Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Восприятие. Восприятие (перцепция) – это воссоздание целостных образов объектов (предметов, ситуаций и т.д.)





 

Восприятие (перцепция) – это воссоздание целостных образов объектов (предметов, ситуаций и т.д.).

Свойства восприятия – открыты в гештальтпсихологии

  1. Целостность – у человека целостность образа задана изначально. Мы воспринимаем не отдельные предметы в ситуации, а ситуацию в целом.
  2. Константность - это постоянство восприятия формы, размера и цвета предметов окружающего мира. Благодаря константности мы узнаем предметы при изменении освещения, их удалении от нас, изменении их положения ан сетчатке глаза.
  3. Осмысленность – отнесение предмета к определенной группе. Важным моментом в процессе осмысления является сигнальный характер стимулов, имеющих значение, например, стоп-сигнала, сигнала опасности, пищи, партнера.
  4. Предметность – соотнесение наблюдаемого предмета и контекста ситуации.
  5. Структурность (группировка по Вертгеймеру) – восприятие окружающего мира как системы, состоящей из четких образов.

  1. Элементы поля объединяются в образ в зависимости от таких отношений как близость, сходство, замкнутость, симметричность, направленность (элементы, образующие непрерывное, плавное направление, имеют тенденцию восприниматься вместе). Существует и ряд других факторов, от которых зависит совершенство и устойчивость фигуры или структурного объединения - ритмичность в построении рядов, общность света и цвета, объективная установка и т.д. Последний фактор заключается в том, что однажды воспринятая структура имеет тенденцию восприниматься в сходных или последующих структурах.
  2. Прегнантность (закон «хорошей» формы) - стремление (даже на уровне электрохимических процессов коры мозга) к простым и четким формам и простым и устойчивым состояниям.
  3. Дополнение до целого – стремление достраивать неоконченные фигуры так, чтобы увидеть в них знакомую форму.
  4. «Фигура – фон» - объект восприятия выделяется в зависимости от того, что воспринимается как фигура, а что – как фон, на котором она предъявляется. При этом изменение ракурса или перемещение внимания способствуют изменению воспринимаемой фигуры

Транспозиция (Коффка и Келер) - цветовое зрение основывается на восприятии сочетания фигура-фон, и их контрасте, то есть люди воспринимают не сами цвета, но их отношения.

 


 


Большую роль в восприятии играют не только рецепторные, но и моторные компоненты. Без ощупывающих движений глаза или руки мы не смогли бы увидеть и узнать ни один, даже самый простой предмет.Восприятие пространства, движения и времени основываются на работе ведущих анализаторов - зрительного (пространство и движение) и слухового (время).

При восприятии пространства оценивается расстояние между предметами, их удаленность от наблюдателя, глубина, объемность (трехмерность) объектов, а также направление их локализации, что позволяют наблюдателю не только воспринять пространство, но и ориентироваться в нем.


Механизмы восприятия пространства:

1. Конвергенция – это сведение осей глаз с тем, чтобы изображение объекта в обоих глазах попадало в поле наиболее ясного видения. Чем ближе предмет, который фиксируется глазами, тем больше должна быть конвергенция.

2. Аккомодация связана с тем, что при удалении или приближении объектов изменяется преломляющая способность хрусталика путем изменения его кривизны.

Совместная деятельность аккомодации и конвергенции как моторного компонента и оценки размера сетчаточного образа как рецепторного, в совокупности дают возможность правильно оценить расстояние до объекта.

3. Бинокулярное зрение - связано с расхождением между информацией, которую нам посылает правый и левый глаз. Образ внешнего мира на центральной части сетчаток двух глаз совпадает между собой, поэтому изображение не двоится. Но на периферии, недалеко от слепого пятна (места, где зрительный нерв входит в сетчатку), образы объемного предмета не совпадает, эти точки посылают в мозг различные сведения. Это расхождение в сигналах, поступающих от разных глаз, и воспринимается нами как информация об объеме предмета. Симметрично расположенные точки сетчатки обоих глаз называются корреспондирующими, а точки, находящиеся на разном расстоянии от слепого пятна – диспаратными. В том случае, когда изображения попадает на корреспондирующие точки, образы правого и левого глаза совпадают, сливаются, а предмет воспринимается плоским. При попадании части изображения на диспаратные точки, данные о расхождении, несовпадении деталей, расположенных на правом и левом краях образа, сигнализируют о его объемном характере.

Зрительные иллюзии - искажения образа под влиянием условий жизни, привычек, культурных норм и индивидуальных отличий.

Date: 2015-07-23; view: 385; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию