Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая процедура проведения ДИ





 

Перед началом проведения ДИ или любого фрагмента комплексной ДИ нужно четко определить: «Какая цель преследуется при организации ДИ?»

Особое внимание следует уделить методическим основам организации ДИ для различного контингента игроков в соответствии с целями и задачами проведения самой ДИ. Роль "ведущего" (Руководителя или Администратора ДИ) является первостепенной, при этом, на одном из первых этапах игры, следует с использованием демократических процедур провести выборы арбитража, в функции членов которого будет входить, в том числе, разрешение конфликтных ситуаций в процессе проведения ДИ.

Процесс игровой имитации состоит в следующем. По прошествии заданного Руководителем ДИ временного интервала, игрокам предоставляется информация о текущем положении дел на предприятии и «внешнем окружении». После тщательного анализа этой информации игроки принимают управленческие решения и осуществляют переход к следующему фрагменту имитации.

На основе расчетов по специальному алгоритму, реализованному в ППО, который учитывает достаточное количество внутренних и внешних факторов, выполняется генерация соответствующих отчетных форм. Далее процесс циклически повторяется. Количество циклов задается Руководителем ДИ. По окончании ДИ производится ситуационно-функциональный анализ в режиме коллективного обсуждения с выработкой интегрированной оценки управленческих решений каждого игрока.

В традиционном «ручном» варианте игры выработка решений производится в последовательности, задаваемой конкретной упорядоченной процедурой или алгоритмом ДИ (алгоритмом взаимодействия участников или групп участников в игре).

На рис. 1.1, как пример, представлена схема взаимодействия следующих групп: технические работники (ТР), групп экспертов (ГЭ), группы ситуаций (ГС), внешних экспертов (ВЭ), администратора ДИ и арбитража.

В обобщенном виде данная схема включает взаимодействия:

1. Методические указания по проведению игры.

2. Методические указания по проведению игры, игровая документация, технические средства, описание моделируемой системы управления (проблемы).

3. Игровые ситуации по проблеме.

4. Варианты решения проблемы.

5. Результаты игровой имитации, экспертные оценки, оценки соблюдения правил судейства.

6. Рекомендации по совершенствованию деловой игры.

При подборе участников ДИ, распределении ролей между ними широко используется способ самооценки и оценки друг друга. В последующем оценку игрокам дает арбитраж, администратор игры и группа управления.

В арбитраж должны выдвигаться неформальные лидеры, которых уважают и мнению которых доверяют члены коллектива. Им даются широкие полномочия по оценке компетентности игроков, перераспределения по ролям в ДИ и т.д.

Рис. 1.1. Схема взаимодействия игровых групп (в ручном варианте деловой игры).

1 - методические указания по проведению деловой игры; 2 -методические указания по проведению деловой игры, игровые документы, технические средства, описание моделируемой системы; 3 - игровые ситуации (виды риска); 4 - варианты решения проблемы (альтернативы, стратегии); 5 - результаты игровой имитации, экспертные оценки, оценки соблюдения игровых правил; 6 -рекомендации по совершенствованию деловой игры

 

Состав и количество экспертов в ГЭ может меняться на отдельных этапах игровой имитации. Например, на этапе анализа проблемы могут привлекаться эксперты, хорошо знакомые с причинами обсуждающейся проблемы. На последующих этапах их участие может оказаться не столь существенным.

В производственных ДИ этап постановки целей может быть условно разбит на два подэтапа: первый - в котором участвуют руководители среднего звена управления (они выполняют основную, наиболее трудоемкую часть в процессе постановке целей), и второй, в котором участвуют руководители высшего звена управления, когда, осуществляется корректировка целей, сформулированных на первом подэтапе. В учебных ДИ, данный подход также применим, тем более, при организации ДИ с ролевом участием игроков.

Схема взаимодействия групп игроков при проведении ДИ с использованием ПК (рис. 1.2) несколько разнится, по сравнению с «ручным» вариантом (см. рис. 1.1).

Рис. 1.2. Схема взаимодействия игровых групп при проведении ДИ с использованием ЭВМ («машинный» вариант).

 

Роль администратора ДИ (частично) перекладывается на ППО ПК, при этом функциональные обязанности по общему управлению и координации работы групп игроков остаются за Руководителем ДИ.

Схема (рис. 1.2) включает, не считая первые три позиции как и при проведении ДИ в «ручном» варианте, следующее: окончательные варианты решения проблемы; первоначальные варианты решения проблемы; ввод информации о вариантах решения проблемы; количественная оценка вариантов; отображение оценок вариантов решения проблемы; результаты игровой имитации, экспертные оценки, оценки соблюдения правил судейства; рекомендации по совершенствованию деловой игры.

Современные разработки ДИ включают структуры игрового комплекса, представленные в работе [21], где предусмотрено следующее:

1. Описание и усвоение ролей участников в рамках имитируемой системы.

2. Процедура оперативного управления ходом ДИ - с участием Руководителя игры и его помощников (игротехников, психологов и др.)

3. Наличие "Провокаторов" для повышения эмоционального

игрового напряжения участников ДИ - оппонентов, критиков и др.

4. Эксперты для оценивания игровых программ, решений, конкурсов.

5. Варианты внешней социально-экономической среды.

Таким образом, общая структура игрового комплекса приобретает следующий вид (рис. 1.3), где отображены основные элементы структуры, присутствующие в ДИ.

Каждая из составляющих общей структуры игрового комплекса выполняет специфические функции. Так, например, особая роль Руководителя (администратора) игры состоит в умении "видеть поле игры", оптимизируя поведение игроков в рамках творческого игрового общения и, при наличии игровой дисциплины, позволяющей в целом сохранить целевую направленность.

Группа обеспечения ДИ готовит все необходимое (помещение, реквизиты, технику и пр.) для создания участникам ДИ условий, способствующих максимальному раскрытию их творческого потенциала.

Эксперты оценивают содержание конкурсных докладов, программы участников, активность их действий, фиксируют рациональные приемы игроков, а также выдвигаемые идеи и технологии их реализации. Они могут быть приглашены извне или же избраны из состава участников игры. Работа участников ДИ в качестве экспертов предполагает получение ими навыков разработки системы оценок, анализа, принятия решений в условиях наличия множества альтернатив и необходимости выбора.

Рис. 1.3. Общая структура делового комплекса.

Лидер группы организует обсуждение, выслушивает высказывания каждого участника, выбирает рациональные суждения и сводит их в единый комплекс в виде программы, доклада, мнения группы.

Провокация участников игры - довольно распространенный прием в игровой практике. Наиболее предметно роль "провокатора"

высвечивается в процедуре "черного" оппонирования, когда специально подготовленный для этой роли участник игры высказывает крайне негативные суждения по тому или иному поводу. Возможны также провокации в виде дополнительных вводных со стороны Руководителя игры, которые резко меняют игровые цели или же заставляют игроков взглянуть на тот или иной объект игрового комплекса с противоположных, по отношению к существующей, позиций. "Провокаторы" вводятся в игру по мере достижения игроками определенной «квалификационной» зрелости по рассматриваемой ситуации.

Особо следует отметить комплектацию ГЭ, при этом к первой подгруппе следует отнести экспертов, имеющих большой опыт работы в конкретной системе управления и хорошо разбирающихся в особенностях возникновения и причинах реальных проблем, а также способных давать квалифицированную оценку явлениям (процессам), протекающим в системе. Вторая подгруппа формируется из числа специалистов в области научного управления, системного анализа. Тесное взаимодействие, взаимопомощь и взаимное обогащение знаниями членов подгрупп экспертов позволяет существенно повысить эффективность игровой экспертизы.

Членами второй подгруппы экспертов могут быть «внешние» консультанты и эксперты, когда последние могут непосредственно участвовать в игре. Это могут быть также творческие группы, временно выделенные из различных производственных подразделений, а также группы системных аналитиков, организованных для оказания содействия членам первой подгруппы.

При подборе членов ЭГ важно учитывать такие характеристики, как компетентность, конформизм, креативность (способность решать творческие задачи), отношение к экспертизе, аналитичность и широта мышления, конструктивность мышления, самокритичность эксперта при самооценке степени своей компетентности.

В учебных ДИ преподаватель, являясь Руководителем ДИ, передает свои полномочия студентам (игрокам). В целом его же руководящая роль сводится к минимуму. Он должен удерживаться от предложений своих вариантов решения и оценивать действия студентов в ходе работы, в частности, с ППО, используемым в ходе проведения ДИ. Вмешательство Руководителя в работу игровых подгрупп студентов сводится лишь к регулирующей функции. Руководитель ДИ (не более 30 мин.) инструктирует игротехников, после чего игротехники консультируют участников игры на их "рабочих местах" во время выполнения ими вводных заданий. Игровой эпизод содержит следующие действия:

♦ распределение игроков по командам и организация их "рабочего места";

♦ вводное сообщение о целях, задачах и процедурах игры;

♦ консультирование игроков при изучении ими текстов вводной.

В отведенный период времени каждая подгруппа готовится к общему обсуждению, т.е. к концептуальному представлению своего варианта решения задачи.

Распределение игроков по командам осуществляется заранее. В водном сообщении Руководитель ДИ определяет цель игровой деятельности команд, кратко характеризует игровую ситуацию, сообщает о стартовых возможностях игроков и о путях достижения цели. Далее игрокам предлагается прочитать "вводные" и задать вопросы.

Правила судейства основываются на учёте и оценке следующих элементов поведения участников в игре:

1. Активность.

2. Дисциплинированность.

3. Соблюдение процедурных правил игры.

4. Соблюдение регламента.

5. Соблюдение общих правил поведения участников.

В процессе игры (как вариант) по каждому ее элементу арбитражем проставляются оценки по пятибалльной системе. Оценка "1" или "2" по любому из этих показателей сопровождается исключением участника из игры и переводом его в категорию технических работников для оказания помощи игротехникам в обработке данных. Участник игры, не выполняющий указанных требований к его поведению в ДИ, предупреждается в устной форме с указанием требования, по которому он неудовлетворительно работает в игре, и проставляется штрафной балл.

В состав игровой документации, необходимой для проведения игры, как минимум, должно входить:

1. Экспертный лист (приложение 7) выдается каждому участнику.

2. Правила судейства. Выдаются каждому звену ГЭ (по одному экземпляру), ГС (один экземпляр), руководителю (один экземпляр) и каждому члену арбитража.

3. Инструкции (права и обязанности) участникам игрового комплекса. Выдаются соответственно участникам игры (каждому звену ГЭ), руководителю ГЭ, ГС, арбитражу, администратору (по одному экземпляру).

4. Последовательность операций в игре (алгоритм). Выдается всем участникам по одному экземпляру.

5. Контрольные вопросы (по желанию составляются администратором). Выдаются каждому звену ГЭ, руководству, ГС и каждому члену арбитража.


Date: 2015-07-23; view: 367; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию