Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. Министерство образования и науки Российской Федерации





Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ярославский государственный педагогический

университет им. К.Д. Ушинского»

Кафедра физики и информационных технологий

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

на тему «Организация научно-исследовательской работы учащихся по астрономии»

 

Работа выполнена студентом

Леминой Дарьей Сергеевной

 

Научный руководитель

Перов Николай Иванович,

кандидат физико-математических наук, доцент

 

Допустить к защите

 

Зав. кафедрой Иродова Ирина Алексеевна,

профессор, доктор педагогических наук

2013 г.

 

 

Ярославль

 

2013 г.


Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4

Глава I. Методы научного познания……………..………………………………8

§ 1.1 Метод мозгового штурма…………………………………………………...9

§ 1.2 Метод синектики…………………………………………………………..11

§ 1.3 Теория решения изобретательных задач……………………………… 12

§ 1.4 Метод проб и ошибок……………………………………………………13

§ 1.5 Морфологический анализ………………………………………………..14

§ 1.6 Метод проектов…………………………………………………………..16

§ 1.7 Эвристический метод…………………………………………………….17

Выводы…………………………………………………………………………..18

Глава II. Организация научной работы школьников………………………….19

§ 2.1 Учебные лекции по астрономии, читаемые в планетарии……………..19

§ 2.2. Внеурочная деятельность по астрономии………………………………20

А) Массовая научно-просветительская работа……………………………….20

Б) Кружковая работа……………………………………………………………21

В) Факультативные занятия…………………………………………………….24

§ 2.3. Новейшие способы привлечения учащихся в науку……………………25

А) Student-opportunities или «Студент Возможности»……………………….25

Б) «НАСА напрягает студентов»………………………………………………27

В) NASA просит студентов дать название астероиду………………………..28

Выводы…………………………………………………………………………..28

Заключение………………………………………………………………………29

Список литературы……………………………………………………………..30

Приложение 1. Программа занятий астрономического кружка…………….31

Приложение 2. Методическая разработка внеклассного мероприятия урока-конференции на тему «Первый шаг человека в космос»…………………….39

Приложение 3. Резолюция международной конференции «Планетарий XXI века» ………………………………………………………..…………...……….49

Приложение 4. Список публикаций автора……………………………………52

Приложение 5. Список докладов автора……………………………………….53

Приложение 6. Рисунки на тему «Космонавтика»…………………………..54

 

 


ВВЕДЕНИЕ

Люди старшего поколения навсегда запомнили великий день - 4 октября 1957 г., когда в нашей стране впервые в мире был выведен на орбиту искусственный спутник Земли (I ИСЗ). Свершилось то, что казалось невозможным. Мир буквально потрясло известие, что произошло это в нашей стране. Сейчас мало кто помнит, что "Правда" сообщила о запуске I ИСЗ довольно скромно, но бум возник сразу же (в западной прессе объявили, что началась космическая эра в истории человечества). Примечательной была почти немедленная реакция руководства администрации США: успех русских американцы напрямую связали с фундаментальностью и эффективностью советской системы образования и оперативно приступили к реформированию системы образования в США…

Незабываемы дни запуска I ИСЗ и полета Ю.А. Гагарина 12 апреля 1961 г. Это были дни всенародного ликования.

Блистательное начало эры практической космонавтики открывало перед астрономическим образованием прекрасные перспективы. Люди, проявлявшие огромный интерес к каждой космической миссии, хотели знать, что такое Космос и зачем нужны космические полеты. Сама мысль о полетах к «звездам» возникла из стремления людей узнать, что представляют собой небесные светила, могут ли они влиять на жизнь землян, как устроена Солнечная система и, что же такое Вселенная.

Ответы на некоторые из этих вопросов содержались в курсе дореволюционной «космографии», а затем - в курсе астрономии, которая была в советской школе обязательным учебным предметом и оценка по астрономии входила в аттестат зрелости. Курс астрономии постоянно совершенствовался на основе новых идей[1], с большим трудом создавались «параллельные» учебные программы и современные учебники, формировалась система средств обучения с учетом появления информационных технологий[2]. Но в конце 90-х гг. тучи над школьной астрономией угрожающе сгустились, и потребовалось задуматься о том, как ее спасти[3].

В результате проведенного реформирования государственного «Стандарта образования» пострадали важнейшие учебные предметы физико-математического цикла и больше других - астрономия. Ее даже не упомянули в строке «естествознание», куда включили только физику, химию и биологию. Иными словами, «реформа» не была направлена не специально против школьной астрономии, но стала одной из роковых ошибок наступившего «сна разума», дискутировать с которым бесполезно.

Означает ли такой «подарок» гибель школьной астрономии? Надеюсь, что нет! Но, как и десятилетия назад, астрономической общественности России придется много потрудиться, чтобы астрономию окончательно не изгнали из школы. Необходимо, чтобы ее элементы разумно (а не формально и бессмысленно!) включались в большинство естественнонаучных и гуманитарных учебных предметов, чтобы развивалась школьная и внешкольная система дополнительного астрономического образования (факультативы по астрономии, начиная с начальной школы; астрономические кружки и общества, летние школы, конкурсы, олимпиады и т.д.). Сейчас в еще большей степени, чем раньше, необходима новая научная концепция астрономического образования. Ее основы были сформулированы Ефремом Павловичем Левитаном в 80-х гг[4], а затем часто трактовались другими авторами. А ведь за последние 10-15 лет наметилось перерастание методики преподавания (обучения) астрономии в дидактику астрономии[5]. Дадим ее наиболее строгое определение: предмет дидактики астрономии включает не только исследование путей и средств обучения астрономии (при непременном сотрудничестве учеников и учителя), но и теорию и философию астрономического образования, базирующихся на анализе достижений астрономии и космонавтики, а также на принципах и закономерностях общей дидактики и педагогической психологии.

Дидактика астрономии формируется в период становления новой педагогической парадигмы: традиционную схему «учитель-ученик-учебник» сменяет новая – «ученик-учебник-учитель», возвышающая роль учителя, который превращается из «источника информации» в умелого и тактичного руководителя учебной деятельностью школьников. В этих условиях от учителя астрономии, методистов требуются не только достаточно глубокое знание астрономии и понимание ее мировоззренческих аспектов, но и знание современной педагогики и психологии.

В связи с исключением астрономии из базисных планов образовательных учреждений, центр тяжести изучения астрономии переместился в систему дополнительного образования.

Цель дипломной работы – разработка способов организации научно-исследовательской работы обучающихся по астрономии.

Задачи, которые необходимо решить в процессе работы:

1. рассмотреть основные методы научного познания,

2. исследовать, как каждый метод можно использовать на практике,

3. указать практические способы привлечения учащихся в астрономию,

4. ввести возможные направления научной деятельности по астрономии,

5. познакомиться с новыми методами обучения творчеству в астрономии,

6. организовать научную астрономическую конференцию в школе.

Метод исследования – педагогические эксперименты, практическое руководство учащимися при создании ими объектов интеллектуальной собственности.

Современная астрономия является всеволновой и всекорпускулярной, экспериментальной и эволюционной наукой. Космические объекты наблюдаются во всех диапазонах их излучения, исследуются на протяжении всей эволюции и во взаимосвязи между собой. Средства космонавтики позволяют проводить прямое изучение космических тел, явлений и процессов.

В результате продолжающейся научно-технической революции объем и роль астрономических знаний продолжают возрастать; возникают новые разделы астрономии, разрабатываются новые методы и инструменты науки, повышающие широту, точность и результативность астрономических наблюдений. Поэтому данная тема особо актуальна в современном мире.

Все это обусловливает постоянную заинтересованность широких масс населения и особенно подрастающего поколения к астрономии и исследованиям космического пространства, делая знакомство с основными идеями астрономии нужным для каждого современного образованного человека. Астрономическое образование является существенным компонентом общего образования широких масс населения.

 

 


Date: 2015-07-23; view: 408; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию