Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. ©Издательство Дальневосточного университета 2004





Р. В. Корнюшина

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

СОЦИАЛЬНОЙ

РАБОТЫ

© Издательство Дальневосточного университета 2004

ВЛАДИВОСТОК

О Г Л А В Л Е Н И Е

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................................................................5

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА..................................................................................................................6

МОДУЛЬ 1. ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ЗА РУБЕЖОМ...............................................................9

1.1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ КАК ПРОФЕССИИ...............................................................................9

1.1.1. Социально-экономические и политические предпосылки......................................................................9

1.1.2. Организованная благотворительность и сеттльменты....................................................................10

1.1.3. Возникновение и развитие школ подготовки социальных работников..............................................12

1.2. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ТРАДИЦИИ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ..............................................................13

1.2.1. Первые научные школы в социальной работе США............................................................................13

1.2.2. Развитие научных исследований в 1945 – 1970 гг................................................................................15

1.2.3. Современные теоретические модели социальной работы.................................................................17

1.3. ПРОФЕССИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА: СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ.........................................................19

1.3.1. Системы обучения социальных работников за рубежом...................................................................19

1.3.2. Сферы деятельности и занятость социальных работников.............................................................20

1.3.3. Супервизорство в социальной работе...................................................................................................22

1.3.4. Этические принципы и дилеммы в социальной работе.......................................................................23

МОДУЛЬ 2. ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ.............................26

В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ..................................................................................................................................26

2.1. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ, РАЗВИТИЕ................................................26

2.1.1. Социальная защита населения: понятие, цели и функции..................................................................26

2.1.2. Особенности возникновения систем социальной защиты населения в США и странах Западной

Европы...............................................................................................................................................................27

2.1.3. Концепция государства всеобщего благосостояния............................................................................29

2.2. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ В СТРАНАХ ЕВРОПЫ................................................................................30

2.2.1. Принципы и функции систем социальной защиты в странах Западной Европы..............................30

2.2.2. Социальная защита пожилых людей в странах Западной Европы....................................................32

2.2.3. Социальное обеспечение в Швеции........................................................................................................33

2.3. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В США...................................................................................36

2.3.1. Система социального страхования.......................................................................................................36

2.3.2. Государственное социальное вспомоществование..............................................................................39

2.3.3. Частное социальное страхование.........................................................................................................41

МОДУЛЬ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ...............................................42

3.1. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

................................................................................................................................................................................42

3.1.1. Государственные организации социальной защиты населения..........................................................42

3.1.2. Частные социальные организации.........................................................................................................43

3.1.3. Добровольческие организации................................................................................................................44

3.1.4. Контрактная система взаимодействия социальных служб..............................................................45

3.2. МЕЖДУНАРОДНЫЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ...............................................................................46

3.2.1. Армия Спасения......................................................................................................................................46

3.2.2. Движение «Анонимные алкоголики»......................................................................................................48

3.2.3. Международный Красный Крест..........................................................................................................50

3.3. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В РАЗНЫХ СФЕРАХ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ.......................................................51

3.3.1. Социальная работа в общине.................................................................................................................51

3.3.2. Социальная работа в учреждениях здравоохранения..........................................................................53

3.3.3. Социальная работа в системе правоохранительных органов............................................................54

3.3.4. Социальная работа в образовательных учреждениях........................................................................55

МОДУЛЬ 4. СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ......................56

4.1. СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СЕМЬИ И ДЕТЕЙ..............................................................................................56

4.1.1. Детская социальная служба..................................................................................................................56

4.1.2. Семья в системе социальных служб: проблемы взаимоотношений..................................................57

4

4.1.3. Услуги по оказанию помощи семье в воспитании и уходе за детьми.................................................59

4.1.4. Контактная модель работы с семьей в Швеции.................................................................................60

4.1.5. Деятельность служб защиты детей от насилия в семье в США......................................................61

4.1.6. Мостовая семья как форма устройства детей в Великобритании...................................................63

4.2. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОЖИЛЫХ И ПРЕСТАРЕЛЫХ ЛЮДЕЙ.....................................................64

4.2.1. Учреждения и услуги для пожилых и престарелых людей..................................................................64

4.2.2. Шведский опыт обслуживания пожилых людей в сельской местности...........................................67

4.2.3. Хосписное обслуживание в США...........................................................................................................68

4.3. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ОБСЛУЖИВАНИЯ ИНВАЛИДОВ.........................................................................................70

4.3.1. Социально-трудовая реабилитация инвалидов в Германии................................................................70

4.3.2. Реабилитационные службы помощи умственно отсталым детям..................................................71

4.4. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ

ЕВРОПЫ И США.....................................................................................................................................................73

4.4.1. Программы и технологии социальной работы с девиантными подростками в Голландии............74

4.4.2. Социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями и подростками «группы риска»

в США................................................................................................................................................................77

4.4.3.Службы помощи для несовершеннолетних с отклоняющимся поведением в Германии...................80

ГЛОССАРИЙ..........................................................................................................................................................82

ЛИТЕРАТУРА........................................................................................................................................................85

5

Аннотация

В учебном пособии рассматриваются история возникновения социальной работы как про-

фессиональной и научной деятельности в зарубежных странах, модели социального обеспечения

населения стран Европы и США, социальные службы и услуги, предоставляемые разным катего-

риям населения.

Пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по спе-

циальности «социальная работа».

Введение

Социальная работа – принятое во всем мире выражение, обозначающее проявление гуман-

ного отношения к человеку. Она возникла еще в библейские времена как благотворительность,

религиозный долг человека, как система гуманитарных услуг нуждающимся людям. Однако толь-

ко в прошлом веке социальная работа была признана самостоятельной профессией, требующей

специальной подготовки.

Первые школы по подготовке социальных работников появились в странах Западной Ев-

ропы и США в конце XIX – начале ХХ веков. И сегодня уже никто не представляет себе мир без

социальных работников. Опыт, накопленный в сфере социальной работы, существующей за рубе-

жом уже более ста лет, разнообразен и многолик.

Основная задача предлагаемого курса – расширить представления специалистов, студентов

о социальной работе, контуры которой в России пока еще просматриваются недостаточно отчет-

ливо. Кроме того, знакомство с социальной работой за рубежом позволит узнать не только что-то

новое о деятельности своих зарубежных коллег, но и осмыслить собственный опыт и знания, на-

метить новые перспективы для дальнейшего развития отечественной социальной практики.

В учебном пособии предлагается материал, представляющий отдельные аспекты зарубеж-

ного опыта социальной работы, связанные как с социальной политикой, так и с непосредственной

социальной работой с клиентами. В основу изложения материала положены исторический и срав-

нительный подходы.

Структура учебного пособия включает в себя четыре раздела (модуля): «Основы социаль-

ной работы за рубежом», «Основные модели социальной поддержки населения в современном ми-

ре», «Организационные формы социальной работы», «Социальное обслуживание различных групп

населения».

В первом разделе рассматриваются политические и социально-экономические предпосыл-

ки возникновения социальной работы как профессии, развитие научных школ и теоретических

моделей практической социальной работы, особенности профессиональной подготовки работни-

ков социальной сферы, сферы занятости и этические проблемы, возникающие в процессе деятель-

ности.

Материал второго раздела знакомит с моделями социальной защиты населения в европей-

ских странах и США, историей их возникновения, раскрывает общие и отличительные черты.

Наиболее подробно в данном разделе рассматриваются системы социальной защиты населения в

Швеции и США.

Третий раздел посвящен организациям социальной работы: государственным, частным и

добровольческим. В нем рассматривается специфика деятельности этих организаций, роль каждой

в социальной работе, особенности взаимодействия организаций разных типов при обслуживании

населения.

В четвертом разделе показан опыт социальной работы с различными клиентами. Доста-

точно подробно рассмотрены службы, оказывающие услуги семье и детям, пожилым и престаре-

лым людям, инвалидам, подросткам группы риска.

6

Date: 2015-07-23; view: 381; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию