Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






История этических учений





 

OCR: Ихтик (г. Уфа)

ihtik.lib.ru, [email protected]

 

История этических учений: Учебник / Под ред. А.А. Гусейнова. - М.: Гардарики, 2003. - 911 с.

ISBN 5-8297-0167-7 (в пер.)

 

 

УДК 17(091)(075.8)

ББК 87.73

И90

 

Рецензенты:

доктор философских наук, профессор В.В. Соколов; доктор философских наук, профессор А.В. Разин

 

Авторы:

А.А. Гусейнов (Предисловие, разд. четвертый, разд. седьмой, гл. I § 1, 2, 3 гл. III § 2, Приложение); А.И. Кобзев (разд. первый), В.К. Шохин (разд. второй); А.В. Смирнов (разд. третий); А.Г. Гаджикурбанов (разд. пятый); Р. Г. Апресян (разд. шестой, разд. седьмой, гл. II § 1, 2, 3, 5); А.П. Скрипник (разд. седьмой, гл. II § 4); Т.А. Кузьмина (разд. седьмой, гл. II, § 6); Л.В. Максимов (разд. седьмой, гл. II § 7); А.В. Прокофьев (разд. седьмой, гл. III § 1); Е.В. Петровская (разд. седьмой, гл. III § 3); В.Н. Назаров (разд. восьмой)

 

 

Представляет собой первую в нашей стране систематизацию этики во всем разнообразии ее важнейших философско-культурных традиций и исторических эпох. Предметом рассмотрения в ней является философская этика. Этические учения распределены авторами по основным философским самостоятельным культурным регионам (Китай, Индия, арабо-мусульманский мир, Европа, Россия), а внутри регионов - по школам и этапам развития, что составляет структуру книги.

Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности "Философия".

 

В оформлении переплета использован фрагмент картины Фернана Леже "Дерево" (1925)

 

(номер страницы предшествует странице) - прим. сканировщика

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

Предисловие.....................................5

 

Раздел первый. Китай................................7

Глава I. Китайская философия как суперэтика................7

 

Глава II. Четыре главные этические программы.............. 12

§ 1. Конфуцианство (жу цзя): этика ритуальной благопристойности и человеколюбивого самосовершенствования...... 12

§ 2. Даосизм (дао цзя): индивидуалистический натурализм - этика природосообразного недеяния............... 17

§ 3. Моизм (мо цзя): религиозно-популистский утилитаризм - этика объединяющей любви и взаимной пользы........22

§ 4. Легизм (фа цзя): законнический этатизм - этика тотальной власти................................26

 

Глава III. Категориальные основы китайской этики...........32

§ 1. Категория "благопристойность" (ли3) как единство этики и ритуала.....;...........................32

§ 2. Категория "благодать" (дэ): магическая сила и моральный императив................................38

§ 3. Категории "путь" (дао), "орудийные предметы" (ли2) и "великий предел" (тай цзи): синергия неба и человека в благом абсолюте.............................52

§ 4. Категория "гуманность" (жэнь1): любовь к людям и гармония мира.................................67

§ 5. Категория "должная справедливость" (и): бескорыстная ответственность и соответствие смыслу..............70

 

Глава IV. Конфуцианская антропология...................75

§ 1. Концепция природы человека от Конфуция до Хань Юя... 75

§ 2. Концепции природы и чувственности от Сюнь-цзы до Чжу Си...................................87

§ 3. Концепция природы и чувственности, выработанная Ван Янмином.................................93

§ 4. Эволюционная преемственность представлений о человеческой природе в конфуцианстве и категория "предопределение" (мин)..............................99

 

Литература..................................106

 

Раздел второй. Древняя и средневековая Индия.............109

Глава I. Предварительные понятия......................109

§ 1. "Ценности", блага и цели...................... 110

§ 2. Границы этического......................... 122

§ 3. Оценки "извне" и "изнутри".................... 125

 

Глава П. Этическая дидактика........................ 130

§ 1. Аретология индийских религий.................. 130

§ 2. Моральные нормы совершенства................. 139

§ 3. Моралистическая афористика и "наглядная проповедь"... 154

§ 4. Этика и индийские пути к "освобождению"........... 166

 

Глава III. Этическое теоретизирование.................. 174

§ 1. Дискуссионное пространство эпохи первых философов... 174

§ 2. Философия нравственности и безнравственности шраманского периода......... 179

§ 3. Философская этика буддистов и мимансаков.......... 187

§ 4. Индия и современная философская этика............ 198

 

Литература.................................. 203

 

Раздел третий. Классическая арабо-мусульманская мысль......204

Глава I. Этика в арабо-мусульманской культуре.............. 204

§ 1. Понятия "мусульманская этика" и "этика в мусульманских обществах".......... 204

§ 2. Соотношение этики и права в арабо-мусульманской культуре.................................... 211

§ 3. Системообразующие принципы мусульманской этики.... 215

 

Глава II. Намерение-и-действие как предмет мусульманской этики. 216

§ 1. Предмет мусульманской этики. Намерение и действие.... 216

§ 2. Правильность намерения-и-действия............... 222

§ 3. Основные классификации намерений-и-действий в мусульманской этике............................. 223

 

Глава III. Благо и зло. Утилитаристская классификация намерений-и-действий............................. 224

§ 1. Понимание блага и зла в мусульманской этике......... 224

§ 2. Утилитаристская классификация намерений-и-действий.. 236

 

Глава IV Пригодность. Апроприаторная классификация намерений-и-действий............................. 239

§ 1. Апроприаторная классификация намерений-и-действий...........239

§ 2. Обоснование интересов и их соотношение........... 242

 

Глава V. Состояние и предрасположенность. Аффективная классификация намерений-и-действий.................. 252

§ 1. Аффективная классификация намерений-и-действий..... 252

§ 2. Мусульманский этос.......................... 261

 

Глава VI. Общие черты мусульманской этики............... 274

§ 1. Отличительные черты мусульманской этики в контексте общих особенностей ислама........... 274

§ 2. Макропроблемы мусульманской этики...............278

§ 3. Основные жанры, в которых обсуждалась этическая проблематика..........................283

 

Глава VII. Философская разработка мусульманской этики в каламе, исмаилизме и суфизме...........285

§ 1. Калам и ранняя мусульманская мысль: ригоризация этики.....285

§ 2. Исмаилизм: императивная этика совершенствования........290

§ 3. Суфизм: этика "растерянности".....................293

 

Глава VIII. Этика в мусульманских обществах................299

§ 1. Личное совершенство: исправление нравов и обретение добродетелей...............300

§ 2. Политическая утопия: "добродетельный город" аль-Фараби.... 303

§ 3. Интуитивизм: Ибн Сина и Ас-Сухраварди...............305

 

Литература.....................................308

 

Раздел четвертый. Европа: Античность...................310

Глава I. Моральный канон античности: Гомер, Гесиод, Семь мудрецов......................310

§ 1. Гомер...................................310

§ 2. Гесиод...................................316

§ 3. Семь мудрецов..............................320

 

Глава II. Этика в ранней греческой философии..............325

§ 1. Анаксимандр...............................325

§ 2. Гераклит.................................328

§ 2. Пифагор и пифагорейцы.......................332

§ 3. Парменид.................................335

§ 4. Демокрит.................................338

 

Глава III. Софисты, Сократ, сократики....................344

§ 1. Софисты.................................344

§ 2. Сократ...................................351

§ 3. Сократики................................359

 

Глава IV. Платон и Аристотель.........................364

§ 1. Платон...................................364

§ 2. Аристотель................................377

 

Глава V. Этические учения эпохи эллинизма................401

§ 1. Эпикур...................................401

§ 2. Стоицизм.................................410

§ 3. Скептицизм................................430

 

Глава VI. Конец античной этики: Платин...................435

Литература.................................. 444

 

Раздел пятый. Европа: Средневековье................... 446

Введение...................................... 446

Глава I. Основоположения средневековой морали........... 460

§ 1. Этический смысл "Посланий" ап. Павла (I в. н.э.)....... 460

§ 2. Божественное пари: контроверсия морализма и легизма.. 466

§ 3. Раннехристианская литература.................. 474

 

Глава П. Недогматические формы морального сознания Средневековья........... 477

§ 1. Синкретические доктрины первых веков новой эры..... 477

§ 2. Недоктринальные формы бытийствования морали...... 486

§ 3. Аскетическая традиция Восточной церкви........... 492

 

Глава III. Формирование моралистической традиции Западной церкви.................................. 509

§ 1. Амвросий Медиоланский...................... 509

§ 2. Аврелий Августин........................... 510

§ 3. Происхождение зла. Теодицея................... 514

§ 4. Добродетели разума и добродетели веры............ 523

§ 5. Григорий Великий.......................... 526

 

Глава IV. Схоластическая традиция в истории средневековой этики................................... 527

§ 1. Ансельм Кентерберийский. Диалог "О свободном выборе"................................... 527

§ 2. Бернар Клервоский. "О благодати и свободной воле".... 530

§ 3. Петр Абеляр. "Познай самого себя"............... 532

 

Глава V. Этика Фомы Аквинского...................... 535

§ 1. Воля и интеллект........................... 535

§ 2. Типология добродетелей...................... 539

 

Глава IV. Этические идеи Иоанна Дунса Скота и Уильяма Оккама.. 543

Литература.................................. 549

Раздел шестой. Европа: Новое время.................... 552

Введение...................................... 552

 

Глава I. Гуманизм и Реформация....................... 556

§ 1. Лоренцо Валла............................. 556

§ 2. Джордано Бруно............................ 560

§ 3. Макиавелли............................... 565

§ 4. Лютер.................................. 570

 

Глава II. XVII в................................... 578

§ 1. Декарт.................................. 578

§ 2. Спиноза................................. 583

§ 3. Гроций.................................. 590

§ 4. Гоббс................................... 595

§ 5. Локк....................................603

 

Глава III. XVIII в..................................611

§ 1. Этический сентиментализм......................611

§ 2. Мандевиль................................628

§ 3. Дидро...................................631

§ 4. Гельвеций.................................638

§ 5. Руссо....................................645

 

Глава IV. Немецкая классическая философия XVIII-XIX вв........651

§ 1. Кант....................................651

§ 2. Гегель...................................659

§ 3. Фейербах.................................667

 

Литература..................................672

 

Раздел седьмой. Европа: XIX-XX вв......................663

Глава I. Антинормативный поворот в этике.................673

§ 1. Шопенгауэр...............................673

§ 2. Маркс и марксистские традиции..................680

§ 3. Ницше...................................687

 

Глава II. Основные этические учения.....................696

§ 1. Утилитаризм.................................696

§ 2. Эволюционная этика..........................703

§ 3. Прагматизм................................710

§ 4. Фрейдизм.................................716

§ 5. Феноменология.............................723

§ 6. Экзистенциализм............................733

§ 7. Аналитическая этика и метаэтика..................742

 

Глава III. Современные дискуссии и тенденции..............753

§ 1. Новые споры вокруг старых нормативных программ.....753

§ 2. Прикладная этика............................761

§ 3. Постмодернизм.............................765

Литература..................................770

 

Раздел восьмой. Россия..............................771

Введение...................................... 771

Глава I. Нравоучение средневековой Руси (XI-XVII вв.).........775

§ 1. Нравоучение как вид христианского учительства........775

§ 2. Этический "номинализм" нравоучительной литературы..........776

§ 3. Этос религиозного подвижничества: аскетизм, святость, юродство.................................778

§ 4. Христианский этический идеал, мирское благочестие и житейская нравственность.....................783

 

Глава II. Нравоучительная философия Просвещения (сер. XVIII - первая треть XIX в.).........................786

§ 1. Секуляризация этической мысли................. 786

§ 2. Этическое образование. Место этики в системе нравоучительной философии............,............ 787

§ 3. Нравственное учение масонства.................. 789

§ 4. Эстетический морализм русских романтиков.......... 792

 

Глава III. Нравственная философия: становление этики как самостоятельной науки (вторая половина XIX в.)........... 794

§ 1. Утилитарная переоценка морали: нигилистический и утопический морализм 60-х годов................... 794

§ 2. Моральный метод в социологии: социальный морализм народничества (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский)...... 795

§ 3. Этическое "оправдание" христианства: этика "абсолютного добра" Ф.М. Достоевского; этика "непротивления злому" Л.Н. Толстого......................... 798

§ 4. Православно-христианское учение о нравственности: богословский морализм......................... 801

§ 5. "Научное" обоснование этического идеализма: этико-психологический синтез К.Д. Кавелина..... 806

§ 6. Этико-правовые учения и их роль в становлении автономной этики................................ 808

§ 7. Метафизический поворот в этике (80-90-е годы).......813

§ 8. Нравственная философия как система: этика "соборного добра" B.C. Соловьева........................ 822

§ 9. Этические итоги конца XIX в.................... 827

 

Глава IV. Философская этика: от этической автономии к институциональной морали (XX в.)...... 829

§ 1. Этический "ренессанс" начала века (1900-1922)....... 831

§ 2. Основные направления этической мысли............ 839

§ 3. Пореволюционный этический идеализм в России (1918-1922)............................... 854

§ 4. Этический "раскол": моральная идеология в Советской России и этика русского зарубежья (сер. 20-х - кон. 50-х годов).................................. 858

§ 5. Неортодоксальные этические учения в Советской России............863

§ 6. Этика русского зарубежья: основные учения.......... 867

§ 7. Советская этика. Общая характеристика (60-80-е годы)........887

§ 8. Российская этика. Основные тенденции развития (90-е годы)............................... 892

Литература.................................. 894

 

Приложение. Этика ненасилия........................ 896

 

Предисловие

 

Предлагаемая книга представляет собой исторический обзор философских этических учений. К философским авторы относят те учения, которые складывались в рамках философского взгляда на мир в отличие от религиозного или конкретно-научного (социологического, этнологического, педагогического и др.). Их идентифицирующим признаком в качестве этических являются моральные понятия добра, зла, долга, справедливости, совести и др. Философскими их делает то обстоятельство, что они рассматривают человеческое поведение с точки зрения предельных ценностных оснований, которые задают ему сознательный и индивидуально-ответственный характер (нередкое в истории философии отрицание таких предельных оснований само является их частным случаем). Они, как правило, заключают в себе более или менее развернутую рационально-аргументированную нравственную программу человеческой жизнедеятельности. Вопрос о том, как достойно жить, является одним из важнейших, если не самым важным среди вечных вопросов философии.

 

Книга охватывает философские этические учения в их качественной полноте. Они структурированы соответственно основным оригинальным линиям философского развития. Названия разделов означают не географические регионы, а духовные "континенты": Китай, Индия, арабо-мусульманский мир, Европа, Россия. Здесь требуются по крайней мере две оговорки. Арабо-мусульманская философия произросла из античных источников и переплелась с европейским Средневековьем; мера ее автономности по отношению к европейской философии выражена не так чисто, как в случаях китайской и индийской философий. Выделение в особый раздел русской этики, которая, как и русская философия в целом, несомненно, находится внутри европейской философской традиции, объясняется тем, что книга предназначена для российского читателя.

 

 

Поскольку речь идет о различных и соразмерных в этих различиях философско-этических традициях, остро стоит проблема их адекватной реконструкции. Исследователь не может рассмотреть мировую философию с некой равноудаленной точки зрения, ибо он сам находится внутри какой-то одной традиции, подобно тому, как антрополог, исследующий расы, сам принадлежит к одной из них. Это таит в себе опасность односторонностей и искажений. О такой опасности мы знаем из европоцентристских версий мировой философии. Наряду с ними существуют, разумеется, и разные варианты восточно-центристских историй философии. Авторы данной книги принадлежат к русско-европейской философской традиции и смотрят на развитие мировой философии сквозь ее призу. Но они при этом ясно осознают данный факт и сознательно стремятся блокировать искажения, которые могут из-за него возникать. В частности, они не рассматривают европейскую философию как единственно истинную или даже как вершину, по отношению к которой другие традиции могли бы выглядеть как более ранние, незрелые. Кроме того, они руководствуются убеждением, согласно которому философия вообще существует во множественном числе, как многообразие конкурирующих учений, систем, школ. Философские положения не могут быть взвешены на весах универсальной истины и требуют конкретно-исторического, контекстуального подхода. Это в особенности верно применительно к этике, которая более индивидуализирована и конкретнее вписана в ткань культуры, более явно несет на себе печать эпохи, чем другие части (аспекты) философии.

 

Применительно к работе в целом авторы намеренно отказались от каких-либо обобщающих схем, поскольку современное состояние историко-философской науки не дает достаточных оснований для синтетических теорий, охватывающих всю мировую философскую этику. Целостность книге придает единство предмета рассмотрения, методов анализа и методических приемов организации материала. Что касается отдельных разделов, то они концептуальны и каждый из них представляет собой развернутый теоретический очерк, реализующий исследовательские результаты его автора (за исключением, пожалуй, раздела, посвященного европейской этике XIX и XX столетий, так как в этом случае речь идет о современных теориях, для адекватной оценки которых требуется более отдаленная интеллектуальная и историческая дистанция).

 

А.А. Гусейнов

 

 

 

Date: 2015-07-23; view: 432; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию