Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Книга четвертая. Титул I. О восстановлении в первоначальное (de in integrum restitutionibus)





Титул I. О восстановлении в первоначальное (De in integrum restitutionibus)

1. (Ульпиан). Полезность этого титула не нуждается в рекомендации, ибо сам титул это показывает. В этом титуле претор многократно приходит на помощь людям, сделавшим промах, или обманутым, или потерпевшим ущерб вследствие страха, либо (чужого) лукавства, либо возраста, либо своего отсутствия.

2. (Павел). Или вследствие изменения их (юридического) положения? или вследствие правомерной (iustum) ошибки.

3. (Модестин). Претор обещает восстановление в первоначальное положение во всех случаях на основании исследования дела, т.е. чтобы была установлена правомерность этих причин и их истинность, и на этом основании (претор) приходит на помощь отдельным лицам.

4. (Каллистрат). Я знаю, что, по мнению многих, не выслушивается тот, кто требует восстановления первоначального положения по причине довольно мелкого дела или суммы, если бы тем (восстановлением) был причинен ущерб большему делу или сумме...

7. (Марцелл). О помощи лицу, утратившему вещь во время своего отсутствия, божественный Антонин дал претору Марцию Авиту рескрипт следующего содержания: "Хотя весьма нелегко вносить изменения в установленный порядок, но там, где этого требует явная справедливость, необходимо приходить на помощь. Итак, если вызванный в суд не ответил на вызов и в силу этого было вынесено решение (против него), а он тут же пришел к тебе, пока ты еще заседал в суде, то ты можешь еще выяснить, не явилось ли его отсутствие следствием не его вины, а невосприятия им голоса, вызывавшего в суд, и восстановить его в прежнее состояние". § 1. Но помощь этого вида не ограничивается только этим примером; в самом деле, нужно оказывать помощь тем, кто был обманут без своей вины, если обманные действия совершает противник, и эту помощь нужно оказывать даже тогда, когда может быть использован иск об обмане (actio de dolo malo). И хорошему претору более приличествует приводить спор в первоначальное положение, как этого требуют разум и справедливость, чем предоставлять иск, влекущий за собой бесчестие (actio famosa); к этому (иску) следует нисходить лишь тогда, когда не могут быть использованы другие средства.

Титул П. О том, что совершено вследствие страха (Quod metus causa gestum erit)

1. (Ульпиан). Претор говорит: "Я не признаю действительным того, чтс совершено под влиянием страха". Некогда в эдикте указывалось так: "чтс

 

(совершено) под влиянием силы (насилия) или страха". О силе делалось упоминание для случаев, когда необходимость навязывалась против воли';

страх - беспокойство ума вследствие наличной или будущей опасности. Но потом упоминание о силе было исключено, так как совершаемое под влиянием грубой силы должно рассматриваться так же, как совершаемое под влиянием страха.

2. (Павел). Сила есть натиск более значительной вещи2, который не может быть отражен.

3. (Ульпиан). Итак, это постановление указывает на силу и на страх и, если кто-либо совершит нечто, будучи принужден к тому силой, тот на основании этого эдикта восстанавливается (в первоначальное положение). § 1. Но под силой мы понимаем грубую силу и такую, которая осуществляется против добрых нравов, но не такую, которую магистрат осуществляет основательно, т.е. разрешаемую правом и осуществляемую на основании прав, связанных с должностью, которую магистрат выполняет. Впрочем, Помпоний пишет, что этот эдикт применяется к противоправным действиям [магистрата римского народа или презеса провинции], если магистрат вынудил кого-либо дать деньги ужасом, возбуждаемым мыслью о причинении смерти или о бичевании.

4. (Павел). Я думаю даже, что следует прибавить страх, возбуждаемый мыслью об обращении в рабство и т.п.

5. (Ульпиан). Лабеон говорит, что страх означает не какое угодно опасение, но (боязнь) перед более значительным злом.

6. (Гай). Мы утверждаем, что этот эдикт распространяется не на страх пустого человека, но на страх, который может испытать в силу достаточных оснований и в высокой степени твердый человек.

7. (Ульпиан). Педий в 7-й книге3 говорит, что этот эдикт не относится к опасению быть объявленным пользующимся дурной славой и на основании этого эдикта не производится восстановление в первоначальное положение лица, опасающегося, что на него будет наложено какое-либо наказание. Поэтому если какой-либо трус напрасно испугается чего-либо, что в действительности отсутствует, то он в силу этого эдикта не восстанавливается в первоначальное положение, так как он поступал не под давлением силы и не вследствие страха. § 1. Поэтому если кто-либо, застигнутый при совершении кражи, или прелюбодеяния, или иного позорного действия, что-либо дал или к чему-либо обязался, то, как правильно пишет Помпоний в 28-й книге4, он может воспользоваться этим эдиктом, ибо он страшился смерти или оков. Хотя не всякого прелюбодея дозволено убивать и не всякого вора [исключая того, который защищался оружием], но его могли убить и непра-

' Для регулирования случаев, когда лицо становится в необходимость совершить какие-либо действия против воли.

2 Res. Смысл: обстоятельств, фактов, т.е. насилие есть натиск неотразимых действий.

3 Вероятно, имеется в виду Комментарий Педия к эдикту претора и курульного эдила

4 Вероятно, имеется в виду Комментарий Помпония к эдикту.

 

вомерно, а потому страх его обоснован. Но и в том случае, если он что-либс отчудил, чтобы не быть переданным (органам власти) тем, кто его схватил по-видимому, нужно прийти ему на помощь на основании этого эдикта, та" как если бы он был передан, то он мог бы претерпеть то, что указано выше.

8. (Павел). Под действие Юлиева закона (lex Julia de adulteriis) подпадают те, которые приняли что-либо5 при обнаружении бесстыдных действий Претор должен, однако, вмешаться, чтобы они возвратили (то, что получили), ибо (хотя) совершено безнравственное действие, (но) претор обращав внимание не на то, является ли тот, кто дал, прелюбодеем, по лишь на то, что принявший возбудил страх возможностью смерти. § 1. Если кто-либс взял деньги, угрожая, что если деньги не будут даны, то доказательства моего юридического положения будут скрыты (или уничтожены), то это лицо несомненно совершает принуждение посредством возбуждения величайшего страха, например если я заявляю требование (об установлении того факта, что я являюсь свободным), находясь в положении раба, и не смогу быть объявлен свободным после потери этих доказательств. § 2. Если [мужчина или женщина] даст деньги, чтобы не подвергнуться изнасилованию, то применяется этот эдикт, так как для честных людей этот страх должен быть сильнее страха смерти. § 3. В указанных нами случаях применения эдикта не имеет значения, опасался ли кто-либо за самого себя или за своих детей, так как в силу своей привязанности родители более страшатся за своих детей (чем за самих себя).

9. (Ульпиан). Мы должны признавать лишь наличный страх, а не опасение того, что страх появится в будущем; так пишет Помпоний в 28-й книге. Он говорит, что следует признавать наличный страх [т.е. если страх возбужден кем-либо]; затем он рассуждает о следующем: если я откажусь от моего имения, услыхав, что кто-либо придет с оружием, то применяется ли этот эдикт? И указывает, что Лабеон считал, что эдикт не применяется и отпадает interdictum unde vi, так как я не рассматриваюсь как изгнанный, ибо я не ждал своего изгнания, но убежал. Иначе, если я покинул (имение) после того, как в него вступили вооруженные люди; здесь следует применить эдикт. Он говорит также, что если ты с помощью вооруженных людей путем насилия будешь возводить строение на моем участке, то в этом случае и interdictum quod vi aut clam, и этот эдикт будут иметь применение, так как я вследствие страха допустил тебя до этих действий. И если я передам тебе владение под воздействием силы, то Помпоний говорит, что применяется этот эдикт. § 1. Следует обратить внимание, что претор в этом эдикте говорит общим образом и о самом действии и не добавляет, кем это совершается; таким образом, эдикт применяется, если страх возбужден отдельным лицом, или народом, или курией, или коллегией, или союзом (corpus). Но хотя бы претор предусматривал насилие, совершенное кем бы то ни было, однако Помпоний только замечает, что если я, чтобы защитить тебя или

В виде платы за молчание, за несообщение. 221

 

освободить от насилия со стороны врагов, или разбойников, или народа, что-нибудь возьму от тебя или возложу на тебя обязательство, то не следует устанавливать мою ответственность по этому эдикту, разве что я сам причинил тебе насилие; если же я был чужд насилию, то не следует устанавливать мою ответственность, так как я должен скорее рассматриваться как получивший плату за мои услуги. § 2. Тот же Помпоний пишет, что некоторые держатся правильного мнения, что восстановление в первоначальное положение по этому эдикту следует распространить даже на освобождение раба или на снос строения, которые совершены кем-либо по принуждению... § 5. Юлиан в 3-й книге дигест высказывает мнение, что тот, кому передана вещь под влиянием (возбужденного им) страха, должен не только возвратить вещь, но и принять ответственность за свой умысел... § 7. На основании этого эдикта должно быть производимо такое восстановление, [т.е. в первоначальное положение], по усмотрению суда таким образом, чтобы если под влиянием силы [вещь передана, то она возвращается] и возлагается ответственность, как сказано, за умысел, [чтобы вещь не подверглась ухудшению]. И если произошло освобождение от обязательства путем заявления (кредитора) об исполнении обязательства, то это обязательство восстанавливается в прежнее положение. Это имеет место в таких пределах: как пишет Юлиан в 4-й книге дигест, если нужно было уплатить деньги и путем силы достигнуто заявление (кредитора) о их получении и если эти деньги не уплачены или (должник) уклоняется от ответственности после восстановления обязательства, то его следует осудить в четырехкратном размере...

12. (Ульпиан). Должны быть восстановлены (возвращены) и ребенок рабыни, и приплод скота, и плоды, и все, относящееся к вещи, и не только плоды собранные, но и те, которые я мог бы еще собрать, если бы мне не воспрепятствовал страх. § 1. Может возникнуть вопрос: желает ли претор на основании этого эдикта, чтобы тот, кто действовал силой и сам (затем) потерпел от силы, возвратил отчужденное им (под влиянием силы). И Помпоний в 28-й книге пишет, что не следует, чтобы претор приходил этому лицу на помощь, поскольку, по его словам, разрешено отражать силу силой": указанное лицо подверглось лишь тому, что оно раньше сделало само. Поэтому, если страхом он принудил тебя обещать что-либо в его пользу, а затем я заставлю его страхом освободить тебя от твоего обещания, нет ничего, в отношении чего он мог бы быть восстановлен в первоначальное положение. § 2. Юлиан говорит, что тот, кто применил силу против своего должника, чтобы тот заплатил ему, не несет ответственности по этому эдикту; [ввиду характера иска, основанного на страхе, иск этот требует наличия убытков, хотя нельзя отрицать, что он (кредитор) подпадает под Юлиев закон о силе и утрачивает право требования]...

6 Отсюда распространенное в истории права изречение: "Vim vi repellere licet" - силу дозволено отражать силой.

 

13. (Каллистрат). Существует декрет божественного Марка, изложенный в таких словах: "Лучше всего, чтобы ты предъявлял иски, если ты считаешь, что имеешь какие-либо требования. Когда Марциан сказал: "Я не применил силы", то цезарь ответил: "Ты думаешь, что сила только тогда, когда людям наносятся раны". Сила имеется и тогда, когда кто-либо требует не судебным порядком то, что, по его мнению, он считает подлежащим уплате в его пользу. Если будет доказано, что какая-либо вещь должника [или деньги, составляющие предмет долга], помимо всякого судьи и без основания находятся во владении кого-либо [или приняты им], и не были даны самим должником и по доброй воле, и это лицо само произнесло в свою пользу решение по этому делу7, то это лицо не будет иметь права на предмет долга"...

16. (Ульпиан). То, что мы сказали о случае, когда несколько лиц вызвали страх, следует сказать и о том случае, когда вещь поступила к одному лицу, а страх вызван другим лицом...

18. (Юлиан). Если сама вещь, которая перешла к другому лицу, погибнет, то мы считаем, что это лицо не обогатилось; если же вещь обращена в деньги или обменена на другую вещь, то не следует спрашивать, к каким результатам это привело, но получивший вещь во всяком случае считается обогатившимся, хотя бы он затем эту вещь потерял...

21. (Павел). Если женщина (освобожденная от рабства) сознательно совершила против патрона действие, свидетельствующее о ее неблагодарности, и в силу этого ее юридическое положение подверглось опасности, и что-либо дала или обещала патрону, чтобы не быть возвращенной в рабство, то эдикт не имеет применения, так как она сама вызвала свой страх8. § 1. То, что совершено под влиянием страха, ни в какое время не будет одобрено претором. § 2. Кто передал (под влиянием страха) владение не своим участком, тот получает учетверенную стоимость или просто стоимость вместе со стоимостью плодов, но стоимость не участка, а владения: оценивается то, что должно быть возвращено, т.е. то, что отсутствует (у истца); отсутствует же голое владение своими плодами. Так говорит и Помпоний... § 3. Если под влиянием страха обещано приданое, то я не думаю, что возникает обязательство, [так как является весьма достоверным, что такое обещание приданого не имеет никакой силы]... § 5. Если страх принудил меня принять наследство, то я полагаю, что я сделался наследником: хотя я и не выразил бы желания, если бы я пользовался свободой, но, будучи принужден, я все же выразил свою волю", при помощи пре-

7 "Sibi ius in earn rem dixisse" - высказало право для себя по этому делу. Этим выражением (без первого слова) часто обозначались судебные решения.

" Для понимания этого отрывка следует иметь в виду, что отпущенный из рабства и проявивший неблагодарность по отношению к патрону мог быть возвращен в рабское состояние (1.1.16.1).

9 Выражение, получившее распространение в истории права: "coactus volui" - хотя я и был принужден, но я выразил свою волю.

 

тора я подлежу восстановлению в первоначальное положение, чтобы мне была предоставлена власть воздержаться (от принятия наследства). § 6. Если под влиянием принуждения я отказался бы от наследства, то претор приходит мне на помощь двояким образом: или давая мне как бы наследнику actiones utiles, или предоставляя мне иск, основанный на том, что во мне был вызван страх10; и какой путь я изберу, тот и будет мне открыт.

22. (Павел). Если кто-либо ввергнет другого в заключение, чтобы вынудить у него нечто, то сделанное по этой причине не имеет никакой силы.

33. (Ульпиан). Если лицо, претендующее на обладание светлым достоинством12, указывает, что оно было принуждено в городе (Риме) несправедливо уплатить недолжное, то это указание не является правдоподобным, так как это лицо могло призвать (на помощь) публичное право и обратиться к носителю власти, который защитил бы его от примененной к нему силы, [но предположению такого рода должны быть противопоставлены ясней-шие доказательства насилия]13. §1. Если кто-либо обоснованно опасался привлечения к расследованию в выполнение угроз могущественного противника, что его поведут на расследование в оковах, и под влиянием (такого) принуждения продал то, что ему законно принадлежало, то дело по справедливости восстанавливается в первоначальное положение постановлением презеса провинции. § 2. Если заимодавец путем неправомерного лишения атлета свободы и воспрепятствования ему принимать участие в состязаниях принудил атлета дать обеспечение на сумму, превышающую долг, то по установлении этих обстоятельств [компетентный судья] постановляет о восстановлении дела по справедливости в прежнее положение.

Титул III. О злом умысле (De dolo malo)

1. (Ульпиан). Этим эдиктом претор выступает против двуличных и злоумышленных людей, которые вредят другим каким-либо лукавством: коварство первых не должно приносить им пользы, а простота вторых не должна приносить им вреда. § 1. Слова эдикта таковы: "В отношении того, о чем будет заявлено, как о совершенном по злому умыслу, если по этим, делам не предоставляется другого иска и будет ясно справедливое основа- ^у • ние, я дам иск". § 2. Злой умысел Сервий определяет так: это есть некоторая хитрость для введения другого в обман, когда притворная видимость -;

одно, а делается другое. Лабеон же говорит, что можно и без притворства:

10 Actio metus causa. Последствием этого иска является в данном случае аннулирование отказа от наследства.

'' Данное или обещанное, чтобы освободиться от заключения.

"Clara dignitas. Вероятно, здесь имеются в виду лица, принадлежащие к сенаторскому сословию. Они носили титул clarissimi (D.27.10.5). Сенатора или его жену Гай называет "clara persona".

13 Предположение, что насилия не было, может быть опровергнуто лишь бесспорным доказательством совершенного насилия.

 

действовать таким образом, что кого-нибудь обходят (обманывают), можно и без злого умысла делать одно и создавать притворную видимость другого:

так действуют те, кто путем такого притворства удерживают и охраняют или свое, или чужое; поэтому сам (Лабеон) так определяет злой умысел: это есть лукавство, обман, хитрость, совершенные для того, чтобы обойти, обмануть, опутать другого. Определение Лабеона правильно. § 3. Претор не удовлетворился тем, что сказал "умысел", но прибавил "злой", так как древние употребляли термин "добрый умысел" (dolus bonus) и употребляли это слово в смысле хитрости14, в особенности если кто-нибудь пользовался ею против врага или разбойника...

8. (Гай). Если ты знаешь, что имущественное положение какого-либо лица ухудшилось, и ты в целях твоего обогащения утверждал передо мной, что он состоятельный человек, то правильно против тебя должен быть предоставлен иск об умысле, так как ты лживо восхвалял другого с целью ввести меня в обман.

9. (Ульпиан). Если кто-нибудь утверждал, что наследство незначительно и в силу этого купил его у наследника, то нет иска об умысле, так как достаточно иска, вытекающего из продажи. § 1. Если же убедил меня, чтобы я отказался от наследства, так как оно недостаточно для покрытия долгов, или чтобы я избрал определенного раба, так как нет лучшего раба среди рабов данного дома, то я утверждаю, что должен быть дан иск об умысле, если ты сделал это с хитростью... § 3. Лабеон в 37-й книге Posteriora пишет:

если Тиций утверждает, что твое масло является будто бы его маслом и это масло ты отдал на хранение Сею, чтобы тот это масло продал и хранил вырученную цену до тех пор, пока не будет решен судом вопрос, чье масло, и если Тиций не хочет принимать участия в рассмотрении этого дела, то ты можешь предъявить Тицию иск об умысле, так как ты не можешь предъявить к Сею ни иск, вытекающий из поручения (actio mandati), ни иск, вытекающий из секвестра (actio sequestraria), ибо еще не выполнено условие, под которым масло было вверено на хранение Сею. Но Помпоний в 27-й книге" говорит, что можно предъявить иск к секвестратору (Сею) actio praescriptis verbis, а если он окажется несостоятельным, то иск к Тицию об умысле...

15. (Ульпиан). Но я думаю, что к опекуну в силу его умысла можно предъявить иск, если он обогатился, так же как представляется эксцепция (против требования опекуна). § 1. Но сомнительно, можно ли предъявить иск об умысле против граждан муниципии16. И я думаю, что на основании

14 Sollertia - это слово не обязательно имеет дурной смысл. Оно означает и проницатель

ность

]5

Имеется в виду комментарий Помпония к эдикту.

16 Для понимания этого важнейшего места следует иметь в виду, что Ульпиан говорит здесь (как и в других аналогичных местах) не об отдельных гражданах муниципии, а о совокупности граждан, как бы о некотором союзе граждан, т.е. о самой муниципии. Применяя позднейшие термины, можно сказать, что здесь речь идет о юридическом лице в смысле особого субъекта права.

8 ~ 1995 225

 

их умысла нельзя предоставить иск: что могут сделать граждане муниципии в силу их умысла? Но если что-либо к ним поступило в силу умысла тех, кто управляет их делами, то я считаю, что можно предоставить иск. Вследствие же умысла декурионов дается иск об умысле к самим декурионам. § 2. Если что-либо поступило к хозяину вследствие умысла прокуратора, то предоставляется иск об умысле против хозяина в размере того, что к нему поступило, ибо прокуратор несомненно является ответственным за свой умысел...

17. (Ульпиан). Если несколько лиц совершили умышленно какое-либо действие17 и один возвратил (полученное путем обмана), то все освобождаются; если один возместил стоимость этой вещи, то я полагаю, что тем самым прочие освобождаются.

18. (Павел). Возвращение вещи производится при этом иске по усмотрению судьи, и если возвращение не производится, то выносится присуждение к уплате стоимости вещи. Но и здесь, и при иске вследствие возбуждения страха не указывается точная стоимость, чтобы ответчик в случае неповиновения мог быть присужден к уплате такой стоимости, которая указана истцом под присягой при судебном рассмотрении, но в обоих этих иска обязанностью судьи является удерживать присягу в пределах оценки. § 1. Однако не всегда при этом иске применяется усмотрение судьи: как быть, если ясно, что возвращение не может быть произведено? Например если раб, переданный под влиянием злого умысла, умер и поэтому судья должен сразу присудить к уплате истцу убытков...

20. (Павел). Если твой раб был тебе должен и не был в состоянии уплатить и по твоему побуждению взял у меня деньги взаймы и дал тебе, то Ла-беон говорит, что против тебя должен быть предоставлен иск о злом умысле, так как не может быть применен ни иск из пекулия, ибо никакого имущества в пекулии не было, ни иск, основанный на поступлении денег в имущество господина (actio de in rem verso), ибо господин получил деньги в уплату долга...

21. (Ульпиан). Если по моему предложению ты принял присягу и был освобожден от суда, а потом было указано, что ты дал присягу лживо, то Лабеон говорит, что против этого лица должен быть предоставлен иск об умысле. Помпоний же считает правильным, что в силу принесения присяги заключено мировое соглашение; это мнение одобряет и Марцелл в 8-й книге дигест: нужно стоять на том, в чем дана присяга.

22. (Павел). Ибо достаточно наказания за принесение лживой присяги... 31. (Прокул). Если кто-либо склонит моих рабов бросить владени< (моим имуществом), то владение не утрачивается, но можно предъявить i склонившему иск о злом умысле, если я потерпел какой-либо убыток...

33. (Ульпиан). Владелец имел вещь для продажи, его противник возбу дил судебный спор о собственности на вещь и после того, как им была уст

17 Совместно ввели кого-либо в обман.

 

ранена возможность продажи вещи покупателю, который хотел ее купить, прекратил спор. Следует думать, что владельцу на этом основании принадлежит [actio in factum о возмещении убытков].

34. (Ульпиан). Если ты разрешил мне извлекать камень из твоего участка или копать мел либо песок и я произвел расходы на это дело, а затем ты не допустил меня увозить эти материалы, то нет никакого другого иска, кроме иска о злом умысле.

35. (Ульпиан). Если кто-либо после смерти завещателя уничтожит или иным образом повредит завещание, данное ему на хранение, то указанный в завещании наследник имеет против него иск об умысле и тем, кому предоставлены легаты, должен быть дан иск об умысле.

36. (Марцелл). Если двое действовали (друг против друга) со злым умыслом, то они не могут предъявить друг к другу иск об умысле.

37. (Ульпиан). То, что продавец говорит, чтобы похвалить (свой товар), следует рассматривать как не сказанное и не обещанное". Но если это сделано для введения покупателя в обман, то равным образом следует считать, что не возникает иска, основанного на высказываниях или обещаниях19, но возникает иск об умысле...

40. (Фурий Антиан). Всякий, кто ввел другого в обман, чтобы тот принял убыточное наследство, отвечает по иску об умысле, разве что он сам был кредитором и притом единственным; в этом случае достаточно осуществления против него эксцепции о злом умысле.

Титул IV. О лицах, не достигших 25 лет (De minoribus viginti quinque annis)

1. (Ульпиан). Следуя естественной справедливости, претор установил этот эдикт, путем которого он предоставил защиту юным, так как всем известно, что у лиц этого возраста рассудительность является шаткой и непрочной и подвержена возможностям многих обманов; этим эдиктом претор обещал им помощь и защиту против обмана. § 1. Претор постановил в эдикте: "Я буду обращать внимание сообразно с характером дела на то20, что, согласно показаниям, будет совершено с лицом, не достигшим возраста в 25 лет". § 2. Ясно, что эта помощь обещана лицам, не достигшим 25 лет, так как несомненно, что по достижении этого возраста уже достигнута крепость мужа. § 3. Таким образом, в настоящее время лица моложе указанного возраста направляются (в своих делах) помощью попечителей, и до достижения этого возраста им не должно вверяться управление их делами, хотя бы они хорошо вели свои дела.

8 По правилам о купле-продаже продавец несет ответственность за качество вещи в объеме "сказанного и обещанного" (dicta et promissa). В настоящем фрагменте Ульпиан указывает, что рекламные заявления продавца не являются сами по себе гарантией качеств продаваемой вещи.Ср.:0.4.4.16.4.

Буквально: иска против сказанного или обещанного. Смысл: на те сделки, которые будут заключены с не достигшими 25 лет.

8*

 

2. (Ульпиан). И не должен (не достигший 25 лет) получить свое имущество от попечителей раньше по причине своих детей2'. Ибо установленное законами (правило), что производится сокращение числа (требуемых) лет по числу детей, относится, как сказал божественный Север, к занятию почетных должностей, но не к получению обратно своего имущества.

3. (Ульпиан). И божественный Север и наш император такого рода декреты22 консулов и презесов рассматривали как изданные под влиянием пристрастия; сами же весьма редко допускали в чрезвычайном порядке юных к управлению своим имуществом; этим правом мы и руководствуемся. § 1. Если кто-либо заключит договор с юным и договор подлежит исполнению в то время, когда юноша сделался совершеннолетним, то должны мы смотреть на начало или на конец?23 И надо прийти к тому выводу, как это и установлено, что если кто-либо по достижении совершеннолетия одобрил то, что он совершил во время несовершеннолетия, то отпадает восстановление в первоначальное положение... § 11. Раб, не достигший 25 лет, никоим образом не может быть восстановлен в первоначальное положение, так как необходимо рассматривать личность его хозяина, который сам должен нести ответственность за то, что вверил имущество несовершеннолетнему (рабу)... И если свободное управление пекулием предоставлено юному рабу, то по этой причине совершеннолетний господин не восстанавливается в первоначальное положение...

6. (Ульпиан). Не достигшим 25 лет оказывается помощь путем восстановления в первоначальное положение не только тогда, когда их имущество сколько-нибудь уменьшилось, но и тогда, когда для них важно, чтобы они не испытывали затруднений вследствие споров и издержек.

7. (Ульпиан). Претор говорит: "согласно показаниям, будет совершено". Слово "совершено" мы понимаем в любом смысле: совершен ли контракт или что-либо иное. § 1. Поэтому оказывается помощь тому, кто купил, продал, вступил в товарищество, взял взаймы и потерпел ущерб... § 6. В настоящее время установлено твердое правило, чтобы юным оказывалась помощь и в отношении их (упущенной) выгоды. § 7. Помпоний пишет в 28-й книге, что следует оказывать помощь, если кто-либо без чьего-либо умысла отказался от принятия легата либо если при выборе легата потерпел ущерб, так как выбрал худшую вещь24, или если обещал одну из двух вещей и дал более ценную, в этих случаях следует прийти на помощь. § 8. То, что говорится об оказании помощи юным в отношении их (упущенной) выгоды, возбуждает следующий вопрос: если вещь юного продана и затем явился человек, предложивший большую сумму, то должен ли юный быть восстановлен в первоначальное положение вследствие (упущенной им) выгоды? И

21 В случае появления у него детей.

22 0 разрешении не достигшим 25 лет вступить в управление своими делами.

23 На время заключения договора или на время его исполнения?

24 Имеется в виду тот случай, когда легатарию предоставлено право выбрать одну из двух вещей.

 

преторы ежедневно восстанавливают их, чтобы заново принималось предложение цены. То же делают они (преторы) в отношении тех вещей, кото рые должны быть сохранены для них (для несовершеннолетних). Это следует делать осмотрительно; впрочем, никто не приступает к покупке вещей подопечных, если они не продаются добросовестно. И заслуживает решительного одобрения тот взгляд, что в отношении вещей, подверженных случайным событиям, не следует приходить на помощь юному против покупателя, разве что обнаружилось своекорыстие или явное снисхождение опекунов или попечителей.

8. (Гермогениан). Если даже юный осужден за неповиновение25, он может ходатайствовать об оказании ему помощи посредством восстановления в первоначальное положение.

9. (Ульпиан)... § 2. Теперь следует рассмотреть, нужно ли приходит! юным на помощь лишь тогда, когда они потерпели ущерб по заключенному ими контракту, или и тогда, когда они совершили правонарушение, например если малолетний совершил что-либо умышленно26, взяв вещь на хранение, или в ссуду, или по другому договору, и к нему ничего не поступило27, то следует ли прийти, к нему на помощь? И нужно признать, что при правонарушениях не следует приходить несовершеннолетним на помощь, и таковая не оказывается. Ибо если он совершил воровство или противоправно причинил ущерб, то помощь не оказывается. Но если он мог бы признаться в причиненном им ущербе, чтобы не подвергнуться ответственности в двойном размере, а он предпочел отрицать (причинение ущерба), то лишь в этом случае он восстанавливается в первоначальное положение, чтобы он мог рассматриваться как учинивший признание. И если он мог заключить мировую сделку по поводу кражи, а не подвергнуться иску о взыскании двойной или учетверенной стоимости, то ему оказывается помощь... § 4. Па-пиниан говорит, что если лицо, достигшее 20 лет, но не достигшее 25 лет, допустило продажу себя в рабство, т.е. если оно получило часть цены, то оно не должно быть восстановлено. Это обосновано, так как дело не допускает восстановления, когда лицо изменяет свое (юридическое) положение...

13. (Ульпиан). При исследовании дела обращено внимание на следующее: ему ли одному2" должна быть оказана помощь или же и тем, кто обязался за него, например поручителям? Если я знал, что он юный, то потому не имел к нему доверия, а ты поручился за него, то было бы несправедливым приходить на помощь поручителю во вред мне, но лучше ему самому (поручителю) отказать в иске (к юному), вытекающем из поручения. Вообще претор должен взвесить, кому лучше прийти на помощь - кредитору или поручителю, ибо юный, потерпевший ущерб, не отвечает ни перед одним из них...

25 Contumax - речь идет о неповиновении приказу магистрата о явке в суд.

26 По злому умыслу. '

27 "

Если он не извлек выгоды. Лицу, не достигшему 25 лет.

 

16. (Ульпиан). При исследовании дела обращено внимание на следующее: может ли юному принадлежать другой иск, кроме иска о восстановлении в первоначальное положение? Ибо если он огражден общими средствами помощи и обыкновенным правом29, то не следует предоставлять ему чрезвычайной помощи... § 1. То же приводится у Лабеона: если юный вступил в товарищество под влиянием обмана или в целях совершения дарения, то товарищество ничтожно, даже если оно заключено совершеннолетними, и таким образом воздействие претора не имеет места. Так же ответил и Офилий: (юный) достаточно защищен самим правом30... § 3. Следует вообще одобрить тот взгляд, что в случаях недействительности договора претор не должен вмешиваться. § 4. Помпоний тоже говорит, что относительно цены покупки и продажи сторонам естественно обходить (обманывать) друг друга. § 5. Теперь следует рассмотреть: кто может восстанавливать в первоначальное положение? Могут как префект города (Рима), так и другие магистраты в пределах их юрисдикции как по чужим делам, так и против своего собственного решения31...

18. (Ульпиан). Но низший магистрат не может восстанавливать в первоначальное положение вопреки решению высших магистратов...

23.(Павел). Если сын семейства управлял имуществом по поручению отца, то он не пользуется благодеянием восстановления, ибо если ему дало поручение и другое лицо (не отец), то ему не оказывается помощь, так как этим способом проявлялась бы забота о взрослом, которому причинены убытки...

24. (Павел). Если юный по своей инициативе вмешался в дела взрослого, он подлежит восстановлению в первоначальное положение, чтобы взрослому не был причинен убыток. Если он отказался сделать это (просить о восстановлении в первоначальное положение), а затем к нему предъявлено требование, вытекающее из ведения им чужих дел, то он не восстанавливается в отношении этого иска, но он может быть принужден уступить ему (истцу) право на восстановление в первоначальное положение... § 1. Не всегда то, что совершено с юным, подлежит уничтожению, но это должно быть рассмотрено сообразно с честностью и справедливостью, чтобы не было причинено большого ущерба людям этого возраста, так как (иначе) никто не заключал бы с ними договоров и им было бы до некоторой степени запрещено участие в обороте. Итак, претор не должен вмешиваться в эти дела, если нет явного обмана или если юные вели дела с очевидной небрежностью...

25. (Гай). Нет никакого сомнения, что юный, уплативший недолжное при таких обстоятельствах, которые по цивильному праву не являются ос-

29 Mero iure - буквально: чистым правом.

311 Ipso iure, т.е. без необходимости принятия претором чрезвычайных мер. 31 Должностное лицо может аннулировать как чужое, так и свое решение, ранее состоявшееся по делу этого же юного, и восстановить последнего в положение, существовавшее до

указанного решения.

 

нованием для обратного требования, получает (actio utilis) для обратного требования: так как и лицам старше 25 лет предоставляется при наличии уважительных причин право обратного требования...

27. (Гай). Отцу за сына во всяком случае предоставляется восстановление в первоначальное положение, хотя бы сын не хотел быть восстановленным, так как дело идет об ущербе для отца, несущего ответственность за пекулий. Из этого ясно, что другие родственники находятся в ином положении, и их следует выслушивать не иначе, как в случае, если они предъявляют требования по воле юноши или этот юноша ведет такую жизнь, что с полным основанием следует положить на него запрещение в отношении управления имуществом. § 1. Если юный растратил деньги, полученные им взаймы, то проконсул должен пресечь иск кредитора против юного. Если юный дал взаймы нуждающемуся лицу, то ничего не следует предпринимать, кроме того, чтобы юному было дано распоряжение уступить своему кредитору иски, которые он имеет против того, кому он дал взаймы32. Если на эти деньги (полученные взаймы) юный купил имение, заплатив за него дороже, чем следует, то дело должно быть решено таким образом: продавцу следует предложить по возвращении им цены принять обратно имение, чтобы без нанесения кому-либо ущерба, даже кредитору, было предоставлено то, что ему принадлежит. Из этого мы можем также уразуметь, какой порядок следует соблюдать, если юный купил на свои деньги что-либо за более высокую цену, чем следует. В этом, как и в предыдущем, случае продавец, возвративший цену, должен также отдать проценты, которые он извлек или мог извлечь, и получает плоды, явившиеся обогащением юноши. Наоборот, если юный продал (имение) за меньшую цену, чем следует, то покупателю должно быть предложено возвратить имение с плодами, а юному - возвратить из цены то, что явилось его обогащением... § 4. Возвращение в первоначальное положение может быть устанавливаемо и против тех, к которым нельзя предъявить иск об умысле, [разве что некоторые лица были изъяты в силу специального закона]33...

32. (Павел). Лицо, не достигшее 25 лет, явившись к презесу, ложно доказало своим внешним видом, что оно достигло совершеннолетия; его попечители, убедившись, что оно не достигло совершеннолетия, продолжали управлять его имуществом; в промежуток времени между (ложным) доказательством им его возраста и достижением им 25 лет юному были уплачены взятые взаймы (из его имущества) деньги, и он их истратил неразумно. Спрашиваю: кто несет ущерб? И как решить дело в том случае, если и попечители находились в том же заблуждении, так как считали его взрослым и прекратили управление его имуществом (а после обнаружения своего заблуждения) восстановили попечительство: падает ли на них ущерб, воз-

В этой фразе речь идет о таком случае: юный взял деньги взаймы и затем дал эти деньги Другому (нуждающемуся) лицу.

Ср.: С.2.41.2: "Ни против родителей обоего пола, ни против патрона или патроны никоим образом не дается восстановления в первоначальное положение".

 

никший после того, как был (ложно) доказан возраст? Я ответил: лица, заплатившие свои долги, освобождены от обязательства в силу самого права (ipso iure), и к ним не следует предъявлять вторичное требование. Попечители, которые продолжали исполнять свои обязанности, зная о несовершеннолетии, не должны были допускать, чтобы несовершеннолетний получил долг, и должны на этом основании нести ответственность. Если же они поверили декрету презеса, прекратили управление и даже сдали отчет, то они уподобляются прочим должникам и потому не несут ответственности...

37. (Трифонин). Помощь, заключающаяся в восстановлении в первоначальное положение, не касается судебных требовании о присуждении к наказанию; поэтому иск об обиде, возможность предъявления которого была упущена, не может быть предъявлен вторично...

44. (Ульпиан). Не все, что совершают не достигшие 25 лет, недействительно, но лишь то, что следует считать недействительным по рассмотрении дела, например когда они утратили то, что имели вследствие обмана со стороны других или своей доверчивости, или упустили выгоду, которую могли приобрести, или приняли на себя тяготы, которых не следовало принимать.

45. (Каллистрат). Даже тому, кто до своего рождения утратил что либо по давности, должен быть предоставлен иск о восстановлении в первоначальное положение, как пишет Лабеон...

48. (Павел). Восстановленный в первоначальное положение юноша, давший поручительство или поручение, не освобождает главного ответчика. § 1. Юноша продал рабыню: если покупатель отпустил ее на волю, то юноша не может быть восстановлен в первоначальное положение, но имеет против покупателя иск в размере своих убытков...

Титул V. Об умаленных в правоспособности (De capite minutis)

1. (Гай). Умаление в правоспособности есть изменение (юридического)

положения.

2. (Ульпиан). Этот эдикт относится к тем случаям умаления правоспособности, которые наступают без изменения гражданства лица. Кроме этих случаев, умаление правоспособности может связываться или с потерей гражданства, или с потерей свободы, и (к этим случаям) эдикт не применяется;

[к этим лицам вообще не может быть предъявлено судебное требование];

дается иск против тех, к кому перешло имущество этих лиц34. § 1. Претор говорит: "Если с мужчиной или с женщиной было что-либо совершено35 или был заключен контракт, а затем будет доказано, что они умалены в правоспособности, то я дам иск против этих лиц, как будто этого (умаления пра-

34 См. ниже, фр. 11.

35 Была совершена сделка.

 

воспособности) не было". § 2. Лица, подвергшиеся умалению в правоспособности, остаются связанными натуральными обязательствами по тем делам, которые предшествовали умалению правоспособности; если же позднее36, то лицо, заключившее сделку с умаленным в правоспособности, должно само нести последствия того, что оно заключило сделку, - это вытекает из слов данного эдикта. Но иногда дается иск, если заключен контракт с этими лицами после того, как наступило умаление их правоспособности. В частности, если в отношении данного лица была совершена адро-гация, то этот случай не представляет никаких трудностей: это лицо является обязанным так же, как сын семейства. § 3. Никто не освобождается от деликтов37 на том основании, что он подвергся умалению в правоспособности. § 4. Тому, кто совершил адрогацию в отношении своего должника, не дается вновь иска против этого лица и после того, как оно (вновь) стало лицом своего права. § 5. Этот иск является постоянным, он дается и против наследников и наследникам.

3. (Павел). Признано, что дети, родитель которых адрогирован, подвергаются в силу этого умалению правоспособности, так как они находятся в чужой власти и изменили семью. § 1. Для сына, освобожденного из-под отцовской власти, и для других лиц (освобожденных из-под власти) наступает умаление в правоспособности, так как никто не может быть освобожден из-под власти, не будучи приведен в воображаемое рабское состояние38. Иначе, когда раб отпускается на волю, личность раба не имеет никаких прав и не может быть умалена в правах,

4. (Модестин) ибо только в этот день (в день освобождения) он начинает иметь (юридическое) положение.

5. (Павел). Посредством утраты гражданства происходит умаление правоспособности, например при воспрещении воды и огня. § 1. Те, кто совершил государственную измену39, умаляются в правоспособности до такой степени, что теряют гражданство. "Изменить" относится к лицам, отпавшим от тех, под командованием которых они находились, и присоединившимся к числу врагов, и к лицам, которых сенат признал врагами, или к тем, кто признан врагом на основании существующего закона. § 2. Теперь следует рассмотреть, что утрачивается в силу умаления правоспособности, и прежде всего (следует рассмотреть) то умаление правоспособности, которое наступает с сохранением гражданства. Известно, что при этом умалении правоспособности не уничтожаются публичные права; ясно, что (подвергшийся такому умалению в правоспособности) остается магистратом, или сенатором, или судьей.

Если договор был заключен после умаления правоспособности.

От ответственности за деликты.

Вероятно, имеется в виду древняя форма освобождения из-под отцовской в. трижды фиктивно продавался другому лицу и после третьей продажи и третьего "чя становился свободным. В момент продажи он мог рассматриваться как раб.

Qui deficiunt - буквально: кого недостает, которые покинули.

 

6. (Ульпиан). Ибо и другие обязанности, которые являются публичными, не кончаются при этом: ибо умаление правоспособности ведет к утрате частных прав человека и его семьи, а не гражданства.

7. (Павел). Умаление правоспособности не прекращает выполнения обязанностей опекуна, кроме тех случаев, когда опека назначена над лицами чужого права. Таким образом, опекуны, назначенные на основании завещания, или закона, или сенатусконсульта, явятся по-прежнему опекунами, но на основании законов XII таблиц лицо лишается возможности быть опекуном на тех же основаниях, которые устраняют его от законного наследования, предоставляемого агнатам, тогда как переменившие семью перестают быть агнатами. Но на основании новых законов и наследования и опеки устанавливаются обычно таким образом, что лица обозначаются естественным образом40, например сенатусконсульта представляют наследство матери и сыну. § 1. Обязательства, возникающие вследствие причинения обиды и исков из деликтов, идут вместе с лицом41. § 2. Если вследствие утраты свободы наступает умаление правоспособности, то нет места для восстановления прежнего положения по отношению к рабу", так как и по претор-ской юрисдикции на раба не возлагается обязательств таким образом, чтобы к нему можно было предъявить иск, но дается actio utilis против господина, как пишет Юлиан, и если предъявленная претензия не удовлетворена в полном объеме, то мне разрешается взять владение имуществом, которое имел (подвергшийся умалению правоспособности). § 3. Также, когда утрачено гражданство, то нет никакой справедливости в требовании восстановления прежнего положения против того, кто, утратив имущество и гражданство, живет голым в изгнании.

8. (Гай). В силу умаления правоспособности, очевидно, не прекращаются те обязательства, которые должны быть понимаемы как устанавливающие естественную ответственность, ибо государственные соображения (civilis ratio) не могут опорочить естественные права. Итак, иск о приданом, коренящийся в честном и справедливом, имеет силу даже после умаления правоспособности,

9. (Павел) так что когда-нибудь предъявит иск и дочь, освобожденная из-под власти...

11. (Павел). Существуют три рода умаления правоспособности: наибольшее, среднее, наименьшее43, ибо мы обладаем тремя (качествами) -свободой, гражданством, принадлежностью к семье. Поэтому, когда мы утрачиваем все это, т.е. свободу, гражданство и принадлежность к семье, то

40 Указывается их отношение к подопечному, установленное самой природой, но не законами.

41 Cum capite ambulant - значит, ответственность закрепляется за виновным, если даже он подвергся умалению правоспособности.

42 Невозможно произвести восстановление в прежнее положение, которое влекло бы ответственность человека, ставшего рабом.

43 Capitis deminutio maxima, media, minima.

 

умаление правоспособности является наибольшим; когда же мы утрачиваем гражданство, но сохраняем свободу, то умаление правоспособности является средним; когда сохраняются и свобода и гражданство, а изменяется лишь семья, то ясно, что умаление правоспособности является наименьшим.

Титул VI. В силу каких причин лица старше 25 лет восстанавливаются в прежнее положение (Ex qiubus causis maiores viginti quinque annis in integrum restituuntur)

1. (Ульпиан). Никто не может признать, что цель издания этого эдикта не является справедливейшей: ибо исправляется ущерб в праве, наступивший в то время, когда лицо прилагало свой труд на служение государству или находилось в беде... § 1. Слова эдикта таковы44: "Если что-либо из имущества лица45, когда он отсутствовал вследствие страха или без злого умысла по делам государства, или находился в оковах, рабстве и власти врагов, или установлено, что срок предъявления их иска истек, также если кто-нибудь сделал что-либо, используя свое право (давности), или утратил что-либо в силу неиспользования этого права, или при наличии иска был освобожден от ответственности, так как срок предъявления иска истек, ввиду того что отсутствующий не был защищен на суде, или был в оковах, или не имел возможности участвовать в судебном деле, или когда (отсутствующий) помимо его воли не мог быть вызван в суд и не защищался, или когда решение было обжаловано перед магистратом, или было установлено, что право иска было отобрано без умысла его самого (отсутствующего); по этим делам предъявляется иск в течение года со времени, когда появится возможность обращения к суду; равным образом, если мною будет установлена какая-либо другая уважительная причина, я восстановлю в первоначальное положение, что допускалось в отношении этого лица на основании законов, плебисцитов, сенатусконстультов, эдиктов, декретов принцепсов".

2. (Каллистрат). Этот эдикт, который касается указанных в нем лиц, применяется не часто, ибо в пользу такого рода лиц выносятся решения в чрезвычайном порядке на основании сенатусконстультов и конституций принцепсов. § 1. На основании этой главы (эдикта) оказывается помощь прежде всего тем, кто отсутствует под влиянием страха, конечно, если они отсутствуют, не будучи повергнутыми в страх напрасными опасениями.

3. (Ульпиан). Отсутствующим под влиянием страха считается тот, кто отсутствует, будучи устрашен обоснованным ужасом смерти или телесных мучений; об этом следует судить на основании его волнения46. Но недостаточно, чтобы он испугался, будучи охвачен какой-либо боязнью, но исследование этих обстоятельств принадлежит судье.

Дальнейшие слова, воспроизводящие текст эдикта, изложены на древнем латинском юридическом языке и почти не поддаются точному переводу.

Вероятно, здесь следует вставить "erit deminutum" (будет утрачено). 6 Можно сказать более общим образом: "внутреннего состояния" (affectus).

 

4. (Каллистрат). Так же те, кто отсутствует по делам государства без злого умысла. Я принял взгляд, что злой умысел относится к тому, кто мог вернуться и не вернулся; в отношении того, что в это время47 совершено в ущерб ему, помощь не оказывается, например если для доставления другому лицу большой выгоды он устроил так, что отсутствовал по делам государства, то у него отнимается это преимущество4*.

5. (Ульпиан)... § 1. Но тот, кто в Риме трудится для пользы государства тот не отсутствует по делам государства.

6. (Павел). Таковы магистраты.

7. (Ульпиан). Воины, которые находятся на военной службе в Риме рас сматриваются как отсутствующие по делам государства...

9. (Каллистрат). Оказывается помощь даже и тому, кто был в оковах Это относится не только к тому, кто содержался в государственной тюрьме, но также и к тому, кто содержался в оковах, будучи насильно захвачен грабителями, или разбойниками, или более могущественным лицом. Слово "оковы" понимается в более широком смысле: признано, например, что заключенные в тюрьме, высеченной в камне49, входят в число находящихся в оковах; не имеет значения, удерживается ли заключенный стенами или ножными кандалами. Но Лабеон считает, что тюрьму следует понимать лишь в смысле государственной тюрьмы.

10. (Ульпиан). В таком же положении находятся те, кто состоит под стражей воинов, или надзирателей, или муниципальных должностных лиц, если доказано, что они не могут управлять своим имуществом. Мы признаем находящимся в оковах и того, кто связан таким образом, что не может показаться публично, не подвергая себя позору.

11. (Каллистрат). Оказывается помощь тому, кто был в рабстве, вне за висимости от того, служил ли как раб свободный человек добросовестно5 или же он был лишен свободы...

14. (Каллистрат). Также оказывается помощь тому, кто был во власти врагов, т.е. был взят врагами в плен. Ибо следует думать, что перебежчикам не должно быть оказываемо никакого благодеяния, так как за перебежчиками отрицается право на получение обратно их имущества51.

15. (Ульпиан)... § 1. Следует полагать, что помощь оказывается как тому, кто взят врагами, так и тому, кто там (в плену) рожден и имеет право на получение обратно имущества...

16. (Павел). Ибо оказывается помощь не нерадивым, но тем, кому воспрепятствовал необходимый порядок вещей. И все это устанавливается по усмотрению претора, т.е. он восстанавливает тех, которые не могли

47 Во время его умышленного отсутствия. '"' Возможность восстановления в первоначальное положение. w Lautumiae - каменоломня. Каменоломни использовались иногд частности рабов. '"Считая себя рабом. 51 После возвращения из плена.

 

совершить litis contestatio не по небрежности, но вследствие стесненности временем.

19. (Папиниан). Если покупатель, прежде чем он [приобретет вещь посредством пользования], взят в плен, то высказано мнение, что прерванное владение не восстанавливается в силу права на возвращение, так как этого (давности) не имеется без владения, владение же носит в значительной степени фактический характер, а фактическое положение не объемлется правом на возвращение52...

23. (Ульпиан)... § 1. Тот, кто находится у врагов, ничего не может приобрести себе посредством давности и не может закончить начатое [владение], пока он находится у врагов; кроме того, возвратившемуся не предоставляется в силу права на возвращение [приобретение в собственность по давности]. § 2. Папиниан говорит, что следует оказать помощь лицу, которое в силу своего нахождения в плену утратило владение участком или квазивладение узуфруктом. И Папиниан считает справедливым, чтобы пленному были возвращены плоды, извлеченные за промежуточное время другим лицом.

36. (Ульпиан). Мы признаем, что отсутствует по делам государства лишь тот, кто отсутствует не ради своей выгоды, но будучи к тому принужден...

39. (Павел). Тот, кто намеревается отсутствовать по делам государства, если он оставил прокуратора, посредством которого он мог защищаться, не цолжен быть выслушиваем, если он пожелает быть восстановленным в первоначальное положение...

44. (Павел). Тот, кто отсутствует по делам государства и потерпел ущерб в каком-либо деле, не восстанавливается в первоначальное положение, если бы он по этому делу потерпел ущерб и в том случае, если бы он не отсутствовал по делам государства...

46. (Марциан). Отсутствующий по делам государства должен быть вое становлен в первоначальное положение даже против того, кто равным об разом отсутствовал по делам государства, если он основательно жалуете;

на ущерб.

Титул VII. Об отчуждении, произведенном для изменения суда" (De alienatione iudicii mutandi causa facta)

1. (Гай). Проконсул действует всеми способами, чтобы чье-либо дело не ухудшилось вследствие действий другого лица. И так как он установил, что иногда исход судебного дела становится для нас более трудным вследствие того, что (вместо прежнего) нам противостоит другой противник, то он в этом случае проявил заботу о следующем: если кто-либо путем отчуждения

Он не приобретает по давности того, что приобрел бы по давности, если бы не был взят в плен.

Для изменения судебного места или процессуального положения, например для замены ответчика.

 

вещи (являющейся предметом спора) поставил нам на свое место другого противника и сделал это с намерением причинить нам ущерб, то это лицо является ответственным перед нами на основании actio in factum в таком размере, в каком для нас важно не иметь другого противника. § 1. Поэтому несет ответственность тот, кто противопоставил нам в качестве противника человека из другой провинции или более могущественного.

2. (Ульпиан) или другого противника, который намеревается причинить нам беспокойство.

3. (Гай). Так как если я участвую в судебном споре с тем, кто принадлежит к другой провинции, то я должен вести дело в его провинции и не могу быть равным с более могущественным человеком. § 1. И если он отпустит на волю раба, о котором мы предъявили требование54, то наше положение делается более трудным, [так как преторы покровительствуют свободе]...

(Ульпиан). Так же применяется этот эдикт, если вещи были приобретены по давности тем, кому они отчуждены, и потому не могут быть от него истребованы... § 2. Педий в 9-й книге55 говорит, что этот эдикт относится не только к переходу собственности, но также к переходу владения... § 3. Но если кто-либо передал другому спор вследствие состояния своего здоровья, или возраста, или необходимых занятий, то он не находится в таком положении, чтобы быть ответственным по этому эдикту, так как в этом эдикте имеется упоминание о злом умысле. § 4. Этот эдикт распространяется на права участков (на сервитута), если отчуждение их сделано по злому умыслу. § 5. Предметом этого иска является ущерб; поэтому если вещь не принадлежала тому, кто предъявляет требование, или если тот, кто был отчужден (раб), умер без вины (покупателя), то иск не предоставляется, разве что истец имел сверх того какой-либо интерес. § 6. Этот иск не является штрафным (actio poenalis), но направлен на получение вещи по решению судьи, поэтому он предоставляется и наследнику, но против наследника.

5. (Павел) или против подобного ему (правопреемника ответчика),

6. (Ульпиан) или по истечении года - иск не дается,

7. (Гай) так как хотя (иск) и направлен на получение вещи, но рассматривается как предоставляемый вследствие деликта.

(Павел)... § 1. Претор говорит: "или такое отчуждение, которое будет произведено для изменения суда", т.е. для будущего судебного рассмотрения, а не того, которое уже происходит. § 2. Признается, что отчудил вещь и тот, кто продал чужую вещь. § 3. Но если кто-либо отчудит путем назначения наследника или^ установления легата, то этот эдикт не применяется. § 4. Если кто-либо отчудит, а затем приобретет (эту вещь) обратно, тот не отвечает по этому эдикту. § 5. Кто возвращает своему продавцу56, тот не рассматривается, как отчудивший вещь для изменения суда.

54 Предъявили требование о праве собственности на раба.

55 Вероятно, имеется в виду Комментарий Педия к эдикту претора и курульного эдила. 5(1 Venditoriredhibet, что означает возвращение вещи обратно продавцу, связанное с рас

торжением договора купли-продажи вследствие недостатков вещи. Как видно из следуюц

фрагмента, речь идет о возвращении купленного раба.

 

9. (Павел) так как с возвращением человека (раба) все идет назад; и потому тот, кто возвращает, не считается отчудившим для изменения суда, [разве что он возвратил именно для этого57 и не возвратил бы при других обстоятельствах].

10. (Ульпиан). Ибо если я, будучи обязанным (перед третьим лицом), передам в качестве исполнения обязательства то, что ты хотел требовать от меня, - этот эдикт не применяется.

Титул VIII. О принятии на себя обязанностей третейского судьи:

да вынесут решение те, кто принял на себя третейское разбирательство (De receptis: qui arbitrium receperint ut sententiam dicant)

1. (Павел). Соглашение сторон о передаче их спора на разрешение третейского суда (compromissum) действует подобно судебному порядку и имеет целью окончание споров.

2. (Ульпиан). Существует мнение, что из соглашения сторон о передаче спора на разрешение третейского суда возникает не эксцепция, а требование о взыскании штрафа5*.

3. (Ульпиан)... § 1. Хотя претор никого не принуждает принимать на себя обязанности третейского судьи, так как это дело свободное, не возникающее в силу обязательства и поставлено вне принудительной юрисдикции; однако если кто-либо уже принял на себя обязанности третейского судьи, то претор считает, что это дело входит в круг стараний и забот претора: не только в том отношении, что он заботится, чтобы спор был окончен, но и в том отношении, чтобы стороны не обманулись в том, что они избрали данного человека себе в судьи как честного мужа. Предположим, что, после того как дело было обсуждено и раз и два, после того как были обнаружены тайны обеих сторон, связанные с данной сделкой, - третейский судья, оказывая милость (одной из сторон), или "развращенный своекорыстием, или по какой-либо другой причине не захочет вынести решение. Кто может отрицать, что весьма справедливо, чтобы претор вменил себе в долг вмешаться, дабы лицо выполнило принятую на себя обязанность... § 3. Изложим вопрос о лицах, которые являются третейскими судьями. (Претор) принуждает третейского судью, каким бы достоинством последний ни обладал, выполнить обязанности, которые он принял на себя, если даже третейский судья является бывшим консулом, разве что третейский судья является лицом, занимающим должность магистрата, или облачен властью (potestas), так как в отношении такого лица претор не имеет высшей власти (imperium).

4. (Павел). Так как магистраты, обладающие большей или равной высшей властью (по сравнению с претором), никоим образом не могут быть

Для изменения суда.

Имеется в виду тот случай, когда лицо, заключившее третейское соглашение, обратилось затем вопреки этому соглашению с иском в суд.

 

принуждаемы, то не имеет значения, приняли ли они исполнение обязанно стей третейского судьи раньше занятия ими должности магистрата или вс время исполнения этой должности. Низшие (магистраты) могут быть при нуждаемы.

5. (Ульпиан). И сын семейства может быть принуждаем.

6. (Гай). Говорят, что сын семейства может быть третейским судьей да же по делу своего отца, ибо многие держатся того мнения, что он может быть и судьей.

7. (Ульпиан). Педий в 9-й книге59 и Помпоний в 33-й книге6" пишут, чтс не имеет большого значения, является ли третейский судья свободнорож денным или вольноотпущенником, является ли он человеком безупречной репутации или лишенным честного имени (ignominosus). Лабеон в 11-й книге61 пишет, что нельзя выбрать третейским судьей раба, - и это правильно. § 1. Поэтому Юлиан говорит: если имеется соглашение о выборе в качестве третейских судей Тиция и раба, то и Тиций не может быть принужден вынести решение, так как он обязан это сделать вместе с другим, а третейское решение, вынесенное рабом, говорит (Юлиан), ничтожно. Что же происходит, если вынесет решение (один) Тиций. Штраф (установленный этим решением) не налагается, ибо он вынес решение не так, как указано в соглашении о его избрании.

8. (Павел). Но если соглашение заключено таким образом, что действи тельно решение, вынесенное одним из двух, то Тиций может быть принуж ден (к вынесению решения).

9. (Ульпиан). Но если раб избран третейским судьей, а решение он вы нес, уже будучи свободным человеком, то я считаю, что решение действительно, если он, будучи свободным, вынес решение с согласия сторон. § 1. Но нельзя выбрать третейским судьей подопечного, ни безумного или глухого или немого, как Помпоний пишет в 33-й книге. § 2. Если кто-либо является судьей (государственным судьей), то ему на основании Юлиева закона запрещается принимать на себя обязанности третейского судьи по делу, по которому он является судьей, или распорядиться, чтобы его избрали третейским судьей, и если он вынесет решение, то не разрешается приведение в исполнение его решения о взыскании. § 3. Существуют и другие лица, которые не принуждаются к вынесению решения, например если представляется очевидной подкупность или низость третейского судьи. § 4. Юлиан говорит, что если спорящие позорят третейского судью, то претор не должен непременно освободить его от исполнения обязанностей третейского судьи, но (лишь) по рассмотрении дела...

11. (Ульпиан) стороны пойдут, а затем возвратятся к нему", то претор не должен принуждать его разрешать их спор, так как они нанесли ему

59 Речь идет о Комментарии Педия к эдикту претора и курульного эдила. б" Речь идет о Комментарии Помпония к эдикту.

61 Речь идет о не дошедшем до нас Комментарии Лабеона к эдикту.

62 К лицу, первоначально избранному в качестве третейского судьи.

 

оскорбление тем, что выказали презрение к нему и пошли к другому лицу. § 1. Третейский судья не должен быть принуждаем выносить решение, если не было соглашения сторон о передаче их спора на разрешение третейского судьи... § 3. Иногда, как пишет Помпоний, соглашение сторон о передаче их спора на разрешение третейского судьи совершаются действительным образом путем голого договора (nudum pactum), например если обе стороны являются должниками (друг другу) и заключили договор о том, что тот, кто не выполнит решения третейского судьи, не может требовать причитающегося ему. § 4. Юлиан пишет также, что нельзя обязывать третейского судью выносить решение, если одна сторона обещала уплатить штраф63, а другая нет. § 5. Он же говорит, что если соглашением сторон уплата штрафа была поставлена в зависимость от условия, например "если корабль придет из Азии, то столько-то тысяч будет дано", то третейский судья может быть принужден вынести решение не раньше, чем наступит условие: чтобы (решение) не явилось недействительным, если условие отпадет. Так пишет Помпоний в 33-й книге (Комментария) к эдикту...

13. (Ульпиан)... § 3. Третейский судья, избранный на основании соглашения сторон, не может быть принужден вынести решение в такой день, в который судья" не обязан выносить решение65, разве что срок, указанный в соглашении сторон, истекает и не может быть продлен. § 4. Поэтому если претор требует от него вынесения решения, то справедливо - поскол

Date: 2015-07-23; view: 274; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию