Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Храм, в котором пахло хлебом





25 июля 2014, Газета «Речь»
Культура

«Речь» приглашает читателей создать фотоархив святых мест Вологодчины. Сегодня — рассказ о Спасской церкви в Уломе

«Улома Железная» — с этим словосочетанием знакомятся ученики второго класса каждой школы Череповца в рамках предмета «Истоки». От той самой старинной Уломы в Череповецком районе осталось немного, но пока еще стоит церковь Спаса Всемилостивого.

Пекарня или старинный замок?

Каждые выходные моя семья летом выезжала в деревню Степаново Коротовского сельского поселения, там же я проводила летние каникулы. И мое первое знакомство с православием произошло в 1988 году: дедушка впервые взял меня в Улому, куда ездил по субботам за изумительно вкусным и теплым хлебом. Пыльная дорога, жарко, слепни кусают, в машине душно — выскакиваю к ярко-зеленым дверям пекарни, возле которой сидят деревенские бабушки, и вдруг слышу: «Девочка, а платочка почему нет на голове?» Дедушка извиняется и прячет мою голову под свою шляпу.

— Зачем? Жарко! — возмущаюсь я со всей энергией пятилетней девчонки.

— Это храм, здесь Боженька живет, — успокаивает бабуля на лавочке.

Заходим внутрь — тесная пристройка, прилавок, аромат свежеиспеченного хлеба. Дедушка просит разрешить мне зайти внутрь пекарни. Разрешили. Я готова была увидеть горячую печку и муку — и с удивлением вижу высокий потолок с непонятными лицами (роспись в то время была более заметна), чувствую прохладу и слышу шепот дедушки:

— Это церковь, здесь люди молились и крестились. Тут надо тихо себя вести и о добре думать.

Именно с той поры для меня Улома Железная — это не кузнечные мастера, а церковь, где нужно думать о добре...

В 2008 году мой пятилетний сын увидел из окна машины ту самую церковь и воскликнул: «Это средневековый замок! Мама, пошли туда, там рыцари жили!» И на самом деле массивное каменное здание без верхней части, с узкими окнами и деревянной крышей чем-то напоминает крепость. Подходя к церкви, повязываю себе косынку, а с сына снимаю бейсболку...

Пекарни здесь уже нет больше десяти лет, да и бабушки деревенские уже не сидят, нет и той самой скамейки — кругом запустение; но тропинка от асфальтовой дороги есть, кто-то мусор складывает аккуратно в кучку, и траву кое-где скосили. И уже сын услышал от меня те самые слова:

— Это церковь старинная, здесь люди молились и крестились. Тут надо тихо себя вести и о добре думать.

В ответ услышала:

— А почему сейчас не молятся?

История уломских храмов

Село Улома Череповецкого уезда уже в XV веке славилось своим железоделательным промыслом. Жители Уломы и окружающих деревень были довольно состоятельными людьми, поэтому не случайно, что именно в Уломском приходе появилась первая в уезде каменная церковь (если не считать Воскресенского и Троице-Сергиевского соборов города Череповца). Спасская церковь в Уломе была выстроена в 1769 году.

В 1809 году вместо прежней, деревянной, была построена вторая каменная церковь — храм Пресвятой Троицы. В середине XIX века появилась и каменная колокольня и сложился Троицкий храмовый комплекс.

Как сообщает сайт Череповецкого Воскресенского архиерейского подворья, в марте 1922 года прихожанам в селе Улома стало известно, что власти собираются прислать комиссию для изъятия церковного имущества в помощь голодающим. У большинства православных возникло впечатление, что церковное достояние пойдет вовсе не на эти цели. 28 марта среди жителей волости прошел слух, что в Улому приехала комиссия из Череповца, которая вскоре намерена приступить к изъятию ценностей из храмов. В одной из деревень ударили в набат. Вскоре перед зданием Уломского волостного исполкома собралась толпа в две тысячи человек, в основном женщины, стали кричать, что не позволят разорить церкви. Толпу удалось разогнать с помощью милиции.

Окончательно две уломские церкви были закрыты во второй половине 1930-х годов. Долгое время они использовались как клуб и склады.

В годы Великой Отечественной войны в Спасской церкви расположилась пекарня. А в Троицкой был детский дом. В начале XXI века храм Пресвятой Троицы уже в руинах, зато церковь Спаса Всемилостивого сохранилась, и, по мнению жителей Уломы и окрестных деревень, ее еще можно восстановить — были бы деньги...

Легенды о церкви

Вокруг уломской церкви ходит немало легенд. Так, старожилы деревни Степаново рассказывали, что церковь сама себя защищает: тот самый комиссар, который вывез ценности из храмов, был местным жителем и ровно через год утонул, спасая из реки Уломки двух ребятишек. Дети остались живы.

В конце 90-х годов XX века площадка перед уломской церковью была местом притяжения для подростков: жгли костры, играли в карты, пили вино, хохотали — это было своеобразным продолжением дискотеки в Коротове. Многие из тех, кто решался нарушить покой церкви — залезал внутрь или писал на стенах пакостные слова, — вскоре попадали в ДТП или начинали болеть. А один из мальчишек, который потревожил старое захоронение возле церкви, и вовсе погиб. Кстати, мимо церкви проходит асфальтовая дорога, и на этом прямом и ровном участке часто происходят аварии и гибнут люди.

О священномученике Феодоре

История уломской церкви неразрывно связана с судьбой отца Федора Беляева, причисленного к лику святых новомучеников и исповедников российских.

Священномученик Феодор родился 12 ноября 1867 года в селе Везгум Белозерской волости Новгородской губернии в семье священника. В 1889 году он окончил Олонецкую духовную семинарию и был рукоположен в сан священника Троицкого храма в Уломе, а с 1909 года назначен настоятелем.

Отец Федор впервые был арестован в 1919 году череповецкой ЧК, но вскоре был освобожден. 28 марта 1922 года, когда местные жители взбунтовались против вывоза церковных ценностей, отец Федор был в отъезде, но когда вернулся домой, то его вызвали в исполком и потребовали, чтобы он немедленно убедил собравшуюся толпу согласиться с необходимостью изъятия ценностей из церкви. Отец Федор отказался, сказав, что если он даже и выйдет, то ничего из этого не получится: верующие сочтут, что священник так говорит, потому что запуган, и не послушаются его. 29 марта власти арестовали священника и всех активистов. Начались допросы. На вопросы следователя священник ответил: «...Я стою за то, что святыне подобает благолепие, и Святые Дары должны быть обязательно в драгоценных сосудах, если они есть, распорядиться — отдать или не отдать сосуды и вообще церковное имущество — вправе верующие, не служитель культа».

В мае 1922 года в Череповце состоялось заседание губернского революционного трибунала, на котором разбиралось дело восьми обвиняемых. Все арестованные были приговорены к различным срокам заключения. Священник Беляев был заключен в исправдом на четыре года. После освобождения отец Федор вернулся служить в Улому, но в 1931 году снова был арестован за невыполнение нормы хлебозаготовок и приговорен к пяти годам ссылки.

Вернувшись из ссылки, отец Федор поступил служить в Макарьевский храм села Макарово Весьегонского района Тверской области. Уже не имея ничего своего, ни дома, ни имущества, жил в церковной сторожке. Когда не стало хватать средств на содержание храма и на дрова, потому что власти обложили приход налогами, он сам пошел собирать деньги среди прихожан. В начале 1937 года власти вновь начали гонение на Православную церковь, и сельсовет закрыл храм. Отец Федор стал добиваться открытия церкви, объясняя верующим, что она закрыта незаконно. Он написал жалобу во ВЦИК и сам собрал под ней подписи верующих. А пока храм был закрыт, ходил по домам прихожан — служил молебны и совершал требы.

8 октября 1937 года отец Федор был арестован и заключен в тюрьму в Весьегонске. Тогда ему было уже семьдесят лет. При аресте взяли последнее, что у него оставалось, — девятнадцать книг духовного содержания и портрет Иоанна Кронштадтского (святой праведный Иоанн не раз проезжал теми местами, где служил отец Феодор).

В течение двух дней состоялись допросы колхозного бригадира и колхозников. Но авторитет священника был столь велик, что никто не хотел наговаривать лишнего. Священник Федор Беляев расстрелян 3 ноября 1937 года. Причислен к лику святых новомучеников и исповедников российских на юбилейном Архиерейском соборе Русской православной церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

В конце XIX века приход в Уломе был самым большим в уезде после Череповца. В 1866 году здесь проживали 2 038 мужчин и 2 225 женщин.

Вернуть память

Если вы знаете заброшенный православный храм, расспросите старожилов о его истории, сделайте снимок и поделитесь с нами: [email protected] (с пометкой «Забытые храмы»).

Полина Удовиченко

 

По постановлению ВЦИК от 30 июля 1931 г. ликвидированы районы: Верховажский, образованный в 1929 г. в составе Няндомского округа Северного края (территория передана Вельскому району); Сямженский (вошел в Тотемский и Харовский районы); Кокшенгский и Сухонский (их территория вошла во вновь образованный Нюксенский район с центром в селе Нюксеница); Толшменский (вошел в Тотемский и Шуйский районы); Рослятинский (присоединен к Леденгскому району); постановлением ВЦИК от 20 сентября ликвидированы районы: Абакановский (территория передана Череповецкому и Кадуйскому районам); Уломский (территория передана Череповецкому району и Весьегонскому району Калининской области); Николо-Торжский (присоединен к Кирилловскому району).

Постановлением ЦИК СССР от 23 сентября 1937 г. Северная область была разделена на Вологодскую область с центром в г.Вологде и Архангельскую область с центром в г.Архангельске. В состав Вологодской области вошли: г.Вологда с пригородным районом, Биряковский, Великоустюгский, Верховажский, Вожегодский, Вохомский, Грязовецкий, Кичменгско-Городецкий, Кубено-Озерский, Леденгский, Лежский, Междуреченский, Никольский, Нюксенский, Павинский, Рослятинский, Сокольский, Сямженский, Тарногский, Тотемский, Усть-Алексеевский, Усть-Кубинский, Харовский, Чебсарский.

Тем же постановлением к Вологодской области были присоединены из Ленинградской области: г.Череповец, Андомский, Бабаевский, Белозерский, Борисово-Судский, Вашкинский, Вытегорский, Кадуйский, Кирилловский, Ковжинский, Мяксинский, Оштинский, Петриневский, Пришекснинский, Устюженский, Чагодощенский, Чарозерский, Череповецкий, Шольский районы[327].

Указом Верховного Совета РСФСР от 1 ноября 1940 г. выделен из состава Череповецкого района и восстановлен Уломский район. 23 ноября состоялось районное собрание коммунистов Уломского района, на котором выбран райком ВКП(б)[335].

По Указам Президиума Верховного Совета РСФСР от 14 августа и 28 октября 1959 г. ликвидированы районы - Биряковский (территория передана Сокольскому и Междуреченскому районам), Борисово-Судский (присоединен к Бабаевскому району), Ковжинский (территория передана Вашкинскому и Вытегорскому районам), Шольский (территория передана в Вашкинский и Белозерский районы), Усть-Алексеевский (присоединен к Великоустюгскому), Лежский (присоединен к Грязовецкому), Пришекснинский (присоединен к Чебсарскому), Уломский (присоединен к Череповецкому)[348].

 

Date: 2015-07-23; view: 646; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию