Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности объекта аренды транспортных средств





Гражданский кодекс РФ регулирует два вида обязательств по аренде транспортных средств: с экипажем и без экипажа. Но результаты рассмотрения правовой регламентации и обширной судебной практики применения законодательства об аренде транспортных средств позволяют говорить о том, что существует немало спорных вопросов, требующих дополнительного и более углубленного исследования. В частности, это понятие транспортного средства. Это важно для применения параграфа 3 «Аренда транспортных средств» ГК РФ. К сожалению, легальное определение до настоящего времени не сформулировано: его нет ни в ГК РФ, ни в транспортных кодексах и уставах.

В отношении таких видов транспорта, как воздушный, автомобильный, железнодорожный, не возникает каких-либо серьезных вопросов отнесении аренды их объектов к аренде транспортных средств. Это обусловлено тем, что в данных отраслях незначительно предназначенных для перевозок и в силу этого выпадающих из сферы действия § З главы 34 ГК РФ об аренде транспортных средств.

Иначе обстоят дела с внутренним водным и морским транспортом. В указанных видах транспорта много объектов, не являющихся средствами для перевозки грузов, пассажиров и т. п. (плавкраны, плавмастерские, дебаркадеры, брандвахты и т. п.), в списке объектов не является арендой транспортных средств и регулируется исключительно общими положениями ГК РФ об аренде.

Различия в назначении рассматриваемых объектов в первую очередь отражаются в требованиях к форме договора аренд устанавливают, что договоры аренды транспортного средства, как с экипажем, так и без экипажа, подлежат заключению независимо от их срока. К таким договорам не применяются правила о регистрации договоров аренды, предусмотренные п.
Согласно ст. 130 ГК РФ к объектам недвижимости относятся подлежащие государственной регистрации воздушные внутреннего плавания, космические объекты (космические объекты не рассматриваются в настоящей статье в связи с их редким использованием в качестве транспортных средств).

Договоры аренды воздушных судов, морских судов, судов внутреннего плавания, предназначенных для перевозки грузов подлежат государственной регистрации.

Договоры аренды судов, предназначенных не для перевозки грузов и пассажиров, а для иных целей (плавмастерские), для проживания людей, посадки и высадки пассажиров (брандвахты, дебаркадеры), погрузочно-разгрузочные, для добычи полезных ископаемых (землечерпательные снаряды) и др., подлежат государственной регистрации в соответствии ГК РФ. Данные договоры аренды в силу того, что их объект не является транспортным средством, регламентируются нормами § 1 этой главы «Общие положения об аренде».

Указанное различие не всегда находит адекватное отражение в правоприменительной практике. Это выражается в том, что регистрирующие органы отказывают в регистрации договоров аренды судов со ссылкой на ст. 633, 643 ГК РФ[47].

В отдельную разновидность договора аренды выделена лишь аренда транспортных средств в ГК РФ. Статьи 641 и 642 отсылают к
транспортным уставам и кодексам для определения иных особенностей аренды отдельных видов транспортных средств, лишь Кодекс внутреннего водного транспорта (КВВТ) РФ от 7 марта 2001 года № 24 мореплавания (КТМ) РФ от 30 апреля 1999 года № 81-Ф3, следуя логике ГК РФ, содержат специальные главы: глава Х глава Х договор фрахтования судна на время (тайм-чартер), глава ХI договор фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер). Остальные транспортные уставы и кодексы не включают специальных норм об аренде.

Законодательство о воздушном, железнодорожном, автомобильном электрическом транспорте не предусматривает специальных транспортных средств.

Как представляется, нормы об аренде судов как в КВВТ РФ, так и в КТМ РФ далеки от совершенства. Основной их недостаток в том, что аренда транспортных средств не выделена в отдельный вид обязательств. Нормы главы Х КЕВ-РФ посвящены аренде всех судов без исключения При этом КВВТ РФ регулирует аренду судов с экипажем (ст. 61, 62) и аренду судов без экипажа. То же самое можно сказать и о КТМ РФ, различающем фрахтование с экипажем (ст. 198-210 КТМ РФ) и фрахтование без экипажа. Таким образом, законодатель хотя и сделал попытку построения специального транспортного законодательства по образу и подобию гражданского законодательства, но не следует учитывать, что нормы КВВТ РФ и КТМ РФ подлежат применению к аренде всех суд транспорта, морского транспорта независимо от того, относятся они к транспортным средствам или нет. Аренда регламентируется § 1 главы 34 и не регулируется § З главы 34 ГК РФ. Тем не менее данный вид не попадает под действие норм главы Х КВВТ РФ, глав Х и ХI КТМ РФ, включающих аренду с экипажем и без экипажа, распределение имущества, ответственность перед третьими лицами, характерную для транспортных средств.

Специфика объекта аренды предопределяет особенности прав и обязанностей сторон, в том числе арендодателя.

Не останавливаясь на тех правах и обязанностях сторон, которые являются общими для всех видов договоров, рассмотрим специфические права и обязанности сторон по договору аренды транспортных средств.

Обязанности по осуществлению текущего и капитального ремонта возлагаются в полной мере на арендодателя в догов (ст. 634 ГК РФ), на арендатора в договорах аренды без экипажа (ст. 644 ГК РФ). Аналогичные нормы содержат КВВТ РФ (ст. 203, 216). Причем в обоих случаях нормы являются императивными. Это обусловлено природой договора, в частности тем, кому принадлежит данное судно и на ком лежат обязанности по его содержанию. Обязанности по текущему и капитальному ремонту транспортных средств распределяются в соответствии со ст. 616 ГК РФ, которая закрепляет, что проведение капитального ремонта осуществляется арендодателем, а текущего — арендатором, если иное не установлено законом или договором аренды. Распределение обязанностей арендодателя и арендатора установлено специальными законами, а именно уже названными ст. 61, 64 КЕВ-РФ[48].

Право арендодателя на получение арендной платы обеспечивается нормами ст. 65 КВВТ РФ, ст. 208, 221 КТМ РФ, в которых закреплено право арендодателя в случае просрочки уплаты арендатором арендной платы (фрахта) свыше 15 дней. Согласно КТМ РФ в этом случае возможно без предупреждения изъять судно у арендатора (фрахтователя) и взыскать с него причиненные такой просрочкой убытки.

Эти положения выражают предусмотренное п. 3 ст.450 ГК РФ право стороны отказаться от исполнения договора. Если арендодатель воспользуется названным правом, договор аренды будет расторгнут во внесудебном порядке.

Ответственность за вред, причиненный третьим лицам. Указанная ответственность возлагается на арендодателя судна с экипажем (ст.640 ГК РФ) и на арендатора в договорах аренды без экипажа (ст.648 ГК РФ). Распределение обязанностей третьим лицам производится на основании тех же правил, что и распределение обязанностей по ремонту имущества.

Поскольку управление транспортным средством осуществляет его экипаж, подчиненность экипажа либо арендодателю, либо арендатору обусловливает возложение ответственности на ту или иную сторону договора. Полагаем целесообразным сформулировать определение транспортного средства либо в ГК РФ, либо в иных кодексах. Это способствовало бы разрешению спорных ситуаций, возникающих при определении правовой природы договора аренды транспортного средства.

Таким образом, предлагаем следующую формулировку понятия транспортного средства: это сооружение, механизм, устройство, специально предназначенное для перевозки грузов, пассажиров и их багажа, почтовых отправлений, буксировки иных объектов. В приведенном определении присутствуют: описание объекта (сооружение, механизм, устройство), его назначение, цель использования (для перевозки грузов, пассажиров и их багажа, почтовых отправлений, буксировки иных объектов и т.п.).

 

 

Date: 2015-07-23; view: 535; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию