Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Время и скорость





Другим примером сближения психогенетической проблематики и эписте­мологии современной науки является проблема взаимосвязи времени и скорости. Известно, что между этими двумя понятиями всегда существо­вал своего рода порочный круг: скорость определяется с помощью време­ни, но длительность можно измерить только с помощью скоростей. Суще­ствует, следовательно, проблема эпистемологической преемственности между этими двумя концептами. С другой стороны, в классической, или ньютоновской, механике время и пространство являются двумя абсолю­тами; соответствующими простым интуитивным представлениям ( sensorium Dei Ньютона), тогда как скорость есть лишь отношение между ними. Напротив, в релятивистской механике скорость становится абсолютным понятием, а время (как и пространство) оказывается зависящим от нее. Как же обстоит дело с точки зрения психологического генезиса?

Наблюдение показывает, что существует первичное интуитивное представление о скорости, не зависящее от длительности и вытекающее из того примата порядка, о котором мы только что говорили в связи с про­странством; это интуитивное представление о кинематическом опереже­нии. Если движущееся тело А в момент Т1 находилось позади В, а в мо­мент Т2 оказывается впереди В, его скорость оценивается как более вы­сокая в любом возрасте. Здесь, однако, играет роль лишь временной по­рядок (Т1 до Т 2) и пространственный (после и перед), но не присутствуют никакие соображения длительности или пройденного расстояния. Ско­рость, следовательно, первоначально не зависит от длительности. Напро­тив, длительность в любом возрасте предполагает некоторую составляю­щую скорости (если же скоростью пренебрегают, то возникают ошибки в оценке длительности). Если тела А и В начинают одновременно двигаться из одной и той же точки в одном направлении, дети младшего возраста скажут, что они начали двигаться одновременно, но они не согласятся с тем, что тела остановились одновременно, даже признав, что когда одно

тело остановилось, другое также перестало двигаться; когда же одновре­менность остановок, отрицавшаяся до 6 лет, признается, субъект продол­жает не верить в равенство этих синхронных длительностей, что имеет место до 8 лет. Одновременность и длительность, таким образом, подчи­няются кинематическим эффектам и можно привести множество других примеров веры в эквивалентность «более быстро = больше времени», столь частой до 7 лет и объясняющейся своего рода равенством: «быст­рее = дальше = дольше (больше времени)».

Одним словом, генезис понятий скорости и времени делает достаточ­но очевидным, что в интуитивном представлении об универсальном и аб­солютном времени нет ничего необходимого, и позволяет понять, почему, будучи продуктом определенного уровня развития знаний, оно могло уступить место попыткам анализа, основанным на более тонком и глубо­ком приближении к истине.

 

Date: 2015-07-23; view: 400; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию