Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Миф - устная книга





Н. В. Гоголь

Поставленный вопрос - был ли Гомер, создатель великих поэм "Илиады" и "Одиссеи", профессиональным мыслителем в эпоху, когда еще не было письменности, или же он являлся просто талантливым аэдом-сказителем, - имеет принципиальное значение. Если Гомер - представитель науки, следовательно, в ту пору уже существовали научные школы, имелись научные и художественные центры, были научные теории, учения; если же ничего этого не было и быть не могло, то тогда версия о Гомере как слепом певце, бродячем рапсоде правдоподобна...

По преданиям, Гомер жил в XIII - XII веках до нашей эры. По мнению одних специалистов, он был свидетелем троянской войны, которая случилась согласно археологическим и другим подтверждениям около 1260 до нашей эры. По другим версиям, автор "Илиады" и "Одиссеи" жил много позже. По мнению третьих специалистов, никакого Гомера вообще не было, а имя Гомер - собирательное, оно обозначает всех аэдов, которые из поколения в поколение создавали, заучивали, дополняли, обрабатывали сказания о троянской войне; и в VI веке до нашей эры эти сказания были записаны по приказу афинского правителя Писистрата.

В "Илиаде" наряду с героями, участниками войны, действуют и многочисленные чудовища, страшные гиганты, либо красивые, но жестокие боги и богини; причем люди не только верят в их существование, поклоняются им, вымаливают у ник различные удачи, но, как показано в поэмах, они буквально зависят от этих сверхъестественных существ, ибо боги вмешиваются по все поступки людей, да к тому же еще ссорятся между собою.

Все это дало основание французскому философу Люсьену Леви-Брюлю создать теорию о первобытном "дологическом мышлении", которая нашла много сторонников и среди советских ученых, полагающих, как и Леви-Брюль, что древние люди имели еще недоразвитое, "синкретическое", детское, диффузное, мифологическое мышление. В таком случае ни о каком Гомере-мыслителе или ученом не может быть и речи.

Мудрецы моделировали личность и создавали различные учения за многие тысячи лет до Гомера. Отсутствие письменности не позволяло зафиксировать время разработки тех или иных теорий. Не только в Греции, но и во многих других странах наука и литература существовали в устной форме, а не в письменной. Священные веды в Древней Индии заучивались наизусть и хранились в жреческой среде, в семьях певцов, передавались от отца к сыну. "Техника запоминания текстов была очень точной: не менее двух тысяч лет веды существовали только в устной традиции, упоминания о рукописи "Ригведы" относится только к XI веку, но и по сей день устный канон "Ригведы" не отличается от письменного. Рукописи "Ригведы" дошли до нас в одной редакции..." - пишет в предисловии к ведийским гимнам "Да услышат меня земля и небо" (М., "Художественная литература", 1984) Т. Я. Елизаренкова.

Советский востоковед, переводчик с аккадского эпоса о Гильгамеше И. М. Дьяконов, исследователь еще более древ них сказаний, чем "Илиада" (сказание о Гильгамеше старше "Илиады" более чем на тысячу лет), считает, что древний человек думал точно так, как и современные цивилизованные люди, что вообще не было никакого "первобытного мышления". Но в таком случае нельзя таковое искать в эпоху Гомера, и у нас вновь возникает вопрос: а не был ли автор "Илиады" поэтом-ученым?

Принципиальное отличие поэта от ученого в том, что первый пользуется художественным языком, тогда как ученый строит теории с помощью строгих логических категории. По нашему мнению, все множество имен богов в "Илиаде", "Одиссее", да и вообще в греческой мифологии, - это строгие категории устного периода развития науки, причем все они имеют отношение к целостным научным системам, взаимосвязанным учениям: космогоническому, теории о зарождении и развитии Земли, эволюционной теории происхождения растений, животных, человека, к учению о функциях человека и о государстве.

Тут возникает еще один вопрос: если имена богов - научные категории, обозначающие какие-либо тела, планеты, стихни, явления, свойства, функции, то зачем они, эти боги-категории, действуют как живые существа? Скажем, Гелиос-солнце. Согласно мифу Гелиос каждое утро с востока выезжает в колеснице, запряженной четверкой быстроногих огнедышащих коней, и вечером опускается в Океан на западе.

Ничего мистического тут нет. Наука устного периода развития могла сохранять свои категории, теории, системы доказательств только в художественных произведениях, в "устных книгах" - мифах. Люди и рапсоды могли заучить и воспроизвести по памяти только художественные произведения, изложенные образными средствами языка, метафорами, гиперболами, сравнениями, а для того чтобы запомнить роль, которую играет та или иная стихия в природе, необходимо было придать каждой стихии образ фантастического существа да еще рассказать о каком-то ее действии. Солнце поднимается над горизонтом утром на востоке и опускается за горизонт вечером на западе, это знали и древние земледельцы, охотники. Но миф говорит, что оно вечером опускается в Океан. Мудрецы художественными средствами говорили больше, чем видел обычный материковый человек.

Выходит, что мифы - это устные художественные "книги", своеобразные "пакеты" знаний, Рапсоды, заучивавшие большие поэтические сказания или миниатюрные научно-художественные мифы, были живыми энциклопедиями, ходячими библиотеками, носителями не только эпических произведений, песен, но и философских трактатов.

Поэтому решительно нельзя согласиться с мнением, что "мифы - бессознательный уровень мысли, где реальное сливается с идеальным", либо с концепциями, где утверждается, будто бы мифы не имеют научно-познавательного смысла.

Зная принцип, как древние философы кодировали знания, то есть наделяли планеты, космические тела, солнце, землю, воду, воздух не только именами живых существ, но с помощью художественных средств изображали их действия, заставляли их разговаривать между собой, мы теперь, имея массу записанных мифов, можем освободить научные категории от метафорической оболочки, от фантастических действий, а принять имена чудовищ и богов как чистые логические категории и получить системы понятий. Благодаря этому мы сумеем понять глубину научно-философских теорий, которые были созданы до Гомера, с участием Гомера или после него.

В "Илиаде", "Одиссее", гимнах Гомера, в поэмах Гесиода и у других древних поэтов легко обнаруживается стройная теория развития Вселенной, учение об эволюции Земли, о возникновении жизни и растительности...

Date: 2015-07-23; view: 656; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию