуй еще раз».

Мать превратила очевидную неудачу в ситуацию, из которой дочь может извлечь урок. Она не стала выговаривать ребенку за пропавшее печенье, критиковать за ошибку. Спокойно, без эмоций, она дала Маргарит понять, что всегда нужно стараться выяснить причину неудачи. Поддержка и сочувствие матери помогли ребенку снова поверить в свои силы. Ошибки, совершаемые детьми, часто являются следствием их неопытности или неправильной оценки ситуации. Обычно они сами тяжело переживают последствия своих неудач.

А когда ребенок приобретает опят от родителей негативно относиться к ошибкам, он начинает этим превосходно пользоваться. К тому же он понимает, что в некоторых случаях можно вообще «съехать» с ответственности – ведь «он такой недотепа»! Очень удобно!)))

Так что же теперь делать нам взрослым со своим умением бояться совершить ошибки?

Все очень просто!

С этих переживаний имеет смысл себя переключить на что-то более конструктивное.

Я сегодня познакомлю вас с очень легким, однако очень эффективным упражнением «Ошибочка», которое поможет по-новому взглянуть на факт совершенных ошибок.

Упражнение «Ошибочка!» - развивает умение спокойно, без внутренней агрессии, относиться к своим случайным промахам, играет роль некоего ритуала, в котором простой текст сочетается с тремя простыми жестами.

Пока вы разучиваете упражнения, жесты должны быть реальные, потом, когда освоите упражнение хорошо, жесты могут быть воображаемые.

Реальные жесты делать очень полезно, но при окружающих вы можете выглядеть немного странно (ведь раньше вы этого не делали!). Поэтому реальные жесты можно делать либо рядом с теми, кто вас поймет и поддержит, либо делать эти жесты в воображении. Но начинайте отрабатывать это - с реальных жестов, просто выберите время и место, когда никого рядом нет.

Итак, если вы что-то забыли, прозевали и прошляпили; перепутали, не заметили и сбились; не выдержали, сорвались и наделали черт знает что; сказали что-то не то, не тому или не тогда или как раз не сказали что надо,

короче, ошиблись, то —

1. Ручки в стороны и скажите себе: «Ошибочка!». Подробнее: головку наклоните вбок, лапки убедительно раскиньте в стороны (получится такой своеобразный жест Балбеса). Находясь в этом положении произнесите: «Ошибочка!» (с интонацией:«Всякое бывает!»). Сделайте это по-детски: смешно, довольно и несерьезно, на выдохе и расслаблено.

В чем смысл этого действия? Дело в том, что переживательной личности любая ошибка представляется безбрежной катастрофой "Ужас-ужас-ужас", идет неадекватное преувеличение. Чтобы снять это преувеличение нужно сделать такое же резкое преуменьшение. Жест Балбеса уменьшает значимость происходящего. Вы понимаете, что это Ужас, но не Ужас-ужас-ужас.

2. Скрестите руки на груди, нежно и бережно обнимите себя за плечики и скажите себе: «Я хороший(ая)!». Важно перевести себя из негатива в позитив. Когда человек совершает ошибку, он чувствует себя «плохим»: начинает себя внутри ругать, в голове и душе возникает раздрай. А в таком состоянии от него, как правило, идет еще больше глупостей и гадостей. Поэтому важно себя успокоить, чтобы возвратилось нормальное здравомыслящее состояние. Для этого нужно себя обнять, успокоить и сказать: «Я хороший(ая)!».

Такая простая фраза, а творит чудеса! Собственно, люди и ругаются чаще всего тогда, когда теряют ощущение «Я хороший» — и руганью себя же защищают. А обнимешь любимую(ого), скажешь ей(ему): «Какая(ой) же ты у меня хорошая(ий)!», — она(он) и ругаться перестает.

3. Вам стало хорошо. Но на этом упражнение не окончено, вы подошли к самой главной его стадии. Поэтому третий жест: энергичная рабочая ладонь вперед и короткая фраза: «Работать!»

Это - конструктив. Провели психотерапию, включили состояние «Я хороший», пора включаться в работу, исправлять последствия ошибки. Когда занимаешься делом, то все правильное в душе происходит само, на пустые переживания не остается времени. Нужно ли помнить о том, что произошло? Тут единого ответа нет. Если ошибка мелкая и случайная, ее лучше всего просто выкинуть из головы. Если ошибка очень серьезная и, тем более, может повториться - сделайте, чтобы она не повторилась. Запомните, запишите, сделайте запись в сердце каленым железом - все по обстоятельствам и в рамках здравого смысла. Самобичевание вам не нужно, а вопрос должен быть на будущее надежно решен.

Как осваивать упражнение "Ошибочка"

1. Начните с того, что в течение дня отмечайте все ошибки, которые вы допускаете, и фиксируйте ваш внутренний текст, которым вы это сопровождаете.

Для чего? Во-первых, вам нужна просто цифра: 1 ошибка в день? 5 ошибок в день? 50? Иногда вам может казаться, что вы совершаете ошибки постоянно, с утра до вечера, а в реальности, когда начнете записывать, у вас будет всего 7 ошибок. А это нормально, совсем не много. Во-вторых, у вас вырабатывается внимание к собственному поведению, а это важно. В-третьих, вы сможете понять, какие ситуации чаще вызывают у вас ошибки. Продумав это, можно часть ошибок снять. В-четвертых, когда вы знаете свой внутренний текст, вы легче сможете его изменить.

2. Выберите день, когда будете упражнение "Ошибочка" осваивать.

Внимание: это должен быть не самый трудный день, в этот день у вас должна быть возможность отвлекать себя на это упражнение. Пожелание - пусть рядом с вами будут скорее благожелательные люди, которые и напомнят вам об упражнении «Ошибочка», и не удивятся, если вы делаете руками эти смешные жесты. А начинать лучше делать упражнение прямо с жестами.

В выбранный день поставьте себе задачу: ждать свои ошибки, чтобы сразу, четко, именно в момент ошибки сделать нужные жесты и сказать нужный текст. Важно выполнять упражнение именно в момент ошибки, а для этого свои ошибки караульте - ждите. Как бы желайте, чтобы они у вас произошли... - хотя специально делать их, конечно, не нужно.

3. Когда упражнение «Ошибочка» уже начнет вам помогать, обязательно расскажите о своих успехах кому-то из своих друзей, кому оно также может быть полезным. Сделайте этот подарок хорошему человеку! А когда вы его расскажете, вы закрепите это упражнение для себя.

(Автор упражнения «Ошибочка» Н.И.Козлов

доктор психологических наук, профессор,

основатель тренинг-центра «Синтон»)

 

На сегодня все!


<== предыдущая | следующая ==>
Критерії кваліфікаційної атестації випускників | Дәріс № 1 Баға туралы ұғым, маңызы, жасау қағидалары

Date: 2015-07-22; view: 281; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию