Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цивилизационная альтернатива — 4. Реформы Петра I





Вспомните: чем отличался уровень экономического и культурного развития России и Западной Европы в конце XVII в.? К каким последст­виям это привело?

Европеизация России как ценность. До конца XVII в. Рос­сия пыталась дать «ответ» на «вызов» Европы, не выходя за рамки традиций, лишь при необходимости заимствуя что-то на Западе. Такие нововведения совершались как бы против воли: они не укладывались в традиционную систему ценно­стей.

Однако долго такое положение продолжаться не могло. Архаичная политическая, финансовая и военная система Рос­сийского государства не позволяла добиваться во внешней по­литике ощутимых результатов. Огпомные внешнеполитиче­ские усилия России в XVII в. привели к весьма скромным итогам. Выход к Балтийскому и Черному морям по-прежне­му был закрыт. Для того чтобы на равных бороться с европей­скими державами и Османской империей, нужно было не про­сто заимствовать отдельные достижения Европы, а сделать ев-


ропейскую экономику и культуру, европейский образ жизни особой ценностью, поставив ее выше традиционных ценно­стей русской культуры. Только тогда модернизация жизни России приобрела бы действительно широкие масштабы, стра­на могла бы войти в круг европейских держав.

Задачу изменения традиционной системы ценностей, пово­рота России лицом к Западу взял на себя сын царя Алексея Петр I (1682—1725). Он с детства ненавидел сторонников «старины», ибо еще в возрасте десяти лет пережил стрелецкий бунт, в результате которого фактически во главе государства встала его сестра, царевна Софья. Власть Петру удалось вер­нуть лишь в 1689 г.

Идеалом Петра I, усвоенным им еще в Москве, в Немецкой слободе, были европейские образ жизни, экономика и культу­ра. В 1697—1698 гг., чтобы лучше узнать Европу, Петр при­нял участие в «великом посольстве», посетившем Пруссию, Голландию, Англию и Австрию. Все это время он упорно из­учал иностранные языки, административные учреждения, во­енное и морское дело, технику стран Запада.

Возвратившись из путешествия из-за нового бунта стрель­цов, Петр со всей силой обрушился на проявления тра­диционализма в жизни России. Его страстным желанием стало превратить Россию в часть Европы, сделать ее такой же благоустроенной, богатой и процветающей, как Голлан­дия или Англия. Его ненависть к старине была столь силь­на, что вызывала ненужную жестокость. Подавление восста­ния стрельцов, защитников традиций, было проведено при помощи массовых пыток и казней. Все стрелецкие пол­ки были расформированы, царевна Софья пострижена в монахини.

В декабре 1699 г. Петр отказался от традиционного для России летосчисления «от сотворения мира» и приказал пе­рейти на общеевропейское летосчисление от Рождества Хрис­това. 1 января был отпразднован новый, 1700-й, год. Тем са­мым «разрыв времен» осуществился буквально. Это подкре­пило решительность отказа от старых ценностей и принятие новых. Начался широкий призыв иностранцев на службу в Россию. Важным средством разрыва с традицией был перенос столицы в 1703 г. из Москвы в Петербург. Новая столица строилась как образцовая, на европейский манер. В Петербур­ге Петр с самого начала стремился утвердить новые принци­пы архитектуры, новые обычаи, позволяющие в отличие от обычаев московского двора соблюдать достоинство личности, быть приятным в общении.

При Петре I Россия впервые ощутила себя как периферию Европы и поставила своей целью стать равноправной европей­ской державой, заимствуя опыт других стран. Петр I поста­вил перед Россией задачу «догоняющего развития» по отно-


шению к Европе. На европейский * вызов» Петр I стремился дать европейский «ответ».

Наиболее эффективны были петровские преобразования в военной и финансовой областях. Ему удалось создать мощные современные армию и флот, обеспечить их финансирование. Для формирования армии были введены рекрутские наборы. В Архангельске и Воронеже началось строительство флота. Стремление увеличить налоги и одновременно приблизить го­рода России к европейскому образцу заставило Петра I в 1699—1700 гг. провести городскую реформу. По ней города вы­водились из-под воеводского управления и переводились на самоуправление. В них выбирались бурмистры. При этом пря­мые подати с городов в казну увеличивались в два раза. В 1708—1710 гг. была проведена губернская реформа, направ­ленная на усиление централизации власти. Страна была раз­делена на восемь губерний, причем управлять ими наряду с губернаторами должны были коллегиальные органы — ланд-ратыу избранные из дворян. Введение самоуправления горо­дов и губерний подрывало систему приказов.

Внешнеполитические успехи Петра I. Укрепление армии и финансов страны помогло России решить важнейшую внешне­политическую проблему — овладеть выходами в Балтийское и Азовское моря. Уже в 1696 г. в результате второго азовско­го похода Петру удалось взять крепость Азов и вскоре начать строить крепость Таганрог на Азовском море. Россия переста­ла платить ежегодную дань крымскому хану. В 1700 г. нача­лась Северная война со Швецией, завладевшей почти всем по­бережьем Балтийского моря. В этой войне Россия участвовала в союзе с Данией, Польшей и Саксонией. Хотя война началась неудачно, с поражения и выхода из войны одного из союзни­ков — Дании, а также разгрома русской армии под Нарвой, уже в 1702 г. русские войска вновь перешли в наступление и выбили шведов с Ладожского озера и Невы. Там были зало­жены новая столица — Петербург и островная крепость Крон­штадт, охраняющая вход в Неву с моря. В 1704 г. были взяты Нарва и Дерпт. Но в 1706 г. Саксония тайно заключила сепа­ратный мир со Швецией и вышла из войны.

Переломный период в Северной войне наступил в 1708— 1709 гг., когда шведская армия под командованием короля Карла XII устремилась на Украину, где рассчитывала найти поддержку антирусски настроенного казачества во главе с И. С. Мазепой, а затем повернуть в центр страны. Однако пер­воначально изменившего Петру и перешедшего на сторону шведов гетмана поддержала лишь незначительная часть казацкого войска. Тем не менее Петру I в 1708 г. удалось раз­бить часть шведской армии при деревне Лесной. Когда же за­порожцы весной 1709 г. попытались перейти на сторону Кар­ла XII, Сечь была взята и разорена русскими войсками.


В июне 1709 г. в решающем сражении при Полтаве шведская армия, считавшаяся лучшей в Европе, была полностью раз­громлена и перестала существовать.

Вслед за этим русским войскам удалось в 1712— 1713 гг. вытеснить шведов из Померании (польское Поморье) и Финляндии. В 1714 г. была одержана решающая морская победа над шведами при Гангуте. В 1718 г. русские перенесли военные действия в Швецию, угрожая Стокгольму. В 1721 г. был подписан Ништадтский мир, по которому Россия получи­ла шведские владения в Прибалтике — Лифляндию и Эстлян-1 дию, часть Карелии с Выборгом, а также территории, отнятые по Столбовскому миру (1617) с городами Корела, Копорье, Орешек, Ям, Ивангород. Тем самым к России были присоеди­нены территории, развивавшиеся в рамках европейской циви­лизации, население которых исповедовало протестантизм и отличалось высоким уровнем грамотности. В русское дворян­ство влились «остзейские», т. е. прибалтийские, немецкие дворяне — носители сословных ценностей европейского дво­рянства. В России появились города, управлявшиеся на осно­ве магдебургского права.

Противоречия процесса европеизации. Однако процесс европеизации русского общества шел не так гладко, как хотелось бы Петру I. Раз за разом его попытки совместить европейские формы жизни и укрепление государства конча­лись провалом. Первой из них было стремление сделать армию вольнонаемной, как в Европе. Это не получилось, и пришлось прибегнуть к рекрутчине. Не удалось обеспе­чить общественную поддержку европейской системы город­ского самоуправления. В результате она прекратила* сущест­вование. Не прижилась коллегиальная система в областном управлении и в сборе налогов, которые пытались ввести в 1713 и 1724 гг. Как горожане, так и дворяне видели в орга­нах самоуправления не выразителей своих сословных интере­сов, а очередную государственную повинность. В результате власть на местах все более сосредоточивалась в руках губер­наторов.

Не вполне удачной была и попытка Петра I ввести в Рос­сии европейские формы судопроизводства. Устный судебный процесс был заменен письменной фиксацией показаний сто­рон. Более подробным, хотя и не систематизированным, стало законодательство. Но в глазах неграмотного рядового населе­ния такой суд был менее понятен, чем старый, устный. Тол­кование противоречащих друг другу законов открывало про­стор для произвола. Низкий уровень правосознания общества исключал возможность общественного контроля над судом. Необходим был государственный, централизованный конт­роль. В области политического сыска система следствия оста­валась старой, с использованием пыток.


В связи с этим все большее значение приобретали центральные государственные учреждения и власть самого царя. Характерно, что ближайшие соратники царя видели смысл перемен именно в укреплении этой власти. Так, госу­дарственный и церковный деятель Петровской эпохи Ф. Про-копович подчеркивал, что «русский народ... только самодер­жавным владетельством храним быть может», и предлагал ограничить права церкви. В. Н. Татищев, другой соратник Петра, резко спорил с «хвалящими вольности других госу­дарств». Единственного инициатора и гаранта перемен в жиз­ни общества они видели в самодержавии. Идея самодержавия и идея реформ были для них неразрывны.

В связи с этим потеряла свое значение и была уничтожена Боярская дума как орган, отчасти ограничивающий власть царя. Вместо нее верховным органом управления стал в 1711 г. Сенату осуществлявший надзор за работой государст­венного аппарата. В качестве второго органа верховной вла­сти был создан святейший Синоду контролировавший деятель­ность церкви. Учреждение Синода в 1721 г. означало полное подчинение духовной власти светской. Должность патриарха в России была упразднена.

Система приказов в 1718—1721 гг. была заменена систе­мой более современных учреждений исполнительной влас­ти — коллегий, созданных по шведскому образцу. Главное внимание было уделено военно-дипломатической деятельно­сти, которой занимались военная, адмиралтейская и ино­странная коллегии; финансам, находившимся в ведении трех коллегий, и торгово-промышленной деятельности, которой также управляли коллегии. Однако, помимо управления че­рез коллегии Петр сам контролировал положение в стране при помощи системы фискалов — доверенных лиц царя, которые занимались выявлением злоупотреблений в государстве. В го­ды его правления постепенно формировалась система тоталь­ного контроля царя за населением.

Тем самым, взяв за образец европейский абсолютизм, даю­щий некоторый простор самоуправлению сословий, но не до­пускающий их к власти путем использования противоречий между ними, Петр I лишь укрепил систему русского самодер­жавия, сословное самоуправление в которой практически от­сутствовало. Европеизации подверглись лишь внешние фор­мы государственных учреждений. Выражением полновластия Петра I стало принятие им в 1721 г. титула императора.

Столь же непоследовательной оказалась политика Петра I в области развития промышленности и торговли. С ней Петр I связывал свои надежды на улучшение финансового положе­ния государства, изменение роли России в Европе, формиро­вание новых групп населения — сторонников идеи европеиза­ции. Внешне достижения правительства выглядят грандиоз-


ными. В первой четверти XVIII в. в стране возникло около 100 мануфактур (в конце XVII в. их было около 10). Получи­ли развитие черная и цветная металлургия, сукноделие и дру­гие отрасли текстильной промышленности. Причем если в на­чале века эти предприятия были в основном государственны­ми и снабжали армию, то к 30-м гг. XVIII в. в строй вступили в основном частные мануфактуры, работавшие на рынок. На­чался вывоз продукции промышленности за границу. Особое значение имело создание металлургической базы на Урале, обеспечившей России к 40-м гг. XVIII в. первенство в произ­водстве чугуна в Европе и роль экспортера черных металлов.

Петр I активно поощрял внешнюю торговлю, прежде всего вывоз не сырья, а готовой продукции, причем на российских кораблях. При этом таможенная пошлина на некоторые това­ры снижалась более чем в 100 раз. Напротив, ввоз в Россию дешевых импортных товаров был затруднен высокими пошли­нами. Эти протекционистские, т. е. защитные, меры помогали встать на ноги молодой русской промышленности.

Развитие крепостного права. Но мануфактурная промыш­ленность Западной Европы развивалась в условиях отсутст­вия крепостного права и наличия рынка свободной рабочей силы. В России же, где крепостное право распространялось не только на сельское, но и на городское население, эти условия отсутствовали. Поэтому надежды Петра I на то, что мануфак­туры в России смогут использовать вольнонаемный труд, не оправдались. Для строительства государственных мануфак­тур использовался принудительный труд крестьян и по­садских людей. В 1721 г. правительство разрешило промыш­ленникам покупать крестьян для работы на мануфактурах. Рабочим платили жалованье, но уйти с фабрики они не мог­ли. В свою очередь хозяин не мог продавать или завещать их без мануфактуры. Поэтому они назывались посессионными (владельческими). Кроме этого, к частным и государственным мануфактурам и горнодобывающим предприятиям для неква­лифицированной, черной работы приписывались государст­венные крестьяне, отрабатывавшие на них налог — подушную подать.

Особенностью России, резко отличавшей ее от Европы, было то, что в Европе вольнонаемный труд был выгоднее крепостного, так как главными были интенсивность и каче­ство труда. В России крепостной труд был выгоднее вольнона­емного, ибо имелась возможность приписки к фабрикам боль­шого количества рабочих. Дело решали экстенсивные факторы. Поэтому уже в 30—40-е гг. даже в текстильной про­мышленности, одно время развивавшейся на основе вольно­наемного труда, наметился переход к крепостной, посессионной мануфактуре. Оставшиеся фабрики с вольными рабочими разорялись.


Но дело этим не ограничилось. XVIII в. стал для России временем дальнейшего развития крепостного права. Одной из форм государственного крепостничества стало введение в стране подушной подати, в результате чего подворное, в зави­симости от состоятельности двора, распределение тягла было заменено уравнительным налогообложением всех мужских «душ». От этого сильно пострадали бедняки. Увеличились на­туральные повинности государственных крестьян и посадских людей. Они строили крепости, гавани и города, перевозили товары и снаряжение армии, брали на постой солдат. В госу­дарственные крестьяне было записано население Сибири и По­волжья. При поездках крестьяне были обязаны иметь паспорт, что ограничивало возможности их передвижения.

Крепостное право распространилось на осваиваемые земли юга России. В частную собственность дворян только в 1682— 1710 гг. было роздано 43 тыс. крестьянских дворов. Расширя­лась практика продажи крепостных. Рост товарности земледе­лия приводил к ограничению времени труда крестьян на соб­ственном наделе. Петр I постарался устранить любую возмож­ность побега крепостных. С 1707 г. беглых стали возвращать даже с Дона. Крестьян, которые не могли указать, какому помещику они принадлежат, считали бродягами и ссылали в Сибирь. Крепостное право стало всеохватывающей нормой жизни крестьянства, из него не было выхода.

Крестьянские восстания (например, под руководством К. Булавина в 1707—1708 гг.) быстро подавлялись с помощью регулярной армии. Вместе с тем появился новый тип выступ­лений национально-освободительной направленности, таких, как восстание в Башкирии в 1705—1711 гг. Восставшие вы­ступили против царской администрации, были сожжены сот­ни русских деревень. Русские крестьяне продавались в раб­ство на Восток.

Время петровских преобразований было периодом большой социальной мобильности, когда рядовые люди и даже крепост­ные быстро поднимались на вершину общественной лестницы. Характерным примером была карьера ближайшего сподвижника царя «светлейшего» князя А. Д. Меншикова. Однако этот случай далеко не единичен. В 1722 г. Петром была учреждена «Табель о рангах», уничтожавшая зависимость между про­движением человека по государственной службе и знатностью его происхождения. Каждый чиновник или военный должен был теперь подниматься по служебной лестнице из 14 чинов, начиная с прапорщика или коллежского регистратора. Высши­ми чинами были фельдмаршал, генерал-адмирал и канцлер.

Знатность была не предпосылкой, а следствием службы. 8-й ранг по гражданской службе, или обер-офицерский чин, давал права потомственного дворянина. Приказный или пи­сарь, прослужив несколько лет, становился личным дворяни-


ком. Окончившие гимназию или награжденные орденом так­же получали дворянство.

С целью укрепления имущественного положения дворян в 1714 г. был издан указ, согласно которому поместные дворян­ские и вотчинные боярские земли были полностью приравне­ны друг к другу. Они стали наследуемой собственностью. Зем­ля и крестьяне перестали быть платой за службу. Их получа­ли в качестве награды.

Вместе с тем дворянское достоинство при Петре I — это уже не только «честь» служить царю. Это еще и личное, чело­веческое достоинство, которое дворянин был обязан защищать при всех условиях.

Развитие дворянской культуры и культурный раскол обще­ства. Политика государства была направлена на просвещение общества, реорганизацию системы образования. Просвещение при этом выступало как особая ценность, отчасти противосто­явшая религиозным ценностям. Идеал веры заменялся идеа­лом рационального познания, идеал святого — идеалом знаю­щего, просвещенного человека. Недаром Петр I запретил церк­ви открытие мощей новых святых. Богословские предметы в школе уступали место естественно-научным и техническим: математике, астрономии, геодезии, фортификации, инженер­ному делу. Это соответствовало господствовавшему в то время в Европе умонастроению, определившему целую эпоху Про­свещения второй половины XVII—XVIII в.

В петровское время в России впервые были созданы осно­вы системы естественно-научного и технического образова­ния. Первыми появились Навигацкая и Артиллерийская шко­лы (1701), Инженерная школа (1712), Медицинское училище (1707). Для упрощения процесса обучения сложный церков­нославянский шрифт был заменен на более простой, совре­менный.

Были заложены основы развития русской науки. В 1725 г. в Петербурге была создана Академия наук. Развернулась большая работа по изучению истории, географии и природ­ных богатств России. Пропаганду научных знаний осуществ­ляла открытая в 1719 г. Кунсткамера — первый отечествен­ный естественно-исторический музей.

Под влиянием обучения, которое часто велось на иностран­ных языках, у дворян формировалась новая система понятий, часто не имевших эквивалента в русском языке. Поэтому об­щение дворян все чаще велось на иностранных языках — не­мецком и французском. Русский язык знати претерпел боль­шие изменения. Процесс усвоения новых понятий и оборотов речи растянулся на целый век.

Употребление иностранных языков дворянством усилило начавшийся еще в XVII в. раскол русского общества. Кресть­яне по-прежнему считали «бар» противниками идеала «прав-


ды», в сущности пособниками антихриста. Это усугублялось разницей в одежде и языке. Все это препятствовало распро­странению нового образа жизни, ценностей и потребностей, при­обретенных дворянством в ходе европеизации, среди основной массы населения. Это обстоятельство существенно отличало по­ложение в России от положения в Европе, где «охота на ведьм», т. е. сожжение на кострах женщин-знахарок за «общение с дьяволом», помогла к XVII в. подорвать замкнутость народ­ной культуры и обеспечить усвоение народом элементов обра­за жизни и потребностей господствующих классов. Важным передаточным звеном в этом процессе было городское населе­ние, раньше других заимствовавшее новый образ жизни.

В России у купечества продолжали развиваться появивши­еся в XVII в. ценности утилитаризма. Идеал «пользы» приоб­рел общегосударственное значение. О «пользе и прибытке об­щем» считал себя обязанным заботиться Петр I. Для М. В. Ломоносова эта забота стала одним из важных принци­пов деятельности идеального правителя, работника на троне. Но у русского купечества идеал личной пользы не приобрел такого значения, как у европейской буржуазии. Он был тесно связан с представлением о пользе государства. Свою выгоду купцы видели как часть государственной выгоды. Для купца-публициста 40-х гг. XVIII в. И. Т. Посошкова было очевидно, что стоимость денег, например, должна определяться волей царя. «Волен наш монарх,— писал он,— и по его монаршей воле и мы имеем некую часть воли». В этом сильно проявля­лось древнее славянское представление о личной судьбе как «доле» — части общей судьбы.

В вопросе об образе жизни такие представления приводили к попыткам запрета купцам подражать образу жизни дворян­ства. С целью обеспечения экономической независимости Рос­сии от Европы Посошков предлагал запретить ввоз предметов роскоши или, по крайней мере, разрешить покупать их только высокопоставленным лицам.

Идеал пользы в России был подчинен идеалам порядка, справедливого управления, взаимопонимания народов. Ха­рактерными для этого времени являются труды Д. М. Голи­цына — первого светского политического теоретика в России, создавшего план ограничения самодержавной власти, и «Си­нопсис» И. Гизеля — первый исторический труд, включавший историю нерусских народов империи.

Результатом Петровской эпохи стало превращение России в европейскую державу. Но формы ее взаимодействия с Евро­пой носили в основном политический характер. Экономика России была приспособлена к задаче обеспечения армии в бес­конечных войнах. Поэтому поверхностная европеизация со­провождалась углублением различий в политическом и соци­ально-экономическом строе. Частичный прогресс в промыш-


ленности и торговле, победы в войнах были достигнуты страшной ценой: в три раза выросли налоги, на 15% сократи­лось население. Сдвиг в сторону модернизации произошел лишь в образе жизни дворянства, но это усугубило культур­ный раскол в российском обществе, окончательно разорвало его традиционное культурное единство.

Повторим пройденное: 1. Каковы были цели петровской европеиза­ции страны? 2. Каких успехов достиг Петр I в военном деле и развитии хозяйства? 3. Какие новые учреждения были созданы в России в начале XVIII в.? Чем они отличались от учреждений Московского государства?

Подумайте и ответьте: 1. Какую роль в деятельности Петра I играли ценности европеизации? 2. Как Петр I относился к демократическим, представительным учреждениям? 3. С чем была связана невозможность повторения в России XVIII в. политических, экономических и обществен­ных форм жизни Европы? 4. К каким результатам привела попытка внешнего воспроизведения форм европейской жизни в России начала

XVIII в.? 5. Что было более важным для российского общества и госу­
дарства — создание демократических институтов или отказ от ценно­
стей традиционализма? 6. Какие противоречия породило проведение
европеизации деспотическими методами?

Date: 2015-07-23; view: 2434; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию