Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и виды государственного долга





 

Государственный долг Республики Беларусь – совокупность внешнего государственного долга и внутреннего государственного долга на определенный момент времени (статья 1 Бюджетного кодекса Республики Беларусь).

В соответствии со статьей 59 Бюджетного кодекса Республики Беларусь, государственный долг Республики Беларусь включает в себя подлежащую возврату и невозвращенную сумму внутренних государственных займов и внешних государственных займов, фактически полученных Республикой Беларусь от резидентов и нерезидентов Республики Беларусь.

Одним из способов государственных заимствований является выпуск государственных ценных бумаг. В соответствии со статьей 56 Бюджетного кодекса Республики Беларусь, государственными ценными бумагами являются ценные бумаги, выпускаемые Министерством финансов от имени Республики Беларусь. Порядок привлечения внутренних государственных займов посредством выпуска, обращения и погашения государственных ценных бумаг утверждается Правительством Республики Беларусь. Объем выпуска государственных ценных бумаг определяется законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год и отражается в источниках внешнего и внутреннего финансирования республиканского бюджета. Государственные ценные бумаги, размещенные на внутреннем финансовом рынке (на территории Республики Беларусь), формируют внутренний государственный долг, государственные ценные бумаги, размещенные на внешних финансовых рынках (за пределами территории Республики Беларусь), формируют внешний государственный долг.

Действующее законодательство Республики Беларусь позволяет классифицировать государственный долг Республики Беларусь следующим образом:

  • внешний государственный долг Республики Беларусь – сумма основного долга Республики Беларусь по внешним государственным займам и подлежащие исполнению обязательства по выданным гарантиям Правительства Республики Беларусь по внешним займам на определенный момент времени;
  • внешний долг, гарантированный Республикой Беларусь, – сумма основного долга по внешним займам, привлеченным от нерезидентов Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь, на определенный момент времени;
  • внутренний государственный долг Республики Беларусь – сумма основного долга Республики Беларусь по внутренним государственным займам и подлежащие исполнению обязательства по выданным гарантиям Правительства Республики Беларусь по внутренним займам на определенный момент времени;
  • внутренний долг, гарантированный Республикой Беларусь, – сумма основного долга по кредитам, предоставленным банками Республики Беларусь резидентам Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь, на определенный момент времени;
  • долг, гарантированный местными исполнительными и распорядительными органами, – сумма основного долга по займам, привлеченным под гарантии местных исполнительных и распорядительных органов, на определенный момент времени;
  • долг органов местного управления и самоуправления – сумма основного долга по займам органов местного управления и самоуправления и подлежащие исполнению обязательства по выданным гарантиям местных исполнительных и распорядительных органов на определенный момент времени;
  • валовой внешний долг.

 

В соответствии с Концепцией управления валовым внешним долгом Республики Беларусь, утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 мая 2011 года № 574/12 «Об утверждении Концепции управления валовым внешним долгом Республики Беларусь и плана мероприятий по ее реализации», валовой внешний долг Республики Беларусь представляет собой невыплаченную сумму фактических текущих и ничем не обусловленных обязательств резидентов Республики Беларусь перед нерезидентами, которая требует выплаты основного долга и (или) процентов кредиторам.

Валовой внешний долг Республики Беларусь включает все обязательства перед нерезидентами, классифицированные в соответствии с Руководством по платежному балансу по типу финансового инструмента. В классификации финансовых инструментов выделяются следующие категории: долговые обязательства перед прямыми инвесторами и предприятиями прямого инвестирования, ценные бумаги (за исключением акций), торговые кредиты, кредиты и займы, счета и депозиты, другие долговые обязательства.

В состав валового внешнего долга не входят:

  • акции и другие формы участия в капитале, поскольку они не предусматривают выплату основного долга;
  • производные финансовые инструменты (форвардные контракты и опционы исключаются по той же причине, что и акции и другие формы участия в капитале, поскольку по производным финансовым инструментам не предоставляется сумма основного долга и не начисляются проценты).

 

Валовой внешний долг формируется с выделением следующих секторов экономики – сектора органов государственного управления, сектора органов денежно-кредитного регулирования, банковского сектора и других секторов.

Статья 68 Бюджетного кодекса Республики Беларусь устанавливает, что гарантии Правительства Республики Беларусь по кредитам, выдаваемым банками Республики Беларусь, и внешним займам предоставляются резидентам Республики Беларусь на платной основе Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Оформление гарантии Правительства Республики Беларусь по договору внешнего займа осуществляется Правительством Республики Беларусь.

Оформление гарантии Правительства Республики Беларусь по кредитному договору, выдаваемому банком Республики Беларусь, осуществляется Министерством финансов по поручению Правительства Республики Беларусь после принятия Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь (если иное не установлено Президентом Республики Беларусь) решения о предоставлении гарантии Правительства Республики Беларусь.

Гарантии Правительства Республики Беларусь не предоставляются по займам (кредитам) резидентов Республики Беларусь, имеющих задолженность по платежам в республиканский бюджет, местные бюджеты и бюджеты государственных внебюджетных фондов, не выполнивших своих обязательств по ранее предоставленным займам (кредитам), в том числе выданным под гарантии Правительства Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, а также не выполнивших своих обязательств по исполненным гарантиям Правительства Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, бюджетным ссудам, бюджетным займам либо выполнивших указанные обязательства за счет бюджетных средств.

Порядок предоставления и исполнения гарантий Правительства Республики Беларусь, а также возмещения в бюджет расходов, понесенных Правительством Республики Беларусь при исполнении обязательств гаранта, устанавливается Президентом Республики Беларусь.

В соответствии со статьей 65 Бюджетного кодекса Республики Беларусь, органы местного управления и самоуправления несут безусловные обязательства по обслуживанию и погашению долга органов местного управления и самоуправления. Долг органов местного управления и самоуправления полностью обеспечивается средствами соответствующего местного бюджета и иным имуществом, находящимся в собственности административно-территориальной единицы.

Местные исполнительные и распорядительные органы не несут ответственности по долгам других местных исполнительных и распорядительных органов.

Долговые обязательства органов местного управления и самоуправления могут существовать в виде долговых обязательств по:

  • ценным бумагам, размещенным местными исполнительными и распорядительными органами на внутреннем финансовом рынке;
  • гарантиям местных исполнительных и распорядительных органов (для областных, районных и городских (городов областного подчинения) исполнительных комитетов);
  • бюджетным кредитам;
  • иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством на долг органов местного управления и самоуправления.

 

Обслуживание и погашение долга органов местного управления и самоуправления, кроме кредитов, выданных банками Республики Беларусь под гарантии местных исполнительных и распорядительных органов резидентам Республики Беларусь, осуществляются местными исполнительными и распорядительными органами за счет средств соответствующих местных бюджетов.

Обслуживание и погашение кредитов, выданных банками Республики Беларусь под гарантии местных исполнительных и распорядительных органов резидентам Республики Беларусь, осуществляются резидентами Республики Беларусь за счет собственных средств, если иное не предусмотрено решениями органов местного управления и самоуправления. В случае неисполнения заемщиком обязательств платежи осуществляются в порядке, предусмотренном законодательством.

Местные исполнительные и распорядительные органы ведут учет долга органов местного управления и самоуправления и долга, гарантированного органами местного управления и самоуправления, и представляют в Министерство финансов необходимые сведения для ведения реестра долга органов местного управления и самоуправления в порядке, установленном Министерством финансов.

Лимит долга органов местного управления и самоуправления на очередной финансовый год и лимит долга, гарантированного местными исполнительными и распорядительными органами, устанавливаются решением местного Совета депутатов о бюджете на очередной финансовый год.

Лимиты долга органов местного управления и самоуправления областей и г. Минска и долга, гарантированного местными исполнительными и распорядительными органами областей и г. Минска, на очередной финансовый год подлежат согласованию с Министерством финансов.

При превышении лимита долга органов местного управления и самоуправления заимствование и предоставление гарантий органами местного управления и самоуправления не допускаются, кроме заимствований у вышестоящего бюджета на покрытие временных кассовых разрывов в течение текущего финансового года.

Областные (Минский городской) исполнительные комитеты обязаны разработать согласованный с Министерством финансов комплекс мер по сокращению долга до размера, не превышающего предельно допустимый уровень, и ежеквартально информировать Министерство финансов о результатах его выполнения.

Местные исполнительные и распорядительные органы первичного и базового территориальных уровней обязаны разработать согласованный с вышестоящими местными исполнительными и распорядительными органами комплекс мер по сокращению долга до размера, не превышающего предельно допустимый уровень, и ежеквартально информировать вышестоящие местные исполнительные и распорядительные органы о результатах его выполнения.

В соответствующем местном бюджете на очередной финансовый год согласно принятым ранее обязательствам предусматриваются ассигнования на обслуживание долга органов местного управления и самоуправления, погашение имеющейся в местном бюджете на данный год задолженности по долгу прошлых лет с наступившим сроком уплаты, а также ассигнования для исполнения обязательств по гарантиям местных исполнительных и распорядительных органов.

Гарантии местных исполнительных и распорядительных органов по кредитам, выданным банками Республики Беларусь, предоставляются, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, организациям коммунальной формы собственности, а также организациям, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат административно-территориальным единицам, и негосударственным организациям местными исполнительными и распорядительными органами на платной основе в пределах сумм, утвержденных решением соответствующего местного Совета депутатов о бюджете на очередной финансовый год. Размер платы за предоставление гарантии местного исполнительного и распорядительного органа устанавливается решением соответствующего местного Совета депутатов о бюджете на очередной финансовый год.

Гарантии местных исполнительных и распорядительных органов не предоставляются по займам (кредитам) резидентов Республики Беларусь, имеющих задолженность, указанную в пункте 3 статьи 68 Бюджетного кодекса Республики Беларусь.

В случае неисполнения заемщиком обязательств по возврату кредита и предъявления банком в установленном порядке требований к местным исполнительным и распорядительным органам об исполнении выданных ими гарантий местные финансовые органы в установленном порядке производят платежи по гарантиям.

Платежи, произведенные из местных бюджетов в соответствии с гарантиями местных исполнительных и распорядительных органов, взыскиваются банком в бесспорном порядке со счетов кредитополучателей (за исключением корреспондентских счетов, а также счетов по учету бюджетных средств государственного казначейства и местных бюджетов) со взиманием процентов с уплаченной местным исполнительным и распорядительным органом суммы.

Взыскание указанных платежей производится на основании решения банка с перечислением их в местные бюджеты.

Предоставление и исполнение гарантий местных исполнительных и распорядительных органов, а также возмещение в бюджет расходов, понесенных местными исполнительными и распорядительными органами при исполнении обязательств гаранта, осуществляются в порядке, установленном законодательными актами.

Не допускается заимствование органами местного управления и самоуправления, если сумма планируемых платежей по обслуживанию и погашению новых и ранее принятых долговых обязательств в текущем или в каждом последующем году превышает 15 процентов планируемого на текущий год объема доходов бюджета без учета получаемых субвенций.

Поступление в местные бюджеты средств от заимствований органов местного управления и самоуправления, а также возмещение заемщиками платежей, произведенных из местных бюджетов в соответствии с гарантиями местных исполнительных и распорядительных органов, подлежат отражению в источниках финансирования дефицита соответствующего местного бюджета путем увеличения объема источников финансирования дефицита местного бюджета.

Погашение долга органов местного управления и самоуправления и осуществление платежей по выданным гарантиям местных исполнительных и распорядительных органов подлежат отражению в источниках финансирования дефицита соответствующего местного бюджета путем уменьшения объема источников финансирования дефицита местного бюджета.

В соответствии с положениями Указа Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2011 года № 75 «О внешних займах органов местного управления и самоуправления», в целях привлечения внешних займов для реализации инвестиционных проектов органами местного управления и самоуправления, было установлено, что:

  1. в 2011–2012 годах:

· областные и Минский городской исполнительные комитеты в пределах лимита долга органов местного управления и самоуправления, установленного в местном бюджете на соответствующий финансовый год, вправе привлекать для реализации инвестиционных проектов внешние займы в иностранной валюте, в том числе путем выпуска и размещения за пределами Республики Беларусь облигаций местных исполнительных и распорядительных органов, эмитентами которых являются облисполкомы и Минский горисполком;

· допускается превышение предельных уровней дефицита консолидированных бюджетов областей и бюджета г. Минска, установленных законодательными актами, на сумму расходов на реализацию инвестиционных проектов, финансируемых за счет внешних займов;

· объемы и сроки привлечения внешних займов для реализации инвестиционных проектов, а также расходы, связанные с привлечением, обслуживанием и погашением внешних займов, согласовываются с Президентом Республики Беларусь по представлению Совета Министров Республики Беларусь;

  1. внешние займы, привлеченные облисполкомами и Минским горисполкомом в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2011 года № 75 «О внешних займах органов местного управления и самоуправления», формируют долг органов местного управления и самоуправления и не являются государственными долговыми обязательствами, формирующими внешний государственный долг Республики Беларусь;
  2. обслуживание и погашение внешних займов, привлеченных облисполкомами и Минским горисполкомом в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2011 года № 75 «О внешних займах органов местного управления и самоуправления», а также выплата комиссий, вознаграждений и иные расходы, связанные с привлечением, обслуживанием и погашением этих займов, осуществляются за счет средств соответствующего бюджета области, г. Минска;
  3. не облагаются налогом на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, доходы указанных организаций, являющихся подлинными владельцами таких доходов, полученные:

· от предоставления ими в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2011 года № 75 «О внешних займах органов местного управления и самоуправления» внешних займов облисполкомам и Минскому горисполкому;

· от оказания услуг, связанных с выпуском, размещением, обращением и погашением облигаций местных исполнительных и распорядительных органов, эмитентами которых являются облисполкомы и Минский горисполком, а также с учетом прав на эти облигации;

  1. не облагаются налогом на добавленную стоимость обороты по реализации иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах Республики Беларусь, услуг, связанных с привлечением облисполкомами и Минским горисполкомом внешних займов в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2011 года № 75 «О внешних займах органов местного управления и самоуправления».

 

 

Date: 2015-07-23; view: 622; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию