Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Меркантилизм и физиократы





Две стадии развития меркантилизма. Обоснование протекционизма. Экономическая школа физиократов. Работа Кантильона «Опыт о природе торговли вообще». Учение о чистом продукте. Экономическая таблица Ф. Кенэ.

Вопросы для самопроверки изученного материала:

1. Богатство и его источники в концепции меркантилистов.

2.Теория денежного баланса.

3. «Революция цен» и количественная теория денег.

4. Теория активного торгового баланса.

5. Обоснование меркантилистами политики протекционизма.

6.Естественный порядок, естественная свобода и естественный человек – основа идеологии физиократов.

7. Понятие чистого продукта, производительного и непроизводительного труда.

8. Классовое деление общества.

9. Процесс общественного воспроизводства в экономической таблице Ф. Кенэ.

 

Тема 3. Классическая школа политэкономии.

Возникновение и основные особенности классической школы. «Политическая арифметика» У. Петти. А. Смит «Исследование о природе и причинах богатства народов». Книга Д. Риккардо «Начала политической экономии и налогового обложения». Теории внешней торговли. Ж.-Б. Сэй: теория трех факторов производства. Т. Мальтус: «Опыт о законе народонаселения».

Вопросы для самопроверки изученного материала:

1. Как У.Петти определял богатство страны?

2. Рыночные законы А.Смита.

3. Каковы источники увеличения богатства у А.Смита и Д. Рикардо?

4. Проблема ценообразования у А. Смита.

5. «Четыре основных правила уплаты налогов у А. Смита.

6. Теория ренты Д. Риккардо.

7. Проблема народонаселения у Т. Мальтуса.

8. В чем актуальность теории Т. Мальтуса?

9. Тождество Ж. Б. Сэя.

 

Тема 4. Австрийская школа. Теория предельной полезности

Законы Г.Госсена. Формирование маржиналистской теории. Работы К. Менгера, Е. Бем-Баверка, Ф.Визера. Теория предельных величин как методологическая основа экономического анализа.

Вопросы для самопроверки изученного материала:

1. Раскройте понятия полезности и потребности.

2. Сформулируйте законы Г.Госсена.

3. Теория вменения австрийской школы.

4. Альтернативные издержки.

5. Предельные издержки.

 

Тема 5. Формирование неоклассической школы

А. Маршал о взаимодействии спроса и предложения. Теория цены, теория эластичности спроса. Работа А. Пигу «Экономическая теория благосостояния». Теория предельной производительности труда и капитала Дж. Б. Кларка. Становление факторного анализа.

Вопросы для самопроверки изученного материала:

1. Всеобщий закон спроса по А.Маршалу.

2. Механизм формирования равновесной цены.

3. Как обосновывал А. Пигу необходимость вмешательства государства в экономику.

4. Проблема национального дивиденда в экономической теории благосостояния А. Пигу.

5. Особенности факторного анализа.

 

Тема 6. Историческая школа

Ф.Лист: наука о национальном хозяйстве. Влияние на экономику морали, права, обычаев, политики. Новая историческая школа: К.Бюхер, Г. Шмоллер. В. Зомбард «Современный капитализм». М. Вебер «Протестантская этика и дух капитализма».

Вопросы для самопроверки изученного материала:

1. Основные положения «Национальной системы Ф.Листа.

2. Исторический метод в политэкономии.

3. В. Рошер об «анатомии народного хозяйства».

4. Идеальные типы хозяйства М.Вебера.

4.Роль протестантской религии в формировании «духа капитализма».

 

Тема 7. Экономическая теория К.Маркса

Разработка экономической теории в «Капитале». Теория прибавочной стоимости. Марксистская схема воспроизводства общественного продукта. Основные направления марксистских течений: экономические взгляды В.И. Ленина, П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановского. Развитие экономических концепций социал-демократии. «Организованный капитализм» Р. Гильдфердинга, К.Каутского.

Вопросы для самопроверки изученного материала:

1.Структура «капитала» Карла Маркса, цели исследования.

2. Основные положения теории прибавочной стоимости.

3. Значение марксистской схемы общественного воспроизводства.

4.Марксистская концепция общественного развития.5.Экономическая проблематика работ В.И.Ленина.

5. Зарождение экономико-математической школы.

6. Критика взглядов народников П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановским.

 

Тема 8. Дж. М. Кейнс. Теория эффективного спроса

«Общая теория занятости, процента и денег». Сбережения и инвестиции, их взаимосвязь. Теория предельной склонности к потреблению и мультипликатора. Кейнсианские механизмы регулирования национальной экономики.

Вопросы для самопроверки изученного материала:

1. Кейнсинская критика классических взглядов.

2. Методология кейнсианской теории.

3. Функции потребления и сбережения в кейнсианской модели.

4. Функция инвестиций.

5. Равновесный объем производства в кейнсианской модели.

6. Инвестиции и доход: эффект мультипликатора.

7. «Основной психологический закона» Дж. М.Кейса.

 

Тема 9. Экономические концепции монетаристов

Уравнение обмена И.Фишера. Теория денег М.Фридмена. Инструменты и методы монетаристской политики. «Денежное правило М.Фридмена». Монетаристские рецепты регулирования экономики.

Вопросы для самопроверки изученного материала:

1. Сравните уравнение обмена И.Фишера и кембриджскую формулу.

2. Факторы, определяющие спрос на деньги.

3. В чем смысл «Денежного правила М.Фридмена».

4. Роль и значение монетаризма в реформировании российской экономики.

 

Тема 10. Неолиберализм и социальное рыночное хозяйство

Экономическая и социальная философия неолиберализма. Теория экономических порядков В.Ойкена; основные положения, выводы. Учение об основных видах хозяйства. Социальное рыночное хозяйство. Реформы Л.Эрхарда. Концепция «спонтанного порядка» Ф.Хайека.

Вопросы для самопроверки изученного материала:

1. Какие факторы способствовали успеху реформ Л.Эрхарда.

2. Назовите основные отличительные черты социального рыночного хозяйства. 3. В чем состоит взаимосвязь между политикой порядка и политикой регулирования.

4. Как оценивают теоретики неолиберализма роль государства в экономике.

 

Тема 11. Ведущие представители отечественной экономической мысли

А.В. Чаянов и формирование российской школы экономистов аграрников. Концепция семейно-трудового крестьянского хозяйства. Теория больших циклов (длинных волн) Н.Д. Кондратьева. Л.Н. Юровский «Очерки по теории цены». Теория и практика проведения денежной реформы. Л.Н.Юровский: проблемы равновесия и стабилизации в переходной экономике. А.А.Богданов «Краткий курс экономической теории».

Вопросы для самопроверки изученного материала:

1. Взгляды А.В.Чаянова на эволюцию крестьянского хозяйства.

2. Теория развития крестьянской кооперации.

3. В чем состоит практическая ценность теории больших циклов Н.Д.Кондратьева.

 

Тема 12. Отечественная экономико-математическая школа

Методика В.К. Дмитриева исчисления полных затрат труда на производство продукции. Теоретические разработки Е.Е. Слуцкого. «Тектология» А.А. Богданова. Российская основа метода «затраты-выпуск» В.Лентьева. Метод линейного программирования Л.В. Канторовича.

Вопросы для самопроверки изученного материала:

1. Сущность метода линейного программирования Л.В.Канторовича.

2. Как согласно теории Е.Е. Слуцкого изменение цен и доходов влияют на потребительский спрос?

3. Какова связь между «Тектологией» А.А.Богданова и современной практикой управления бизнеса?

 

Тема 13. Институционализм

Основоположник институционализма Т.Веблен. Институционализм: предмет исследования, методология. Влияние институционализма на развитие экономической науки. Дж. Коммонс: правовые основы институционализма. У.Митчелл: проблема экономических циклов. Разработка проблем экономической составляющей в социальной сфере в работах Г. Беккера.

Вопросы для самопроверки изученного материала:

1. Понятия «институции» и «институты».

2.Критика институциалистами неоклассиков.

3.Привычки поведения, обычаи, мотивы поступков в работах Т.Веблена.

4. Основная идея работы У.Митчелла «Экономические циклы: проблема и ее постановка».

5. Понятие «человеческого капитала» в работе Г.Беккера «Человеческий капитал».

6. Экономический анализ преступности в работах Г.Беккера.

 

Тема 14. Современный институционализм

Дж. Гэлбрейт: технический детерминизм. Р.Коуз: теория прав собственности. Теория общественного выбора Дж. Бьюкенена. Ф.Перру: экономика доминирования. Постиндустриальное общество и общество «третьей волны».

Вопросы для самопроверки изученного материала:

1. Раскройте понятие «техноструктуры».

2. Раскройте понятия «полюса роста», «зоны роста».

3. В чем существо теории общественного выбора Дж. Бьюкенена?

4. Методы решения проблем «внешних эффектов» предложенные Р.Коузом.

 

Тема 15. Шведская (Стокгольмская школа)

Основатель шведской школы Кнут Виксель: теория распределения, эффект Викселя, модель кумулятивной инфляции. Модель взаимодействия экономических и социальных переменных Гуннара Мюрдаля. Работа Гуннара Мюрдаля «Азиатская драма».

Вопросы для самопроверки изученного материала:

1. Раскройте основные положения модели взаимодействия экономических и социальных переменных.

2. В чем суть концепции кумулятивного процесса?

3. Проблематика работы Гуннара Мюрдаля «Азиатская драма».

4. Эффект Виксселя.

 

Тема 16. Экономическая теория предложения.

Date: 2015-07-23; view: 498; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию