Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Стадии развития. На первой стадии детям была недоступна ни сама идея случайности каких-либо событий и вероятностном характере их распределенияНа первой стадии детям была недоступна ни сама идея случайности каких-либо событий и вероятностном характере их распределения, ни мысль о постоянном и неслучайном соотношении событий. Они считали, что вполне могли предвидеть и объяснить весь ход эксперимента. Если они ошибались, то думали, что это происходило из-за каприза природы: «Диск остановился, он немного устал». На протяжении целого ряда лет ребенок пребывал в убеждении, что все дело в том, что стрелка притягивается к сегменту определенного цвета, а сегментам других цветов просто «не везет». Нет сомнений, что, по мысли ребенка, в основе физических явлений лежит нечто вроде моральных норм. Невозможность постижения ребенком как случайных, так и закономерных процессов корреспондирует, с точки зрения логики, его неспособности понять дизъюнкцию: «либо А, либо В». На этой стадии все воспринимается как смесь каприза и моральной детерминации. По этой причине ребенок становится непроницаемым для любого наглядного опыта, который противоречит его уровню понимания. Некоторые дети приписывали остановку диска воздействию веса коробки. Совершенно бесполезно было показывать им, что диск никогда не останавливается напротив наиболее тяжелых коробок. В таком случае ребенок просто отвечал, что «притягивает средний вес». При этом он даже не пытался проверить вес двух одинаковых коробок, лишь одна из которых останавливала диск. На второй стадии можно наблюдать первые признаки осознания понятия случайного распределения и начало постепенного установления взаимосвязи между последовательными случайными событиями. Ребенок высказывает некоторые предположения и сомнения, начиная отличать определенность от возможности. На вопрос: «Можешь ли ты сказать, где остановится диск?», – он отвечает: «Он вертится, скорость все меньше и меньше, но нельзя сказать, где он соберется остановиться». Тем не менее ребенок полагает, что диск будет каждый раз останавливаться на секторах различного цвета: «Так более справедливо», что означает правильнее и лучше, «поскольку он не может каждый раз останавливаться на одном и том же месте». Но он ничего не говорит о том, что по мере увеличения числа испытаний выпадение стрелки становится все более регулярным, а на вопрос: «Если играть много раз, то может ли так случиться, что диск остановится на секторе каждого цвета?», – ребенок отвечает: «Я не знаю наперед, надо посмотреть». Несмотря на это, он думает, «что более правильно (и в моральном, и в статистическом смысле), когда вы вращаете диск не так часто», и добавляет: «Я не могу это объяснить, но понимаю хорошо». В итоге складывается впечатление, что ребенок может предвидеть возможные уравновешивания последовательных испытаний, но только при небольшом их числе, – один женевский физик назвал это «законом малых и больших чисел». Ребенок явно удивлен постоянными остановками стрелки у магнита и думает, что здесь «что-то не так, это обман». Хотя, с другой стороны, он еще не готов систематически проследить за всеми возможными факторами, вызывающими постоянные остановки. Последующие работы в области индуктивных процессов и стратегий экспериментирования показали, что такие действия предполагают наличие у ребенка формально-логических операций. На третьей стадии развития подросток открывает для себя формальные операции исключающей дизъюнкции и начинает размышлять над соотношением частоты событий в больших рядах последовательных испытаний. Он говорит, например: «Чем больше испытаний, тем больше шансов, что распределение результатов будет регулярным; чем больше попыток, тем больше все уравнивается, потому что стрелка останавливается то здесь, то там, и после определенного количества повторений все становится одинаковым». В основе этих, все еще неуклюжих, объяснений лежит растущее понимание факта уравновешивания между сериями последовательных событий, В то же время подросток способен осуществить цикл формальных операций исключающей дизъюнкции и сказать по поводу этого эксперимента: «Почему диск останавливается на одном и том же месте? Если его ничто не тормозит, то он должен вроде бы остановиться в другом месте. Давайте посмотрим. Он останавливается из-за коробок или чего-нибудь еще. Я сниму коробки, и диск остановится в другом месте. Если это случится только один раз, то это ничего не значит, один раз может произойти и случайно». Он повторяет опыт. «Без коробок он не останавливается, значит, в коробках есть что-то такое, что заставляет его останавливаться. Посмотрю, одинаковы ли они». Он убирает все, кроме b и b'. «Вот так, должно быть, все зависит от веса коробок». Затем он сравнивает b u b' с и с'. «Эти два грузика останавливают диск, другие два равны им по весу, но они не останавливают диск, значит, дело в чем-то другом» и т.д. Подчеркнем, что даже на третьей стадии у ребенка отсутствует само представление об ожидаемой частоте выпадения определенных результатов – представление, которое обычно возникает в итоге продолжительного ряда испытаний. На этом примере мы видим, что развитие суждений о вероятности событий тесно связано с прогрессом формально-операционального мышления, которое лежит в основе экспериментального подхода, предполагающего систематическое варьирование различных факторов. Случайность и подстроенное «чудо» в игре «Орел или решка»
|