Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современное состояние и действия Центрального банка





Конец 2014 года ознаменовался крупнейшим финансовым катаклизмом, который привел к обвалу рубля в «черные понедельник и вторник», панике на финансовом и потребительском рынках.В чем же причины экономических провалов правительства и ЦБ, а также какие ключевые идеи по преодолению кризиса и изменению политики?

Возникает обоснованное подозрение, что руководство Центрального Банка РФ своими действиями и заявлениями целенаправленно и осознанно нарушает действующее законодательство и нормативные акты, регулирующие деятельность ЦБ РФ. Причем последовательно и безнаказанно нарушается как Федеральный Закон 86 "О Центральном Банке РФ", так и основной Закон страны - Конституция РФ. Именно такие выводы можно сделать из анализа Основных направлений денежно-кредитной политики (ОНДКП).Напомним, что согласно статье 75 пункту 2 Конституции РФ, «защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти». Другие функции и цели Центрального Банка в Конституции РФ не обозначены. Другими словами, именно устойчивость рубля является основной макроэкономической функцией и целью деятельности регулятора, с которой, как будет показано ниже, ЦБ РФ не справляется.Кроме того, аналогичная ответственность Банка России в части поддержания устойчивости национальной валюты закреплена в ФЗ-86: в статье 3 первой по счёту, основной и самой главной целью деятельности ЦБ РФ указывается «защита и обеспечение устойчивости рубля». По сути дела, это единственная цель деятельности ЦБ РФ, носящая общий макроэкономический характер.Остальные четыре цели (развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; развитие финансового рынка Российской Федерации; обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации) хоть и являются крайне значимыми и важными для развития финансовой системы и обеспечения бесперебойной роботы банковской и расчётно-платёжной систем, однако носят главным образом технический характер. Они являются вспомогательными по отношению к защите и обеспечению устойчивости рубля.

Однако ЦБ РФ не справляется с выполнением основной макроэкономической задачи, возложенной на него как в Конституции, так и в федеральном законе. Ни о какой устойчивости российской валюты нее может быть и речи. За период с января по декабрь 2014г. американский доллар вырос на 81% по отношению к российской валюте – с 32,5 до 58,5 рублей за американскую валюту. В силу резкого изменения ценовых пропорций, скачкообразного роста процентных ставок и ужесточения дефицита денег парализовало производственный и инвестиционный процессы и сделало самым рентабельным видом деятельности валютные спекуляции. Внутренний валютный рынок хаотизирован, финансовая система парализована, масштабы внутридневных колебаний рубля достигают 6-10%, дезориентируя хозяйствующие субъекты и подавляя экономическую активность.Устойчивость национальной валюты подразумевает не только и не столько поддержание стабильного номинального обменного курса рубля по отношению к другим валютам. Устойчивость валюты подразумевает две категории. Во-первых, устойчивость покупательной способности доходов и сбережений россиян, номинированных в национальной валюте. Во-вторых, создание за счет управления валютным курсом максимально благоприятных макроэкономических условий для устойчивого развития национальной экономики, финансовой системы, инвестиций и, в конечном счёте, увеличение благосостояния граждан как цели экономической политики.

Совершенно очевидно, что ЦБ РФ не сумел обеспечить защиту устойчивости рубля ни в первом, ни во втором варианте трактовки данного термина. С точки зрения защиты покупательной способности доходов и сбережений россиян наблюдается откровенный провал – ЦБ РФ допустил беспрецедентное с середины 1990-х годов по своим масштабам обесценивание доходов граждан РФ.

Шоковый и неконтролируемый обвал курса рубля, во многом обусловленный словесными заявлениями регулятора о переходе к таргетированию инфляции, неподготовленным и крайне несвоевременным отказом ЦБ РФ от регулирования валютного курса при одновременном наращивании рефинансирования коммерческих банков без контроля за дальнейшим использованием выделяемых ЦБ РФ триллионов рублей, спровоцировал скачкообразный рост цен на импортируемые товары и услуги.

Неудивительно, что инфляция ускорилась с 6,5 до 10%, продукты питания дорожают на 11,5-12%, импортные товары выросли в цене на 20-30%, а крайне высокая волатильность на валютном рынке и отсутствие определённости в действиях ЦБ РФ усиливают инфляционные ожидания – импортёры и розничные сети с целью хеджирования, страхования валютных рисков закладывают в цены вероятное дальнейшее ослабление курса рубля, что лишь раскручивает маховик инфляции и подстёгивает общий рост цен в экономике. Совершенно очевидно, что это приводит к снижению реальной покупательной способности граждан и обесценивает их доходы и сбережения, способствуя снижению уровня жизни населения.

Первые сигналы дают официальные органы статистики: по оценкам Росстата, в январе-октябре 2014г. по сравнению с аналогичным периодом 2013г. темпы роста реальных располагаемых доходов россиян упали с 3,8 до 0,8%. Закономерным образом это отразилось в затухании потребительской активности: за аналогичный промежуток времени темпы роста розничного товарооборота упали с 3,9 до 2,2%, а платных услуг населению с 2,5 до 1,1%.

Хуже всего то, что наблюдается резкое ухудшение ситуации с бедностью и нищетой: общая численность россиян за чертой бедности с доходами ниже величины прожиточного минимума выросла на 300 тыс. человек – с 18,6 млн. в первом полугодии 2013г. до 18,9 млн. в январе-июне 2014г. В 3-м и тем более 4-м кварталах 2014г. ситуация станет ещё более напряжённой – спад в экономике, обвал курса рубля и всплеск цен интенсифицировались осенью и зимой 2014г. Показательно, что именно осенью 2014г. произошло заметное ухудшение ситуации на рынке труда – уровень безработицы прекратил своё снижение и вполне ожидаемо вырос с 4,8% в августе до 5,1% в октябре, в результате чего количество безработных увеличилось сразу на 200 тыс. человек (с 3,7 до 3,9 млн. россиян).

Совершенно очевидно, что Центральный Банк России не справился с задачей защиты и обеспечения устойчивости рубля и с альтернативной, второй точки зрения – с точки зрения создания благоприятных условий для достижения фундаментальных целей социально-экономического и научно-технического развития страны: роста инвестиций, занятости, выпуска товаров и услуг и, как следствие, увеличения уровня жизни россиян.Мало того, что по масштабам девальвации в 2014г. российский рубль среди валют всех стран мира уступает лишь украинской гривне, так к тому же непродуманные действия ЦБ РФ по ужесточению денежно-кредитной политики привели к усугублению кризиса в экономике и параличу производственной и инвестиционной активности.

 

Отказ от регулирования валютного курса вкупе с увеличением ключевой процентной ставки с 5,5 до 17% и количественным ограничением денежной массы привели к усугублению денежного голода и запустили процесс демонетизации экономики, который в последний раз наблюдался в 2009-2010гг. Степень насыщения экономики деньгами c начала 2014г. упала с 46 до 44% ВВП, а реальный рост денежной массы на 8% в 2013г. сменился нулевыми темпами летом 2014г. и спадом на 3,1% в октябре текущего года. Денежная база с учётом инфляции и вовсе сжимается на 4,8%.Только за последние полгода денежная масса в России с учётом инфляции в абсолютном выражении сократилась более чем на 1,1 трлн. рублей. В 2015г. ситуация заметно ухудшится: закрытие западных рынков долгового и акционерного капитала, необходимость выплаты более 125 млрд. долл. зарубежным кредиторам (101,6 млрд. долл. по телу кредита и 23,6 млрд. в виде процентов), чистый вывоз капитала частным сектором в размере не менее 80-100 млрд. долл. и растущий спрос на иностранную валюту со стороны населения обеспечит сжатие денежной массы как минимум на 11,5 трлн. рублей.Без адекватного расширения денежного предложения, замещения внешних источников финансирования внутренним доступным кредитом и перехода к целевой кредитно-денежной эмиссии российская экономика рискует столкнуться с жесточайшим денежным голодом и делевериджем. Без принятия адекватных упреждающих мер со стороны ЦБ РФ денежная масса в 2015г. рискует сократиться на 25-35%, что вызовет паралич всей финансовой системы, кризис неплатежей по примеру 1996 – 1998 гг., обрушение инвестиционно-банковской системы, глубочайший инвестиционный кризис, спад производства и беспрецедентный за последние 20 лет рост безработицы.

Ситуация будет усугублена рестрикционной политикой Минфина РФ, который продолжает ужесточать фискальную политику, проводит секвестр бюджета и ужесточает «бюджетное правило», подразумевающее изъятие финансовых ресурсов из экономики через фискальный механизм стерилизации якобы избыточной денежной массы. Минфин РФ уже успел изъять за последние годы из российской экономики свыше 6,5 трлн. рублей в виде ресурсов Резервного фонда и ФНБ, а за период с января по октябрь 2014г. увеличил остаток неиспользуемых средств на счетах Федерльного казначейства на 3,74 трлн. рублей, доведя совокупный размер неиспользуемых ресурсов до рекордных 10,3 трлн. рублей.

Показательно, что по итогам 11 месяцев 2014г. краткосрочные процентные ставки на межбанковском рынке выросли с 6 до 23-25% годовых. Стоимость заимствований для государства подскочила с 6,2 до 17-19% годовых, тем самым закрыв внутренний долговой рынок не только для Правительства, но и для реального сектора. Ужесточение денежно-кредитной политики обострило дефицит рублёвых кредитных ресурсов и спровоцировало спад производства и инвестиций. Темпы роста экономики падают на протяжении 10 кварталов подряд, опустившись до едва заметных 0,5% в последние месяцы 2014г. По итогам 2014г. российская экономика вырастет на едва отличимые от статистической погрешности 0,3-0,4%, что лишь усилит отставание России от развивающихся и экономически развитых стран, снизит вклад РФ в мировую экономику, международную торговлю и высокотехнологичное производство и усугубит сырьевую зависимость.

На протяжении двух лет в России наблюдается инвестиционный кризис – инвестиции в основной капитал в среднем сжимаются на 2,5%, а в ряде отраслей спад капитальных вложений достигает 10-15%. Чистый вывоз капитала частным сектором по итогам трёх кварталов 2014г. составил 85 млрд. долл., а по итогам года рискует обновить исторический максимум, превысив 135 млрд. долл. Спад производства и инвестиций спровоцировал остановку роста реальных располагаемых доходов россиян.

 

Таким образом, ЦБ РФ не справился с обеспечением и более широкой трактовки устойчивости рубля – приверженность догмам вульгарного либерализма, самоустранение с валютного рынка, поощрение валютных спекуляций, отказ от минимально необходимого валютного регулирования и контроля вкупе с ужесточением монетарной политики усугубили действия западных санкций и усилили кризисные тенденции в экономике.

Вместо защиты и обеспечения устойчивости рубля, прописанных в Конституции и ФЗ-86, ЦБ РФ добился строго противоположных результатов: паники на валютном рынке, паралича банковской системы, кредитно-денежного сжатия, демонетизации экономики, усугубления денежного голода, беспрецедентного с 2008г. бегства капитала, долларизации активов банковской системы и населения, рецессии в экономике, инвестиционного кризиса, деградации структуры экономики и источников её роста.

Более того, Центральный Банк России не справляется и с другими четырьмя целями, прописанными в ФЗ-86 «О Центральном Банке». Банковская система Российской Федерации парализована высокими процентными ставками, не справляется с возложенной на неё функцией и не способна генерировать долгосрочный рублёвый инвестиционный кредит, оставаясь маломощной и неконкурентоспособной. Платёжная система продолжает оставаться в критической зависимости от международных платёжно-расчётных систем, иностранных технологий, а также центров хранения и обработки информации. Финансовый рынок разбалансирован и существенно ослаблен валютной паникой и дефицитом денег в экономике, превратившись в основной канал вывоза капитала за рубеж частным сектором.

Другими словами, волюнтаристское и легкомысленное отношение ЦБ РФ к исполнению законодательно закреплённых обязанностей приводит к тяжелейшим последствиям: самовольное избрание руководством Центрального Банка в качестве основной и единственной цели деятельности регулятора борьбы с инфляцией оборачивается нарушением действующего законодательства и неисполнением основной цели деятельности Банка России, прописанной в Конституции РФ, а также пяти целей, обозначенных в ФЗ-86. Все без исключения цели ДКП оказываются невыполненными

Приверженность ЦБ РФ борьбе с инфляцией методами, которые эту самую инфляцию разгоняют, закономерным образом приводит к тому, что инфляция выходит из-под контроля - рост процентных ставок и удорожание кредитных ресурсов провоцирует увеличение производственных издержек, которые перекладываются бизнесом на плечи потребителей. Темпы роста потребительских цен ускорились с 6,5% в 2013г. до 9,1% в ноябре текущего года, а продуктовая инфляция достигла 13%.Устойчивость национальной валюты разрушена в угоду публично заявленному курсу ЦБ РФ на дерегулирование валютного рынка и переход к рыночному курсообразованию, что является немыслим и недопустимым для стран с маломощной и плохо регулируемой финансовой системой, высокой степенью долларизации сбережений, избыточно высокой степенью зависимости экономики и платёжного баланса от экспорта минерального сырья, подверженных рискам внешних шоков. Развитие и поддержание устойчивости банковского сектора, платёжной системы и финансового рынка становится невозможным в ситуации хаотизации валютного рынка, кредитно-денежного сжатия, двукратного роста процентных ставок, долларизации экономики, перетока капитала из реального сектора в спекулятивные сферы финансового рынка.

 

Встаёт закономерный вопрос об ответственности регулятора за проводимую им политику: отсутствие внятной системы оценки результатов деятельности ЦБ РФ со стороны органов исполнительной и законодательной власти вкупе с безнаказанным нарушением действующего законодательства руководством ЦБ РФ при определении целей ДКП ведёт к тому, что политика Банка России становится одним из главных ступоров развития российской экономики и финансовой системы, наносящей заметно больший урон, чем санкции западных стран.На протяжении долгих лет руководство Центрального Банка России осознанно и безнаказанно занимается волюнтаризмом и в нарушение действующего законодательства своевольно устанавливает перед собой те цели денежно-кредитной политики, которые оно считает необходимыми и целесообразными.

С целью перехода к режиму таргетирования инфляция ЦБ РФ затеял процесс отказа от регулирования валютного курса, отменил операционный и технический коридоры бивалютной корзины, отказался от регулярных и систематических валютных интервенций и завершил переход к свободному плаванию (точнее обвалу) российского рубля в конце ноября 2014г. Руководство ЦБ РФ указывает об этом в ОНДКП: «Необходимым условием эффективного управления процентными ставками является отказ от регулирования курса рубля к иностранным валютам».И дальше даётся крайне лестная и притом необоснованная оценка якобы достигнутых результатов: «Помимо повышения управляемости ставок денежного рынка переход к режиму плавающего курса приведет также к уменьшению чувствительности экономики к внешним шокам, адаптация к которым будет происходить за счет изменения валютного курса».

Стоит отметить, что всё произошло с точностью наоборот: внешние шоки в виде падения цен на нефть и санкций Запада стали гораздо более чувствительными; американский доллар укрепился на 81% по отношению к российскому рублю; внутридневные колебания на валютном рынке достигли беспрецедентных масштабов, парализуя финансовую систему; процессы долларизации и вывоза капитала существенно интенсифицировались;дефицит денег усугубился; процентные ставки в экономике выросли в два раза, достигнув максимальных отметок с кризисного 2009г.; производственные и инвестиционные процессы оказались парализованы хаосом на валютном рынке; инфляция вышла из под контроля в связи с ростом цен на импортные товары и услуги на 30-50%; покупательная способность сбережений и доходов россиян упала на 15-20%. Именно таковы реальные результаты тех псевдонаучных и глубоко порочных экспериментов, которые ставит ЦБ РФ на российской экономике и финансовой системе, следуя отжившим догмам «Вашингтонского консенсуса».

Точно так же крайне сложно воспринимать всерьёз заявления ЦБ РФ о том, что «ценовая стабильность и, как следствие, невысокие долгосрочные процентные ставки позволят улучшить бюджетное планирование, обеспечить устойчивость государственных финансов, будут способствовать эффективной государственной экономической политике и росту благосостояния граждан». Эти тезисы не подтверждаются реалиями и в гораздо большей степени похожи на попытку выдать желаемое за действительное.

Стоит отметить, что увеличение ключевой процентной ставки со стороны ЦБ РФ, ужесточение монетарной политики и искусственное сдерживание темпов роста денежной массы закономерным образом привели к обострению и без того многолетнего структурного дефицита рублёвой ликвидности. Как результат, стоимость заимствований для государства как самого надёжного и платёжеспособного заёмщика выросла более чем в два раза за неполный календарный год – доходность 2-летних облигаций федерального займа подскочила с 6,3% годовых в январе 2014г. до 13,7% годовых 13 декабря и 18-19% после ночного повышения ключевой процентной ставки до 17% годовых, фактически закрыв внутренний долговой рынок для органов государственной власти.

Минфин России два десятка раз был вынужден признавать аукционы по размещению ОФЗ несостоявшимися в силу пресловутых «неблагоприятных рыночных условий», т.е. в силу крайне высоких процентных ставок, сложившихся на рынке в том числе в связи повышение процентных ставок ЦБ РФ и реализации политики дорогих кредитов. Совершенно очевидно, что вподобного рода ситуации не приходится говорить о том, что ЦБ РФ удаётся «способствовать эффективной государственной экономической политике и росту благосостояния граждан».Вместо обещанных невысоких долгосрочных процентных ставок имеются рекордно высокие за последние пять лет процентные ставки, сопровождаемые остановкой кредитования реального сектора со стороны банков и закрытием внутреннего долгового рынка для резидентов. Для крупных надёжных компаний и банков стоимость заимствований превышает 18-20% годовых. Малый и средний бизнес и вовсе отрезан от рублёвого кредита.

 

 

Date: 2015-07-23; view: 374; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию