Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Восприятий. Реальное пространство и реальное время, вступая во взаимодействие с по-знающим их сознанием, переживаются им и





Реальное пространство и реальное время, вступая во взаимодействие с по-знающим их сознанием, переживаются им и, окрашиваясь его субъективной ин-дивидуальностью, а также в силу пред-метности восприятия преобразуются в «переживаемой пространство» и в «пе-реживаемое время» [ 29, c.78].

Результатом взаимодействия реа-льного пространства и сознания явля-ется локализованное в сознании гипо-тетические пространства различных во-сприятий. Так, можно говорить о «зри-тельном» или «визуальном» простран-стве, в котором экстенсивно сосущест-вуют зрительные ощущения, «акусти-ческом» пространстве звуковых ощуще-ний, «тактильном» пространстве осяза-ния (например, водительское чувство пространственных габаритов управляе-мого транспортного средства) и т.д.

Процесс чувственного восприятия интегрален и поэтому пространства разных восприятий можно считать под-пространствами единого перцептуаль-

ного пространства, формируемого экс-тенсивным порядком сосуществования любых ощущений [ 40, c.67], создающих в совокупности целостные образы вос-принимаемых объектов и явлений. Име-ются ввиду непосредственные ощу-щения, а также связанные с воспоми-наниями, работой воображения или с любым другим актом сознания.

Все ощущения и восприятия инди-

видуума локализованы в его личном перцептуальном пространстве, которое

осит индивидуальный и субъективный

характер.

 

Рис.4.7. Восприятие церкви Успения в Кандопогев зимнюю пору

 

Если различные ощущения, систе-

мно заполняющие перцептуальное про-

странство, являются субъективными образами объективного мира, то это оз-начает, что, с одной стороны, чувст-венный образ объекта не тождестве-нен самому объекту и не совпадает с ним полностью, а с другой стороны,-это не отвлеченный процесс, а отражение реально существующих объектов в соз-нании человека.

Перцептуальное пространство как система взаимосвязанных ощущений отражает реальное пространство как систему реальных объектов, взаимо-связанных реальными пространствен-ными отношениями.

П.П.Чистяков считал, что предметы существуют и кажутся [ 56, c.327]. И действительно, они существуют в реа-льном пространстве, а кажутся в пер-цептуальном.

Являясь системой взамосвязанных ощущений от восприятия тех или иных объектов, перцептуальное пространст-во своими структурными особенностя-ми отражает соответствующие структу-рные особенности пространства этих объектов.

Всякое пространство имеет свою геометрию, т.е., науку, аксиоматически описывающую геометрические свойст-ва его объектов. Если реальное прост-ранство архитектурного объекта явля-ется достоверно эвклидовым, то вопрос

об эвклидовости перцептуального и, в частности, зрительного или визуального пространства остаётся пока открытым. И действительно, если кажимость зри-тельного образа объекта реального пространства принять за объективное свойство объектов перцептуального пространства, то в геометрии послед-него не обнаружатся такие важные от-ношения между его элементами, как конгруэнтность и параллельность, ибо одинаковое зрительно воспринимается разным, а параллельное – непаралле-льным, сходящимся. В частности, па-раллельные прямые одного направ-ления кажутся сходящимися в одной точке схода, а параллельные плоско-сти – по одной прямой линии схода. Если такие плоскости горизонтальны,

то они сходятся по линии горизонта,

на которой располагаются точки схода

горизонтальных параллельных прямих

различных направлений, лежащих в

этих плоскостях.

Линия горизонта отличается от ос-тальных линий визуального пространст-ва тем, что она практически недости-жима, так как бесконечно удалена. Но, являясь элементом, общим для множе-ства параллельных и горизонтальных плоскостей, она, тем самым, как бы присоединяется ко всем остальным, ко-нечно расположенным прямым этих плоскостей, и потому становится равно-правной с ними. Так же точка схода па-раллельных прямых визуального про-странства равноправна со всеми оста-льными их точками.

Параллельные прямые и плоскости,

кроме горизонтального, могут прини-мать вертикальные и наклонные поло-жения разных направлений, и по каж-дому из них имеют свои точки и линии схода, расположенные на одной, бес-конечно удалённой или несобственной, плоскости и поэтому также являющиеся

несобственными.

Парадоксальным свойством визуа-льного пространства, формируемого процессом зрительного восприятия объектов реального пространства, яв-ляется то, что в нем из точки зрения мо-жно увидеть точки, удалённые в беско-нечность, и не увидеть точек, располо-женных рядом с нею, но за пределами её поля зрения.

Характерной особенностью зрите-льного восприятия линии горизонта яв-ляется то, что эта линия восприни-мается замкнутой. Несобственная пло-скость воспринимается как внутренняя сторона поверхности небесной сферы, экватором которой является линия го-ризонта, а центром – точка зрения. Эта особенность не противоречит, а под-тверждает и расширяет эвклидово представление о прямой и плоскости соответственно как об окружности и сфере бесконечно больших радиусов.

Указанные особенности визуально-го пространства не дают оснований счи-тать его геометрию эвклидовой. По сви-детельству А.Грюнбаума, оптико-мате-матические исследования Ланебурга и Бланка (США) привели авторов к убеж- дению, что бинокулярное визуальное

 

 

Рис. 4.8. Графика восприятия зимнего леса

Архитектор П.Р.Ниринберг

 

 

Рис. 4.9. Капелла Пацци во Флоренции.

Архитектор Ф.Брунеллески.

Выделение центральной части

метрического ряда

 

 

пространство, вытекающее из психо-

метрической координации характеризу-

ется гиперболической геометрией Лоба-

чевского [ 16,c.197].

Каждому знакомо «чувство» време-ни, определяемое последовательной сменой ощущений, переживаний, мыс-лей, которые сменяют друг друга не хаотически, а в определённом порядке, раньше или позже других. Такой поря-док ощущений называется интенсив-ным, он определяет понятие перцепту-ального времени, с которым связано «чувство» настоящего, прошлого и бу-дущего, служащего критерием сотнесе-ния событий в интенсивном порядке

[ 40, c. 12].

Перцептуальное время (чувство времени) не всегда точно соответству-ет реальному времени, измеряемому с помощью часов. При некоторых состо-яниях нервной системы и организма во-зникает значительное расхождение ме-жду этими двумя видами времени. Оно может долго «тянуться», если человек с нетерпением ожидает какого-либо со-бытия, или «мгновенно пролетать», ес-ли он занят интересным делом. Однако, несмотря на эти ообенности, перцепту-альное и реальное время в основном соответствуют друг другу, так как поря-док смены ощущений отражает порядок смены реальных явлений. Наше перце-птуальное время несомненно является отражением реального времени [ 40, c.13].

Date: 2015-07-23; view: 309; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию