Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Эпистемология и психологияФундаментальное преобразование познания-состояния в познание-процесс привело к тому, что вопрос об отношении эпистемологии к психологии развития, или психологическому формированию понятий и операций, должен был быть поставлен в совершенно новых терминах. В истории классических эпистемологии только эмприцистские течения использовали данные психологии, да и они довольствовались весьма поверхностными психологическими представлениями. Причины последнего кроются, очевидно, в следующем: если нужно было представить знание единственно как «опыт», то требовался анализ того, что же такое опыт; таким образом возникали перцепции (восприятия), ассоциации и привычки, т.е. психологические процессы. Но поскольку философы-эмпирики, сенсуалисты и другие родились задолго до появления экспериментальной психологии, то им приходилось ограничиваться обыденными представлениями, предлагая по большей части их спекулятивное описание. К сожалению, они не смогли увидеть, что опыт – это всегда ассимиляция в определенные структуры, и не смогли перейти к систематическому исследованию ipse intellectus[41]. Что касается эпистемологии платоновского типа, рационалистических или априористских, то каждая из них утверждала, что нашла некое фундаментальное средство познания, находящееся вне опыта, стоящее над ним или предшествующее ему. Эти доктрины в силу своей общей спекулятивной ориентации, подробно характеризуя свойства, приписываемые данному средству (воспоминание Идей, универсальная сила Разума или одновременно предварительный и необходимый характер форм a priori ), пренебрегали верификацией того, действительно ли оно находится в распоряжении субъекта. Здесь, однако, хотим мы того или нет, мы имеем дело с вопросом фактическим. В случае платоновского воспоминания Идей или универсального Разума этот вопрос является относительно простым: прежде чем наделять этими «способностями» все нормальные человеческие существа, их надо было бы исследовать, и это исследование, несомненно, привело бы к выявлению тех трудностей, с которыми неизбежно сталкиваются подобные гипотезы. В случае форм a priori анализ фактов является более сложным, поскольку необходимо исследовать не содержание сознания субъектов, а его предварительные условия, но тогда, согласно данной гипотезе, психолог вынужден будет пользоваться формами a priori, как предварительным условием своего исследования. Остается, однако, история во всех ее измерениях (история науки, социогенез и психогенез) и, если гипотеза верна, то она должна быть подтверждена уже не в интроспекции субъектов, но в исследовании результатов их интеллектуальной деятельности. Такое исследование показывает, что предварительные и необходимые условия должны быть разведены, так как если всякое познание, а тем более всякий опыт, и предполагает наличие некоторых предварительных условий, то последние не обнаруживают с самого начала логической или внутренней необходимости, и если многие формы познания и приводят в конце концов к необходимости, то она находится отнюдь не в исходной точке развития. Короче говоря, все эпистемологии, в том числе антиэмпиристского толка, поднимают вопросы, нуждающиеся в фактической проверке; они таким образом исходят из тех или иных имплицитных психологических предпосылок, но без их настоящей верификации, совершенно необходимой с точки зрения серьезной методологии. Если сказанное верно в отношении статических эпистемологии, то оно верно a fortiori[42] в отношении теорий познания-процесса. Действительно, если познание всегда находится в процессе становления и заключается в переходе от состояния меньшего знания к состоянию его большей полноты и эффективности, то нужно познать это становление и исследовать его с возможной тщательностью. Следует учитывать, что это становление представляет собой определенное закономерное развитие: поскольку ни в какой области познания не существует абсолютного начала, постольку развитие должно быть рассмотрено с самых первых его стадий. Эти стадии, разумеется, возникли на основе предшествующих условий (известных или неизвестных), что таит в себе опасность бесконечной регрессии (т.е. обращения к биологии). Однако основная проблема состоит в нахождении закона процесса познания, а так как конечные стадии (т.е. конечные в настоящее время) здесь так же важны, как и первые известные, поэтому исследуемый отрезок развития позволяет прийти к более или менее полным решениям, возможным тем не менее только при условии соединения историко-критического метода с психогенетическим анализом. Таким образом, первая задача, которую ставит генетическая эпистемология, заключается в том, чтобы, если можно так выразиться, отнестись к психологии серьезно и попытаться верифицировать вопросы, поднимаемые эпистемологическими теориями, заменив спекулятивную или имплицитную психологию контролируемыми исследованиями (речь идет о том, что можно назвать контролем в научном смысле слова). Потребность в таком контроле сегодня стала особенно настоятельной. Можно лишь удивляться тому, в какой степени наиболее яркие преобразования научных понятий и структур в современной науке соответствуют (если обратиться к исследованию психогенеза этих же понятий или структур) обстоятельствам или особенностям, делающим возможным их развитие в психогенезе. Мы приведем примеры подобных совпадений, относящиеся к пересмотру понятия абсолютного времени (так как уже с самых ранних этапов развития длительность рассматривается в связи со скоростью) или к истории геометрии, поскольку уже на начальных стадиях топологические интуиции предшествуют метрическим представлениям и т.д. Однако прежде необходимо более подробно остановиться на методах генетической эпистемологии.
Методы Эпистемология – это теория достоверного познания и даже в том случае, если это познание, не будучи состоянием, всегда есть процесс, оно тем не менее всегда по сути своей есть процесс перехода от менее достоверного знания к более достоверному. Отсюда следует, что эпистемология должна носить междисциплинарный характер, поскольку исследование подобно-го процесса поднимает одновременно как вопросы факта, так и вопросы достоверности. Если бы речь шла только о достоверности, эпистемология не отличалась бы от логики; однако ее задача не является чисто формальной, а состоит в том, чтобы определить, каким образом познание достигает реальности, т.е. какие связи, отношения устанавливаются между субъектом и объектом. Если бы речь шла только о фактах, эпистемология свелась бы к психологии когнитивных функций, однако последняя не в состоянии решать вопросы достоверности знания. Поэтому первым правилом генетической эпистемологии является правило сотрудничества; изучая, каким образом возрастает наше знание, она в каждом конкретном случае объединяет психологов, изучающих развитие как таковое, логиков, формализующих этапы или периоды временного равновесия в этом развитии, и специалистов науки, занимающихся рассматриваемой областью знаний; к ним, конечно, должны присоединиться математики, обеспечивающие связь между логикой и той областью знания, о которой идет речь, и кибернетики, обеспечивающие связь между психологией и логикой. Только в случае успешного их сотрудничества, и только как функция последнего, могут быть удовлетворены и требования факта, и требования достоверности. Для того чтобы значение этого сотрудничества стало очевидным, необходимо подчеркнуть одно, часто игнорируемое обстоятельство. Несмотря на то, что психология не может предписывать нормы достоверности, именно она изучает субъектов, т.е. тех, кто в том или ином возрасте мыслит в соответствии с этими нормами. Например, ребенку 5–6 лет еще не известна транзитивность и для него не будет очевидным, что А < С, если он видит, что А < В, а В < С, но не видит А и С вместе. Точно так же, если перелить некоторое количество жидкости А из низкого и ши- рокого сосуда в высокий и узкий, где она примет форму А ’, ребенок не согласится, что количество А сохранилось а А', хотя допустит, что речь идет об «одной и той же воде», он признает таким образом качественную идентичность, но отвергнет сохранение количества. В 7–8 лет сохранение количества и транзитивность уже будут рассматриваться им как необходимые. Субъект как таковой (т.е. независимо от психолога) принимает, следовательно, определенные нормы – факт, констатация которого влечет за собой целый ряд проблем. 1. Каким образом субъект приходит к принятию этих норм? Ответ на этот вопрос должна дать психология, независимо от ее компетенции (которой психология не имеет) в отношении оценки когнитивной значимости норм. Так, именно психолог должен определить, были ли данные нормы просто переданы ребенку взрослым (что не соответствует действительности), возникли ли из одного лишь опыта (который оказывается совершенно недостаточным), на основе языка, простых семиотических или символических конструкций, являющихся одновременно синтаксическими и семантическими (что также оказывается недостаточным) или же эти нормы представляют собой продукт в определенной степени эндогенного структурирования, осуществляющегося путем постепенных уравновешиваний и саморегуляций (что и имеет место в действительности). 2. Затем возникает проблема валидности этих норм. Здесь задача логика состоит в том, чтобы формализовать структуры, свойственные каждому из последовательных этапов развития: например, дооперациональные структуры (без обратимости, транзитивности и сохранения количества, но с сохранением качественной идентичности и с качественными направленными функциями, где оба последних вида сохранения соответствуют своего рода «категориям» в смысле Маклэйна, однако очень элементарным и тривиальным) или операциональные структуры (с признаками «группы» и «группоида»). Таким образом, именно логик должен определить значимость этих норм и указать на признаки эпистемического прогресса или регрессии, содержащиеся в когнитивном развитии, изучаемом психологом. 3. Наконец, существует проблема значения полученных результатов для рассматриваемой научной области. В этой связи нельзя не вспомнить о том удовольствии, которое доставил Эйнштейну наш рассказ в Принстоне об отсутствии представлений о сохранении количества жидкости (во время переливания) у детей 4–6 лет, а также то, насколько он считал наводящим на размышления поздний характер возникновения представлений о сохранении количества. Действительно, если элементарные и по видимости очевидные понятия предполагают достаточно длительный и сложный процесс формирования, то становится более понятным систематическое отставание в истории становления экспериментальных наук по сравнению с чисто логико-математическими дисциплинами.
|