Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рабочая Программа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ И.Н.УЛЬЯНОВА

КАФЕДРА ЛИТЕРАТУРЫ

Утверждаю:

Декан филологического факультета

«» 2002 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса («ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА 2 ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА»

для специальности 032900 «Русский язык и литературах; Русский язык и литература с

дополнительной специальностью «Культурология»; Русский язык и литература с

дополнительной специальностью 033000 «Родной язык и литература»

Факультет филологический, очное отделение

Курс 4

Семестр -7-8

Лекции – 16 лекций (32 ч.)

Практические занятия - 7 часов

Всего часов - 40 часов

Экзамен - 8 семестр

Составитель - Демидова Т.Э., ст. преподаватель,

кандидат фил. наук Рецензент - Шахова Л.Г.,

доцент, кандидат фил. наук

Учебная программа составлена на основе программы для пед. вузов «История зарубежной литературы». Серия ((Педагогический университет».—М., Флинта, 1999.—200 с. Авторы: В.А. Луков, Н.П. Мнхальская, М.И. Никола, Г.Н.Храповицкая. Отв. ред.: В.А. Луков, профессор, доктор филол. наук.

Программа рассмотрена на заседании кафедры литературы, протокол № 7 от 4 июля 2002 г.

(подпись зав. кафедрой)
Программа одобрена на заседании Совета факультета, протокол № от «______»___ 200_ г.

(подпись декана) Ульяновск - 2002 г.


ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа определяет концепцию, цель, содержание и общее построение курса «История зарубежной литературы 2 половины XXвека».

Курс построен по историческому принципу в сочетании с целостным рассмотрением отдельных персонажей и жанров. Концептуальная основа определяется спецификой изучаемого периода - сложностью исторического и, соответственно, литературного процесса XX века. Этот период подводит итоги всего изученного в ходе курсов зарубежной литературы, предшествующих данному, выявляет традиции и новаторство, обеспечивает «базу» для дальнейшего изучения литература XXI века.

Особенность изучения еще и в том, что литература XX века обогащается новейшими художественными приемами и принципами построения произведений.

Методологическим принципом при изучении данного периода является структурно-типологический анализ. Понимание и изучение структурных закономерностей в свою очередь предполагает необходимость постановки историко-генетическнх проблем.

При работе над курсом студентам необходимо овладеть навыками целостного анализа произведений.

По учебному плану на аудиторное изучение предмета отводится: лекции - 32 часа, практические занятия - S часов.

Преподаватель может сам распределить учебное время по разделам н темам, а также определить, какой материал рекомендовать студентам для самостоятельного изучения.

В лекциях целесообразно освещать наиболее сложные вопросы. На практических занятиях необходимо особое внимание уделять жанрам, которые изучаются в средней школе (роман, повесть, литературная сказка).

В программе после каждой темы помещен список литературы (исследования), в конце представлен список учебных пособий по курсу, библиографических указателей, с помощью которых можно отобрать литературу, имеющуюся в библиотеках города. Углубленному и непрерывному изучению предмета в течение всех лет обучения в вузе будут способствовать дополнительные самостоятельные чтения по изучаемому курсу.

Цель всего курса «Истории зарубежной литературы» — сформировать у студентов систему ориентирующих знаний о литературе Европы от античности до наших дней и дать фрагментарное представление о литературе других регионов мира. Курс литературы 2 пол XX века концентрирует внимание в основном на литературе Европы, включая обзорно литературу Северной и Латинской Америки, Японии, Африки.

Программа составлена в соответствии с Гос. Образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 021700 «Филология», могут использоваться как базовые для бакалавриата и магистратуры. ГОС ВПО предусматривает знания выпускником основных этапов истории мировой литературы. В процессе изучения постоянно уделяется внимание русско-зарубежным литературным связям.

В программе содержится материал, обязательный для изучения (ключевые понятия выделены в каждом разделе), и тот, который может быть изучен в ознакомительном порядке.


Тематика лекционного курса.

1. Творчество Ж.П. Сартра. «Бытие и ничто» - основной философский труд. Роман «Тошнота» - философско-художественный манифест атеистического экзистенциализма. Образ абсурдного мира в романе. Рассказ «Стена» - переосмысление жизни перед лицом смерти. Драматургия Сартра.

2. А. Камю. Эволюция взглядов и творчества от «Мифа о Сизифе» и «Постороннего» к роману «Чума» и эссе «Бунтующий человек». Экзистенциалистская проблематика и романтическое начало в творчестве раннего Камю. Пьеса «Калигула» как миф «абсолютной свободы». Пессимистическая картина мира.

3. Театр абсурда (Ионеско и Беккет).

4. Английская литература. Обзор. Творчество Г. Грина.

5. Притчевая форма жанрового мышления в творчестве У. Голдинга. «Повелитель мух» как дебют-открытие автора. «Шпиль», «Пирамида», «Двойной язык».

6. Эволюция творчества А. Мердок от экзистенциализма к неоплатонизму. Идеи лингвистической философии в романах.

7. Творчество Д. Фаулза. Взаимодействие с постмодернизмом.

8. Американская литература 2 пол. 20 века. Д.Д. Сэлинджер. Биография. Повести о Глассах. «Над пропастью во ржи». Замысел, воплощение, образ подростка. Влияние книги на мировую литературу. Методические рекомендации.

9. Творчество Курта Воннегута. Эволюция научно-фантастического жанра в творчестве К. Воннегута. Психологические открытия. Тема 2 Мировой войны. Самопародирование в романе «Сирены Титана».

10.Творчество Д. Апданка. Открытие типа среднего американца.

(«Кролик, беги!»), мифология и современность в творчестве

(«Кентавр»). 11. Джойс Кэрол Оутс. Традиция и новаторство. «Гендерный» подход к известному материалу. Изображение женщины и любви в романах. Новеллистика. 12.Лаганоамериканекая литература. Происхождение. Особенности. Традиции. Новаторство. ГГ. Маркес. Феномен нового латиноамериканского романа. Проблемы мифотворчества. Алехо Карпентьер, Кортасар, Фуэнтес.

13. Японская литература. Тенденция развития. Японское видение мира (Акугагава, Кавабата) и европеизированное мышление (Кобо Абэ, X. Мураками). Мировое признание японской литературы.

14.Немецкая литература 2 пол. 20 века. Зегерс, Бехер, Белль. Творческий путь Г. Белля. Проблематика, миротворчество и


политическая позиция и художественное мастерство. Восприятие Белля в России.

15.Гюнтер Трасс. Герой-аутсайдер, нем. бюргерство 20 века, калейдоскопичность творчества, гротеск, «Жестяной барабан» - новый этап нем. литературы. «Мое столетие» как произведение-итог, Патрик Зюскинд. Роман «Парфюмер», Постмодернистская стилистика романа. Новеллы.

16.Литература Швейцарии. История развития. Традиции и новаторство. Признание швейцарской литературы в 20 века.

17.Ф. Дюрренматт. Творческий путь. Парадоксальный подход к проблемам современности. Рассказы. Пьесы. Роман «Правосудие». Детективный жанр.

18.Итальянская литература 20 века. История. Творчество Д. Буццати. Роль романа «Татарская пустыня». Философия ожидания в романе. Традиции Кафки. Новеллистка Буццати, Творчество У. Эко. «Имя Розы» - семиотический или постмодернистский роман?

Практические занятия.

1е полугодие.

1. Камю А. Роман «Чума» в контексте экзистенциальных идей.

2. Особенности сатиры в романе Г. Грасса «Жестяной барабан».

3. Г. Белль. Глазами клоуна.

4. Айрис Мердок, Художественная специфика романа «Черный
принц».

5. У. Голдинг. Шпиль.

6. Апдайк. Кентавр. Мифологический код как средство философского и художественного познания мира.

7. Кизи Кен. Пролетая над гнездом кукушки.

8. Д. Д. Сэлинджер. Над пропастью во ржи. Самостоятельная работа. Представить конспект урока.

9. Кобо Абэ. Женщина в песках.

10. Ясунари Кавабата. Стон горы. Анализ растительной семантики поэтики.

11. Роман Г. Грина «Комедианты».

12. Контрольная работа.

 

 

2 е полугодие.

1. Борхес. Рассказы. Принципы постмодернистской эстетики в рассказах.

2. Античные реминисценции в романе Д. Фаулза «Волхв».

3. Умберто Эко. Имя розы.

4. Роман С. Гейма «Агасфер».

5. Роман П. Зюскинда «Парфюмер». Поэтика и нравственные уроки.

6. Том Стоппард. «Розенкранц и Гильденстерн мертвы». Постмодернистская стилистика пьесы.

7. Контрольная работа.


ЗАНЯТИЕ № 1

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ В ПРОИЗВЕДЕНИИ

А ЛЬБЕ РА КАМЮ «ЧУМА»

1. Специфика жанра произведения. Отчего появляются жанровые наслоения?

2. Роли героев.

3. Какими способами показана абсурдность бытия? Свобода человека? Его выбор? Причины чумы?

4. Что есть чума по Камю?

А) значения этого словообраза;

Б) связь с толкованием Сартра, других писателей?

5. Основные итоги романа. «Экзистенциапьны» ли они?

ЛИТЕРАТУРА

1. Великовский С.И. Грани «несчастного» сознания»: Театр, проза, философская эссеистика, эстетика. - М., 1973.

2. Кушкин Е.П. Альбер Камю: Ранние годы. - Л., 1982.

3. Долгов К.М. От Кьеркегора до Камю: Философия. Эстетика. Культура. - М., 1990.

См. разделы о «Чуме».


ЗАНЯТИЕ № 2.

 

Особенности сатиры в романе Г. Грасса «Жестяной барабан».

1. Историческая модель и художественная реальность: политика З-его Рейха и философия обывателя. История Германии 20 века как клоунада и фарс.

2. Гротеск и метафора в создании образа О. Мацерата. Уродство как способ выражения протеста против мира. Рост- символ нравственной позиции. Цинизм.

3. Эстетическое равенство тезиса и антитезиса в романе как осуждение филистерского мира и преданность ему. Пародия как средство критики традиционных филистерских ценностей. Ироническая диалектика филистерского и художнического в образе Мацерата.

4. Особенности повествовательной манеры. Мацерат – рассказчик и объект повествования одновременно.

5. Пародия на роман воспитания.

6. Поэтика романа: символы, аллегории, метафоры.

7. Особенности языка: вульгаризмы, жаргон, элементы плутовского романа. Сочетение фантастики, гротеска и сатиры.

 

 

Литература.

1. История литературы ФРГ. - М., 1980.

Пронин Вл. История немецкой литературы. - М., 2004.

3. Карельский А. От героя к человеку. - М., 1990.

4. Млечина И. Литература и общество потребления. - М., 1975.

 

 

О сатиире.

1. Бахътин М.М. Творчество Ф. Рабле и народная смеховая культура средневековья и Ренессанса. - М., 1990.

2. Вулис А. В лаборатории смеха. - М., 1966.

3. Дземидюк Б. О комическом. - М., 1974.

4. Лук А.Н. Юмор, остроумие, творчество. - М., 1977.

5. Манн Ю. О гротеске в литературе. - М., 1966.

6. Поляков М.Я. Вопросы поэтики и художественной семантики. -М., 1978.

7. Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. - М., 1976.

 

Занятие № 3

Роман А. Мёрдок «Черный пр инц».

1 • Место романа «Черный принц» в творчестве А, Мёрдок,

2. Жанровое и композиционное своеобразие романа.

3. Тема искусства в романе: позиция подлинного художника -утверждение художественной правды (Брэдли Пирсон); позиция коммерческого успеха (Арнольд Баффин).

4. Тема любви ее связь с темой искусства. Творческое осмысление Мёрдок платоновской идеи эротического восхождения.

5. Экзистенциальные мотивы в романе (образ Присциллы).

6. Критическое изображение в романе отчуждения человека в буржуазном обществе и тех сил, которые создают его (власть денег, произвольное использование психоанализа).

7. Высокая метафоричность романа: значение в его структуре гамлетовской темы, значение темы Локсия-Аполлона.

______________ Литература.

1- Воропанова М.И. Под знаком Аполлона. // Мёрдок А. Черный
принц.. М., Правда, 1990.

2. Гражданская 3. Черный принц. Кто он? // Литературное обозрение. 1975, № 3, е. 87-89.

3. Уриов М.В. Послесловие к роману «Черный принц». // Иностранная литература. - 1.974. № 11, с. 196-198.

4. Аникин Г.В. Английский роман.. Свердловск. 1971. с. 216-252.

5. Воропанова М.И. Мёрдок, Айрис. // Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь: в 2-х чч. 1997.

6. Воропанова М.И. Своеобразие художественной структуры романа Мёрдок «Черный принц». II Типология и взаимосвязи в зарубежной литературе.- Красноярск, 1976, с. 86-100.

7. Демурова Н. Метафоры «Черного принца». II Мёрдок. Черный принп.- М., 1977, с. 431-444.

8. Ивашева. В.В. Эпистолярные диалоги. М., 1983, с. 211-243.

9. Ивашева В.В. Судьбы английских писателей: Диалоги вчера и сегодня. - М., 1989, е.248-251.

10. Михальская, Аникин. Английский роман 20 века. - М., 1962,

с.148-182. П.Саруханян А.Д. А. Мёрдок. // Английская литература. 1945-

1980.-М.. 1987,с.302-317.


ЗАНЯТИЕ № 4

ГЕНРИХ БЁЛЛЬ «ГЛАЗАМИ КЛОУНА»

1. Судьба художника и искусства по книге Бёлля.

2. Символика заглавия: и образа клоуна.

3. Способы изображения и осуждения лицемерия.

4. Художественное время романа, пространство, образы тьмы и света, сумерек, запаха и вкуса.

5. Монолог как основной принцип построения романа.

6. Смысл финала.

ЛИТЕРАТУРА

1. Рожновский С.В. Генрих Бёлль. - М., 1965.

2. Роднянская И. Мир Генриха Бёлля //Вопросы литературы. 1966, № 10.

3. Копелев Л. О Генрихе Бёлле. //Иностранная литература. 1988, №2.

4. Топер П. Между чешым и коричневым. // Иностранная литература. 1964, №3.

5. Адмони В. С позиций человечности. /У Новый мир. 1964, № 12.

6. Белль Г Избранные произведения. 1994. Там же вст. ст. Топера,

С.485-493.

7. Биобиблиографический словарь. Зарубежные писатели. 1994, -
М., 1 том, ст. В А. Пронина о Бёлле, С. 62-65.


Занятие № 5.

Миф в романе Дж. Апдайка «Кентавр» как средство философского и художественного познания мира.

1962.

1. Мифологические параллели к героям романа.

1. Роль эпиграфа. Его функции в контексте романа.

2. Принцип двойного измерения в романе.

3. Кентавр как внутренняя сущность Колдуэлла. Образ. Его Роль.

4. Дегероизация и десакрализация мифов о Зевсе, Венере, Марсе, Деметре.

5. Диалектика взаимоотношений между Хироном и Олимпом.

6. Образ болезни, боли.

Литература.

1. Засурский Я.Н. Американская литература 20 века. - М., 1996.

2. Затонский Д. Искусство романа и 20-й век.- М.,1973.

3. Ландор М. Романы-кентавры // Вопли, 1967, № 2.

4. Лидский Ю.Я. Очерки об американских писателях 20 века. –Киев, 1968.

5. Мулярчик А.С. Спор идет о человеке. О литературе США 2 пол. 20 века. – М, 1986.

6. Морозова Т.Л. Образ моложого человека в литературе США: битники, Сэлинджер, Беллоу, Апдайк. – М., 1969.

7. Мендельсон М.О. Роман США сегодня.- М., 1977.

8. Мулярчик А.С. Послевоенные американские романисты. – М., 1980.

9. Мендельсон М.О. Американская сатирическая проза 20 века. –М., 1972.

 

– М., 1969.


ЗАНЯТИЕ № 6.

Кен Кизи. «Пролетая над гнездом кукушки» в контексте литературы о сумасшедшем доме.

  1. Литературные истоки произведения Кизи:

А. Э. По «Черт на колокольне»;

Б. Кафка «В исправительной колонии»;

В. Фолкнер У. «Шум и ярость»;

Г. Белль Г. «Глазами клоуна».

2. Философские и психологические истоки:

А. Э. Берн. Игры, в которые играют люди;

Б. Э Берн. Что вы говорите после того, как произнесли приветствие;

В. С. Выготский. Об игре;

Г. Й. Хейзинга. Человек играющий;

Д. М. Базтин. Рабле и смеховая народная культура средневековья и Ренессанса.

3. Роли героев (Макмерфи, Бромден, Хардинг, Гроган, Биббит).

4. Жанр.

5. Особенности поэтики.

6. Смысл заглавия.

7. Смысл эпиграфа.

8. Смысл посвящения.

9. Смысл финала.

 

Литература.

Э. Берн, Выготский, Хейзинга, Бахтин.

А. Зверев. Вст. Ст. // Кизи Пролетая над гнездом кукушки. – М., 2004.

Занятие № 7.

РОМАН КОБО АБЭ «ЖЕНЩИНА В ПЕСКАХ»

1- Где прослеживается сугубо японское начало?

2. В чем европейское влияние? Место К. Абэ в современной японской литературе.

3. Почему роман называется «Женщина в песках»?

4. Изменяется ли Ники Дзюмпей? От чего к чему?

5. Образ песка.

6. Образ ямы.

7. Как решается спор о пути Японии в романе?

ЛИТЕРАТУРА

1- Рехо К, Современный японский роман. - ML 1977, С. 132-142. 2.Кобо Абэ // Библтографический словарь. Зарубежные писатели. -ML 1994, Т. 1.

3. Палисвский Л. Путь к п реодолению.// Иностранная литература,
1966, №5.

4, Г. Злобин. Введение, // Женщина в песках. Чужое лицо. Романы.
- 1988.

 

Занятие № 8.

 

Ясунари Кавабата. Стон горы. «Растительная» поэтика романа.

1. Японское начало в романе.

2. Специфика жанра.

3. Образы растительного мира. Их роль.

4. Образы животных.

5. Смысл, вложенный во время действия.

 

 

Литература.

 

Федоренко Н.Т. Кавабата Ясунари.- М., 1982.

Королев, Кирилл. Энциклопедия символов, знаков, эмблем. – М., 2003. На кафедре.

В. Бауэр, И. Дюмотц, С. Головин. Энциклопедия символов.- М., 2000. На кафедре.

 

 

Занятие № 9.

Д. Дж. Сэлинджер. Над пропастью во ржи. Самостоятельная работа. Составление плана-конспекта урока по повести для среднего звена школы.

 

 

Литература.

1. Мулярчик. Введение к роману.

2. Чугунова, Полушенкова.

3. Биобиблиографический словарь.

4. Галинская И.Л. Загадки известных книг.

5. Морозова.

6. Максуэлл У.

7. Зверев А. Сэлинджер: тоска по неподдельности // Сэлинджер. Над пропастью во ржи. – М., 2003, с. 5-24.

 

 

Занятие № 10. У. Голдинг. Жанровое своеобразие повести-притчи «Шпиль».

 

 

1. История создания произведения.

 

2. Основная идея.

 

 

3. Другие идеи-мотивы.

 

 

4. Особенности композиции.

 

6. Сквозные образы, движение образов по главам.

 

7. Библейскеая параллель.


Занятие № 11.

 

Грэм Грин. Конкретно-историческое и вечное в романе «Комедианты».

 

1.Специфика жанра романа.

2.Система персонажей романа.

3. «Находки» на уровне системы образов.

4. Оценка политических событий. Отражение времени в романе.

5. Афоризмы.

 

 

Литература.

1. Воропанова М.И. словарная статья. Биобиблиографический словарь.

2. Ивашева В.В. Английские диалоги.

3. Шекспир, Никлас. Грэм Грин // Иностранная литература, 1992, №7.

4. Аверинцев С. Статья о Грине //Иностранная литература, 1987, №№ 1-2.

5. Аллен У. Традиция и мечта.

6. Анджапаридзе.

 

 

Занятие № 12.

Контрольная работа.

 

 

Второе полугодие.

ЗАНЯТИЕ № 1

ПРОЗА X Л БОРХЕСА. ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ ЭСТЕТИКА

РАССКАЗОВ

1. Поэтика заглавия; новеллы «Вавилонская библиотека». Характер аллюзий.

2. Принципы «игры», «классификации», «лабиринта» в тексте новеллы.

3. Метафора Вселенная - библиотека и ее смысловое поле.

4. Философская проблематика новеллы «Вавилонская библиотека».

5. Метафорическая природа текста новеллы «Вавилонская библиотека».

ЛИТЕРАТУРА,

Тексты.

Борхес Х.Л. Собр. соч.: В 3-х т.-Рига, 1994. Обязательны тексты: "Вавилонская библиотека», «Сад ветвящихся тропок», «Пьер Менар, автор «Дон Кихота», «Разлучница» и три рассказа по выбору студента.

Критические работы, обязательные для изучения

1. Левин ЮН. Повествовательная структура как генератор смысла. Текст в тексте у Х.Л. Борхеса// В сб.: Текст в тексте: Труды по знаковым системам. - Тарту, 1981.

2. Степанов Г.В. Поучительный эксперимент у Х.Л. Борхеса // Степанов Г.В. Язык. Литература. Поэтика. - М., 1988.

3. Фейн Дж. Неоднозначности в поисках симметрии: Борхес и другие // Узоры симметрии. - М.т 1980.

4. Ямпольский М.Б. Метафора Борхеса// Латинская Америка. -1989. -№6.

Дополнительная литература

5. Борхес Х.Л. Словарная статья. - Зарубежные писатели.
Библиографический словарь. Том 1. 1997. С.88.

6. Хайме Вальдивьесо. Борхес как воля и воображение. Введение. -Борхес Х.Л. Алеф. М.720027 с.7-22.

7. Фуэнтес К. Новый латиноамериканский роман. — Писатели латинской Америки о литературе. - М., 1982.

8. Тертерян И.А. Вместо юбилейной речи. - Латинская Америка. 1984, №10.


Занятие №2

Античные реминисценции в романе Д. Фаулза «Волхв» («Маг»),

1. Особенности постмодернистского письма в творчестве Д. Фаулза: «мир как текст», «мир как хаос», прием игры, интертекстуальность, авторская маска.

2. «Аритстос» как отражение взглядов писателя.

3. Семантика заглавия романа, использования названия Фраксос. Семантика острова.

4. Особенности художественного пространства романа через систему аллюзивных сравнений: Фраксос - Эдем, Рай, Тартар. Соотнесенность с эволюцией мировосприятия главного героя Николаса.

5. Организация смыслового содержания романа при помощи доминантных аллюзий: Морис Кончис - маг, волхв; Николас Эрфэ - Тезей; Лилия - Ариадна; госпожа де Сейтас - Деметра, Астарта.

6. Ситуативные аллюзии: Николас - Тантал, Сизиф; Лилия - Персефона.

7. Образ Посейдона как сквозная аллюзия.

Литература.

1. О постмодернизме: Николюкин (слов. Статья).

2. Долинин А. Обзор романов Фаулза 70-80-гг // Современная художественная проза за рубежом. 1988 № 3.

3. Мелетинский Е. М. О литературных архетипах. М, 1994,

4. Павлычко В. Игра в действительность. Философское содержание магического театра в творчестве Фаулза // Литература и общественное сознание Запада. Киев. 1990.

5. Бушманова Н. И. Дерево и чайка в открытом окне. Беседа с Д. Фаулзом // Вопли, 1994, №1.

6. Бушманова. Н.И. Шекспировские аллюзии в творчестве Фаулза. Докт. Дисс. 2004.

7. Бушманова Н. И. Игра как принцип организации текста.// Тезисы докладов 3 Международной конференции английстов.Смоленск. 1994.

8. Дьяконова Н. Я. Авторский комментарий в романах Ф.// Известия АН СССР. Секция языка и литературы. М., 1985. Т.44, вып. 5.

9. Д. Фаулз. Аристос // Писатели Англии о литературе. М, 1981, с.360.


Занятие № 3

Роман П. Зюскинда «Парфюмер». Поэтика и нравственные уроки.(1985).

1. Смысл заглавия.

2. Особенности жанра произведения.

3. Традиции мировой литературы.

4. Традиции немецкой литературы.

5. Постмодернистская стилистика в романе.

6. Образ главного героя.

7. Основная метафора, на которой строится роман - метафора запаха. Литературные -. предтечи этой метафоры.

8. Нравственные уроки романа.

Литература:

1. Пронин В.А. История немецкой литературы. - 2007, М., с. 378-380.

2. Ишимбаева Г. Смыслостановление романа П. Зюскинда «Парфюмер». Роман как постмодернистское произведение. Интернет-статья, http: // www. hrono.info|text|2005|ishim 12-05.html. или журнал «Вельские просторы» 2005, № 12.

3. Ханс Риндисбахер. От запаха к слову: моделирование значений в романе П. Зюскинда «Парфюмер», http: || magazines.russ.ru|nlo|2000|43|hans.html. Интернет-статья.


_______________ Занятие № 4.

Роман Стефана Гейма «Агасфер» (1981).

1. Традиция изображения Вечного Жида в европейских литературах.

2. Традиции немецкой литературы в изображении Агасфера.

3. Особенности изображения Агасфера Стефаном Геймом.

4. Причины известного отношения Агасфера к Иисусу, по Гейму.

5. Особенности композиции произведения. Пространственная организация.

6. Смысл финала.

7. Особенности поэтики: имена.

Литература.

Гейм С. Агасфер. Перев. Б. Хлебникова.- СПб, Амфора, 2000.


Занятие № 5

Умберто Эко. «Имя Розы», Постмодернистская стилистика в романе. 1.Фигура повествователя - безличного скриптория, фиксатора событий. Маска. 2.Смысл заглавия.

3.Читательская сопричастность творению смысла в романе. 4. Жанр.

5.Образы-символы в романной структуре. 6.Нравственные уроки романа.

Литература.

1.У. Эко Послесловие к роману. Заметки на полях. //Иностранная литература. 1988. №8, 9, 10.

2. Хализев. Теория литературы. Раздел о тексте как постмодернистской категории.

3. Лотман Ю. М. Выход из лабиринта.// У. Эко. Имя Розы. - М., 1989, Книжная Палата, с. 468-481.

4. Николюкин. Статья о постмодернизме.

5. Травина Е. Умберто Эко. Реальность - фантазия, в которую верят. Вопросы литературы, 1996, № 5.

6. Рейнгольд. С. «Отравить монаха» или человеческие ценности по Умберто Эко //Иностранная литература, 1994, № 4.

 

7. Умберто Эко. Внутренние рецензии. Перевод Е. Костюкович.// Иностранная литература. 1997, № 5.

8. Ли Маршалл и У. Эко. Под сетью (интервью) // «Искусство кино», 1997, № 9.

9. Костюкович Е. Орбиты Эко. // Эко. Имя Розы. М., 1998, с.645-649.

 

10. Затонский Д. Постмодернизм в историческом интерьере. // Вопросы литературы, 1996, №3, с. 182-205.

11. Андреев Л. Художественный синтез и постмодернизм. // Вопросы литературы, 2001, № 1, с. 3-38.


Занятие № 6.

Пьеса Тома Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы».

 

 

Занятие № 6. Контрольная работа.

 

 

Тексты для чтения.20 век. Вторая половина.

Фр.

Сартр Ж.-П. Мухи.

Камю А.. Посторонний. Чума.

Ионеско Э. Носорог или Лысая певица.

Беккет С. В ожидании Годо.

Нем.

Белль Г. Глазами клоуна. Грасс Г. Жестяной барабан. Зюскинд П. Парфюмер. Контрабас.

Мерль. Мадрапур. Гейм Г. Агасфер.

Швейц.

Фриш М. Синяя борода или Гомо Фабер.

Дюрренматт. Визит дамы или Физики или Правосудие.

Англ.

Грин Г. Комедианты или Суть дела или Ужин с бомбой.

Мердок А. Под сетью или Черный принц.

Голдинг У. Повелитель мух или Шпиль.

Фаулз Д. Волхв или Подруга французского лейтенанта.

Лессинг Д. Пятый ребенок.

Стоппард Т. Розенкранц и Гильденстерн мертвы.

Амер.

Сэлинджер. Над пропастью во ржи.

Апдайк д. Кентавр.

Кизи К. Пролетая над гнездом кукушки.

Воннегут К. Бойня № 5.

Оутс Д. Сад радостей земных.

Гарднер Осенний свет.

Уильяме Т. Трамвай «Желание».

Латиноамер.

Маркес Г.Г. 100 лет одиночества. Осень патриарха.

Борхес. Рассказы.

Яп.

Кобо Абэ. Женщина в песках.

КавабатаЯсунари. Стон горы.

Ит.

Умберто Эко. Имя Розы. Баррико А. Море-океан. Буццати.Д. Татарская пустыня.


ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Особенности литературного процесса.2 половины 20 века.

2. Экзистенциализм. Философска я основа. Основные п ринци п ы. Представители,

3. Жан Поль Сартр. Творческий портрет. Драма «Мухи».

4. Альбер Камю. Общий анализ творчества. Ром а н «Чум а». Экз истенциальное в романе.

5. Театр абсурда. Ионеско или Беккет. Одно из произведений проанализировать.

6. Ан глийская литература XX века. Имена, особ енно сти.

7. Творчество У. Гол ди н га.

8. Особенности творчества А. Мердок.

9. Творчество Д. Фаулза и пост м одернизм.

10. Творчес т во Г. Г р ина.

11. Особенности литературы Германии 2.половины.20 века.

12. Патрик Зюскинд. Парфюмер.

13. Творческий портрет Г.Белля.

14. Тв орчес тв о Г. Грасса.

15. Швей ц арская литература. Особенност и литера ту рного промесса.

16. Макс Ф риш или Дюрренматт. Анализ одного и з произ ведений.

17. Итальянская литература. Основные направления.

18. Творчество У. Эко.

19. Творчество Д. Буацати.

20. Аме риканская литер атура XX века. Анализ творчест ва...одного и з роман ов (Оу;гс\ Гард нер» Воннегу т),

21. Анализ одного из ром а нов Д. Апдайка.

22. Произведение К. Воннегута, особенности стиля.

23. Д. Д. С э линджер. «Над п ропаст ь ю во р жи». Идеи, х у дожеств е нные о собенности. Е вропейски е и дзэновские корни книги,

24. Традици и Сэлин джера у Г.Б ёлля.

25. Теннеси Уильяме. О дн а из пь е с, пробл е мати ка. Художественные осо беннос ти.

26. Общие особенности латиноамериканской литературы.

27. Маркес Г.Г. Суть магиче ск ого реализма, мифотворчества п и сателя (на п рим ере од ного из романов).

28. По чему «Осеи ь натр и арха» Г. Г. М аркеса б ыл а та к по пятна рус с ким и пр иi л ял а и м и?

29. Место Борхеса в латиноамериканской и мировой литературе. Рассказы Борхеса. Особенности содержания и особенности формы.

30. Творчество Пабло Неруды.

31. Особе нности японс кой литер атуры XX века.

32. Традиционная литература Японии. Творчество Я. Кавабаты. Анализ романа «Стон горы» или рассказов.

33. Творчество Кобо Абэ или X. Мураками.

34. Постмодернизм в зарубежной литературе 20 века. Общая характеристика.

35. Религиозные те мы в современной литературе 2-й половины XX века.

36. Роль античн ы х реми н исценций в. литерат ур е 2-й пол овины XX века.

37. Образ коллекционера в современной литературе.

38. Какое произведение литературы XX века Вы смогли бы взять для изучения в школьную п рограмму? Обосновать.

39. Тема маски в литер атуре 2-Й половины X X века.

40. Русский «след» в з а рубежно й литературе 20 века.

41. Т ема Второй Мировой войны в мировой литературе XX века.


<== предыдущая | следующая ==>
Статистическое изучение динамики себестоимости с помощью показателя затрат на 1 рубль произведенной продукции | Цель работы. Методические указания

Date: 2015-07-23; view: 510; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию