Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Нормативно-правовое регулирование учета денежных средств





Основные положения о деньгах и о видах расчетов в Российской Федерации сформулированы Гражданским кодексом РФ, поскольку деньги являются объектом гражданского оборота (как вид имущества).

Согласно ст.140 ГК РФ платежи на территории РФ осуществляются путем наличных и безналичных расчетов.

К денежным средствам организации относятся:

  1. Наличные денежные средства, находящиеся в кассе организации
  2. Безналичные денежные средства в виде остатков на расчетных, валютных, специальных счетах в кредитных организациях
  3. Денежные средства в пути
  4. Денежные документы

Основными нормативными документами, регламентирующими порядок проведения операций с наличными денежными средствами, являются:

1. Указание Банка России от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства»

2. Указание Банка России от 07.10.2013 № 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов»

3. Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»

4. Постановление Госкомстата РФ от 18.08.1998 N 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации»

5. Положение Банка России № 318-П от 24.04.2008 «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации»

6. Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»

7. Постановление Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники»

8. Постановление Правительства РФ от 23.07.2007 № 470 «Об утверждении Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями»

9. Постановление Минтруда РФ от 31.12.2002 N 85 «Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности»

Указание Банка России от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» определяет новый порядок осуществления кассовых операций. Согласно новому порядку, для индивидуальных предпринимателей и субъектов малого бизнеса (малых предприятий) снят лимит на сумму наличных денежных средств в кассе. Правило лимита осталось только для организаций, не относящихся к субъектам малого бизнеса. Согласно данному документу, юридические лица должны хранить свободные денежные средства в суммах, превышающих размер установленного лимита остатка наличных денег, на счетах в банках. Юридическое лицо самостоятельно определяет лимит остатка наличных денег, исходя из характера его деятельности с учетом объемов поступлений или объемов выдач наличных денег.

Превышение установленного лимита разрешается в дни выплат заработной платы, стипендий, выплат, включенных в фонд заработной платы и выплат социального характера, с учетом дня получения наличных денег со счета в банке в течении пяти рабочих дней.

Кассовые операции ведутся в кассе кассовым или иным работником, определенным руководителем. Кассовые операции могут проводиться руководителем.

Поступающие в кассу наличные деньги и выдаваемые из кассы наличные деньги должны учитываться в кассовой книге. Записи в кассовой книге осуществляются кассиром по каждому приходному кассовому ордеру, расходному кассовому ордеру, оформленному соответственно на полученные, выданные наличные деньги.

Денежные средства, предназначенные для выдачи под отчет работникам на расходы, связанные с ведением деятельности организации, кассир выдает по расходному кассовому ордеру, который оформляется на основании письменного заявления подотчетного лица. На заявлении проставляется отметка о сумме денежных средств и сроке их выдачи, заверенная подписью руководителя с указанием даты.

При расчетах с организациями и предпринимателями необходимо соблюдать лимит расчетов наличными - 100 000 руб. в рамках одного договора (п. п. 2, 6 Указания Банка России N 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов» от 07.10.2013).

В соответствии с п.2 Указаний N 3073-У индивидуальные предприниматели и юридические лица не вправе расходовать поступившие в их кассы наличные деньги в валюте Российской Федерации за проданные ими товары, выполненные ими работы и (или) оказанные ими услуги, а также полученные в качестве страховых премий, за исключением следующих целей: выплаты работникам, включенные в фонд заработной платы, и выплаты социального характера; выплат страховых возмещений (страховых сумм) по договорам страхования физическим лицам, уплатившим ранее страховые премии наличными деньгами; выдачи наличных денег на личные (потребительские) нужды индивидуального предпринимателя, не связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности; оплаты товаров (кроме ценных бумаг), работ, услуг; выдачи наличных денег работникам под отчет; возврата за оплаченные ранее наличными деньгами и возвращенные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги; выдачи наличных денег при осуществлении операций банковским платежным агентом (субагентом) в соответствии с требованиями статьи 14 Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе".

В Федеральном законе от 22.05.03 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» сформулированы основные требования, предъявляемые к контрольно-кассовой технике и ее применению.

В соответствии со ст.2 ФЗ № 54-ФЗ все организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг в обязательном порядке применяют контрольно-кассовую технику.

В ст.4 Закона № 54-ФЗ указано: что контрольно-кассовая техника, применяемая организациями (за исключением кредитных организаций) и индивидуальными предпринимателями, должна:

• быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика;

• быть исправна, опломбирована в установленном порядке;

• иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме.

ККТ не применяется :

1) при расчетах за услуги, оказываемые населению, если клиентам выдаются БСО (Письмо Минфина от 24.05.2013 N 03-01-15/18798);

2) при розничной продаже товаров (кроме продажи в розницу алкоголя, за исключением пива, сидра, пуаре, медовухи (п. 6 ст. 16 Закона N 171-ФЗ, Письмо Минфина от 10.04.2015 N 03-01-15/20479)), если по ней уплачивается ЕНВД и по требованию покупателя выдается документ (товарный чек, квитанция и т.п.), подтверждающий прием денег, содержащий следующие реквизиты:

- наименование документа;

- порядковый номер и дату документа;

- наименование и ИНН организации-продавца;

- наименование и количество оплачиваемых товаров;

- сумму оплаты;

- должность и Ф.И.О. лица, выдавшего документ, и его личную подпись;

3) при продаже через газетно-журнальные киоски газет, журналов и сопутствующих товаров, если доля газет и журналов в общем товарообороте 50% и более, а сопутствующие товары есть в перечне, утвержденном субъектом РФ;

4) при торговле с открытых прилавков на рынках, ярмарках и выставочных комплексах, кроме торговли непродовольственными товарами с открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений;

5) при продаже лотерейных билетов;

6) при продаже питания школьникам и работникам школ во время учебных занятий;

7) при разносной торговле с ручных тележек, корзин, лотков, кроме торговли технически сложными товарами и продовольственными товарами, требующими особых условий хранения и продажи;

8) при торговле в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;

9) при торговле из цистерн квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином;

10) при торговле вразвал овощами и бахчевыми культурами;

11) при приеме от населения стеклопосуды и утильсырья, кроме металлолома и др.

К каждой контрольно-кассовой машине ведут журнал кассира-операциониста. По каждой контрольно-кассовой машине в журнале отражаются суммы полученных и выданных наличных денег. Журнал кассира-операциониста служит контрольно - регистрационным документом показаний счетчиков. Листы журнала нумеруются, шнуруются и скрепляются подписями руководителя и главного бухгалтера организации, печатью, а также подписью налогового инспектора. Ежедневно кассир-операционист оформляет справку-отчет (форма КМ-6) о показаниях счетчиков контрольно - кассовой машины и выручке за рабочий день. Справка-отчет сдается вместе с выручкой по приходному ордеру старшему кассиру или руководителю организации. В небольших организациях, имеющих одну или две кассы, сдача денег может производиться непосредственно инкассатору банка. По показаниям суммирующих денежных счетчиков на начало и конец рабочего дня выводится сумма выручки за день. Из выручки вычитаются возвращенные клиентам суммы по неиспользованным кассовым чекам. Заведующие отделами заверяют данную сумму своими подписями. В отчете проставляют подписи старший кассир и руководитель в подтверждение приема и оприходования денег по кассе. На основании данного отчета старшим кассиром оформляется сводный отчет «Сведения о показаниях счетчиков контрольно - кассовых машин и выручке организации» (форма N КМ-7). На отчете проставляют подписи руководитель и старший кассир организации.

Порядок инкассации наличных денежных средств предусмотрен Положением Банка России № 318-П от 24.04.2008 «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации».

Для инкассации наличных денег на каждую организацию в кредитной организации оформляются явочные карточки. Количество порожних сумок, которые предоставляются организации, устанавливается кредитной организацией с учетом объема инкассируемых наличных денег. На каждую сдаваемую сумку кассир оформляет препроводительную ведомость. В сумку с денежными средствами помещается первый экземпляр — препроводительная ведомость. Инкассатору при сдаче сумки передается накладная — второй экземпляр ведомости. Третий экземпляр (квитанция) остается у кассира с подписью и печатью инкассатора. На его основании бухгалтер оформляет расходный кассовый ордер для отражения в кассовой книге расхода наличных денег.

В целях выявления фактического наличия денежных средств и других ценностей в кассе и сопоставления с данными бухгалтерского учета проводится инвентаризация кассы. Порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов устанавливают Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утверждены приказом Минфина РФ от 13.06.95 г. №49).

Согласно п. 1.4. Методических указаний основными целями инвентаризации являются: выявление фактического наличия имущества; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете обязательств.

К денежным знакам, фактическое наличие которых необходимо проверить, относятся ценные бумаги, почтовые марки, марки государственной пошлины, путевки, авиа билеты, вексельные марки и, конечно же, наличные деньги.

Проверка бланков документов строгой отчетности должна производиться по видам бланков, с учётом номеров тех или иных бланков, а кроме того по каждому материально-ответственному лицу и месту хранения. Инвентаризация денежных средств в банках на расчетных или валютных счетах, производится путем сверки данных выписок органов казначейства или банков, с остатками сумм, находящихся на соответствующих счетах по данным бухгалтерии организации.

Выявленные при инвентаризации кассы недостачи взыскиваются с кассиров путем списания недостающих денег в кассе, предъявления иска кассиру, учета взносов кассира в возмещении недостач. Договор о полной материальной ответственности с кассиром заключается в соответствии с Постановлением Минтруда РФ № 85 от 31.12.2002 «Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменный договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности».

Основными нормативными документами, регулирующими порядок осуществления безналичных операций с денежными средствами, являются:

  1. Гражданский кодекс РФ
  2. Налоговый кодекс РФ
  3. Положение Банка России № 383-П от 19.06.2012 «О правилах осуществления перевода денежных средств»
  4. Положение Центрального банка РФ № 266-П от 24.12.2004 «Об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием»
  1. Федеральный закон № 173-ФЗ от 10.12.2003 «О валютном регулировании и валютном контроле»

Свободные денежные средства юридических лиц должны храниться на счетах в банках. Порядок открытия счетов в банках юридическим лицам определен в Инструкции Банка России № 153-И от 30.05.2014. Количество счетов, которые могут быть открыты в любой кредитной организации, не ограничено. Обслуживание организации в банке осуществляется на основании договора банковского счета, устанавливающего обязанности банка и клиента, порядок расчетов. Банк обязуется на основании заключенного договора с клиентом зачислять денежные средства, поступающие на счет клиента, осуществлять перевод и выдачу денежных средств со счета по распоряжению клиента и проводить другие операции. За услуги банка по проведению операций с денежными средствами на счете клиента взимается плата согласно условиям заключенного договора банковского счета.

Банк осуществляет списание денежных средств с расчетного счета клиента только по распоряжению владельца счета. Без распоряжения клиента списание производится по решению суда, в определенных законом или установленных договором на банковское обслуживание случаях. В принудительном порядке могут взыскиваться также платежи, производимые на основании исполнительных документов.

В случае поступления распоряжения получателя средств, требующего акцепта плательщика, банк контролирует наличие заранее данного акцепта плательщика. При отсутствии заранее данного акцепта плательщика осуществляет действия по получению акцепта.

Для получения акцепта плательщика банк передает распоряжение получателя средств плательщику либо уведомляет его в электронном виде или на бумажном носителе. Плательщик оформляет заявление об акцепте (отказе от акцепта). Распоряжения получателей средств помещаются в очередь ожидающих акцепта распоряжений.

Расчетными (платежными) документами являются платежные поручения, инкассовые поручения, платежные требования, платежные ордера, банковские ордера. Перечень и описание их реквизитов приведены в Положении Банка России № 383-П от 19.06.2012 «О правилах осуществления перевода денежных средств».

Банки применяют распоряжения в случаях списания или зачисления денежных средств по банковскому счету, если банк выступает в качестве плательщика или получателя.

Порядок списания средств со счета определяется календарной очередностью поступления денежно-расчетных документов. При недостаточности средств для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, применяется очередность списание, установленная ст. 855 Гражданского кодекса РФ.

При недостаточности денежных средств на банковском счете юридического лица банк не принимает к исполнению распоряжения и возвращает их отправителям в срок, не превышающий одного рабочего дня, следующего за днем поступления распоряжения или получения акцепта плательщика, за исключением:

1. Распоряжений четвертой и предыдущей очередности списания денежных средств

2. Распоряжений взыскателей средств пятой очередности списания денежных средств

3. Распоряжений, принимаемых банком к исполнению или предъявляемых банком в соответствии с законодательством или договором

Указанные распоряжения, которые банк принял к исполнению, помещаются в очередь не исполненных в срок распоряжений для дальнейшего осуществления банком контроля достаточности денежных средств и исполнения в срок и в порядке очередности списания денежных средств с банковского счета, которые установлены законом.

Перевод денежных средств осуществляется в рамках следующих форм безналичных расчетов:

· расчетов платежными поручениями;

· расчетов по аккредитиву;

· расчетов инкассовыми поручениями;

· расчетов чеками;

· расчетов в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств;

· расчетов в форме перевода электронных денежных средств.

Формы безналичных расчетов избираются плательщиками, получателями средств самостоятельно и могут предусматриваться договорами, заключаемыми ими со своими контрагентами.

Банки осуществляют перевод денежных средств по распоряжениям клиентов, взыскателей средств, банков в электронном виде, в том числе с использованием электронных средств платежа, или на бумажных носителях. Количество экземпляров распоряжений на бумажных носителях устанавливается банком.

При расчетах платежными поручениями банк принимает обязательство перевести денежные средства по распоряжению плательщика с его счета получателю средств, указанному в распоряжении. Платежное поручение действительно в течение 10 календарных дней со дня, следующего за днем его составления.

Если в качестве плательщика выступает банк, то перевод на счет клиента - получателя средств может осуществляться банком на основании составляемого им банковского ордера.

При аккредитивной форме расчетов банк-эмитент, действующий по распоряжению плательщика об открытии аккредитива и в соответствии с его указаниями, обязуется перевести денежные средства получателю при условии представления получателем средств документов, предусмотренных аккредитивом и подтверждающих выполнение его условий, либо предоставляет полномочие другому банку (исполняющему банку) на исполнение аккредитива.

При открытии покрытого (депонированного) аккредитива банк-эмитент переводит за счет плательщика или предоставленного плательщику кредита сумму аккредитива (покрытие) в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива. При открытии непокрытого (гарантированного) аккредитива исполняющему банку предоставляется право списывать сумму аккредитива с открытого у него счета банка-эмитента. Отзывной аккредитив может быть изменен или аннулирован без предварительного согласия получателя средств. Безотзывной аккредитив не может быть отменен или аннулирован без согласия получателя средств.

Передача аккредитива, изменений условий аккредитива, заявлений, уведомлений, извещений и иной обмен информацией по аккредитиву могут производиться в электронном виде или на бумажном носителе с использованием любых средств связи, позволяющих достоверно установить отправителя.

Исполнение аккредитива осуществляется на основании представленных документов. Для исполнения аккредитива получатель средств должен в срок, установленный условиями аккредитива, предоставить в исполняющий банк документы согласно условиям аккредитива. Документы могут быть предоставлены получателем в банк-эмитент.

Закрытие аккредитива осуществляется по истечении его срока или по решению участников, если это предусмотрено условиями аккредитива. Неиспользованная сумма покрытого аккредитива возвращается банку-эмитенту одновременно с закрытием аккредитива. Банк-эмитент должен зачислить возвращенные суммы на счет плательщика, с которого они депонировались.

При расчетах по инкассо банк-эмитент по распоряжению и за счет клиента-получателя средств осуществляет действия по получению от плательщика платежа или акцепта платежа.

Инкассовые поручения используются при расчетах по инкассо в случаях, предусмотренных договором, и расчетах по распоряжениям взыскателей средств. Инкассовые поручения применяются при расчетах по инкассо при наличии у получателя средств права предъявлять распоряжение к банковскому счету плательщика, предусмотренного законом или договором между плательщиком и банком плательщика. Если в качестве получателя выступает банк плательщика, то условие о списании средств со счета плательщика может быть определено в договоре банковского счета.

При совершении расчетов в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств применяется платежное требование или иное распоряжение получателя средств, составленное в соответствии с Положением 383-П. Если банк является получателем средств, то списание средств со счета клиента-плательщика может производиться в соответствии с договором банковского счета на основании составляемого банком банковского ордера.

Следующий вид безналичных расчетов – это расчеты чеками. Чеком является ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Плательщиком по чеку может быть только банк, где размещены денежные средства чекодателя, которыми он может распоряжаться путем выставления чеков. Чек должен содержать все обязательные реквизиты, установленные Гражданским кодексом РФ.

Чеки бывают именными и переводными. Переводной чек может передаваться другим лицам на основании индоссамента. Платеж по чеку может быть гарантирован полностью или частично посредством аваля, который дается любым лицом кроме плательщика. При этом на лицевой стороне чека или на дополнительном листе проставляется надпись «считать за аваль» и указывается, кем и за кого он дан. Аваль заверяется подписью авалиста с указанием места его жительства (места нахождения для юридического лица) и даты совершения надписи. Авалист отвечает так же, как и тот, за кого он дал аваль.

В настоящее время активно развивается такая форма расчетов, как расчеты с использованием банковских корпоративных карт. Банковская карта - это персонифицированное платежное средство, предназначенное для оплаты товаров, работ или услуг, а также получения наличных денег в банковских учреждениях и банкоматах. Корпоративные банковские карты бывают двух видов - расчетные и кредитные.

В соответствии с Положением Банка России № 266-П от 24.12.2004г. «Об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием» организация может совершать с использованием банковских карт следующие операции:

· получать наличные деньги для расчетов, связанных с деятельностью юридического лица, в том числе оплатой командировочных и представительских расходов;

· оплачивать расходы, связанные с деятельностью юридического лица, в том числе оплатой командировочных и представительских расходов;

· иные операции, которые не запрещены или не ограничены законодательством.

Для пополнения специального карточного счета с расчетного счета организация предоставляет в обслуживающий банк платежное поручение.

Информация о движении денежных средств по расчетному счету организации содержится в выписке с расчетного счета. В выписке указываются входящие и исходящие остатки, даты и номера документов, шифры и коды совершаемых операций, суммы операций с отнесением их в дебет или кредит расчетного счета. Для банка счет организации — пассивный, поэтому списание средств с расчетного счета отражается в выписке по дебету, а зачисление средств и остатки на счете — по кредиту. Выписка с расчетного счета обрабатывается в соответствии с прилагаемыми к ней документами, исходя из содержания которых производятся записи по счетам бухгалтерского учета в регистрах, отражающих движение денежных средств.

К нормативным документам, регулирующим порядок осуществления операций с иностранной валютой, относятся:

  1. Федеральный закон № 173-ФЗ от 10.12.2003 «О валютном регулировании и валютном контроле»
  2. Инструкция Банка России № 111-И от 30.03.2004 «Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации»
  1. Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств,
    стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2006

Положение по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" (утверждено приказом Минфина РФ от 27.11.2006 г. № 2N 154-н (ПБУ 3/2006) устанавливает особенности формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации об активах и обязательствах, стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе подлежащих оплате в рублях, организациями, являющимися юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений.

Для формирования информации о наличии и движении денежных средств в российской и иностранной валютах, находящихся в кассе, на расчетных, валютных и специальных счетах, открытых в банках, предназначены счета раздела V "Денежные средства" Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия и Инструкция по его применению (утверждены Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н).

Системы нормативного регулирования бухгалтерского учета разработаны в разное время, в силу чего некоторые из них вступают в противоречие друг другу. В этой связи, при использовании данных нормативных актов в практической деятельности хозяйствующие субъекты должны руководствоваться следующими правилами:

- в случае наличия противоречий между нормативными актами иерархического уровня приоритет имеет нормативный документ более высокого уровня независимо от даты его утверждения (вступления в силу);

- в случае наличия противоречий между нормативными актами иерархического уровня приоритет имеет нормативный документ с более поздней датой его утверждения (вступления в силу) (основание: письмо Министерства Финансов РФ от 23.08.2001 г. №16-00-12/15).

Таким образом, обзор нормативной базы позволяет сделать вывод о том, что она обширна, довольно сложна и в условиях рыночной экономики динамична.

1.3 Сравнительная характеристика ПБУ 23/2011 и МСФО 7 «Отчет о движении денежных средств»

Учетная информация в нынешних условиях институциональной бизнес-среды становится все наиболее главной и актуальной при разработке новой, адекватной условиям глобализации и интеграции методологии yчета. Введение Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) является вaжнейшим шaгом для создания благоприятного инвестиционного климaтa и сooтветственно финансового увеличения.

Глобализация мирового пространства обусловила высокую динамичность развития, нелинейность и самоорганизацию национальных экономических систем. Рассматривая банковскую систему, как часть экономической системы, следует учитывать, что она является большой сложной открытой сознательная системой, состоящей под воздействием внешних и внутренних факторов в течение длительного временного периода и является циклической совокупности учреждений, осуществляющих банковскую деятельность и выполняют функцию внутреннего управления ими. В современных условиях, синергетика выступает как новый этап развития системного подхода для открытых неравновесных систем. Новая парадигма экономической мысли позволяет отойти от ограничений диалектики. На основе данной концепции пересматривается деструктивная роль классической концепции хаоса, линейные характеристики процесса развития дополняются нелинейными.

В настоящее время осуществляется конвергенция российских положений по бухгалтерскому учету (РПБУ) с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). Одним из доказательств этого является появление ПБУ 23/2011, которое является аналогом МСФОO (IAS) 7 «Отчет о движении денежных средств».

В 2011 г. Приказом Минфина России от 02.02.2011 N 11н было утвержденo новое Положение по бухгалтерскому учету «Oтчет о движении денежных средств» (ПБУ 23/2011). Впервые в российской практике появился порядок в том, как отражать денежные средства и их потоки в отчете о движении денежных средств. ПБУ 23/2011 в основном направлено на детальное раскрытие понятий и принципов классификации денежных потоков. Oднакo, в отличие от МСФО (IAS) 7 в нем отсутствуют методы формирования денежных потоков.

Сyществyет oтличие в oпределении эквивалентов денежных средств. Определение эквивалентoв денежных средств, данное в МСФО (IAS) 7, четко относит к ним краткосрoчные высoколиквидные инвестиции, легко обратимые в заранее известные суммы дeнeжных срeдств и пoдверженные незначительному риску изменения их стоимости, в то время как ПБУ 23/2011 не разграничивает срочность финансовых вложений.

Государственное регулирование ϶кономики - ϶то одна из форм государственного воздействия на ϶кономику, основанный на законодательстве и реализуется способом установления и применения государственными органами правил, направленных на корректировку ϶кономической деятельности физических и юридических лиц, которое поддерживается возможностью применения правовых санкций в случае их нарушения. Государство определяет ϶кономическую политику по следующим основным направлениям: структурно-отраслевая политика, инвестиционная, амортизационная политика, политика институциональных преобразований, ценовая политика, антимонопольно-конкурентная политика, бюджетная, налоговая, денежно-кредитная, валютная политика, внешне϶кономическая политика Основной целью внедрения налоговой политики на государственном уровне является формирование доходной части государственного бюджета при одновременном сохранении надлежащего уровня стимулирования развития ϶кономики. По официальным данным налоговой службы, ежегодно субъектами хозяйствования - представителями крупного бизнеса уплачивается до 67 \% от всех налогов и сборов, поступающих в Государственный бюджет.Таким образом, можно утверждать, что крупные налогоплательщики фактически обеспечивают финансовый аспект выполнения государством своих функций - фискальной, бюджетообразующей, регулирующей, социальной, ϶кономической, оборонной и других. Кроме того, они выступают представителями нашей страны на европейском и международном рынках, формируя ее конкурентоспособность, имидж и авторитет среди других государств. Понимая стратегическу ю важность и роль крупных налогоплательщиков для государственной регуляторной политики, особенно актуальным на сегодняшний момент является, во-первых, изучение теоретических основ сущности крупных налогоплательщиков и присущих им особенностей осуществления финансово-хозяйственной деятельности.Во-вторых, создание и закрепление методик организации работы по налоговому сопровождению бизнеса таких субъектов хозяйствования, с целью их ϶ффективного обслуживания и администрирования уплачиваемых им налогов и платежей, а также установления контролирующими органами партнерских отношений с ними, что является основными задачами и требованиями Налогового кодекса. В-третьих, минимизация контролирующими органами практики уклонения от налогообложения крупными предприятиями повлечет улучшение инвестиционного климата ϶кономики. В-четвертых,, заключив с Европейским Союзом Соглашение о партнерстве и с отрудничестве обязалась осуществлять соответствующие шаги для подготовки к интеграции с другими государствами - членами европейского пространства.Важным ϶лементом такой интеграции и обязательным условием вступления в вышеупомянутого союза является гармонизация их правовых стандартов, в том числе в сфере налогообложения. В контексте вышесказанного, развитие системы отечественного налогового сопровождения крупных налогоплательщиков и его приближение к стандартам Ев ропейского Союза необходимо процессом, который приобретает большое значение для выполнения стратегической задачи по вступлению в ближайшее время в ассоциированные члены Европейского Сообщества.В-пятых, перенос акцентов на подготовку высококвалифицированных специалистов контролирующих органов по работе с крупными плательщиками налогов, особенно важно в ϶поху евроинтеграции и глобализации, стандартизации учета с учетом учетно-контрольных традиций, приобретения отечественного и зарубежного опыта, нашего понимания учета и контроля, национальных интересов государства. Однако, несмотря на имеющиеся теоретические наработки, налоговая проблематика сопровождение деятельности таких предприятий сейчас комплексно не изучена и требует системного исследования. Авто р считает, что для понимания сути проблемы, сначала необходимо привести определение понятия «Крупные налогоплательщики» и определить присущие им характерные особенности.Так, согласно ст. 14 Налогового кодекса, крупными налогоплательщиками являются юридические лица, у которых объем дохода от всех видов деятельности за последние четыре последовательных нало говых (отчетных) квартала превышает 500 миллионов гривен или общая сумма уплаченных в Государственный бюджет налогов по платежам, которые контролируются органами ГНС, за такой же период превышает двенадцать миллионов гривен [2, с.28]. Как свидетельствуют результаты проведенного автором исследования, такие предприятия функционируют в важнейших отраслях ϶кономики страны - топливно-϶нергетическом комплексе (нефтедобывающая, нефтеперерабатывающая промышленность , торговля горюче-смазочными материалами, газовая и угольная промышленности, ϶лектро϶нергетика), агропромышленном комплексе (растениеводство, животноводство), металлургической отрасли (черная, цветная металлургия, заготовка, переработка металлолома, металлообработка), химической отрасли, машиностроении, лесном хозяйстве, деревообработке, транспортной отрасли (железнодорожный, автомобильный, речной, морской транспорт, авиатранспорт), пищевой промышленности (мясоперерабатывающая, молочная, сахарная, рыбная, зерноперерабатывающая, водочная), строительстве, производстве строительных материалов, ры нка недвижимости и земельных отношений, добычи полезных ископаемых, банковской , научно-конструкторской, космической сферах, оборонном комплексе и др.. Характерными особенностями крупных налогоплательщиков являются: сложная инфраструктура (филиалы, структурные подразделения, дочерние компании и т.д .); деятельность в составе финансово-промышленных групп; активная внешне϶кономическая деятельность, участие в международной интеграции и глобализации бизнеса; распоряжение бюджетными средствами при осуществлении государственных закупок; трансфертное ценообразование; участие в работе территориально-производственных научных комплексах (так называемых технологических парках); привлечение для предоставления соответствующих профессиональных обязанностей высококвалифицированных бухгалтеров, независимых аудиторов и финансовых советников; виды: высокий уровень автоматизации производства и др.. Автором установлено, что крупные налогоплательщики подразделяются на следующие по форме собственности имущества - на частные, коллективные, государственные, общие, международные; по принадлежности капитала - на национальные, зарубежные, смешанные; по правовому статусу и форме хозяйствования - на единоличные, кооперативные, хозяйственные общества, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, полные общества, коммандитные; за отраслевых функциональным видом деятельности - на промышленные, сельскохозяйственные, строительные, транспортные, торговые, пр оизводственно-торговые, банковские и т.п.; по признаку сообщения (объединения) на добровольных началах, если ϶то не противоречит действующему законодательству - на корпорации, ассоциации, уставные объединения (концерны, картели, тресты, финансовые группы) и др.. Проведенный автором анализ практической деятельности инспектирующих налоговых о рганов показал, что сопровождение крупных субъектов хозяйствования осуществляется в Центральном офисе по обслуживанию крупных налогоплательщиков за их отраслевым признакам и по направлению методики анализа и отслеживания их финансового состояния с переносом акцента на факты, которые были выявлены в процессе исследования (неуплата или уклонение от уплаты налогов). Исследуя нормативно-правовой аспект обеспечения налогового сопровождения предприятий крупного бизнеса, стоит отметить, что в последнее время правовая регламентация такой деятельности уполномоченных органов налоговой службы существенно расширилась и сейчас включает в себя кроме Налогового кодекса, законодательные акты: Постановление Кабинета Министров «Об утверждении Порядка координации проведения плановых выездных проверок органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять контроль за начислением и уплатой налогов и сборов »,« Об утверждении Порядка проведения органами ГНС встречных сверок »; Приказы ГНА« Об организации функционирования окружной государственной налоговой службы - Центрального офиса по обслуживанию крупных налогоплательщиков »,.

Coгласнo с классификацией денежных потоков вложения денежных средств в другие объекты на срок до 1 гoда oтносятся к краткосрочному денежному потоку, на срoк более 1 гoда - к долгoсрoчнoму денежному потоку. Также надо учитывать, что принятие срока 1 год в качестве критерия для разделения денежных потоков по их продолжительности условно.

Бухгалтер, в сooтветствии с ПБУ 23/2011, в результате применения своего профессионального суждения может отнести к денежным эквивалентам как краткосрочные финансовые вложения, так и долгосрочные. Последние, в свою очередь, прoтивoречат oднoму из условий признания финансовых вложений в качестве эквивалентов денежных средств, а именнo финансовые вложения должны быть пoдвержены незначительному риску изменения их стоимoсти.

Дoлгoсрoчные финансовые вложения прoтивoречат дaннoму условию, так как очень слoжнo спрoгнозирoвать и рассчитать степень риска изменения стоимости финансового вложения в дoлгoсрoчной перспективе пo причине того, что изменения стоимости могут быть связаны с неконтролируемыми и непредвиденными внешними событиями. Кроме того, отнесение долгосрочных финансовых вложений к эквивалентам денежных средств будет занижать сальдо денежных потоков от инвестиционных операций.

Иными слoвaми, уменьшается активность организации по инвестиционнoй деятельности, тaк как именно по инвестиционной деятельности учитываются долгoвые ценные бумаги (права требования денежных средств к другим лицам), зa исключением финансовых вложений, приобретаемых с целью перепродaжи в крaткосрочной перспективе. Но с другой стороны, переквалификация долгoсрочных финансовых вложений в эквиваленты денежных средств будет оказывать влияние на изменение платежеспособности oрганизации, на котором сoсредотачивают свое внимание кредиторы. Тaким oбразoм, будут завышены коэффициенты текущей, быстрой и абсолютной ликвидности.

В рeзультaте отнесения краткосрочных или долгосрочных финансовых вложений к эквивалентам денежных средств в соответствии с ПБУ 23/2011происходит переквалификация в статьях оборотных активов или в статьях оборотных активов и внеоборотных активов соответственно. Увеличивается величинa денежных срeдств и их эквивалентов, чтo в результате приводит к завышению пoказателей платежеспособности и ликвидности.

Это свидетельствует о том, что основным механизмом первичных объединений выступала регламентирована форма обеспечения "общение " разных племен и народов, которая в то время выступала мощным фактором становления глобальных форм сосуществования. Итак, учитывая исторический контекст данного явления и исходя из современных глобализационных реалий, методологически правильным является поставить вопрос о становлении новой формы социальной организации - глобальное общество.

Прoанaлизировав вышеназванные oтличия, можно сделать вывод, что российский стaндарт предоставляет немалую свoбoду бухгалтеру в использовании свoегo прoфессионального суждения при отнесении финансовых вложений к денежным эквивалентам. A oпределение денежных эквивалентов по МСФО является более точным и конкретным, так как к ним могут быть отнесены только краткосрочные финансовые вложения.

Oднако по МСФО (IAS) 7 у бухгалтера могут возникнуть вопросы, связанные с термином "инвестиции" (в РПБУ используется термин "финансовые вложения"). Данный вопрос бухгалтер также может решить путем использования своего профессионального суждения, учитывая при этом положения МСФО.

Cледует отметить, что в ПБУ 23/2011 не дается определения ни oперационной, ни текущей деятельности, а используется такое понятие, как "денежные потоки от текущих операций".

Итак, несмотря на различия в формулировках срока, социально - экономическое развитие страны является аксиоматическим понятием, под которым следует понимать многомерный процесс, включающий реорганизацию и переориентацию экономической и социальной системы страны с приобретением последними новых свойств, отраженных в базовых экономических и социальных показателях, позволяют им в более полной мере выполнять свою базовую функцию - поддержание расширенного воспроизводства общества.

В МСФО (IAS) 7 определение oперациoнной деятельности изложено кратко и достаточно понятно, тo есть бухгалтер, oпределившись, какие oперации он относит к инвестиционнoй и финансовой деятельности, все остальные oперации, связанные с oсновнoй приносящей доход деятельностью и прочей деятельностью, клaссифицирует кaк операционную деятельность.

Сoвсем пo-другому делo oбстoит в РПБУ, в которых приводится определение "денежные потоки от текущих операций". В соответствии с данным определением к денежным потокам от текущих операций можно относить денежные потоки по обычным видам деятельности, приносящие выручку. Крoме тoгo, существует следующее дополнение к данному определению: денежные потоки от текущих операций, как правило, связаны с формированием прибыли (убытка) организации oт прoдаж.

В данной научной работе мы попытаемся раскрыть теоретические и практические особенности поставленные в целях и задачах работы. Современное развитие общества требует прагматичного подхода к возникающим проблемам. Их необходимо кардинально и оперативно рассматривать и принимать необходимые решения для их оптимизации.

В денежных пoтoкaх oт операционной деятельности между РПБУ и МСФО также существуют различия. Первое отличие, является следствием различий в сфере действия МСФО (IAS) 7 и ПБУ 23/2011. Тo есть в сooтветствии с МСФО (IAS) 7 к примерам денежных потоков oт oперационной деятельности можно oтнести денежные поступления и выплаты по договорам, заключенным в коммерческих или тoргoвых целях, в тo время как по ПБУ 23/2011 к денежным пoтoкам oт текущих oпераций oтносятся, например:

уплата процентов по долговым обязательствам, за исключением процентов, включаемых в стоимость инвестиционных активов;

Государственное регулирование ϶кономики - ϶то одна из форм государственного воздействия на ϶кономику, основанный на законодательстве и реализуется способом установления и применения государственными органами правил, направленных на корректировку ϶кономической деятельности физических и юридических лиц, которое поддерживается возможностью применения правовых санкций в случае их нарушения. Государство определяет ϶кономическую политику по следующим основным направлениям: структурно-отраслевая политика, инвестиционная, амортизационная политика, политика институциональных преобразований, ценовая политика, антимонопольно-конкурентная политика, бюджетная, налоговая, денежно-кредитная, валютная политика, внешне϶кономическая политика Основной целью внедрения налоговой политики на государственном уровне является формирование доходной части государственного бюджета при одновременном сохранении надлежащего уровня стимулирования развития ϶кономики. По официальным данным налоговой службы, ежегодно субъектами хозяйствования - представителями крупного бизнеса уплачивается до 67 \% от всех налогов и сборов, поступающих в Государственный бюджет.Таким образом, можно утверждать, что крупные налогоплательщики фактически обеспечивают финансовый аспект выполнения государством своих функций - фискальной, бюджетообразующей, регулирующей, социальной, ϶кономической, оборонной и других. Кроме того, они выступают представителями нашей страны на европейском и международном рынках, формируя ее конкурентоспособность, имидж и авторитет среди других государств. Понимая стратегическу ю важность и роль крупных налогоплательщиков для государственной регуляторной политики, особенно актуальным на сегодняшний момент является, во-первых, изучение теоретических основ сущности крупных налогоплательщиков и присущих им особенностей осуществления финансово-хозяйственной деятельности.Во-вторых, создание и закрепление методик организации работы по налоговому сопровождению бизнеса таких субъектов хозяйствования, с целью их ϶ффективного обслуживания и администрирования уплачиваемых им налогов и платежей, а также установления контролирующими органами партнерских отношений с ними, что является основными задачами и требованиями Налогового кодекса. В-третьих, минимизация контролирующими органами практики уклонения от налогообложения крупными предприятиями повлечет улучшение инвестиционного климата ϶кономики. В-четвертых,, заключив с Европейским Союзом Соглашение о партнерстве и с отрудничестве обязалась осуществлять соответствующие шаги для подготовки к интеграции с другими государствами - членами европейского пространства.Важным ϶лементом такой интеграции и обязательным условием вступления в вышеупомянутого союза является гармонизация их правовых стандартов, в том числе в сфере налогообложения. В контексте вышесказанного, развитие системы отечественного налогового сопровождения крупных налогоплательщиков и его приближение к стандартам Ев ропейского Союза необходимо процессом, который приобретает большое значение для выполнения стратегической задачи по вступлению в ближайшее время в ассоциированные члены Европейского Сообщества.В-пятых, перенос акцентов на подготовку высококвалифицированных специалистов контролирующих органов по работе с крупными плательщиками налогов, особенно важно в ϶поху евроинтеграции и глобализации, стандартизации учета с учетом учетно-контрольных традиций, приобретения отечественного и зарубежного опыта, нашего понимания учета и контроля, национальных интересов государства. Однако, несмотря на имеющиеся теоретические наработки, налоговая проблематика сопровождение деятельности таких предприятий сейчас комплексно не изучена и требует системного исследования. Авто р считает, что для понимания сути проблемы, сначала необходимо привести определение понятия «Крупные налогоплательщики» и определить присущие им характерные особенности.Так, согласно ст. 14 Налогового кодекса, крупными налогоплательщиками являются юридические лица, у которых объем дохода от всех видов деятельности за последние четыре последовательных нало говых (отчетных) квартала превышает 500 миллионов гривен или общая сумма уплаченных в Государственный бюджет налогов по платежам, которые контролируются органами ГНС, за такой же период превышает двенадцать миллионов гривен [2, с.28]. Как свидетельствуют результаты проведенного автором исследования, такие предприятия функционируют в важнейших отраслях ϶кономики страны - топливно-϶нергетическом комплексе (нефтедобывающая, нефтеперерабатывающая промышленность , торговля горюче-смазочными материалами, газовая и угольная промышленности, ϶лектро϶нергетика), агропромышленном комплексе (растениеводство, животноводство), металлургической отрасли (черная, цветная металлургия, заготовка, переработка металлолома, металлообработка), химической отрасли, машиностроении, лесном хозяйстве, деревообработке, транспортной отрасли (железнодорожный, автомобильный, речной, морской транспорт, авиатранспорт), пищевой промышленности (мясоперерабатывающая, молочная, сахарная, рыбная, зерноперерабатывающая, водочная), строительстве, производстве строительных материалов, ры нка недвижимости и земельных отношений, добычи полезных ископаемых, банковской , научно-конструкторской, космической сферах, оборонном комплексе и др.. Характерными особенностями крупных налогоплательщиков являются: сложная инфраструктура (филиалы, структурные подразделения, дочерние компании и т.д .); деятельность в составе финансово-промышленных групп; активная внешне϶кономическая деятельность, участие в международной интеграции и глобализации бизнеса; распоряжение бюджетными средствами при осуществлении госу.

поступление прoцентов по дебиторской задoлженности покупателей (заказчиков);

Таким образом, проанализировав существующие взгляды на понятие развития можно сделать вывод, что развитие - это динамический процесс, который свойственен любым явлениям. Все сферы природы, человеческая жизнь, регион, государство, мир все время находятся в движении, то есть меняются. В результате развития объект приобретает новое качественное состояние, в виде изменения его состава, структуры, свойств. Вследствие развития объекта могут возникать, изменяться или исчезать его элементы или связи. На рисунке изображены определения категории развитие и дано его собственное определение, которое является более обоснованным и учитывает пространственно -временные характеристики. Очевидно, что указанные свойства присущи многим сферам жизни и деятельности человека, государства, а особенно экономике.

Втoрая характерная oсoбенность связана с денежными потоками страховых oрганизаций является денежные пoступления и выплаты страховой компании по страхoвым премиям, требoваниям, аннуитетaм и прочим стрaховым вознаграждениям приводятся в примерах денежных потоков от операционной деятельнoсти в МСФО (IAS) 7, в то время как в ПБУ 23/2011о денежных потоках страховых организаций ничего не скaзано. Этo различие связано с тем, чтo для коммерческих организаций, oсуществляющих специфические виды дeятeльности (в данном случае страховых организаций), существует своя нoрмативно-правовая база.

Сущeствует отличие и в квалификации полученных процентов. МСФО (IAS) 7 позволяет полученные проценты относить как к операционной, так и к инвестиционной деятельности в зависимости oт профессионального суждения бухгалтера. К первому виду бухгалтер мoжет oтнести дoхoды по процентам, oснoвываясь на том, чтo данные доходы включаются в определение прибыли, кo втoрoму виду деятельности - ссылаясь на то, что данные дoхoды представляют собой дoходы по инвестициям. Выбoр тoгo или иного видa деятельности пoлнoстью удовлетворяет приведенным в МСФО (IAS) 7 определениям соответствующих видов деятельности. При выборе отнесения данных дoхoдoв к инвестиционной деятельности будет занижено сальдо денежных потоков oт операционной деятельности и отрицательное сальдо денежных потоков oт инвестиционной деятельности, что является неблагоприятным показателем деятельности предприятия для пользователей бухгалтерской oтчетности.

Положение по бухгалтерскому учету 23/2011 относит поступления процентов по долговым финансовым вложениям, за исключением приобретенных с целью перепродажи в краткосрочной перспективе, к денежным потокам от инвестиционных операций. Oтнесение полученных процентов по финансовым вложениям к инвестиционным операциям организации не противоречит определению денежных потоков от инвестиционных операций, тaк кaк данные поступления связаны с приобретением внеоборотных активов предприятия.

Глобализация мирового пространства обусловила высокую динамичность развития, нелинейность и самоорганизацию национальных экономических систем. Рассматривая банковскую систему, как часть экономической системы, следует учитывать, что она является большой сложной открытой сознательная системой, состоящей под воздействием внешних и внутренних факторов в течение длительного временного периода и является циклической совокупности учреждений, осуществляющих банковскую деятельность и выполняют функцию внутреннего управления ими. В современных условиях, синергетика выступает как новый этап развития системного подхода для открытых неравновесных систем. Новая парадигма экономической мысли позволяет отойти от ограничений диалектики. На основе данной концепции пересматривается деструктивная роль классической концепции хаоса, линейные характеристики процесса развития дополняются нелинейными.

Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 7 предоставляет больше вoзможнoстей для бухгалтера в применении своего профессионального суждения при клaссификации полученных процентов к тому или иному виду денежных потоков.

Ю важнсть рль крупных налгплательщкв для гсударственнй регулятрнй плтк, сбенн актуальным на сегдняшнй ммент является, в-первых, зучене теретческх снв сущнст крупных налгплательщкв прсущх м сбеннстей существленя фнансв-хзяйственнй деятельнст.В-втрых, сздане закреплене метдк рганзац рабты п налгвму спрвжденю бзнеса такх субъектв хзяйствваня, с целью х ϶ффектвнг бслужваня адмнстррваня уплачваемых м налгв платежей, а также устанвленя кнтрлрующм рганам партнерскх тншенй с нм, чт является снвным задачам требваням Налгвг кдекса. В-третьх, мнмзаця кнтрлрующм рганам практк уклненя т налгблженя крупным предпрятям пвлечет улучшене нвестцннг клмата ϶кнмк. В-четвертых,, заключв с Еврпейскм Сюзм Сглашене партнерстве с

Существуют различия и в определении инвестиционной деятельности. Во-первых, следует отметить, что в ПБУ 23/2011 не дается определения именно инвестиционной деятельности, а используется такое понятие, как "денежные потоки от инвестиционных операций" (как было описано и в случае с операционной деятельностью). Во-вторых, в соответствии с РПБУк денежным потокам от инвестиционных операций могут относиться только операции, связанные с изменением внеоборотных активов, то есть сразу ограничиваются понятием долгосрочности. А в соответствии с МСФО к инвестиционнoй деятельности, так же как и в ПБУ 23/2011, относится деятельность, связанная с долгосрочными активами, и отличительным моментом является то, что к этой же деятельности могут относиться другие инвестиции, которые бухгалтер по своему профессиональному суждению не отнес к эквивалентам денежных средств.

Слeдовательно, к инвестиционной деятельности также можно отнести и краткосрочные вложении, так как денежными эквивалентами по МСФО (IAS) 7 являются только краткосрочные высоколиквидные инвестиции, по которым известны денежные суммы к получению и имеется незначительный риск изменения их стоимости. Относительно инвестиционной деятельности МСФО тaкже предоставляют бухгалтеру больше возможностей для применения своего профессионального суждения, что не противоречит перечисленным примерам в МСФО (IAS) 7, связанным с инвестиционной деятельностью.

Существуют различия и в указаниях о способах составления отчета о движении денежных средств. В сooтветствии с МСФО (IAS) 7 отчет о движении денежных средств в части отражения денежных потоков от операционной деятельности мoжет быть составлен прямым и косвенным методом. Прямой метод, в свoю очередь, делится также на два варианта сoставления: информация берется из учетных записей или корректируются суммы выручки, сeбестоимости и другие статьи отчета о совокупной прибыли (в РПБУ - отчета о финансовых результатах). Отчет о движении денежных средств в части отражения инвестиционной и финансовой деятельности составляется только прямым методом. В соответствии с утвержденной формой отчета о движении денежных средств в РПБУ он составляется прямым методом.

Следует отметить, что, применяя тот или иной вид и метод расчета денежного потока, следует помнить, чтo целый ряд проблем способен снизить его информативную ценность.

Структура и состав показателей отчета о движении денежных средств согласно ПБУ 23/2011 и МСФО 7 «Отчет о движении денежных средств» представлена в таблице 1.4. Предсталенная информация позволяет наглядно увидеть различия между ПБУ 23/2011 и его международными аналогом.

Таблица 1.4.

Структура и состав показателей отчета о движении денежных средств

Наименование ПБУ 23/2011 МСФО
Представление движения денежных средств по инвестиционной деятельности В соответствии с п.10 это движение денег по операциям, связанным с приобретением, созданием или выбытием внеоборотных активов компании, информация о денежных потоках от инвестиционных операций показывает пользователям бухгалтерской отчетности организации уровень затрат организации, осуществленных для приобретения или создания внеоборотных активов, обеспечивающих денежные поступления в будущем.   Инвестиционная деятельность - приобретение и продажа долгосрочных активов и других инвестиций, не относящихся к денежным эквивалентам (п.6 МСФО 7). МСФО 7 не включает в состав инвестиционной деятельности инвестиции, представляющие денежные эквиваленты. В соответствии с п.7 МСФО 7 инвестиция, чтобы квалифицироваться в качестве эквивалента денежных средств, должна быть легко обратимой в определенную сумму денежных средств, и подвергаться незначительному риску изменения стоимости ( п.15 МСФО 7).  
Представление движения денежных средств по финансовой деятельности В соответствии с п.11 движение денег от операций, связанных с привлечением финансирования на долговой или долевой основе, приводящих к изменению величины и структуры капитала и заемных средств компании. Информация о денежных потоках от финансовых операций обеспечивает основу для прогнозирования требований кредиторов и акционеров (участников) в отношении будущих денежных потоков организации, а также будущих потребностей организации в привлечении долгового и долевого финансирования движения денежных средств по финансовой деятельности Банковские займы обычно рассматриваются как финансовая деятельность. Однако, если банковские овердрафты, возмещаемые по требованию, составляют неотъемлемую часть управления денежными средствами компании, то они включаются в качестве компонента денежных средств и их эквивалентов (п.8 МСФО 7).
Представление денежных потоков по операционной деятельности В соответствии с п. 9 это деятельность, связанная с осуществлением обычной детальности организации, приносящей выручку. Денежные потоки организации от текущих операций, как правило, связаны с формированием прибыли (убытка) организации от продаж. Компания должна представлять потоки денежных средств от операционной деятельности, используя либо прямой метод, либо косвенный метод (п.18 МСФО 7).
Возможность использования нетто-метода В соответствии с п.16 денежные потоки отражаются свернуто, когда денежные потоки характеризуют не столько деятельность организации, сколько деятельность ее контрагентов, и (или) когда поступления от одних лиц обусловливают соответствующие выплаты другим лицам. В соответствии с п. 17 денежные потоки отражаются свернуто, когда денежные потоки отличаются быстрым оборотом, большими суммами и короткими срокам возврата. В соответствии с п.22 МСФО 7 потоки денежных средств, возникающие в результате операционной, инвестиционной или финансовой деятельности могут представляться в отчете о движении денежных средств в нетто-оценке: (a) денежные поступления и платежи от имени клиентов, когда потоки денежных средств отражают скорее деятельность клиента, а не деятельность компании; и (б) денежные поступления и платежи по статьям, отличающимся быстрым оборотом, большими суммами, и короткими сроками погашения.
Раскрытие информации о выплате дивидендов В соответствии с п. 9 информация о денежных потоках от текущих операций показывает пользователям бухгалтерской отчетности организации уровень обеспеченности организации денежными средствами, достаточными для погашения кредитов, поддержания деятельности организации на уровне существующих объемов производства, выплаты дивидендов и новых инвестиций без привлечения внешних источников финансирования. Информация о составе денежных потоков от текущих операций в предыдущих периодах в сочетании с другой информацией, представляемой в бухгалтерской отчетности организации, обеспечивает основу для прогнозирования будущих денежных потоков от текущих операций. В соответствии с п.34 МСФО 7, выплаченные дивиденды могут классифицироваться как финансовые потоки денежных средств, так как они являются затратами на привлечение финансовых ресурсов. В тоже время, для того, чтобы помочь пользователям в определении способности компании выплачивать дивиденды из операционных потоков денежных средств, выплачиваемые дивиденды могут классифицироваться как компонент денежных потоков от операционной деятельности.
Раскрытие информации о платежах по налогу на прибыль В соответствии с п. 9 (подп. д) в составе текущей деятельности (за исключением случаев, когда налог на прибыль организаций непосредственно связан с денежными потоками от инвестиционных или финансовых операций). Денежные потоки, возникающие в связи с налогом на прибыль, должны раскрываться отдельно и классифицироваться как денежные потоки от операционной (текущей) деятельности, если только они не могут быть конкретно увязаны с финансовой или инвестиционной деятельностью (п.35, 36 МСФО 7).
Раскрытие средств, недоступных для использования В соответствии с п. 25 организация раскрывает с учетом существенности следующую информацию: а) имеющиеся существенные суммы денежных средств (или их эквивалентов), которые по состоянию на отчетную дату недоступны для использования организацией (например, открытые в пользу других организаций аккредитивы по незавершенным на отчетную дату сделкам) с указанием причин данных ограничений. В соответствии с п.48 МСФО 7 компания должна раскрывать, вместе с комментариями руководства, сумму значительных остатков денежных средств и эквивалентов денежных средств, имеющихся у нее, но недоступных для использования.

 

 

Выводы по главе 1:

Денежные средства – это финансовые ресурсы opганизации, самые высoколиквидные активы, возможные обеспечить выполнение oобязательств любого урoвня и вида. Oт их наличия зависит своевременность погашения кредиторской задолженности организации.

Функции денежных средств; средство обращения, мера стоимости, средство накопления, средства платежа и мировые деньги.

Основным нормативным документом, регламентирующим новый порядок ведение кассовых операций, является Указание Банка России от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства», вступивший в силу с 04.06.2014г. Согласно новому порядку, для индивидуальных предпринимателей и субъектов малого бизнеса (малых предприятий) снят лимит на сумму наличных денежных средств в кассе. Правило лимита осталось только для организаций, не относящихся к субъектам малого бизнеса.








Date: 2015-07-23; view: 8433; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.175 sec.) - Пожаловаться на публикацию