Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Природа интеллекта и пути его исследованияДва основных момента определяют общую направленность и характер концепции Пиаже. Первый связан с самой сутью теоретической схемы, предлагаемой Пиаже, и может быть охарактеризован как подход к природе психических функций – и прежде всего интеллекта – с общебиологической точки зрения. Второй относится к историческому контексту развития творчества Пиаже, т.е. к той реальной ситуации, которая сложилась в психологии к 20-м гг. нынешнего века. К периоду, когда Пиаже начал свои психологические исследования, в зарубежной психологии, при всем разнообразии конкретных методов и подходов, резко различались два основных направления: бихевиоризм и психологический структурализм, выступавший в форме гештальтпсихологии. Эти направления поляризовались прежде всего в отношении понимания природы психики. Если бихевиоризм в стремлении к объективным методам изучения психики сводил психическое к физиологическому, то гештальтпсихология в своих теоретических построениях опиралась на установленный экспериментально факт целостности психических структур (прежде всего структур восприятия) и на принцип несводимости их к составляющим их элементам. Пиаже учитывает сильные и слабые стороны обоих этих подходов. У бихевиористов его привлекает стремление выделить и описать действие и его механизм, но он усматривает отсутствие в этой концепции специфически психологической точки зрения. Такая точка зрения есть, несомненно, у гештальтпсихологов; кроме того, их сильную сторону, особенно импонирующую Пиаже, составляет структурный подход к психике. Вместе с тем эта концепция не может быть принята, так как и в перцептивной сфере, и в сфере интеллекта она полностью отвлекается от реальности генетического развития. В критическом отношении Пиаже к идеям бихевиористов и гештальтистов легко обнаруживается влияние французской психологической школы, которой был свойствен более широкий подход к пониманию психики. Симпатизируя ряду идей этой школы, особенно ее стремлению связать изучение психики с воздействием социальных факторов, Пиаже, однако, отнюдь не становится на ее теоретические позиции: по его мнению, эта школа не смогла ни дать объяснения фактам внутреннего психическо- го развития, ни вскрыть реального механизма связи индивидуального с социальным. Несомненно, что все эти идеи, как и идеи некоторых направлений логики и социологии (особенно французской социологической школы и логико-математических концепций), оказали влияние на формирование концепции Пиаже. Этот факт был неоднократно отмечен в литературе, посвященной Пиаже. В этой связи нередко указывают, что Пиаже в своей теории попытался синтезировать положительные стороны названных подходов [см. Лекторский, Садовский, 1961; Непомнящая, 1965]. Это, несомненно, правильно, однако не раскрывает всей сути дела. Для того чтобы осуществить такой синтез и прежде чем его осуществлять, Пиаже должен был располагать определенной теоретической схемой, которая бы указывала направление и способ подобного синтезирования. И такая схема действительно была у Пиаже. Более того, она непрерывно совершенствовалась на всем протяжении его творчества, и это непосредственно отражалось на развитии концепции в целом. Исходные основания этой схемы фактически можно обнаружить уже в первой философско-психологической работе Пиаже «Исследование» [1918]. В этой работе Пиаже формулирует мысль о том, что для реального анализа психологических фактов они должны быть поставлены в более широкий биологический и гносеологический контекст. При этом основной характеристикой биологических образований Пиаже считает их способность к действию, которому приписывается некоторая внутренняя логическая организация. Именно эти две идеи и лежат, по нашему мнению, в основе всей концепции Пиаже, выступая в качестве некоего теоретического инварианта в последующем развитии этой концепции. Говоря о так называемом биологизме Пиаже, мы касаемся очень тонкого пункта его концепции. Обычно «биологизм» трактуется как стремление свести психологические или социальные факты к явлениям чисто биологической природы. Даже первое знакомство с работами Пиаже убедительно показывает, как далек он от подобной точки зрения. Реально биологическая ориентация выполняет в концепции Пиаже следующие функции: во-первых, она дает ему возможность рассмотреть психические образования как специфический атрибута функцию живого; во-вторых, ставит психическое в единый ряд развития биологических образований, благодаря чему и само психическое располагается в генетический ряд, в котором высшее место занимает интеллект; наконец, в-третьих, некоторые принципы биологического исследования оказывается возможным приложить к исследованию психики (принцип биологической целостности, биологический функциональный анализ, идеи иерархичности строения биологических организмов и т.д.). Таким образом, обращение к биологическому контексту позволяет в данном случае построить свое- образное обоснование предмета психологии в рамках более широкого предмета. Очевидно, что такой способ рассуждения не имеет ничего общего с биологическим редукционизмом. Кстати, в ряде работ, относящихся к разным периодам его деятельности, Пиаже выступал с решительной критикой физикалистского редукционизма – одного из основных принципов логического позитивизма [см. Piaget, 1959]. Более того, биологическое обоснование является отнюдь не единственным у Пиаже. Не меньшее значение имеет для него рассмотрение психической деятельности с точки зрения логических и социальных факторов. Иными словами, анализируя психические структуры в едином биологическом ряду, Пиаже вовсе, не растворяет их в общебиологических формах и законах. Напротив, он стремится раскрыть их специфику (прежде всего специфику интеллекта) и именно для этого обращается к логическим и социологическим понятиям и принципам. Следовательно, и в этом отношении при рассмотрении психических структур Пиаже стремится поставить их в рамки более широкого исследовательского контекста. Конечно, такой способ построения и обоснования предмета психологии неизбежно несет на себе печать исторической ограниченности. Она проявляется прежде всего в самом факте приверженности к биологическим схемам, легко объяснимым с точки зрения соотношения уровней развития в тот период биологии и наук о духе. В такой ситуации апелляция к биологическим способам рассуждения и понятиям представлялась единственно возможным путем построения обобщенной психологической концепции, которая стремилась синтезировать существующие психологические представления. Однако при реализации этого подхода Пиаже столкнулся по меньшей мере с двумя трудностями. Переходя от биологического к собственно психологическому уровню, он вынужден вводить целый ряд специфических для этого уровня понятий, которые либо совершенно лишены биологической окраски, либо, если они непосредственно заимствованы из биологической сферы, сами по себе оказываются недостаточными для объяснения и требуют подробного дополнительного обрамления (как это происходит, например, с понятием равновесия) [см. Apostel et al., 1957]. Сознавая недостаточность биологического обоснования психологии, Пиаже, как уже отмечалось, вынужден привлекать дополнительные аргументы из области логики и социологии; и здесь он сталкивается со второй трудностью – ему не удается связать воедино эти различные способы обоснования. Рассматривая развитие исходной теоретической схемы Пиаже, необходимо обратить особое внимание на следующие обстоятельства. Во-первых, используемый в этой схеме биологический контекст практически не изменялся с конца 20-х гг. Реальное развитие осуществлялось за счет философского переосмысливания и обогащения принятых с самого начала биологических понятий. На этой основе происходило все более значительное наполнение схемы как психологическим, так и логическим и социологическим содержанием. И хотя сама по себе схема осталась без изменений на всем протяжении творчества Пиаже, расстановка акцентов в ней в разные периоды была различной. Самое существенное различие состоит в том, что центр внимания постепенно переместился от ее биологического содержания к философско-социологическим моментам. Это особенно заметно на той эволюции, которую претерпело в работах Пиаже понимание действия [см. Piaget, 1945, 1947]. Во-вторых, в экспериментальных работах Пиаже исходные биологические понятия его теоретической схемы выступают в качестве основного объяснительного принципа и вместе с тем в качестве своего рода опорных точек, вокруг которых строится схема эксперимента. Теперь, опираясь на рассмотренные принципы, мы можем приступить к реконструкции основных идей операциональной концепции интеллекта. Интеллект, согласно Пиаже, может быть определен в контексте анализа поведения, которое понимается как особый обмен (взаимодействие) между внешним миром и субъектом. Такое понимание в развернутой форме выражено, например, в «Психологии интеллекта»: «В противоположность физиологическим обменам, – пишет Пиаже, – носящим материальный характер и предполагающим внутреннее изменение тел, «поведения», изучаемые психологией, носят функциональный характер и реализуются на больших расстояниях – в пространстве (восприятие, и т.д.) и во времени (память и т.д.), а также по весьма сложным траекториям (с изгибами, отклонениями и т.д.)» [Piaget, 1947]. В так понимаемом па-ведении выделяются, в соответствии с традицией ряда психологических школ, два основных аспекта, тесно связанных между собой, – аффективный и когнитивный, причем первый представляет собой энергетическую характеристику поведения, а второй – его структурные свойства. Естественно, что интеллект в таком контексте выступает как определенная форма когнитивного аспекта поведения, а функциональное назначение этой формы состоит в структурировании отношений между средой и организмом. Другую важную характеристику интеллекта составляет, по Пиаже, его адаптивная природа, свойственная и всем прочим биологическим процессам и функциям. Адаптация здесь понимается как равновесие между ассимиляцией (усвоением данного материала существующими схемами поведения) и аккомодацией (приспособлением этих схем к определенной ситуации). По своему типу адаптация может быть весьма различной, в частности материальной, при которой равновесие достигается за счет взаимопроникновения той или иной части живого тела и той или иной части внешней среды, или функциональной, которая не сводится к такому материальному взаимопроникновению. Для интеллектуальной сферы – и это Пиаже очень настойчиво подчеркивает – специфичен функциональный характер адаптации. Познание, достигаемое интеллектом, не есть статическая копия реальности. Познавать объект, согласно Пиаже, это значит воздействовать на него, динамически воспроизводить его. Деятельная природа составляет самую суть интеллекта. Собственно психическая (а тем самым и интеллектуальная) жизнь «начинается с функциональных взаимодействий, т.е. с того момента, когда ассимиляция уже не изменяет более ассимилируемые объекты физико-химическим образом, а включает их в формы собственной деятельности» [там же], иными словами, когда аккомодация влияет только на деятельность. Принципиальный подход Пиаже к интеллекту опирается на тезис о том, что интеллектуальная деятельность производна от материальных действий субъекта, а ее элементы – операции – представляют собою интериоризованные действия, которые достигают операционального уровня только тогда, когда они оказываются координированными между собою и образуют обратимые, устойчивые и вместе с тем подвижные целостные структуры, т.е. системы операций. Структуры такого рода могут существенно отличаться друг от друга как по степени обратимости и подвижности, так и в зависимости от сферы объектов, к которым они относятся. С другой стороны, структурированность характерна и для иных, неоператорных когнитивных функций – например, для восприятия. В этой связи возникает проблема генетического родства различных когнитивных функций и форм поведения в целом. Пиаже решает ее следующим образом: интеллект продолжает и завершает совокупность адаптивных процессов, линия развития которых направлена к достижению «тотального равновесия», базирующегося на ассимиляции всей совокупной действительности и на аккомодации к ней действия, освобожденного «от рабского подчинения изначальным «здесь» и «теперь» [там же]. Иными словами, в этом тезисе выражен важнейший для Пиаже принцип генетического выведения интеллектуальных операций. Последовательное его проведение связано с некоторыми издержками – при таком подходе невозможно указать строгие границы интеллекта, который приходится характеризовать лишь через указание направления его развития, однако эти издержки оправдываются достигаемым результатом. Такова квинтэссенция операциональной концепции Пиаже. Во всех ее основных моментах с подкупающей последовательностью проводится единый принцип, благодаря чему концепция выступает как логически связное и стройное целое. По сути дела, концепция Пиаже представляет собой общую теорию структур, которые могут быть интерпретированы как психические и, на высшей точке, как интеллектуальные. Системно-структурный подход к объекту психологии составляет одну из важнейших особенностей метода Пиаже. В этом отношении Пиаже пытается на психологическом материале реализовать устремления, характерные для целого ряда современных научных дисциплин. Системная интенция Пиаже, несомненно, опирается на структурализм гештальтистов, но если у последних структурализм был лишь изолированным принципом, к тому же понимаемым статически, то у Пиаже он вырос до уровня детально разработанной теоретической концепции. Отстаивая позицию структурализма, Пиаже решительно восстает против любых вариантов атомистической трактовки психических явлений. В этом смысле характерно, что центральное для него понятие операции не может быть, по его категорическому утверждению, определено.само по себе: «единичная операция не могла бы быть операцией, поскольку сущность операции состоит в том, чтобы образовывать системы» [там же]. Принцип системности лежит у самых истоков концепции Пиаже. Уже чисто биологическое взаимодействие организма со средой выступает для него как система, которую он описывает в понятиях обмена, адаптации, равновесия, причем способ жизни этой системы выражается через действие. Благодаря этому система выступает как динамическая. Это исходное системное представление, в котором нетрудно усмотреть упоминавшийся ранее «биологизм» Пиаже, образует костяк всей его теоретической схемы. Опираясь на принцип генетизма, он строит концепцию путем все большего усложнения этого исходного представления, в частности путем добавления к материальным обменам чисто биологической природы функциональных обменов, специфических уже для области психических явлений. При этом весь процесс развития выступает как филиация структур, в ходе которой биологические структуры постепенно трансформируются в психические (на высшем этапе – в интеллектуальные), а в целом мы получаем иерархизированную последовательность расположенных одна над другой структур. В результате исходный «биологизм» оказывается существенно видоизмененным: ведь иерархия структур строится на принципе несводимости высших структур к низшим (поскольку главным в анализе является целостный характер структур каждого уровня), а место «действия вообще» занимает формирующаяся на его основе, но принципиально от него отличная операция. Именно благодаря этим трансформациям полученные Пиаже структуры с некоторого уровня могут интерпретироваться как психологические. Из особенностей системно-структурного подхода вытекает и другое важное требование, реализуемое Пиаже, – выделенное им психологическое содержание получает логическое и социологическое обрамление и обоснование. Если интеллектуальная деятельность представляет собой систему операций, то для исследования ее развития необходимо вскрыть законы строения таких систем, отсюда возникает один из важнейших аспектов концепции Пиаже: построение «логики целостностей». С другой стороны, поскольку интеллектуальные обмены совершаются в специфической – социальной – среде, постольку анализ интеллекта невозможен без учета широкого социального контекста. Для Пиаже это прежде всего кооперативная деятельность, распределение функций между участниками которой сначала оказывает внешнее социализирующее воздействие на формирующегося индивида, а затем интериоризируется, выступая как основание его внутренней активности. Эта сторона, концепции была всегда очень важна для Пиаже, однако, хотя она подвергалась, пожалуй, наибольшим модификациям в разные периоды творчества женевского ученого, можно сказать, что в этой области он не сумел дать удовлетворительного решения. Практически социальное действие оказалось у него лишь определенным аналогом состояний индивидуального сознания. Это объясняется тем, что ему в этой области, в отличие от других, не удалось построить специфического предмета исследования, который можно было бы назвать «социальной деятельностью». Однако сам замысел, несомненно, представляется весьма перспективным. Таким образом, в концепции Пиаже, благодаря прежде всего ее системно-структурной направленности и четко проведенному принципу анализа действий и психологически понимаемых операций, психические функции и интеллект предстают как сложное образование, которое должно исследоваться одновременно с нескольких сторон – биологической, гносеологической, психологической, логической и социологической. Только такое комплексное изучение, по мнению Пиаже, способно открыть пути к исследованию природы интеллекта.
|