Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тепловой и вентиляционный расчеты
Тепловой расчет машины постоянного тока. Расчет проводим по упрощенной методике, изложенной в § 5-3. Начинают с определения потерь при сопротивлениях, приведенных к максимально допускаемой температуре, площадей поверхностей охлаждения и удельных тепловых потоков, приходящихся на единицу этих площадей. Затем с учетом установленных практикой электромашиностроения коэффициентов теплоотдачи и теплопроводности определяют превышения температуры обмоток и коллектора.
При расчете приняты следующие положения и допущения.
1. Потери в обмотках, за исключением параллельной или независимой обмоток главных полюсов, вычисляют при сопротивлении, приведенном к максимально допускаемой температуре, для чего сопротивление, определенное при 20°С, умножают на коэффициент m 'т (см. § 5-1). Потери ; следовательно, наиболее неблагоприятные условия для этой обмотки не соответствуют сопротивлению, приведенному к максимально допускаемой температуре, и их принимают равными вычисленным ранее для определения КПД.
2. При определении Dtв в (10-339) принимают, что воздух внутри машины нагревается суммой всех потерь за вычетом части потерь в обмотках возбуждения главных и добавочных полюсов, а также в компенсационной обмотке, передаваемых непосредственно через сердечники полюсов и станину наружному охлаждающему воздуху; у машин со степенью защиты IP44 и способом охлаждения IC0141, кроме того, исключают потери на трение о воздух наружного вентилятора, составляющие ~0,9(). Доля потерь указанных выше обмоток, которые нагревают воздух внутри машины, равна коэффициенту k:
Исполнение по степени защиты
и способу охлаждения
| IP22;
IC01
| IР22;
IC17
| IP44;
IC37
| IP44;
IC0141
| IP44;
IC0041
| Коэффициент k
| 0,9
| 0,9
| 0,9
| 0,7
| 0,6
| 3. Для обмоток, выполняемых с изоляцией «Монолит», у машин со степенью защиты IP22 и способом охлаждения IC01, а также у машин со степенью защиты IP22, IP44 и способами охлаждения IC17, IC37 значения Dt'2, полученные из (10-335), снижают на 20%, а значения D t'п из (10-374) и Dt 'д из (10-368) – на 30%.
4. Формулы (10-332) и (10-334) соответствуют машинам с полузакрытыми пазами якоря. Первый член в скобках учитывает перепад температуры в изоляции пазов или лобовых частей обмотки якоря, а второй – в изоляции круглых проводов катушек обмотки. Для машин с открытыми пазами якоря и обмоткой из прямоугольных проводов применяют эти же формулы, причем второй член в виду его малой величины принимают равным нулю. Для обмоток якорей, не имеющих наружной изоляции катушек в лобовых частях, первый член, указанный в скобках формулы (10-334), принимают равным нулю.
5. При отсутствии аксиальных вентиляционных каналов в якоре второй член в скобках формулы (10-320) принимают равным нулю.
6. Формулы (10-373) и (10-367) для обмоток главных и добавочных полюсов соответствуют выполнению обмоток из круглого провода; первый член в скобках учитывает перепад температуры в наружной изоляции катушек, а второй — в изоляции круглых проводов катушек. При прямоугольных изолированных проводах применяют эти же формулы, причем второй член, в виду его малой величины у прямоугольных проводов, принимают равным нулю. Для обмоток, не имеющих наружной изоляции катушек, первый член в скобках указанных формул принимают равным нулю.
7. Периметр поперечного сечения условной поверхности охлаждения катушек обмоток возбуждения главных Пп и добавочных Пд полюсов может быть рассчитан по эскизу размещения обмоток в междуполюсном окне. При этом поверхности катушек, прилегающие к сердечникам полюсов, не учитываются. Приближенные значения Пп и Пд в зависимости от количества полюсов представлены ниже:
Количество полюсрв 2 р
|
|
| Для периметра Пп катушки:
из одной шайбы
из двух или нескольких шайб
|
38+0,2 D н2
—
|
37+0,14 D н2
60+0,2 D н2
| Для периметра Пд катушки
многослойные из изолированных проводов
|
40+0,17 D н2
|
12+0,ЗЗ D н2
| 8. Последовательную стабилизирующую обмотку главных полюсов, выполняемую из таких же проводов как обмотку добавочных полюсов, тепловому расчету не подвергают.
9. Машины со степенью защиты IP44 и способами охлаждения IС0141 и IC0041, изготовляемые с относительно небольшой мощностью (до ~50 кВт), компенсационной обмотки не имеют, поэтому в (10-337) и (10-338) не указаны потери в компенсационной обмотке.
Тепловой расчет обмоток и коллектора машины, работающей в номинальном режиме, производят в такой последовательности.
Потери в обмотках и контактах щеток
| Потери в обмотке якоря (Вт)
|
| (10-316)
| | Потери в компенсационной обмотке (Вт)
|
| (10-317)
| | Потери в обмотке добавочных полюсов (Вт)
|
| (10-318)
| | Потери в стабилизирующей последо-
вательной обмотке (Вт)
|
| (10-319)
| | Потери в параллельной или незави-
симой обмотке главных полюсов (Вт)
| – по (10-286)
|
| | Потери в контактах щеток (Вт)
| – по (10-287)
|
| | Здесь при стержневой компенсационной обмотке , где потери в стержнях , а потери в дугах .
|
| Обмотка якоря
| Условная поверхность охлаждения
активной части якоря (мы2)
|
| (10-320)
| | Условный периметр поперечного сече-
ния овального полузакрытого паза (мм)
|
|
(10-321)
| | То же, прямоугольного открытого паза
|
| (10-322)
| | Условная поверхность охлаждения
пазов (мм²)
|
|
(10-323)
| | То же, лобовых частей обмотки при
отсутствии аксиальных вентиляцион-
ных каналов в якоре
|
|
(10-324)
| | То же, лобовых частей обмотки при
наличии аксиальных вентиляционных
каналов в якоре Sл2=3pDн2 l в2 (10-325)
|
|
(10-325)
| | То же, машины
|
| (10-326)
| | Удельный тепловой поток от потерь
в активной части обмотки и от по-
терь в стали, отнесенных к поверхно-
сти охлаждения активной части яко-
ря (Вт/мм2)
|
|
(10-327)
| То же, от потерь в активной части
обмотки, отнесенных к поверхности
охлаждения пазов
|
|
(10-328)
| То же, от потерь в лобовых частях
обмотки, отнесенных к поверхности
охлаждения лобовых частей обмотки
|
|
(10-329)
| Окружная скорость якоря при номи-
нальной частоте вращения (м/с)
|
|
(10-330)
| Превышение температуры поверхно-
сти активной части якоря над темпе-
ратурой воздуха внутри машины (0С)
|
|
(10-331)
| Перепад температуры в изоляции
паза и проводов (°С)
|
|
(10-332)
| Превышение температуры поверхно-
сти лобовых частей обмотки над
температурой воздуха внутри машины (0С)
|
|
(10-333)
| Перепад температуры в изоляции ка-
тушек в проводов лобовых частей
обмотки (°С)
|
|
(10-334)
| Среднее превышение температуры об-
мотки над температурой воздуха вну-
три машины (°С)
|
|
(10-335)
| Сумма потерь в машине со степенью
защиты IP22 и способом охлаждения
IC01, со степенью защиты IP22, IP44
и способами охлаждения IC17, IC37,
передаваемая воздуху внутри
машины (Вт)
|
|
(10-336)
| То же, в машине со степенью защиты
IP44 и способом охлаждения IC0141
|
|
(10-337)
| То же, в машине со степенью защиты
IP44 я способом охлаждения IC0041
|
|
(10-338)
| Среднее превышение температуры
воздуха внутри машины над темпера-
турой наружного охлаждающего
воздуха (°С)
|
|
(10-339)
| Среднее превышение температуры об-
мотки якоря над температурой
наружного охлаждающего воздуха (°С)
|
|
(10-340)
|
Здесь: k приведен в § 10-16; α2 — коэффициент теплоотдачи поверхности якоря—из рис. 10-34; αв —коэффициент подогрева воздуха—из рис. 10-35; b и2—односторонняя толщина изоляции в пазу якоря; b и2 при полузакрытых пазах—по данным § 10-4, при открытых пазах b и2=(b п2– N ш )/2; b и.л2—односторонняя толщина изоляции катушек в лобовых частях — по данным приложений 24—26; l экв — эквивалентный коэффициент теплопроводности изоляции в пазу (включающей воздушные прослойки), равный 16×10-5 Вт/(мм×град); l' экв — эквивалентный коэффициент теплопроводности внутренней изоляции катушек, зависящий от отношения d/d' —из рис. 9-26.
Рис. 10-34. Средние значения α 2= f(v2) машин постоянного тока:
1 — исполнение по защите IР22, способ охлаждения IC01, полузакрытые пазы якоря;
2 — то же, что 1, но открытые пазы; 3 –IP44, IC0141 или IC0041, полузакрытые пазы;
4 – IР22 и IP44, IC17 или IC37 открытые пазы.
Рис. 10-35. Средние значения α в= f(v2) машин постоянного тока:
1 — исполнение по защите IР22, способ охлаждения IC01;
2 — исполнение по защите IP22 или IP44, способ охлаждения IC17 или IC37;
3 – исполнение по защите IP44, способ охлаждения IC0141;
4 –то же, что 3, но способ охлаждения IC0041.
| | | | | | | Стержневая компенсационная обмотка
| Условная поверхность охлаждения
полюсных наконечников и вылетов
стержней (мм2)
|
|
(10-341)
| Условный периметр поперечного
сечения паза (мм)
|
| (10-342)
| Условная поверхность охлаждения
пазов (мм2)
|
| (10-343)
| То же, дуг обмотки
|
| (10-344)
| Удельный тепловой поток от потерь
в стержнях, отнесенных к поверхно-
сти охлаждения полюсных наконеч-
ников и вылетов стержней (Вт/мм2)
|
|
(10-345)
| То же, отнесенных к поверхности
охлаждения пазов
|
| (10-346)
| Удельный тепловой поток от потерь
в дугах, отнесенных к поверхности
охлаждения дуг (Вт/мм2)
|
|
(10-347)
| Превышение температуры поверхно-
сти полюсных наконечников и выле-
тов стержней над температурой воз-
духа внутри машины (°С)
|
|
(10-348)
| Перепад температуры в изоляция па-
зов (оС)
|
| (10-349)
| Превышение температуры поверхно-
сти охлаждения дуг над температу-
рой воздуха внутри машины (°С)
|
|
(10-350)
| Среднее превышение температуры обмотки над температурой воздуха внутри машины (°С)
|
|
(10-351)
| Среднее превышение температуры обмотки над температурой наружного
охлаждающего воздуха (°С)
|
|
(10-352)
|
Здесь α' 1 — коэффициент теплоотдачи поверхности охлаждения полюсных наконечников и стержней; у машин со способами охлаждения IC17 и IC37 α '»(6,8+3×10-3 D н2)×10-5 Вт/(мм²×град); при самовентиляции (IC01) значения α '1 принимают равными 1,25 α 1 из. рис. 10-36; для дуг указанные выше значения α '1 уменьшают в два раза; b и1 – односторонняя толщина изоляции в пазу, мм; b и1=(b п1– N ш ст)/2.
Рис. 10-36. Средние значения α 1= f(v2) машин постоянного тока:
1 — исполнение по защите IР22, способ охлаждения IC01;
2 — исполнение по защите IP44, способ охлаждения IC0141 или IC0041;
3 – исполнение по защите IP22 или IP44, способ охлаждения IC17 или IС37.
Секционная компенсационная обмотка
| Условная поверхность охлаждения полюсных наконечников (мм²) S 1 – по (10-341) с подстановкой п вместо ст
| Условный периметр поперечного сечения паза (мм) П1 – по (10-342)
| Условная поверхность охлаждения пазов (мм2) S 2 – по (10-343)
| То же, лобовых частей обмотки
|
| (10-353)
| Удельный тепловой поток от потерь
в активной части обмотки, отнесенный
к поверхности охлаждения полюсных
наконечников (Вт/мм2)
|
|
(10-354)
| То же, отнесенный к поверхности
охлаждения пазов
|
|
(10-355)
| Удельный тепловой поток от потерь в
лобовых частях обмотки, отнесенных
к поверхности охлаждения секций в
лобовых частях обмотки (Вт/мм2)
|
|
(10-356)
| Превышение температуры поверхно-
сти полюсных наконечников над тем-
пературой воздуха внутри машины
|
|
(10-357)
| Перепад температуры в изоляция па-
зов (оС)
|
|
(10-358)
| Превышение температуры поверхно-
сти лобовых частей обмотки над тем-
пературой воздуха внутри машины (оС)
|
| (10-359)
| Перепад температуры в изоляция ло-
бовых частей обмотки (оС)
|
|
(10-360)
| Среднее превышение температуры об-
мотки над температурой воздуха вну-
три машины (°С)
|
|
(10-361)
| Среднее превышение температуры об-
мотки над температурой наружного
охлаждающего воздуха (°С)
|
|
(10-362)
|
Здесь α '1 принимается таким же, как для стержней стержневой компенсационной обмотки; b и1=(b п1– N ш b)/2; b и.л1—односторонняя толщина изоляции лобовой части катушки — из приложения 35.
Обмотка добавочных полюсов
| Условная поверхность охлаждения
многослойных катушек из изолированных проводов (мм2)
|
| (10-363)
| То же, однослойных катушек обмотки из неизолированных проводов, намотанных на ребро
|
| (10-364)
| Удельный тепловой поток от потерь в
обмотке, отнесенных к поверхности
охлаждения обмотки (Вт/мм2)
|
| (10-365)
| Превышение температуры наружной
поверхности охлаждения обмотки (°С)
|
| (10-366)
| Перепад температуры в наружной
и внутренней изоляции многослойных
катушек обмотки из изолированных
проводов (°С)
|
| (10-367)
| Среднее превышение температуры обмотки над температурой воздуха внутри машины (°С)
|
| (10-368)
| Среднее превышение температуры обмотки над температурой наружного
охлаждающего воздуха (°С)
|
| (10-369)
| | | | |
Здесь П д — периметр поперечного сечения условной поверхности охлаждения катушки — из эскиза размещения обмоток в междуполюсном окне или из § 10-16; α 1—коэффициент теплоотдачи наружной поверхности охлаждения обмотки возбуждения, выполненной из изолированных проводов, приведен на рис. 10-36; для обмотки, выполненной из неизолированных проводов, намотанных на ребро, α 1 из рис. 10-36 увеличивают в 1,7 раза; b и.д—односторонняя толщина наружной изоляции катушки, в среднем равная 0,2 мм; b к.д—из эскиза размещения обмоток в междуполюсном окне или пo (10-132), (10-133).
Параллельная и независимая обмотка главных полюсов
| Условная поверхность охлаждения всех катушек (мм2)
|
| (10-370)
| Удельный тепловой поток от потерь
в обмотке, отнесенных к поверхности
охлаждения обмотки (Вт/мм2)
|
| (10-371)
| Превышениетемпературынаружной поверхности охлаждения обмотки над
температурой воздуха внутри маши-
ны (°С)
|
| (10-372)
| Перепад температуры в наружной и
внутренней изоляции обмотки (°С)
|
| (10-373)
| Среднее превышение температуры об-
мотки над температурой воздуха вну-
три машины (°С)
|
| (10-374)
| Среднее превышение температуры
обмотки над температурой наружного
охлаждающего воздуха (°С)
|
| (10-375)
|
Здесь Пп— периметр поперечного сечения условной поверхности охлаждения катушки — из эскиза размещения обмоток в междуполюсном окне или из § 10-16; b и.п—односторонняя толщина наружной изоляция катушки, в среднем равная 0,2 мм; b к.п — из эскиза размещения обмоток в междуполюсном окне или по (10-222), (10-223).
Коллектор
| Условная поверхность охлаждения
коллектора (мм2)
|
| (10-376)
| Удельный поток от потерь на коллекторе,
отнесенных к поверхности
охлаждения коллектора (Вт/мм2)
|
| (10-377)
| Превышение температуры коллектора над температурой воздуха внутри машины ('С)
|
| (10-378)
| Превышение температуры коллектора
над температурой наружного охлаж-
дающего воздуха у машин со степенями
защиты и способами охлаждения
IP22; IC01; IP22; IC17; IP44; IC37, со входом
воздуха со стороны коллектора (°С)
|
|
(10-379)
| То же, с входом воздуха со стороны,
противоположной коллектору
|
| (10-380)
| Превышение температуры коллектора над
температурой наружного охлаждающего
воздуха у машин со степенью защиты IP44
и способами охлаждения IC0141, IC0041 (°С)
|
| (10-381)
|
Здесь α к—коэффициент теплоотдачи поверхности коллектора, Вт/мм2—из рис. 10-37.
Рис. 10-37. Средние значения α К= f (vк):
1 –коллекторы без аксиальных каналов;
2 –коллекторы с аксиальными каналами.
Вентиляционный расчет при способе охлаждения IC01 и аксиальной системе самовентиляции. Расчет производится в соответствии с § 5-6. Напор Н, а следовательно, и расход охлаждающего воздуха Vв, проходящего через машину с самовентиляцией, ограничены размерами встраиваемого вентилятора, главным образом его наружным диаметром, зависящим от внутреннего диаметра станины D 1. У машин с независимой вентиляцией такого ограничения нет, поэтому расход воздуха при этом виде вентиляции выбирают на 15—20% больше расчетного; соответственно увеличивается Н.
Определение величины Z (см. § 5-6) для воздухопровода со сложной конфигурацией затруднительно, поэтому при расчете целесообразно пользоваться зонами средних значений, приведенными на рис. 5-5.
Действительный расход воздуха Vв из (5-38) должен быть не менее вычисленного по (5-28). Если полученный расход воздуха недостаточен, следует увеличить наружный D вен2 и уменьшить внутренний диаметр вентилятора D вен1, либо увеличить л.
Размеры D вен2, D вен1 и л, вычисляемые при расчете, округляют до ближайшего целого числа; количество лопаток N л округляют до ближайшего простого числа. Расчет вентиляции ведется при определенной заданной частоте вращения п. При других значениях частоты вращения V в и V в max пропорциональны п, а Н º n ².
Расчет вентиляции проводят в такой последовательности.
Наружный диаметр вентилятора (мм)
| D вен2=(0,8¸0,9) D 1
| (10-382)
| Внутренний диаметр колеса вентилятора (мм)
| D вен1=(0,62¸0.67) D 1
| (10-383)
| Длина лопатки вентилятора (мм)
| л=(0,12¸0,14) D 1
| (10-384)
| Количество лопаток вентилятора
| N л» D вен2/20
| (10-385)
| Линейная скорость вентилятора по
наружному диаметру (м/с)
| v вен – по (5-34)
| То же, по внутреннему диаметру
| v вен1 – по (5-35)
| Напор вентилятора при холостом ходе (Па)
| Н 0 – по (5-33)
| Площадь поперечного сечения вход-
ных отверстий вентилятора (м2)
| S вен – по (5-37)
| Максимальное количество воздуха
у вентилятора (м³/c)
| V в max – по (5-36)
| Действительный расход воздуха (м³/с)
| V в – по (5-38)
| Действительный напор вентилятора (Па)
| Н – по (5-39)
|
Расчет вентиляции при способе охлаждения IC0141 производят также согласно материалам § 5-6 [уравнения (5-42)—(5-45)].
|