Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Создание идеологического фундамента и органов центральной власти





Вспомните: что такое абсолютизм? Власть каких европейских коро­лей можно было назвать абсолютной? Кто из русских царей стал образ­цом абсолютной власти?

Москва — третий Рим: теория и практика. Новую историче­скую ситуацию для развития централизованного Московского государства создали два - фактора: Флорентийская уния 1439 т., давшая Руси законное основание отделиться от кон­стантинопольского патриарха, и взятие турками Константи­нополя в 1453 г. Последнее было истолковано как свидетель­ство Божьего суда над Византией, отошедшей от православно­го христианства. До сих пор Русь не имела полного духовного суверенитета. Она находилась в зоне духовного влияния Ви­зантии: оттуда приезжало большинство митрополитов и епи­скопов, оттуда привозили книги и иконы, служившие образ­цами для подражания.

После 1453 т. Московское государство осталось единствен­ным независимым православным государством в мире. В это время на престол вступил великий князь Иван III (сын Васи­лия Темного, 1462—-1505). В 1472 г. он женился на племянни­це последнего византийского императора Зое (Софье) Палео-лог, единственной наследнице утраченного престола. Тем самым Иван III как бы становился преемником светской и ду­ховной власти византийского императора. По желанию Софьи в Московском Кремле при дворе великого князя был введен сложный и пышный церемониал по образцу византийско­го двора. С конца XV в. на печатях Ивана III появился визан­тийский герб — двуглавый орел. Взамен титула великого кня­зя Иван III принял титул «Божия милостью государь всея Ру­си», а в международных отношениях стал именовать себя царем, как раньше звали только византийского императора и


татарского хана. Тем самым Иван III противопоставил себя как носителя верховной, божественной власти и наследника византийских императоров всем остальным князьям.

В это время появляется множество легенд, которые долж­ны были обосновать законное первенство московских госу­дарей над всеми русскими князьями и королями Польши и Литвы, захватившими значительную часть русских земель. В одной из них, «Сказании о князьях Владимирских», дока­зывается связь рода Рюрика, к которому принадлежал Иван III, с родом древнего римского императора Августа, чья власть имела божественный характер. Утверждению той же идеи способствовала политическая теория, провозглашавшая Москву «третьим Римом», по которой вся история христиан­ства сводилась к истории трех «Римов» — первого, погублен­ного католичеством, второго — Константинополя, павшего жертвой униатства, и третьего — Москвы, объявлявшейся не­доступной для ереси твердыней православия, которая пребу­дет в веках. Тем самым задача создания централизованного Московского государства становилась всемирно-исторической, ставилась в связь с задачей спасения всего человечества, искупительной миссией христианства.

Если в X в. христианство стало духовной основой объеди­нения восточнославянских племен в едином древнерусском го­сударстве, то в XV в. оно вновь сыграло ключевую роль в со­здании централизованного Московского государства, упроче­нии самодержавной власти московских царей.

В этих условиях объединительная политика московских великих князей приобретала совершенно новый смысл. Это было уже не усиление одного княжества за счет других, а вы­полнение намеченного самим Богом высокого предназначения Москвы как последней хранительницы подлинного христиан­ства. Сопротивление соседних княжеств при этом трактова­лось как сопротивление Божественному замыслу, то есть как тяжкий грех. В связи с этим меняется и отношение русского населения к Москве. Если до середины XV в. народ в основ­ном пассивно относился к соперничеству князей, то после это­го рубежа даже в крупнейших центрах сопротивления усиле­нию Москвы — Новгороде и Твери — образуются «московские партии». Переход войск, населения, а порой и удельных кня­зей на службу московскому государю происходил еще до на­чала похода на то или иное княжество.

В результате этого Ивану III удалось довольно легко под­чинить Москве сохранившие независимость от нее русские земли. В 1478 г. были присоединены к Москве новгородские земли. Символ былой независимости республики — вечевой колокол — был увезен в Москву. В 1485 г., после перехода тверских князей и бояр на сторону великого князя, под вла­стью Москвы оказалось Тверское княжество. В 1510 г. Москве


был подчинен Псков. Последней была ликвидирована в 1521 г. самостоятельность Рязанского княжества. Быстрое усиление Московского государства помогло полностью восста­новить независимость Руси от татар. В 1480 г. золотоордын-ский хан Ахмат, придя на Русь и встретившись с войском Ивана III, так и не осмелился перейти через реку Угру, слу­жившую границей. Вскоре после этого Золотая Орда оконча­тельно распалась. С монголо-татарским игом на Руси было покончено.

В конце XV — начале XVI в. оформились структуры вла­сти Московского государства. Главной из них была Боярская дума — совещательный орган при царе. В нее входили пред­ставители высшего московского боярства, князья ранее неза­висимых княжеств. В Думе было от 5 до 12 бояр и около 10 лиц более низкого звания — окольничих. Существовали два общегосударственных ведомства: дворец и казна. «Дво­рецкие» управляли царскими землями, в казне, кроме денег, хранились государственный архив и государственная печать. Фактически это была государственная канцелярия.

Вся территория страны была разделена на уезды, волости и станы. Уезды в целом повторяли границы бывших удель­ных княжеств. Власть в уезде принадлежала наместнику, в волостях и станах — волостелям. Наместник имел право «кор­миться» в уезде — собирать в свою пользу судебные пошли­ны, а также часть налогов. Часто наместники перепоручали службу своим холопам, нередки были финансовые злоупо­требления. Вотчины бояр исключались из-под власти намест­ников.

В результате войн, которые вели Иван III и его сын Васи­лий III (1505—1533), значительно улучшилось внешнеполити­ческое положение страны. Уже в 1494 г. Литва должна была вернуть Москве Вязьму, что обезопасило столицу от литов­ских набегов. В 1501 г. были разгромлены войска Ливонско­го ордена и Ливония стала платить Москве дань. В вассаль­ную зависимость от Москвы попало Казанское ханство. В ре­зультате восстания русских в Литве в 1514 г. был освобожден Смоленск. Тем самым у Литвы окончательно была вырвана инициатива в «собирании» русских земель. Московское госу­дарство, продемонстрировавшее свою военную силу, быстро развивало международные связи. В 1514 г. был заключен до­говор со Священной Римской империей, в котором Василий III именовался «цесарем», т. е. императором. Это положило начало признанию России в качестве фактора европейской по­литики. Были налажены связи с Данией, Англией, Нидерлан­дами, Испанией, Персией, Индией.

Однако враждебные централизации силы внутри страны были далеко не сломлены. Это были прежде всего бывшие князья, ставшие боярами на государственной службе, но со-


хранившие родовую гордость и не считавшие, что у москов­ских государей большие права на престол, чем у них самих. Наиболее активны в борьбе за власть были князья Шуйские и Вельские. Они стремились к установлению в России ограни- ченной царской власти при большой самостоятельности мест­ных феодалов, как это было в Литве. Бояр-княжат оскорбля­ло, что великий князь все меньше советуется с ними, а решает вопросы один. Их унижали вновь введенные при дворе обы­чаи внешнего преклонения перед царем, распространение на князей и бояр телесных наказаний. Все это противоречило древнерусским традициям и скорее напоминало нравы при дворе у татарского хана. Нетерпимость этих нововведений бы­ла тем большей, чем сильнее становилась в соседней Литве власть местных феодалов.

В результате этого после смерти Василия III начались бо­ярские заговоры, власть переходила из одних рук в другие. Стабилизировало положение лишь вмешательство митрополи­та Макария. Он помог малолетнему Ивану IV (1533— 1584) укрепить свою власть, расправиться с мятежными князьями и боярами. В 1547 г. Иван IV первым из москов­ских государей был официально венчан на царство. Это закре­пило идею о верховном характере его власти. Вместе с тем роль митрополита в процедуре коронования, получение царем короны от главы церкви, напутственное слово митрополита но­вому царю закрепляли особое место церкви в государстве как гаранта самодержавной власти. С этого времени венчание на царство в Успенском соборе Кремля стало носить традицион­ный характер.

Альтернативы развития власти и культуры. Вторая полови­на XV — первая половина XVI в. были во многих отношениях переломным периодом в истории России. Сложилось центра­лизованное государство. На какой основе оно было создано? В какой мере при этом учитывались интересы общества? Активность боярской оппозиции в это время имела двоя­кое значение. Раздувая смуту, бояре-княжата ослабляли мо­лодое, едва созданное государство. Но, с другой стороны, именно эти носители индивидуалистического самосознания представляли собой единственный противовес ничем не огра­ниченной централизованной власти. Ранее право бояр на сво­бодный уход к другому князю отчасти подрывало стремление князей к самовластию, подразумевало необходимость совета с боярским окружением. Теперь этот противовес авторитариз­му исчез. Надежду на преодоление угрозы полного подавле­ния общества государством пробуждало то, что первые цари вынуждены были в борьбе против боярской оппозиции опи­раться на поддержку народа. Ограничивая право перехода крестьян от одного хозяина к другому, царь одновременно за­щищал права «черносошных», свободных крестьян от захвата


их земель боярами. Период 1490—1505 гг. характеризуется обострением борьбы крестьян за свою землю через суды. Количество подаваемых исков против бояр (большее, чем за все предыдущие и последующие десятилетия) свиде­тельствовало, что этот путь борьбы был тогда эффек­тивен.

Во второй половине XV в. Россия испытала влияние евро­пейского Возрождения. Слухи об искусстве итальянских умель­цев породили практику приглашения иностранных специали­стов. При помощи итальянских архитекторов был перестроен Московский Кремль, возведены Успенский и Архангельский соборы, многие другие здания, в том числе дома для бояр. Иваном III в Россию были приглашены европейские геологи, металлурги, артиллеристы, фортификаторы, скульпторы, вра­чи. В этот период были заимствованы многие технические до­стижения Запада.

Другим каналом воздействия европейской мысли была проникшая в Россию через Литву ересь «жидовствующих», имевшая рационалистический характер. В условиях относи­тельной свободы мысли в период становления государствен­ной власти в Москве появляется целый ряд великолепных мыслителей и писателей, таких, как Максим Грек, Ермолай-Эразм, Федор Карпов и Андрей Курбский. На рубеже XVI в. в «московских Афинах» разрабатывались идеи о ра­венстве людей всех вероисповеданий перед Богом, о взаимо­действии с западным христианством, о необходимости ограни­чения самомнения властителей новой державы, о сокращении повинностей населения, об уменьшении «славолюбия, сласто­любия и сребролюбия» власти и церкви. Идеал «святой Руси» как религиозного единства народа и его правителей противо­поставлялся при этом механическому и бесчувственному госу­дарству. Подобные идеи чем-то напоминали европейскую Реформацию. Характерным было усиление внимания к биб­лейским текстам, переводом которых занимались Николай Любекский и Дмитрий Герасимов, стремление вернуться к правде первоначального христианства.

Однако эти тенденции не создали политической и куль­турной системы. Разрушая старый порядок, они были не спо­собны установить новый, поэтому против них выступили представители западных областей, где эти тенденции прояви­ли себя наиболее сильно и разрушительно, такие, как псков­ский инок Филофей, архиепископ Новгородский Геннадий, игумен Иосиф Волоцкий.

Иван IV: абсолютизм или самодержавие? Стержнем поли­тики Ивана IV, прозванного Грозным, стало укрепление само­державной власти. При этом идеологи самодержавия прямо опирались на восточные образцы. Один из них, И. С. Пересве-тов, побывавший в Турции, представил в качестве идеала


правителя турецкого султана, который сумел отстранить от власти своекорыстных вельмож и добился победы над внеш­ними врагами. Пересветов убеждал царя, что тот должен опи­раться лишь на служилых людей, которые преданы ему. Деньги для уплаты жалования этим людям, дворянам, Пере­светов предлагал брать с горожан, установив цены на рынке царским указом и под страхом наказания запретив отступать от них. Центральной идеей И. С. Пересветова было установле­ние деспотической власти царя. «Государство без грозы, что конь без узды»,— писал он.

В это время предметом дискуссии идеологов царской и бо­ярской власти становится традиционное русское понятие «правда», которое после принятия христианства связывали в основном с религиозными ценностями православия. Бояре, так же как противник Грозного князь А. М. Курбский, бежав­ший в Литву, настаивали на традиционной трактовке понятия «правда», имея в виду идеи справедливости, милосердия, со­борного, т. е. коллегиального, характера власти. Царь, по их мнению, должен быть «любосоветен». В трактовке И. С. Пере­светова понятие «правда» отождествлялось с самодержавной властью царя, отрывалось от традиции власти и веры на Руси. Идеалом для него была «правда турецкая», т. е. «прав­да» самодержавия, дополнением которой должна служить «вера христианская». Это был революционный подход к рус­ской системе ценностей, ставивший царя выше церкви. И. С. Пересветов настаивал на том, что если этой самодержав­ной «правды» нет, то «всего нет», т. е. вера в его системе представлений играла второстепенную роль.

Путь Ивана Грозного к деспотической власти не был про­стым. Его правление можно разделить на два этапа. Первый этап, 1533—1560 гг., был связан с надеждами царя на то, что бороться с боярами возможно, опираясь на народ, на его веру в царя как носителя высшего идеала «правды» и нелюбовь к боярам-кормленщикам как разорителям народных масс. Толч­ком к реформам было восстание 1547 г. в Москве. Оно приве­ло к падению правительства, ведущую роль в котором играли родственники царя по матери бояре Глинские. В сущности, в этот период Иван IV попытался реализовать в России идеи европейского абсолютизма, представить свою власть как вы­разительницу общественных интересов.

Проводить эту политику царю помогал совет — «Избран­ная рада», в который входили митрополит Макарий, ду­ховник Ивана IV Сильвестр и дворянин А. Ф. Адашев. В 1549 г. в России состоялся первый Земский собор — собра­ние народных представителей со всего государства, на кото­ром царь обличал злоупотребления бояр и обещал стать ♦судьею и обороною» для народа. Вслед за этим в 1550-е гг. были осуществлены важнейшие преобразования системы


управления. Боярские кормления были отменены. Местное управление и суд были переданы в руки избранных посадски­ми людьми и волостными крестьянами «излюбленных» судей, старост и «голов», которые были бы «всем крестьянам любы», правдивы, решали бы дела без волокиты и взяток, а те дела, которые разрешить не в состоянии, посылали бы в Москву. Вместо «кормов» и пошлин для бояр-наместников местные го­родские и сельские общества должны были платить непосред­ственно в царскую казну установленный налог.

В годы правления «Избранной рады» в России появились первые органы исполнительной власти — «избы» (позднее их стали именовать «приказами»). Посольский приказ руково­дил внешней политикой. Челобитенный приказ, во главе кото­рого стоял А. Ф. Адашев, принимал жалобы на имя царя и проводил расследования по ним. Разрядный приказ ведал во­енным делом, назначением воевод, сбором дворянского опол­чения. Поместный приказ занимался вопросами, касающими­ся землевладения. Разбойный приказ руководил борьбой с преступностью. Всего к концу XVI в. насчитывалось более 20 приказов, во главе которых стояли дьяки.

Было значительно укреплено войско. Каждый помещик должен был выставлять определенное количество вооружен­ных людей. Наиболее отличившиеся из помещиков получали «государево денежное жалование», записывались в Дворовую тетрадь, получали поместья вблизи Москвы. Из их числа на­значались воеводы — командиры полков, «головы» — коман­диры сотен, воеводы и наместники в пограничных городах, дипломаты, администраторы и т. п. Кроме помещиков-феода­лов, имевших землю и крестьян, было создано стрелецкое вой­ско, вооруженное легким огнестрельным оружием. Стрельцы жили на своих дворах в «стрелецких слободах» и получали за службу жалование.

Новый царь продолжил традицию укрепления связей с За­падом, начатую при Иване III. Он позволил иностранным купцам ездить через Россию в Индию и Китай с тем услови­ем, чтобы русские купцы могли посещать Западную Европу: Священную Римскую империю, Голландию, Испанию, Анг­лию, Францию. Иван IV понимал значение просвещения для России: именно при нем в Москве началось книгопечатание. Сопротивление ближайших соседей России, таких, как Ливо­ния (земли Ливонского ордена), усиление ее контактов с Запа­дом привело к длительной Ливонской войне, в процессе кото­рой Россия впервые попыталась силой «прорубить окно в Европу».

Иван IV активно вмешивался в дела церкви. В 1551 г. он представил церковному собору длинный список недостатков в церковной жизни, для исправления которых собор предпри­нял меры, изложенные в 100 главах (отсюда название «Сто-


гав»). Согласно «Стоглаву», были учреждены, например, «поповские старосты» для надзора за духовенством, призна­ны общерусскими «местночтимые» святые и т. п.

Но добиться эффективного управления демократическими 11 мерами Иван IV не смог. В отличие от западноевропейского общества, в котором противостояли друг другу как самостоя­тельные политические силы феодалы, духовенство и города и которое было заинтересовано в монархе как посреднике для устранения конфликтов, как гаранте национального единства, в России не было отдельных самостоятельных центров власти, кроме царя и высшего боярства. Царю повиновались как ох­ранителю православной веры, представителю Бога на земле. Но не менее сильными были местные, родовые, коллективист­ские ценности, унаследованные от догосударственной эпо­хи. Ослабление государственной власти в результате отмены кормлений было воспринято поэтому как сигнал к неповино­вению. Налоги стали платить нерегулярно, увеличилось число преступлений.

Ответом на это стала попытка царя укрепить свою власть при помощи силы. В этих условиях разногласия между царем и его советниками из-за внешнеполитических вопросов и их отношения к царице, происходившей из рода Романовых, ста­ли поводом для опалы многих приближенных Ивана IV. В 1560 г. «Избранная рада» была разогнана. Начались ссыл­ки и казни бояр-княжат, заподозренных царем в измене. В 1563 г. умер митрополит Макарий, с мнением которого Иван IV всегда считался. Примерно в это же время бежал в Литву князь А. М. Курбский — один из лучших полководцев и ближайших советников царя. После этого гонения на бояр­ство приобрели массовый характер.

В конце 1564 г. царь уехал из Москвы в Александровскую слободу и обратился к населению с жалобами на боярство. Москвичи послали к Ивану IV делегацию, подтвердив его пра­во наказывать своих врагов по «государской воле». Для ис­полнения задуманного царь учредил особый двор, «опрични­ну», собрав туда до 6000 воинов, подчиненных ему лично. Обеспечение этого войска осуществляли «опричные» уезды и волости, подчиненные царскому двору. Остальную террито­рию — «земщину» — царь оставил во власти бояр, позднее по­садив в насмешку на престол татарского царевича Симеона Бекбулатовича.

Началась фактическая война «опричнины» против «зем­щины». Иван Грозный не ограничился пытками и казнями бо­яр. В 1570 г., поверив слухам об измене Новгорода, царь на­пал на этот город, разгромил и разграбил его. В течение шес­ти недель каждый день в Новгороде погибало по нескольку сот человек. В результате погромов в стране в 1569— 1571 гг. начался голод, в ходе которого погибли сотни тысяч


людей. Дело доходило до людоедства. Началось массовое бег­ство крестьян и горожан на окраины. Население Москвы со­кратилось втрое, многие земли в центре страны были забро­шены.

Запад и Восток в политике Ивана IV. Увлекшись разгро­мом действительных и воображаемых изменников, царь стал обращать меньше внимания на внешнюю политику. Если в 1550-е гг. им были достигнуты большие военные успехи: за­хвачены Казанское (1552) и Астраханское (1556) ханства, в 1558—1563 гг. успешно велась война с Ливонией, в результа­те которой были взяты Нарва, Юрьев и еще около 20 городов, то в 1560-е — 1580-е гг. полбжение резко изменилось в худ­шую сторону. В 1571 г. Москва была сожжена и разграблена войсками крымского хана Девлет-Гирея, большое количество москвичей стало пленниками и было увезено в рабство. Ливонский орден, чтобы не стать добычей Московского го­сударства, признал над собой власть Литвы, а Эстляндия (Эстония) — власть Швеции. Пришедший в 1576 г. к власти в Польше и Литве король Стефан Баторий отобрал обрат­но завоеванные Россией города и в 1581 г. осадил Псков. В результате в 1582 г. было заключено перемирие у Яма Запольского, по которому Иван Грозный отказался от Ливо­нии и Полоцка. Одновременно с этим шведь! захватили го­рода Ям, Копорье и Орешек, расположенные на южном берегу Финского залива. По перемирию 1583 г. со Швецией на реке Плюссе Россия теряла свой единственный выход к Бал­тийскому морю, который традиционно принадлежал Нов­городу.

В итоге этого Московское государство еще сильнее, чем в условиях монголо-татарского ига, оказалось повернутым на восток. Беглое население из центра России быстро заселяло вновь присоединенные поволжские и башкирские земли. Стро­ились новые города: Самара, Саратов, Царицын, Уфа. На Урале — по рекам Каме и Чу совой — расширялись владения купцов Строгановых. Донские казаки под руководством Ерма­ка разбили войска сибирского хана Кучума. В результате вой­ны с сибирскими татарами, которая шла с перерывами с 1582 по 1598 г., Кучум был окончательно разгромлен и За­падная Сибирь включена в состав России. Центром Сибири стал город Тобольск. Были построены крепости Тюмень, Вер­хотурье, Нарым. Но в то же время удобные для торговли с За­падом порты на Балтийском море были утеряны. Единствен­ным портом России оставался Архангельск на Белом море, через который торговлю вели англичане (после «открытия» се­верного пути в Россию капитаном Р. Ченслером в 1553 г.). Усиление восточного деспотизма и беззакония гнало из стра­ны образованных людей. Так, русский первопечатник Иван Федоров, выпустивший в Москве в 1563—1565 гг. книги


«Апостол» и «Часословец», смог выпустить первый русский

букварь лишь во Львове. Там он и умер.

Правление Ивана IV показало, что первая попытка реформ в России закончилась неудачей. В России XVI в. невозможно было построить государство ни на основе местных, общинных, догосу дарственных ценностей, ни на основе ничем не ограни­ченной власти царя. Необходимо было искать компромисса между ними.

Последним из крупных преобразований XVI в. было уч­реждение в 1589 г. патриаршества в России. Митрополит всея Руси Иов получил сан патриарха, а архиепископы стали митрополитами. Тем самым русская православная церковь была окончательно поставлена на один уровень с константи­нопольской. Это укрепило престиж русской церкви и государ­ства.

Повторим пройденное: 1. Как московские цари оправдывали абсо­лютный характер своей власти? 2. Какие органы управления Москов­ским государством были созданы при Иване Грозном? 3. На каком на­правлении — западном или восточном — были достигнуты наибольшие успехи в завоевании земель русскими в XV—XVI вв.?

Подумайте и ответьте: 1. Как изменилось самосознание русских при Иване III? В чем смысл политической теории «Москва — третий Рим»? 2. Что такое самодержавие? Каковы были его социально-политические предпосылки? Как оправдывалась необходимость самодержавия в сочи­нениях И. С. Пересветова? 3. Какие этапы в деятельности Ивана IV вы знаете? В чем их отличия? В чем причины провала попыток Ивана IV опереться на общественное самоуправление в деле укрепления центра­лизованного государства? 4. В чем суть политики опричнины? 5. Каковы внешнеполитические последствия: а) образования русского централизо­ванного государства, б) деспотической власти Ивана IV?

Date: 2015-07-23; view: 1466; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию