Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социокультурная инверсия—1. Казачество





Вспомните: в каких государствах, известных вам из истории, суще­ствовали нерегулярные пограничные войска и какую роль они играли?

Понятие социокультурной инверсии. Характеристика тра­диционного характера русской культуры была бы неполной и даже неправильной без учета сложного взаимодействия архаики, традиционализма и прогрессивных тенденций социаль­но-экономического развития в России. С одной стороны, цент­рализация государственной власти и имущественное расслое­ние непривилегированного населения делали традиционали-


стские настроения части населения, особенно богатых, нестой­кими. Традиционные ценности разрушались под влиянием воздействия политических и экономических интересов. Таким образом, традиционализм среди части русского населения подрывался и давал определенный простор процессу модерни­зации.

С другой стороны, у бедных слоев населения рост денежно­го хозяйства и экономической эксплуатации вызывал усиле­ние привязанности к традиционным и архаическим ценно­стям. Их традиционализм носил глубинный характер, отра­жал неизменяемую сущность народной культуры. В свою очередь, это отрицательно влияло на тенденции социально-экономического развития, на формы модернизации.

В этом проявлялся промежуточный характер российской цивилизации на рубеже Запада и Востока, мира модерниза­ции и мира традиционности. В России невозможно было до­биться создания ни непротиворечивой системы традициона­лизма, ни непротиворечивой (т. е. свободной от влияния тра­диционализма) системы модернизации. Элементы этих систем активно влияли друг на друга, деформируя развитие как тра­диционных, так и модернизаторских тенденций. В результате смысл явлений и процессов мог настолько изменяться, что становился прямо противоположным.

Такое изменение смысла явлений и процессов называется социокультурной инверсией.

Из явлений российской истории XVII в. социокультурная инверсия была характерна прежде всего для истории казаче­ства и старообрядчества. На их примерах видно, как архаи­ческий, догосударственный характер ценностей казаков сме­нился преобладанием ценностей государственности, а тради­ционалистские ценности старообрядчества стали духовной основой модернизации социально-экономических отношений в городах, помогли заложить фундамент купеческих династий, сформироваться буржуазии и пролетариату.

Формирование казачества. Одной из общественных сил, ак­тивно влиявших на развитие централизованного государства, была казачество. С одной стороны, казаки были защитниками страны от внешней агрессии, от натиска степняков. С другой — вожаками народных восстаний, союзниками ино­земных захватчиков. С течением времени казаки преврати­лись в серьезную военную силу, которую государство исполь­зовало против своих противников.

Основными группами российского казачества были донцы, уральцы, кубанцы, терцы. Ранее всего появилась донская ветвь казачества (во второй половине XV в.). В казаки шли беглые представители знати, крепостные крестьяне, солдаты. Первоначально казаки не занимались сельским хозяйством, жили полу оседло и промышляли разбоем на торговых путях.


Товары проезжих купцов они называли «казацкий хлеб». На­падали они на табуны ногайцев в придонских и приволжских степях, караваны с хлебом, солью, вооружением, шедшие по Волге, турецкие города и крепости.

Русское государство установило связи с донскими казака­ми еще со времен Ивана IV. Сначала их привлекали на госу­дарственную службу подарками, затем — постоянным жало­ванием. Казацкое войско активно участвовало в войнах Рос­сии XVI—XVII вв.

Видную роль в истории нашей страны сыграл донской ка­зак Ермак Тимофеевич, который разбойничал на Волге и, бу­дучи приговорен Иваном IV к смерти, бежал на Каму, откуда богатые купцы-солепромышленники братья Строгановы по­слали его в 1582 г. на завоевание Сибирского ханства. Не­смотря на то что полного успеха Ермаку добиться не удалось, большое значение для судеб России имел разгром его казака­ми войск сибирского хана Кучума, проложивший дорогу в Сибирь. В течение XVII в. казаки разведали и присоединили к России земли Сибири и Дальнего Востока. К 1639 г. казаки, пройдя всю Сибирь, вышли на побережье Охотского моря.

Идеалы изначального казачества. Особенностью самосозна­ния казаков был вольный характер их отношения к царю. Не случайно «казак» по-татарски значит «вольный человек». Важным было то, что казаки жили за пределами оборонитель­ной «засечной черты», обозначавшей границы Московского государства. Они селились на «ничейной» земле и считались лишь союзниками царя. Нарушая приказания правительства, они были уверены, что смогут легко уйти от наказания. Ведь на своих землях для царских войск казаки стали доступны только в XVIII в. Когда царь Михаил Романов попытался за­претить им нападать на Азов, боясь, что это поссорит его с ту­рецким султаном, казаки отвечали: «Мы верны белому царю, но что берем саблей, то не отдаем даром». Перед лицом турец­кого суда казаки говорили, что они люди вольные, ходят на войну по своей охоте. Постоянные переходы от службы госу­дарству к разорению городов, ограблению купцов и цо-;сольств — норма поведения казаков в XVI—XVII вв.

Благодаря своему положению, независимости от государст­венной власти казаки смогли возродить и развить в новых условиях древнюю, вечевую систему самоуправления, исчез­нувшую к этому времени в России. Все важнейшие дела об­суждало вече или общий сход казаков («рада», «круг», «ко­ло»), где все вопросы решались большинством голосов. На круге выбирались войсковой атаман — глава местного казачь­его войска и войсковые старшины. Среди казаков существова­ло свое, корпоративное правосознание. Преступлением счита­лось лишь то, что наносило ущерб самим казакам: воровство, Измена, трусость в бою. За это полагалась смертная казнь


(«в мешок да в воду»). За преступления, совершенные казака­ми на стороне,— грабеж, убийство, насилия — не судили.

Традиционно казаки выше всего ценили свою свободу и са­моуправление. При этом идеал «природного царя» играл для них второстепенную роль. Они скорее использовали его, при­влекая на свою сторону крестьянское население. Именно по­этому казаки в XVII—XVIII вв. дали такое количество само­званцев. Это было связано с примитивностью быта и обще­ственного строя казаков, отсутствием постоянного хозяйства. Первоначально, помимо разбоя, казаки занимались охотой, рыболовством, бортничеством. Затем появилось скотоводство и довольно поздно, через двести лет после основания донского войска, во второй половине XVII в.,— земледелие.

Так же медленно налаживался и семейный быт. Первона­чально донцы не женились из принципа, жили бобылями. Впоследствии обычаи изменились, они стали заводить себе «временных», невенчанных жен из пленных татарок, калмычек, турчанок. По случаю похода их часто продавали или отдавали другому. Церковный брак прививался на казац­ких землях крайне медленно, как и вообще церковная жизнь.

Кризис идеалов казачества в XVII—XVIII вв. Превращение казаков из вольницы в управляемое войско, постепенное вне­дрение норм общественной жизни, свойственных другим об­ластям России, на казацких землях связаны с династией Ро­мановых. Михаил Романов первый начал ежегодно отпускать донскому войску значительное количество хлеба, вина, бое­припасов и денег.

С развитием хозяйственной деятельности казаков они стали все больше богатеть. За короткий срок казакам уда­лось освоить громадные территории степи. Земля закрепля­лась теперь за казачьими войсками царским указом. Это также была форма жалования. Земля состояла из частных наделов и войсковых угодий, находившихся в общей собст­венности. Все более усиливалось имущественное расслоение казачества. Из него выделились «домовитые» казаки, соста­вившие слой, из которого выбирались старшины. Вместе с тем увеличивалось количество бедных казаков («голытьба», «не­тяги»). Среди них все шире распространялось недовольство, стремление к восстановлению прежнего казацкого равенства и свободы. Им не нравилось усиление влияния центральной власти на жизнь казачества. В этом их поддерживали крепостные крестьяне, все в большем количестве бежавшие на Дон.

Крепостных привлекало на казацкие земли то, что по ка­зацкому обычаю «с Дона выдачи нет». Поступление в казаки делало человека свободным, снимало наказание за все про­винности, в том числе уголовные преступления. Эту привиле­гию казачества до поры до времени признавали и московские


цари. Поэтому и не зарастала «вольная сиротская дорога» на Дон.

Однако утвердиться среди казачества бывшим крепостным было непросто. Походы на юг в XVII в. были затруднены уси­лением Османской империей обороны Крыма. Вновь пришед­шие объединялись с местной голытьбой, отправлялись грабить русские земли, разжигали пламя бунта в деревнях. Так складывались группы недовольных, становившихся ини­циаторами крестьянских войн, таких, как выступление под руководством С. Разина, К. Булавина, Е. Пугачева. Эти дви­жения объединяли большинство казачества вокруг их тради­ционных идеалов вольности, уравнительности, вседозволенно­сти. Правда, все большую роль в крестьянских войнах играли и идеалы государственности, поиски «природного царя», справедливой власти.

Реального успеха восставшим казакам достигнуть не уда­валось. Помимо всего прочего, это было связано с тем, что ка­заки придерживались устаревших форм военной организации и идеалов. На Западе, стремясь избавиться от крепостничест­ва, крестьянин шел в город, где становился свободным «через год и один день». При этом он попадал в сферу, более разви­тую в политическом и социально-экономическом отношении, где зарождались демократия, гражданское общество, рыноч­ное хозяйство. К XVII—XVIII вв. в Нидерландах и Англии го­рода стали оплотом буржуазных революций, давших простор новым, свободным отношениям между людьми. В России же переселение на незанятые земли или бегство в казаки означа­ло уход из мира феодализма почти в первобытную среду. При этом укреплялось стремление крестьянства вернуться к древ­ним, родоплеменным идеалам общественной жизни, желание отеческой заботы со стороны государственной власти.

На Западе социальные движения были формой прогрессив­ного развития. В России крестьянские войны могли лишь сыг­рать роль клапана, предохранявшего Московское государство от взрыва.

Участие в крестьянской войне под руководством С. Разина дорого стоило казакам. Разгром войск Разина под Симбир­ском, обнищание казаков, не получавших царского жалова­ния, привели в конце концов к тому, что они должны были в 1671 г. присягнуть на верность царю, превратившись из его добровольных союзников в часть царского войска, обязанную выступить по приказу правительства. Так началась утрата казацких вольностей. С этого времени все более редкими ста­новились самовольные походы казаков, все большее значение имело в их жизни хозяйство как основной источник дохода.

 

В 1707 г. Петр I направил на Дон войска для возвращения оттуда беглых крепостных. Принцип «с Дона выдачи нет» был нарушен. С 1738 г. атаманы войска Донского стали на-

Date: 2015-07-23; view: 1279; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию