Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Широко практиковалась в школе академика Бехтерева В. М





Цель исследования: диагностика мышления, нарушения операционной стороны мышления (снижение процесса обобщения, искажение процесса обобщения), нарушения динамики мыслительной деятельности (лабильность мышления, инертность мышления), нарушения личностного компонента мышления (разноплановость мышления, резонерское мышление). Способность к обобщению, классификации, анализу, синтезу и т.д (диагностика операций мышления). Выяснение возможности выделения существенных признаков сходства и различия понятий и категориальных суждений.

Материал: несколько пар слов для сравнения, отпечатанных на листе бумаги (карточки сделать).

В качестве объектов для сравнения предлагаются

§ Объекты, относящиеся к одной категории

§ Объекты, относящиеся к разным категориям (ежик и молоко, ботинок –карандаш). Предполагается, что испытуемый разведет предложенные понятия и к каждому объекту подберет обобщающее понятие (ежик – животное, молоко-жидкость или продукт питания).

Инструкция:

Испытуемый читает или слушает заданные пары слов и отвечает относительно каждой пары на вопрос: «Чем они похожи?», а затем на вопрос: «Чем они отличаются?». Все ответы фиксируются в протоколе.

Психолог на первых примерах может разъяснить испытуемому непонятные ему моменты, а также должен настаивать на соблюдении испытуемым последовательности выполнения задания: вначале описание сходства, а потом – различий.

Я назову тебе 2 предмета, а ты скажи, чем они похожи и чем отличаются?

 

Анализ результатов:

Дети 6 лет – используют функциональные признаки, начиная с младшего школьного возраста возможно применение отвлеченных категорий.

Учитывается то, насколько испытуемый может выделять существенные признаки сходства и различия понятий. Неумение выделять эти признаки свидетельствует о слабости обобщений и склонности к конкретному мышлению.

Кроме того, психологу надо обратить внимание на то, как испытуемый выполняет требование, касающееся заданной последовательности при выполнении заданий, что ему дается легче – нахождение сходств или различий.

Дошкольники и младшие школьники вместо выделения общего обычно указывают на различия объектов, поскольку за операцией различия стоит наглядно – действенное и наглядно – образное мышление. За указанием на общее кроется операция введения в отвлеченную категорию. Таким образом, тот факт, что раньше созревает различение, а затем обобщение, свидетельствует о смене психологических операций, о переходе от наглядных форм мышления к словесно – логическому обобщению. Поэтому, для школьников особенно трудными будут задачи таких категорий ворона – рыба, слова, у которых трудно найти общее. У младших школьников возникает операция обобщения, которая принимает форму выделения общих признаков, но очень часто за ней кроется еще наглядное сравнение или введение предметов в общую наглядную ситуацию, для них трудны задачи категории, например, лошадь – всадник, слова находятся в условиях конфликта, их очень трудно сравнивать.

Оценивается также логичность хода высказываний испытуемого. Имея инертное, вязкое мышление, испытуемый соскальзывает при сравнении слов со сходств на различия, или, наоборот, отвлекаясь на незначительные, второстепенные моменты, уделяя им большое внимание, может терять нить рассуждений.

 

Примеры выполнения задания умственно отсталыми детьми.

- Корова похожа на черный цвет, а потом беленькое. А у коня все коричневое. На коня можно мужчину посадить, он поедет, с ней, а корову можно на травку. Конь побегал, дворник обратно поехал.

- Лошадь бегает, а корова мычит. Корова пасется, а лошадь нет.

 

Рекомендации к оформлению протоколов:

№ карточки Понятие Сходство Различия Комментарии выводы
         

 

Выводы по целям задания:

См. памятку по нарушению мышления.

§ Адекватность объяснений ребенка

§ Существенные, случайные признаки

§ Ситуационное объяснение и др.

 

 


 

Date: 2015-07-23; view: 715; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию