Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Время и скоростьДругим примером сближения психогенетической проблематики и эпистемологии современной науки является проблема взаимосвязи времени и скорости. Известно, что между этими двумя понятиями всегда существовал своего рода порочный круг: скорость определяется с помощью времени, но длительность можно измерить только с помощью скоростей. Существует, следовательно, проблема эпистемологической преемственности между этими двумя концептами. С другой стороны, в классической, или ньютоновской, механике время и пространство являются двумя абсолютами; соответствующими простым интуитивным представлениям ( sensorium Dei Ньютона), тогда как скорость есть лишь отношение между ними. Напротив, в релятивистской механике скорость становится абсолютным понятием, а время (как и пространство) оказывается зависящим от нее. Как же обстоит дело с точки зрения психологического генезиса? Наблюдение показывает, что существует первичное интуитивное представление о скорости, не зависящее от длительности и вытекающее из того примата порядка, о котором мы только что говорили в связи с пространством; это интуитивное представление о кинематическом опережении. Если движущееся тело А в момент Т1 находилось позади В, а в момент Т2 оказывается впереди В, его скорость оценивается как более высокая в любом возрасте. Здесь, однако, играет роль лишь временной порядок (Т1 до Т 2) и пространственный (после и перед), но не присутствуют никакие соображения длительности или пройденного расстояния. Скорость, следовательно, первоначально не зависит от длительности. Напротив, длительность в любом возрасте предполагает некоторую составляющую скорости (если же скоростью пренебрегают, то возникают ошибки в оценке длительности). Если тела А и В начинают одновременно двигаться из одной и той же точки в одном направлении, дети младшего возраста скажут, что они начали двигаться одновременно, но они не согласятся с тем, что тела остановились одновременно, даже признав, что когда одно тело остановилось, другое также перестало двигаться; когда же одновременность остановок, отрицавшаяся до 6 лет, признается, субъект продолжает не верить в равенство этих синхронных длительностей, что имеет место до 8 лет. Одновременность и длительность, таким образом, подчиняются кинематическим эффектам и можно привести множество других примеров веры в эквивалентность «более быстро = больше времени», столь частой до 7 лет и объясняющейся своего рода равенством: «быстрее = дальше = дольше (больше времени)». Одним словом, генезис понятий скорости и времени делает достаточно очевидным, что в интуитивном представлении об универсальном и абсолютном времени нет ничего необходимого, и позволяет понять, почему, будучи продуктом определенного уровня развития знаний, оно могло уступить место попыткам анализа, основанным на более тонком и глубоком приближении к истине.
|