Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Росссийская цивилизация л и ,7






В 1912 г. оживилось социал-демократическое движение в эмиграции. Большевики, вынужденные под давлением массо­вого рабочего движения в 1906—1911 гг. сохранять единство с меньшевиками, на Пражской конференции в 1912 г. факти­чески создали собственную партию, окончательно порвав с меньшевиками. В деятельности этой партии полностью вопло­тились организационные принципы, провозглашенные Лени­ным. Центральный Комитет получил возможность включать в свой состав новых членов помимо демократической про­цедуры выборов. Одним из первых в состав ЦК таким обра­зом по рекомендации Ленина попал И. В. Джугашвили (Ста­лин), который стал также членом Русского бюро, ответствен­ного за работу большевиков внутри страны. Он представлял новое поколение руководителей партии, поднявшееся из низов народа, не усвоившее демократических ценностей интеллиген­ции, которые были достаточно сильны среди старшего поколе­ния социал-демократов. Напротив, эти люди были воспитаны в атмосфере революционной вседозволенности, индивидуально­го террора против чиновников и буржуазии, экспроприации (проще говоря, грабежа) банков, практиковавшихся больше­виками.

Опора на этот слой людей свидетельствовала об утрате мо­ральных ориентиров партийной интеллигенцией. Стремясь к цели — революции, она не обращала внимания на средства. Так в революционном движении возрождалась традиция неча-евщины, морального нигилизма.

Этот парадокс стал предметом размышлений либеральной интеллигенции, бывших «легальных марксистов», таких, как Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, М. О. Гершензон, П. Б. Стру­ве, С. Л. Франк и других. Еще в годы революции 1905— 1907 гг. революционная интеллигенция одобрила индивиду­альный террор и действия крестьянства, уничтожившего 2 тыс. помещичьих усадеб, в которых находились произведе­ния искусства, библиотеки. Ответом либералов революцион­ной интеллигенции стал сборник статей «Вехи», вышедший в 1909 г. В нем было переосмыслено место интеллигенции в России, отношение интеллигенции к народу.

«Вехи» обозначили разрыв либеральной интеллигенции с традиционными идеалами интеллигентов-разночинцев 60— 70-х гг. XIX в., главным из которых были преклонение перед «народом-страдальцем» и чувство вины перед ним. Стремле­ние сделать народ богатым и счастливым было основой иерар­хии ценностей интеллигентов. «Веховцы» осудили «народо-поклонство» интеллигенции, которое приводило к некрити­ческому заимствованию западных революционных идей. Результатом этого, по их мнению, была утрата «национально­го лица», отчуждение от государства, увлечение утилитарны­ми вопросами распределения общественных благ.


Благо народа ставилось выше ценностей созидания, исти­ны и добра. «Интересы распределения и уравнения,— писал Н. А. Бердяев,— в сознании и чувствах русской интеллиген­ции всегда доминировали над интересами производства и творчества». При этом стремление к иным культурным ценно­стям рассматривалось как предательство. «Масса интеллиген­ции,— отмечал М. О. Гершензон,— была безлична, со всеми свойствами стада: тупой косностью своего радикализма и фа­натической нетерпимостью».

Фактически страстное «народолюбие», поиск путей вопло­щения традиционных народных идеалов уравнительности сформировали у самой революционной интеллигенции черты традиционного сознания: монологичность, внушаемость и подражательность, когда творческое, личностное начало от­ступало на второй план. Интеллигенция заимствовала не за­падный идеал творчества, а православный идеал страдания во имя веры. В результате творчества возникали не новые идеи, а жития революционных «святых». Главным был идеологиче­ски правильный тип мышления, который чаще всего оказы­вался малопродуктивным. Несоответствие ему служило пово­дом для осуждения величайших писателей и ученых, таких, как Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, Д. И. Менделеев и других.

«Веховцы» предложили интеллигенции новый идеал лич­ностного развития и свободного творчества во имя буржуазно­го развития России. Для этого прежде всего следовало освобо­диться от «народолюбия» и уравнительных идеалов. «Русская интеллигенция,— писал П. Б. Струве,— воспитывалась на идее безответственного равенства». Она видела в капитализме только «неравное распределение», «хищничество»... и не ви­дела в его торжестве победы «более производительной хозяй­ственной системы над менее производительной. А элементом более производительной системы всегда является человече­ская личность, отмеченная более высокой ступенью годно­сти». Содействие воспитанию этой новой человеческой лично­сти должно было стать для интеллигенции «национальным идеалом и национальным служением». Н. А. Бердяев прямо говорил, что Россию «необходимо «обуржуазить», если под этим понимать призыв к социальному творчеству, переход к высшим формам хозяйства и отрицание домогательства ра­венства».

Серебряный век русской культуры. «Вехи» были манифе­стом появившейся в России и осознавшей свое предназначе­ние буржуазной интеллигенции — одной из важнейших соци­альных структур современной мировой цивилизации. Идеи ♦веховцев» во многом определили тот духовный климат, в ко­тором создавалась русская культура начала XX в., времени, вошедшего в историю под названием «Серебряный век».

10.'

Поэзия А. А. Блока, В. Я. Брюсова, А. Белого, Н. С. Гуми­лева, В. Хлебникова, И. Северянина, О. Э. Мандельштама, А. А. Ахматовой, В. Ходасевича повлияла на развитие куль­туры чувств образованной части общества в XX в. Художни­ки К. С. Малевич, В. В. Кандинский, В. Е. Татлин открыли абстрактную живопись — способ воздействия на человека при помощи чистых форм и сочетаний цветов, не имеющих пря­мой смысловой нагрузки. Наряду с поэзией как музыкой сло­ва появилась музыка цвета. Она стала основой искусства про­мышленного дизайна, преобразовавшего жизненную среду че­ловека в XX в.

Явлением мирового значения становятся драматический театр, опера и балет. Певец Ф. И. Шаляпин, танцоры А. П. Павлова и В. Ф. Нижинский приобрели широкую изве­стность на Западе благодаря Русским сезонам в Париже, ор­ганизованным С. П. Дягилевым. Приходит мировая слава к писателям Ф. М. Достоевскому, Л. Н. Толстому, А. П. Чехо­ву, А. М. Горькому, композиторам П. И. Чайковскому, Н. А. Римскому-Корсакову, А. Н. Скрябину.

Надо отметить, что высокий подъем русской культуры в конце XIX — начале XX в. был бы невозможен без помощи промышленников-меценатов, таких, как С. И. Мамонтов, П. М. Третьяков, С. Т. Морозов и многих других.

Важным шагом в развитии самосознания в России в конце XIX — XX в. было то, что оно приобрело новый, космический масштаб. Это было связано с процессом религиозно-философ­ского Возрождения и перехода русских философов к созданию целостных философских систем. Одним из результатов этого процесса было появление антропокосмизма, системы, в кото­рой мир природы и мир человека гармонично сливаются в од­но целое. Это была попытка привнесения человеческого смыс­ла в природу и историю и одновременно осознание космиче­ского масштаба деятельности человека.

Основателем философии антропокосмизма был Н. Ф. Федо­ров, в 70—90-е гг. XIX в. выдвинувший идею регуляции при­роды в космических масштабах средствами науки и техники. Высшая цель регуляции — преодоление порабощения челове­ка силами природы, коренная перестройка человеческого организма для обретения бессмертия, воскрешения мертвых и овладения космическим пространством. Общественные отно­шения при этом перестраиваются на началах человеческого братства, преодоления противоречия между учеными и неуче­ными, богатыми и бедными, городом и деревней.

Сходные идеи в это же время высказывал В. С. Соловьев. Он также искал пути освобождения материального мира от разрушительного действия пространства и времени, его преоб­разования в «нетленный космос» и пути спасения человека посредством «богочеловеческого процесса». В. С. Соловьев


впервые в России обосновал философскую предпосылку ант­ропокосмизма— идею «всеединства», соединения всех «ожи­вотворенных» элементов мира в божественном абсолюте. Все­единство — это идеал бытия, сочетающий ценности истины, добра и красоты, и идеал познания, соединяющий разум и чувства, волю и веру. Отпадение мира от Бога, писал Соловь­ев, есть его распадение на враждующие начала. Воссоедине­ние этих начал есть путь достижения совершенства. Под «на­чалами» В. С. Соловьев имел в виду не только ценности, но и направления познания, природу и общество.

Учение В. С. Соловьева дало толчок русскому религиозно-философскому Возрождению. В 1908 г. были созданы религи­озно-философские общества в Москве и Петербурге под руко­водством С. Н. Булгакова и Н. А. Бердяева, разрабатывавшие сходные идеи. В них непосредственные цели антропокосмизма как бы отходят на второй план. Философские проблемы раз­рабатываются в более традиционном православном духе, так же как идея спасения после смерти (хотя у С. Н. Булгакова мы находим идею одушевления Космоса через сошествие в не­го Святого Духа). Большую роль в творчестве философов ре­лигиозного Возрождения играли идеи русского старчества XIX в., нового исихазма.

Однако свойственное антропокосмизму стремление к цело­стному познанию мира, преодолению противоречий природы и истории при этом сохранялось. Теорию познания на основе идеи всеединства разрабатывал С. Л. Франк. Н. А. Бердяев искал пути снятия противоречий между свободным миром ду­ха и объективным миром, в котором дух связан, искажен, «за­крыт». При этом он указал формы непротиворечивого сосуще­ствования личностного и общественного начал в человеке. Он провел границу между свободной одухотворенной социально­стью, названной им «соборностью», и принудительной, подав­ляющей личность социальностью. Эти идеи впоследствии легли в основу осмысления Н. А. Бердяевым и С. Л. Франком истории России.

С другой стороны, идеи антропокосмизма привлекли вни­мание ученых-естествоиспытателей. Одним из учеников Н. Ф. Федорова был К. Э. Циолковский, основатель научной космонавтики, впервые систематически изложивший пробле­мы, связанные с началом космической эры. Вместе с тем это был оригинальный философ, основатель «космической эти­ки». В его теории преодолевалось противоречие тела и духа, тенденций к организации и дезорганизации материи. Он пред­лагал преобразование людей в «лучистую форму» — авто-трофные существа, способные непосредственно питаться энер­гией звезд и заселить космос.

Создание философии антропокосмизма было самым круп­ным достижением русской мысли в XX в., во многом опреде-


лившим направления мирового научного поиска и тенденции развития мировой цивилизации. Это учение заставило челове­ка по-новому осознать себя на Земле. С одной стороны, наша планета предстала очень маленькой, а люди на ней — брать­ями и сестрами, которым нельзя ссориться, ибо это противо­речит закону родства. С другой стороны, люди ощутили тес­ноту и замкнутость пространства планеты и начали покоре­ние космоса.

Отметим, что философия антропокосмизма — порождение ценностей русской культуры: идеи освоения новых земель (планет), преодоления противоречивого развития общества и построения царства «правды». Однако эти цели, которых ре­волюционные демократы и социалисты пытались достичь пу­тем смены власти и общественного строя, т. е. путем измене­ния системы распределения, тут решались постановкой каче­ственно новых духовных, научных и технических задач. В определенном смысле это была альтернатива пути социаль­ной революции. Недаром среди приверженцев этой идеи не было революционеров.

Философия антропокосмизма была попыткой органическо­го взаимодействия идеалов традиционализма и либерализма, попыткой найти пути преодоления кризиса российской циви­лизации. Она была завещанием русской культуры современ­ной мировой цивилизации, завещанием лучших представите­лей дореволюционной интеллигенции нынешнему поколению граждан России.

Повторим пройденное: 1. Какие из задуманных реформ удалось осуществить П. А. Столыпину? 2. Какую трактовку идеи капитализма вы­двинули либералы-«веховцы»? 3. Каких деятелей культуры, прославивших Россию на рубеже первой мировой войны, вы знаете? В чем их заслуги?

Подумайте и ответьте: 1. Каковы были предпосылки буржуазной эволюции самосознания российского общества в 1907—1914 гг.? 2. В какой мере государство способствовало буржуазной эволюции России? Как это проявилось в деятельности III Государственной думы и ходе реформ? 3. Как либералы-«веховцы» переосмыслили цели и задачи российской интеллигенции, ее отношение к народу и государ­ству? 4. Назовите основных деятелей русского религиозно-философ­ского Возрождения. Какие идеи они выдвигали? Как эти идеи были свя­заны с наследием русской культуры? 5. Что такое антропокосмизм? Какое влияние он оказал на развитие мировой науки и культуры в XX в.?

Date: 2015-07-23; view: 389; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию