Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Улома железная: история металлургии на территории Череповецкого и Кадуйского районов в конце XIX – первой половине XX вв





Доклад прочитан на межрегиональной научно-практической конференции «Современные экспедиционные исследования народных традиций Вологодской области» 27-28 октября 2011 года, г. Вологда.
Введение Улома железная – это территория междуречья Суды и Мологи с центром по берегам реки Улома. Этот район является восточной окраиной Железного поля, обладающего богатыми запасами болотной руды. Задачей данного выступления не является полная история становления и развития крестьянской металлургии Железного поля. Этому есть две причины. Во-первых. Кадуйский районный центр народной традиционной культуры и ремесел уже более 15 лет организует и проводит комплексные фольклорно-этнографические экспедиции в западном регионе Вологодской области. Но крестьянская металлургия стала сферой наших особых интересов только в последние 2 года. Именно в 2010–11 годах нами было организовано 6 специальных экспедиций по теме «Улома железная», во время которых было посещено 18 деревень в Кадуйском и Череповецком районах и опрошено 30 исполнителей. Эти 30 репортажей и являются главным источником доклада. Во-вторых. Возраст всех исполнителей укладывается в хронологические рамки от 1925 до 1945 годов рождения. В основном они местные уроженцы, всю жизнь прожившие в своих деревнях. Они нам смогли рассказать только то, что видели сами и слышали от своих отцов и дедов. Никаких дат они привести не могут, кроме трех хронологических критериев: Вторая мировая война, отец рассказывал, дед рассказывал. Предположив, что дети у молодых родителей в деревне начинали появляться примерно в 20 лет и, следовательно, после 40 лет крестьяне становились дедушками, мы можем примерно установить глубину достоверной исторической памяти исполнителей, а именно, не ранее 1885 года. Или, если быть более точным, конец 19 века. Хочется особо отметить и поблагодарить четверых исполнителей, которые занимаются изучением истории своей деревни и края. Они помогли нам разобраться во многих вопросах. Это:
  • участник экспедиций «Улома железная», житель д. Заозерье Кадуйского р-на Александр Дешин;
  • житель д. Дедовец Кадуйского р-на Александр Ромашов;
  • жительница д. Сосновка Череповецкого р-на Зинаида Яковлева;
  • житель д. Федосово Череповецкого р-на Николай Пичугин.
Еще одним, дополнительным, источником доклада стали наши разыскания следов металлургических промыслов в ландшафте района. Они являются, с одной стороны своеобразными историческими памятниками, а так же подтверждают истинность полученной от исполнителей информации. Крестьянская металлургия – это комплекс промыслов, который можно последовательно разделить на 4 части:
  1. добыча болотной руды;
  2. выжигание угля;
  3. выплавка металла;
  4. кузнечный промысел.
Именно в такой последовательности я собираюсь изложить материал, полученный нами в экспедициях. Металлургические промыслы Уломы железной Добыча руды Наиболее яркими признаками наличия болотной руды являются ржавчина и особые масляные разводы на воде. Народ сохранил название мест, где добывали руду. Это болотный остров Каменик в 8 км. от д. Вершина, болото Конькино у берегов р. Суды в 6 км. от д. Б.Рукавицкая Кадуйского района, Подвашевы у д. Верховье, Рудники – д. Браславль Череповецкого р-на. Рудник – общераспространенное название места добычи руды. В основном руда залегает на глубине 30 – 50 см. Мы сами проверили этот факт, найдя руду в болотистой местности у р. Суда в 1,5 км. от д. Заозерье Кадуйского района. Руда обычно залегает пластами толщиной 5 – 7 см. Но есть и богатые жилы. У берегов р. Улома вблизи д. Заречье Череповецкого р-на сохранилось 3 рудника, представляющие из себя большие вытянутые котлованы, самый глубокий из которых достигает 8 м. Посмотреть на них мы не смогли, так как исполнитель из-за труднодоступности рудников нас к ним не провел. Добывали руду летом, а вывозили ее зимой на лошадях. Со слов исполнителей, добыча руды прекращается на рубеже 19-20 вв. Гурий Иванович Потапов 1935 г.р. сообщает, что в д. Вершина Кадуйского р-на добыча руды прекратилась после большого пожара, когда его дед был мальчиком (1905-1910 гг.). Владимир Алексеевич Потапков 1936 г.р. со слов отца рассказывает что в деревнях Рязань, Елехово, Акиньхово и Верховье Череповецкого р-на в начале 20 в. металл из Санкт-Петербурга привозил купец, заказывал из него изделия и обменивал их на столичные товары. Николай Капитонович Пичугин 1937 г.р. рассказывает, что д. Дуброво и Федосово привозным металлом до революции снабжал купец Башмаков из д. Кондоша. Углежогный промысел Для выплавки металла из руды и для работы кузнеца необходим уголь. Углежогный промысел был самым распространенным в Уломе Железной. Углежогные ямы находятся в окрестностях всех деревень Череповецкого и Кадуйского районов, в которых мы побывали. Эта яма представляет из себя круглый холм около 3 м. в высоту, полый изнутри. Технология выжигания угля интересует нас давно, но за 15 лет, мы не нашли исполнителя, способного ясно и подробно о ней рассказать. Примерно, она выглядит так. Обычно сосновые бревна ставили на торец вплотную др. к др. и засыпали их полностью землей и дерном. Снизу делали специальные подкопы для поступления воздуха. Через них поджигали и затем тоже закрывали. Без поступления кислорода бревна не горели, а тлели. Это был сложный и длительный процесс, требующий постоянного внимания мастера в течение недели. Ямы ставились в отдалении от деревни и мастерам приходилось жить рядом с ними. Углежогный промысел просуществовал довольно долго. Последняя углежогная яма в д. Кривец Череповецкого р-на прекратила свою работу в начале 70-х годов. В деревнях Коротовского м.о. нам рассказали о другом интересном способе производства топлива для кузнечных горнов. Со слов Бориса Евгеньевича Митюшова 1930 г.р. Уломское торфопредприятие было открыто в начале 30-х годов. Технология изготовления торфяного кокса была такова. Сырой, только что добытый из болота торф формовали в специальных ящиках и вручную рубили на куски размером примерно 30 на 50 на 30 см. (В*Ш*Г). Бруски составляли в штабеля и сушили на протяжении всего лета. Затем его грузили на вагонетки и по переносной узкоколейной дороге доставляли к морянкам. В этом году в д. Песье нам подарили небольшой фрагмент этой дороги: две железные шпалы и два рельса длиной по 1,5 м. Эта дорога местной ковки. Морянок было 6 штук. Они представляли из себя холмы 3 м. высотой, полые и облицованные изнутри кирпичом. Сверху имелось квадратное окно шириной 80 см. Вагонетку загоняли прямо наверх морянки и ссыпали торф вниз на заранее выложенные сухие дрова. Затем мастер спускался в морянку, поджигал дрова, выбирался через верхний люк и закрывал его. Сколько времени занимал процесс морения торфа, нам никто сказать не смог. Готовый уголь (кокс) доставляли в кузницы. Он был эффективнее древесного угля, ибо позволял накалить железо до белого цвета. Производство кокса для кузнечных горнов прекратилось в 70-е годы. Выплавка металла О выплавке металла народ практически забыл. Только в двух деревнях Б.Рукавицкая и Вершина нам рассказали, что при прадедах выплавляли металл и отвозили в п. Суда на продажу. О технологии выплавки, о том, как выглядели домницы, мы собрали отрывочные сведения. Домницы в наших районах не сохранились. Только один исполнитель, Яковлев Герман Модестович 1935 г.р. в 50-х годах видел следы 3 домниц – полузасыпанные выемки в крутом склоне недалеко от д. Сосновка Череповецкого р-на. По его словам, домницы были полукруглые 1,4 м. в высоту и 0,7 м. в ширину. В 2010 г. на месте исчезнувшей д. Торчилово Кадуйского р-на наша экспедиция нашла следы домницы, а именно, специальные глиняные трубки, по которым из домницы сливали выплавленный металл. Но следы плавки металла можно обнаружить. Это шлакоотвалы. Мы находили их во всех деревнях по берегам р. Суды от д. Архангельское на границе с Бабаевским р-ном до деревень Дедовец и Заозерье. В других местах шлак до сих пор выкапывают на огородах и складывают кучками на границах грядок. Я наблюдал их в дд. Б.Рукавицкая, Песье и др. Наиболее впечатляющий шлакоотвал находится у д. Заозерье: берег реки на протяжении 500 м. завален шлаком. В д. Вершина нам рассказали, что металл плавили в кузницах. Сидоров Гурий Михайлович 1930 г.р. из д. Б.Рукавицкая считает, что домницы имели вид траншеи в земле. Т.е. в земле на склоне делали яму, обмазывали изнутри огнеупорной глиной и снизу подводили сначала меха, а затем на их место вставляли трубку для слива крицы. Этой же версии частично придерживается и Герман Модестович Яковлев. Он говорит, что стены обнаруженных им домниц были чем-то «футурированы». Крицу – выплавленное сырое железо вывозили из Б.Рукавицкой и продавали в Суде. Чтобы повысить качество металла, крицу необходимо проковать и заново переплавить. Б.Е. Митюшов рассказал нам о другом способе повышения качества металла, который использовал его дед: необходимо нагреть крицу в горне, проковать и закалить в воде. Этот процесс надо повторить несколько раз. В этом случае металл насыщается углеродом и по свойствам приближается к стали. Кузнечный промысел В конце 19 – начале 20 века в каждой деревне, расположенной на территории Уломы железной было по несколько кузниц. Кузницы снабжали крестьянские хозяйства всем необходимым от орудий труда до предметов быта. За последние 15 лет мы собрали неплохую музейную коллекцию кованых изделий, представленную в 2 экспозициях («Улома железная» и «Ремесленное подворье»), которая содержит около тысячи этнографических предметов, начиная от самозатачивающихся ножниц для стрижки овец и заканчивая кованым плугом. Особое место занимает коллекция уломских гвоздей. В каждой деревне до сих пор помнят где стояли кузницы, хотя многие закрылись еще в 20-е годы, а единичные просуществовали до начала 60-х годов. Кузницы обычно располагались на окраинах деревень, в местах сегодня непроходимых или заросших лесом. Но в ряде случаев нам удалось найти их следы. У д. Селищенский Борок на месте бывшей кузницы мы обнаружили поворотный механизм для телеги и кованные ободы для тележных колес. В Коротовском м.о. Череповецкого р-на в репортажах исполнителей о кузницах прослеживается другая тенденция. Они чаще говорят о промколхозах, возникших в 30-е годы, а о обычных кузницах упоминают редко. Это происходит потому, что большинство исполнителей работало там. Наиболее подробно нам описали промколхоз в д. Верховье. Он представлял из себя большую кузницу, в которой находилось 30 горнов, 6 механических молотов и двигатель внутреннего сгорания. Вентилятор на двигателе заменял меха, воздух шел к горнам по трубам. Так же от двигателя шел привод к механическим молотам. В кузнице работало 54 человека. Они трудились парами: молотобоец накалял заготовку в горне и молотил по ней кувалдой, кузнец же работал молотком. В кузнице располагалось 24 пары работников, 6 кузнецов работало без молотобойца, его заменяли механические молоты. Промколхоз в Верховье функционировал только зимой. И за работу платили деньги. Во время войны на кузницу пришли девушки. Их брали только молотобойцами. Большие кузницы находились также в деревнях Дуброво, Песье, Акиньхово, Верховье, Шейно, Рязань. В каждой работало около 50 человек. На кузницах из привозного железа производили костыли, ухваты, косы, топоры, ножи, багры, цепи. В основном делали барочные гвозди длиной 125, 150, 170, 225, 250, 500 мм. Спросом пользовались 125 – 225 мм. Из д. Верховье гвозди отправляли в поселок им. Желябова – там строили баржи. В конце 50-х годов кузницы в Верховье, Дуброво и поселке Суда объединились в единую артель – завод «Красный пресс». В п. Суда он работает до сих пор. В деревнях Акиньхово и Дуброво мы нашли следы больших кузниц. Они располагались на окраине у дороги. На месте кузницы в Дуброво нами было обнаружено звено якорной цепи, несколько гвоздей и костылей. Кузнечный промысел оказался наиболее устойчивым из всех металлургических промыслов Уломы. До сих пор живы старые кузнецы. Во многих деревнях сохранились наковальни и кузнечный инвентварь: клещи, молоты, гвоздильни. Стоят до сих пор амбары и другие крестьянские постройки, скрепленные уломскими гвоздями. В деревнях Дуброво и Федосово есть столбы с закрепленными на них пожарными колоколами дореволюционной ковки. Заключение На территории Уломы вплоть до середины 20 века практически все мужское население занималось крестьянской металлургией. С 1948 г. именно уломские металлурги строили Череповецкий металлургический комбинат и стали его первыми рабочими. Череповец превратился в крупный промышленный центр благодаря миграции уломского населения. Исходя из вышесказанного, я хочу обратить внимание на то, что металлургия была основой экономического благосостояния нашего края на протяжении нескольких веков. Именно поэтому она и сегодня определяет экономическое развитие западного региона Вологодской обл.   П.В.Бекаревич.

Уломский район — административно-территориальная единица в составеЛенинградской и Вологодской областей РСФСР с центром в селе Коротово, существовавшая в 1927—1931 и 1940—1959 годах.

Уломский район в составе Череповецкого округа Ленинградской области был образован в августе 1927 года из 22 сельсоветов Череповецкого уезда Череповецкой губернии.

Всего было образовано 22 с/с: Акиньховский, Большедворский, Ваучский, Воротищенский, Вочкомский, Глинский, Голосовский, Гришкинский, Дмитриевский, Заболотский, Кисовский, Клопузовский, Кондашский, Мшиченский, Николо-Раменский, Пленишниковский, Попадьинский, Средневский, Уломский, Хмелинский, Хотавецкий, Ягницкий.

В ноябре 1928 года был упразднён Средневский с/с и образован Супруновский с/с. В 1930 году Большедворский, Ваучский, Вочкомский, Глинский, Мжиченский, Николо-Раменский, Пленишниковский, Хотавецкий и Ягнецкий с/с были переданы вВесьегонский район Московской области.

20 сентября 1931 года Уломский район был упразднён, а его территория была передана в Череповецкий район.

Вторично Уломский район был образован 1 января 1940 года в составе Вологодской области путём выделения из Череповецкого района.

В 1959 году Уломский район вновь был упразднён. Его территория отошла к Череповецкому району.

Улома (Улома Железная) - местность, расположенная при соединении губерний Новгородской, Тверской и Ярославской и известная гвоздарным промыслом. Район этот получил свое название от погоста У. (в 37 верстах от города Череповца Новгородской губернии); состоит из волостей Уломской, Самосорской, Горской и окружающих их частей уездов Череповского, Устюженского, Белозерского (Новгородской губ.), Весьегонского (Тверской губ.), Моложского и Пошехонского (Ярославской губ.). Начало железоделательного промысла весьма древнее: здесь впервые в России добывалось железо из местной болотной руды; выделка гвоздей была распространена уже в XV в.; особенное развитие железоделательное производство в У. получило в XVII в., когда сюда были присланы мастера из Тулы для выделки пушечных ядер и орудий. Благодаря дешевизне производства, улумские гвозди были весьма распространены в России; еще в 70-х гг. XIX в. их выделывалось до 600 тыс. пд. на 3 млн. руб. в год. В настоящее время промысел вследствие конкуренции машинного гвоздя пал, но все-таки в районе насчитывается до 10 тыс. кузнецов, а общая сумма производства достигает 1 1/2 млн. руб. Большая часть гвоздей выделывается ныне из уральского железа или из лома ("бутора") и лишь незначительная часть - из местного болотного железа. Техника - первобытная. Сбыт - в столицы и верхневолжские города. Лишь немногие из кустарей работают за свой счет, большинство - на скупщика, из его материала. Средний заработок кустаря 20 - 25 коп. в. день, при усиленном 12-часовом труде. СВЕДЕНИЯ за 1901 Мне нравится3 17 фев 2010 в 20:09|Это спам|Ответить
Надежда Сухарева В конце XVI века в районе будущего Череповца возник крупный по тогдашним временам центр выплавки железа. Сырьем служили имевшиеся здесь в изобилии болотные руды. Исстари звалась Железной Улома, Железнопольской называли Устюжну. Гвозди, топоры, серпы и косы местного производства были широко известны в стране. Значение Уломы Железной выросло во второй половине XVI века. Богатые залежи болотной железной руды здесь, как и в новгородской земле, разрабатывали крестьяне и снабжали ею кузнецов города. Изделия этих ремесленников получили широкую известность. Богатый рудою беломорский край стал крупным районом железоделательной промышленности и ремесленного производства. Мне нравится 17 фев 2010 в 20:26|Это спам|Ответить

 

Надежда Сухарева Село Улома Череповецкого уезда, уже в XV в. славилось своим железоделательным промыслом. Не случайно, его называли Улома Железная. Начало железоделательного промысла очень древнее: здесь добывалось железо из местной болотной руды, а выделка гвоздей была распространена уже в XVI в.; особенное развитие железоделательное производство в Уломе получило в XVII в., когда сюда были присланы мастера из Тулы для выделки пушечных ядер и орудий. Благодаря дешевизне производства, уломские гвозди были распространены в России; еще в 70-х гг. XIX в. их выделывалось до 600 тыс. пудов на 3 млн. руб. в год. Жители Уломы и окружающих деревень были довольно состоятельными людьми, поэтому, не случайно, что именно в Уломском приходе появилась первая в уезде каменная церковь (если не считать Воскресенского и Троице-Сергиевского соборов города Череповца). Спасская Уломская церковь была выстроена в 1769 году. В 1809 году, вместо прежней, деревянной, была построена вторая каменная церковь – храм Пресвятой Троицы. В середине 19 века появилась и каменная колокольня. С 1865 по 1873 гг. настоятелем Троицкой церкви являлся отец Михаил Долговский. Отец Михаил происходил из семьи священника, В 1829 году он закончил Новгородскую духовную семинарию. 29 декабря 1829 г. был посвящён в сан священника Преображенской Луженской церкви Устюженского уезда. С 1834 по 1866 гг исполнял обязанности благочинного Устюженского уезда. 12 сентября 1865г назначен священником церкви Троицы в селе Улома Череповецкого уезда. 24 июня 1870г был посвящён в сан протоиерея. Отец Михаил имел духовные и светские награды: в 1840г- набедренник, в 1846 г- скуфья, в 1851г. – камилавкой. В 1863 году он был награжден орденом Святой Анны 3-й степени. В 1873 году протоиерей ушел на покой, передав приход своему зятю – иерею Семену Ермолаеву. Внук протоиерея Михаила Долговского и сын иерея Семена Ермолова Николай, стал священником церкви Покрова Пресвятой богородицы в селе Дементьево Череповецкого уезда. В ведомостях Покровской Дементьевской церкви за 1913 г. указано: "священник Николай Ермолов, 39 лет, сын священника, родился в селе Улома Череповецкого уезда. В 1895г. окончил курс Новгородской духовной семинарии. С 15 октября 1895г по 15 октября 1896г являлся учителем Леушинской учительской школы в приготовительном классе, потом в старшем, по русской истории. 2 октября 1896г определён священником к Николаевской Кондашской церкви. 11 декабря 1903г перемещен к Покровской Дементьевской церкви. С 1 марта 1909г по 1913 год являлся заведующим и законоучителем Дементьевской церковно-приходской школы. Отец Николай имел награды: в 1899 получил благословление архиепископа Феогноста за ревностное исполнение пастырских обязанностей. 18 марта 1903 года за усердную службу награждён набедренником, в 1908г - бархатной фиолетовой скуфьей. Содержание от казны 300 рублей в год: дохода от прихода и от земли около 300 рублей, и за преподавание Закона Божия в начальных школах 90 рублей. В 1909-1921 годах настоятелем Троицкой церкви был отец Федор Беляев, причисленный к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских. Мне нравится2 17 фев 2010 в 20:41|Это спам|Ответить
Надежда Сухарева Священномученик Феодор родился 12 ноября 1867 года в селе Везгум Белозерской волости Новгородской губернии в семье священника. В 1889 году он окончил Олонецкую Духовную семинарию и был рукоположен в сан священника Троицкого храма, а с 1909 года назначен настоятелем. Был награжден набедренником, скуфьей, камилавкой, а также наперстным крестом от Святейшего Синода и серебряной медалью в память 25-летия церковных школ. Отец Федор впервые был арестован в 1919 году Череповецкой ЧК, но вскоре был освобожден. В марте 1922 года прихожанам Троицкой церкви в селе Улома стало известно, что власти собираются прислать комиссию для изъятия церковного имущества. У большинства православных возникло впечатление, что церковное достояние пойдет не на помощь голодающим. Это предположение было не далеко от действительности: церковные вещи иногда оставались и у тех, кто непосредственно их изымал, и сама центральная власть широко жертвовала их - то на подарки 1-й Конной армии, то на содержание государственных чиновников, то на дополнительные выплаты членам комиссии по изъятию ценностей. 28 марта среди жителей волости прошел слух, что в Улому приехала комиссия из Череповца, которая вскоре намерена приступить к изъятию ценностей из храма. В одной из деревень ударили в набат. Вскоре перед зданием Уломского волостного исполкома собралась толпа в две тысячи человек, в основном женщин, которые стали кричать, что они ни в коем случае церковных ценностей не отдадут. Отец Феодор в этот день был в отъезде, но когда он вернулся домой, то его вызвали в исполком и потребовали, чтобы он немедленно убедил собравшуюся толпу согласиться с необходимостью изъятия ценностей из церкви. Отец Феодор отказался, сказав, что если он даже и выйдет, то ничего из этого не получится, так как верующие сочтут, что священник так говорит, потому что запуган, и не послушаются его. Толпу удалось рассеять только с помощью милиции. На следующий день, 29 марта, власти арестовали священника и всех активистов, в том числе, членов церковной общины. Начались допросы. На вопросы следователя священник ответил: - Отдавать церковное имущество - дело верующих, а не служителей церкви, никаких мер к успокоению граждан мною принято не было, так я в это время был в отлучке, но хотя бы и был, то ничего бы не предпринял... Отец Феодор счел нужным обозначить свою позицию, касающуюся предметов, имеющих богослужебное значение, и написал: «... Я стою за то, что святыне подобает благолепие, и Святые Дары должны быть обязательно в драгоценных сосудах, если они есть, распорядиться - отдать или не отдать сосуды и вообще церковное имущество - вправе верующие, не служитель культа». 17 мая 1922 года в Череповце состоялось заседание Губернского Революционного трибунала, на котором разбиралось дело восьми обвиняемых. Все арестованные были приговорены к различным срокам заключения. Священник Беляев был заключен в исправдом на четыре года. После освобождения отец Феодор вернулся служить в то же село, но в 1931 году снова был арестован за невыполнение нормы хлебозаготовок и приговорен к пяти годам ссылки. Вернувшись из ссылки в 1933 году, отец Феодор поступил служить в Макарьевский храм села Макарово Весьегонского района Тверской области. Когда батюшка вернулся из ссылки, он, уже не имея ничего своего, ни дома, ни имущества, жил в церковной сторожке. Когда не стало хватать средств на содержание храма и на дрова, потому что власти обложили приход налогами, он сам пошел собирать деньги среди прихожан. Сельсовет донес об этой деятельности священника в соответствующее учреждение, но тогда дело осталось без последствий. В конце 1936 - начале 1937 года власти начали новое гонение на Православную Церковь, и сельсовет закрыл храм. Отец Феодор стал добиваться открытия храма, объясняя верующим, что храм закрыт незаконно. Он написал жалобу во ВЦИК и сам собрал под ней подписи верующих. А пока храм был закрыт, он ходил по домам прихожан - служил молебны и совершал требы. Мне нравится2 17 фев 2010 в 20:42|Это спам|Ответить

 

Надежда Сухарева Через месяц сельсовет объявил, что на территории деревень, прилежащих к Егонскому сельсовету, началась эпидемия сыпного тифа, и священнику было запрещено ходить по домам. Это была явная ложь, и отец Феодор продолжал ходить по селам и деревням, неся людям слово Божие и благодатные таинства. 8 октября 1937 года о. Феодор был арестован и заключен в тюрьму в Весьегонске. Тогда ему было уже семьдесят лет. При аресте взяли последнее, что у него оставалось, - девятнадцать книг духовного содержания и портрет Иоанна Кронштадтского; святой праведный Иоанн не раз проезжал теми местами, где служил о. Феодор. В течение двух дней, 12 и 13 октября, состоялись допросы "свидетелей" - колхозного бригадира и колхозников. Выбирались, конечно, свидетели неверующие и нецерковные, которые могли дать показания в соответствии с пожеланиями сотрудников НКВД. Но авторитет священника был столь велик, что никто не хотел наговаривать лишнего. 15 октября следователь допросил отца Феодора. В тот же день было составлено обвинительное заключение и отправлено на рассмотрение Тройки НКВД. 1 ноября Тройка постановила о. Феодора расстрелять. Священник Феодор Беляев расстрелян через день, 3 ноября 1937 года. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. Уломские церкви были закрыты во второй половине 1930-х годов. Длительное время они использовались как клуб и склады. Потомки священнослужителей Уломской церкви проживают сейчас в разных частях нашей страны. Один из них, Владимир Балов живет в городе Южно-Сахалинске. Он передал Воскресной школе копию фотографии Уломских церквей начала 20 века. Мне нравится4 17 фев 2010 в 20:43|
 
овгородские епархиальные ведомости 1897год № 19 (1 октября) Стр.1222 – 1223 Некрологи. 10– го прошлого августа скончался заштатный священник Уломской церкви Череповецкого уезда, Феодор Григорьевич Цветаев. Покойный от роду имел 78 лет. После окончания курса учения в Новгородской Духовной Семинарии по 2- му разряду, он октября 10- го дня 1841 года рукоположен был во священники к Уломской церкви, где безвыходно и служил до 18- го января 1893 года, то есть 51 год и 3 месяца. Служил он ревностно, а потому был любим и уважаем своими прихожанами, окружным духовенством и даже, можно сказать, всем Череповецким уездом. С 1875 по 1893 год он состоял законоучителем трех земских школ. С 1886 по 1893 год он был духовником окружного духовенства. За свою усердную службу и примерное поведение он имел следующие награды: набедренник, скуфью, камилавку, наперстный крест, от Святейшего Синода выдаваемый и орден Св. Владимира 4- ой степени. Сверх того он имел бронзовый наперстный крест на Владимирской ленте и знак красного креста за пожертвования на больных и раненых воинов. Покойный был незлобив, добр и умен. Вечная ему память! Благочинный священник А. Виноградов Мне нравится1 20 сен 2013 в 22:54|Это спам|Ответить
Юрий Петров Новгородские Епархиальные Ведомости (1907 год №30 стр.951-952) Памяти почивших. -27-го мая сего года в 5 часов вечера скончался заштатный священник Троицкой- Уломской церкви Череповского уезда Симеон Афанасьевич Ермолов 63 лет. То был пастырь добрый, умный и ревностный деятель на Ниве Христовой, заслуженно пользовавшийся доверием и уважением как паствы, так и духовенства округа и всех знавших его. Не оставлен был почивший и вниманием начальства, Наперстный крест и орден Святой Анны 3 степени свидетельствовали о доблестной службе почившего. Довольно для сего бегло просмотреть послужной список: студент семинарии, учитель церковно-приходской школы, псаломщик, священник и вместе с тем законоучитель начальных и второклассной земских школ, депутат по духовно училищному округу. Помощник благочинного, наблюдатель церковно- приходских школ, благочинный, духовник, распорядитель судно сберегательного товарищества и председатель приходского попечительства. Все это не скрытый подвиг пастыря- труженика. Его старанием, далее, воздвигнута Больше-Дорская церковь и основан «Больше-Дорский приход». Покойный уговорил своих прихожан Большой-Доры составить приговор: в храмовые праздники не покупать вина, воздерживаться от другого угощения и деньги, идущие на это, отчислять на построение церкви и школ в их селении. Милосердие и сострадание к горю людскому было присуще почившему. Он нередко оказывал, а особенно весной благотворения бедным своего парихода, деля милостыню пудами и мешками ржаной муки или выдачей потребной на то суммы. Заботясь о материальной помоши пасомым, Отец Симеон в тоже время напрягал все усилия к нравственному возрождению прихода. Его прямое, обличительное слово всегда выслушивалось охотно. Молодежь и старцы преклонялись пред ним. Если где вдали, в праздники деревенские, слышался шум, песни или другое безчиние, то при появлении отца Симеона сряду все это стихало. Ратуя против пьянства, почивший основал кружок трезвенников. Ежегодный приход сумм в Попечительстве свыше 600 руб. говорит тоже о добром делании о. председателя. Любовь почившего к своим детям не имела границ. Лишившись рано, более 20 лет тому назад, жены, отец Симеон перенес все попечение на двух сыновей и двух дочерей. Преждевременная кончина одной из последних, воспитанницы Царско-Сельского женского училища, усилила еще более любовь к оставшимся детям. Сын и дочь устроены, но родительское сердце идет далее: в конце 1903 г., о. Симеон уступает свое место сыну священнику, хотя сам еще мог продолжать пастырское служение. Хотелось ему устроить, как следует, и последнего своего сына, студента семинарии. Учителя второклассной церковно- приходской школы; покойный благословил его на брак и день бракосочетания был уже не далек. Вынос тела и погребение состоялось 30 мая, в день отдания Святой Пасхи. Чин отпевания совершен собором 12 священников, во главе с протоиереем Н.Ждановым, в сослужении 2 диаконов и при пении 5 псаломщиков и хора певчих. В одном месяце с почившим отошли в вечность его сотоварищи, с разницею в летах разве на пять лет, о. Иаков Цветаев (урожденец с. Уломы), бывший священник Никольской церкви, Кирилловского уезда, о. Виктор Громцев, бывший священник Чудской церкви, Череповецкого уезда и о. Виктор Юрьев- священник Конечновской церкви того же уезда и не много ранее о. Павел Орнатский, священник Борисовской церкви того же уезда. Вечная память да будет сим пастырям, много лет потрудившимся в вертограде Христовом. O.N. Мне нравится 20 сен 2013 в 22:55|Это спам|Ответить

 

Юрий Петров Вестник Новгородского земства 1900 год. №16 Хроника Новгородского земства. Народное образование в Новгородской губернии. Стр.11 12) По ходатайству Череповецкого земства о предоставлении окончившим курс Уломского второразрядного училища прав по отбыванию воинской повинности на ровне с окончившими курс двуклассных училищ, Министерство Народного Просвещения ответило, что Уломское училище, как открытое на правах частного училища 3-го разряда, не может давать никаких прав по отбыванию воинской повинности своим воспитанникам. №22 15 ноября. Стр.45 Село Улома, Череповецкого уезда. 30 августа сего года исполнилось 25 лет педагогической деятельности учителя Уломской второразрядной школы Василия Антиповича Антипова. В 1878 году Новгородским Уездным земством совместно с Череповецким уездным была открыта в селе Уломе второразрядная школа с целью дать возможность продолжить образование детям, окончившим курс сельских школ, и подготовить учеников для поступления в Череповецкую учительскую семинарию. Учителем был назначен В.А.Антипов, из крестьян Старорусского уезда. Образование он получил в Ново-Александровской учительской школе. По окончании курса в 1873 году, поступил учителем в Старорусский уезд, но пробыл только 1 год, так как жалование там тогда было только 120 рублей. Затем перешел в Череповец, где был учителем в двухклассной школе. С 1876 по 1878 Василий Антипович жил Петербурге, где пополнял свое образование и был вместе с тем воспитателем в отделении малолетних преступников при Коломенской части.В 1878 году Василий Антипович был приглашен во вновь открывшуюся второразрядную школу, где остется до сих пор. А.Узиков. Мне нравится 20 сен 2013 в 22:58|Это спам|Ответить
Юрий Петров Деятели революционного движения в России. Цветаев Федор сын священника с. Шухобады (Череповецк. у., Новгородск. губ.). В авг. 1877 г. привлечен к дознанию по обвинению в чтении запрещен. книг, полученных от волостн. писаря З. Ив. Смирнова. В апр. 1878 г. по выс. пов (?) дело о нем прекращено. Летом 1876 года в Уломской волости Череповецкого уезда запрещенную литературу среди крестьян распространял волостной писарь И. 3. Смирнов. Вместе с ним пропагандой занимались сын священника Ф. Цветаев а также учителя школы села Шухободь Павлов и Паланов. Деятельность их продолжалась недолго. Организатор кружка И. Смирнов был схвачен полицией и посажен в тюрьму на три года. Мне нравится 20 сен 2013 в 23:05|Это спам|Ответить

 

Юрий Петров Новгородские Епархиальные Ведомости (1912 год №30 стр.1063-1064) -12 июля в селе Уломе Череповецкого уезда произошел пожар. Загорелось на дворе местного священника Иоанна Попова под навесом, где стояли телеги, одры и т.п. и складывалась солома. Огонь быстро распространился на двор, амбар, и новый, лет 5 назад устроенный дом. При начале пожара, огненные галки перекинуло на другую сторону улицы, и не прошло часа, как в огне пылали 3 дома и 5 корпусов небольших деревянных лавок. Старичок диакон Травинский первый заметил дым пожара; его крик: «горим, погибаем», услышал о. Иоанн, бывший со своей семьей на покосе в 300 саженях от своего дома. Батюшка и его семейные стали выкидывать из горевшего дома в окна, что только было под силу и что позволяло время. Подоспевшая часа чрез два пожарная дружина из деревни Корапова, за 4 версты от села, задалась целью отстаивать не дом священника, очевидно, обреченный пламени. А другие дома, угрожаемые огнем, волостное Правление и дом диакона. Благодаря распорядительности г. Земского Начальника и старосты церкви, эти, не раз уже загоравшиеся, дома отстояли. Товар в лавках почти весь сгорел, у о. Иоанна Попова сгорел весь хлеб в амбаре. Причину пожара кто чему приписывает, одни говорят, что загорелось от молнии (гроза действительно была, но раскат грома был глухой), другие утверждают, что подожгли малолетние дети, еще иные говорят, что подожгли или прохожие или недовольные прихожане; некоторые, наконец, указывают на то, что под навесом, где возник пожар, стояла бочка, куда ссыпали утухшие угли для самовара. Спасание сгоревшего имущества иными обращалось не в пользу пострадавших а для наживы себе. Так, после описанного пожара торгующий крестьянин деревни Бора Федор Ионков заявляет, что лучше бы его лавка с товаром сгорела от огня, потому что последний был растащен «спасавшими» горевшие здания. И так на пожаре одни идут спасать, а другие карман и полы набивать. Дом священника и торговые помещения застрахованы. Все таки для о. Иоанна Попова ущерб от пожара в виду того, что сгорели надворные постройки, хлеб и другое имущество, превысит тысячу рублей. Как бы было хорошо, если бы Страховой Отдел при Святейшем Синоде принимал на страх постройки членов причта, толкуют на Епархиальных Съездах, но почему- то практических результатов пока разговоры не имеют. Благочинный, священник Николай Орлов. Мне нравится 21 сен 2013 в 8:38|Это спам|Ответить
Online Надежда Сухарева Юрий, спасибо! Очень познавательно Мне нравится 13 мар 2014 в 15:37|Это спам|Ответить

 

Online Надежда Сухарева https://sites.google.com/site/kcntcr/projects/uloma Мне нравится 17 мар 2014 в 22:32|Это спам|Ответить
Юрий Петров Приход Уломской Троицкой церкви III класса. (Новгородский сборник под редакцией Н.Богословского. Выпуск V. Издание Новгородского статистического комитета. Новгород. 1866) Приход расположен по берегам р. Уломы, на месте ровном, боровом и сухом, так что самые сильные дожди оставляют по себе следы на самое короткое время. Р. Улома берет начало свое из озера Уломского и впадает в р. Кондашку, имеющую сообщение с р. Шексною. Берега Уломы местами плоские, местами возвышенные, глубина реки не простирается более 2 саженей; вода по почве земли большею частью красна и болотиста, мало годна для употребления, почему жители пользуются водою из колодезей. Рыба в реке: язи, окуни, щуки, налимы, плотва, мелкая уклея и раки. Берега имеют вид большею частью ровный и плоский, по которым от начала до конца простираются покосы, местами прерываемые мхами, топями и непроходимой грязью. Судоходства нет и быть не может по причине мелей и разных неудобств; камней не только в реке но и на довольно значительном пространстве (верст на 15 во все стороны от села) нигде нет. В реке иногда находят остатки истлевающих от времени невероятной толщины дубов; откуда они взялись и кем погружены в воду никому неизвестно. Следов где они росли в древности, ни на берегах реки, ни в лесах, примыкающих к реке, нигде не видно. Земли, принадлежащей церкви 125 десятин, из ней усадебной причта, под постройкою церквей и кладбища 6 десятин и до 10 десятин покосу, под дорогами до 2 десятин, прочая же земля частью занята лесом, негодным почти для хозяйства, а частью неудобная. Грунт земли песчаный. Из прихода в три стороны пролегают проселочные дороги; большая же дорога, называемая Вологодский тракт, от церкви в 5-ти верстах. Сообщение с г. Череповцом, который в 50 верстах от церкви, по проселочной дороге в летнее время не совсем удобно, потому что нужно дважды пересекать реки Шексну и Суду. Из перевозов же первый, что в селе Луковце, вольный и потому во время переезда не редко случается встречать остановки и неприятности. Церковь получает доходу: от продажи свеч 72 р. 84 коп., сборов в кошелёк и кружку около 760 руб. и от лавок 232 руб. При церкви находится школа, в которой обучается 12 мальчиков и 4 девочки. Первое и ближайшее от церкви селение - деревня Заречье, на проселочной дороге, при р. Уломке; 17 семей, лиц 74. Катилово, близ которого протекает безъимянный ручей, впадающий в р. Уломку; 13 семей, из коих от 4 до 17 душ старообрядцев безпоповщинской секты. Кокорево, на другом безъимянном ручье, впадающем в реку Уломку; 17 семей. Шейно, на другом берегу р. Уломки, домов 33. Паршино, недалеко от р. Уломки; 17 семей, лиц 103. Коротово, на проселочной дороге, на месте, с юго-восточной стороны, возвышенном, при безъимянном, разделяющем деревню, ручье; в деревне 2 дома купеческих, 2 мещанских, 4 вольных хлебопашцев, а остальные 46 временно-обязанных крестьян; из жителей в ней: купцов 27, мещан 17, вольных хлебопашцев 23, временно-обязанных крестьян 298 душ. Рыжково, на возвышенном берегу р. Уломки; 1 дом купеческий, 2 мещанских, прочие 5 крестьянских; купцов 5, мещан 9, крестьян 43. Клопузово, по обеим сторонам Вологодского тракта, на берегу р. Уломки. Здесь почтовая станция, 4 семейства мещанских, прочие 21 временно-обязанных крестьян, в 3 семействах раскольники, в числе 20 душ. Степаново, на Вологодском тракте, при р. Кондашке; местность возвышенная, почва земли самая безплодная; семей 27, лиц 140. Бор, на проселочной дороге; при р. Кондашке, в 1862 г. сгорела до основания, ныне же выстраивается мелкими и низкими деревянными избушками; 1 дом купеческий, в котором 14 лиц, прочие же 50 временно-обязанных крестьян, коих числом 316 душ. Панфилово, недалеко от р. Уломки, на проселочной дороге; 7 изб. Федосово, на проселочной дороге в г. Череповец; близ нее протекает безъимянный ручей; местность ровная и гладкая; семей 47, лиц 289, в том числе в 3 домах купеческих 14 лиц. Попадьино, по берегу р. Соренжи, на проселочной дороге к г. Череповцу; местность большею частью ровная. Мне нравится1 22 мар 2014 в 18:22|Это спам|Ответить

 

Юрий Петров Дора, на самой середине тракта между городом и церковью, местность ровная, но частью песчаная, а частью болотистая и потому мало удобная для хлебопашества. Почти кругом ее протекает безъимянный грязный ручей, впадающий в реку Солнцевку, также незначительную, три дома купеческих, в них лиц 19, прочие 74 времено-обязанных крестьян, в них 568. Анфалово, на проселочной дороге, возвышенном и плоском берегу р. Уломки. Песы на плоском берегу р. Уломки, дорога проселочная, местами ровная, песчаная, семей 39, лиц 237. Стугово, на возвышенном берегу р. Уломки, семей, семей 16, лиц 99. Горка, на крутом берегу р. Уломки, местность песчаная, семей 7, лиц 63. Бочепино, на плоском берегу р. Уломки, семей 19, лиц 189. Елехово, семей 40, лиц 326. Акиньхово, семей 33, лиц 297. Рязань, на низменном и довольно грязном берегу р. Уломки, семей, 11, лиц 106. Верховье, служащее границей прихода, на низменном и грязном берегу р. Уломки; местность для жителей невыгодна, почва самая неплодородная - топи и болота, семей 46, лиц 329. Все жители прихода русские православные, исключая части раскольников, коих числом 41 душа. Лет за 30 назад все почти жители прихода занимались одним ремеслом, называемым на их языке кузлом, т.е., ковкой гвоздей, кроме хозяев, которые прежде были такими же крестьянами, а в настоящее время уже усвоившие себе наименование купцов, закупали железо на разных заводах и раздавали оное для расковки кузнецам, которые и составляли почти весь приход. Почему прочих ремесленников и доныне, в столь многолюдном приходе, почти нет кроме трех портных и двух сапожников. Лет же 15 тому назад, часть жителей деревни Коротова стала заниматься торговлей; так что у торговцев, состоящих большей частью из купцов и частью из крестьян, во всякое время можно найти: чай, сахар, муку всяких сортов, масло, крупу, соленую рыбу и даже сукна, материи, красный товар и прочий мелочной, с которым почти во все воскресные дни года, особенно зимой приезжают к своему приходу и производят торговлю в устроенных от церкви амбарах и лавках. Число жителей Муж. Жен. Белого духовенства 12 9 Купцов 16 14 Мещан 24 22 Крестьян временно-обязанных 1963 2076 Раскольников 12 19 Бессрочно-отпускных 17 - Отставных нижних чинов 6 - Солдатских жен и детей их - 85 Итого: 2038 2225 Число родившихся: Муж. Жен. Законнорожденных 112 103 Незаконнорожденных 3 - Итого: 115 103 Число браков: Православного – 28 Число умерших Муж. Жен. Моложе 1 года 37 25 Включительно от 1 до 5 лет 28 23 5-10 1 9 10-15 2 2 15-20 - 1 20-25 - 2 25-30 2 2 30-35 3 1 35-40 3 2 40-45 4 3 45-50 3 4 50-55 1 2 55-60 9 9 60-65 3 3 65-70 5 6 80-85 - 1 Итого: 101 95 Мне нравится1 22 мар 2014 в 18:24|Это спам|Ответить
Юрий Петров История Уломской церкви, Череповецкого уезда, Новгородской губернии. ( по материалам журнала «Новгородские Епархиальные Ведомости» 1875-1919 г.г.) 1875 год. №3 15 февраля. Стр.13-14 Должность церковных старост на 3 года: Уломской – Череповецкий купеческий сын Петр Адрианов. №13 15 июля. Стр.3 Уволен в отпуск: Заштатный протоиерей Уломской церкви Череповецкого уезда, Михаил Долговский, в Киев на 3 месяца, с 25 июня. 1876 год. №17 15 сентября. Уломский приход Череповецкого уезда, Троицкий храм. Настоятель -1, помощник -1, псаломщик -2. 1877 год. №8 30 апреля. Стр.137 За усердную службу, 5 апреля, набедренником Троицкой Уломской церкви священник Семен Ермолов. 1878 год. №4 Стр.61 Упразднившаяся за смертию диакона Никиты Петрова, диаконская вакансия при Уломской церкви, Череповецкого уезда, закрыта, 14 февраля. №5 Стр.83-84. Выданы похвальные из Консистории листы, по определению от 7 и 11 февраля старосте Троицкой Уломской церкви Череповецкого уезда, купеческому сыну Петру Андрееву Андриянову за его пятилетнюю усердную службу, увеличение против предместника церковных доходов и пожертвование из собственности до 100 рублей. №10 Стр.158 Уломский приход. Настоятель священник Феодор Цветаев Помощник настоятеля священник Симеон Ермолов И.д. псаломщика Алексей Петров Пономарь Александр Глебов Стр.160 Награждается 15 апреля камилавкою: Череповецкого уезда, Уломской церкви, священник Феодор Цветаев. Мне нравится 22 мар 2014 в 18:25|Это спам|Ответить

 

Юрий Петров 1880 год. №5 15 марта Стр.77-78 В 6 округ Устюжского уезда, кандидатом в депутаты по духовно-училищным делам, 11 февраля, Уломской церкви священник Симеон Ермолов. 1882 год. №11 15 июня. Стр.172 По ходатайству Новгородского Епархиального Начальства, за усердную и полезную службу и пожертвование в пользу церкви. Пожалована медаль 20 июля серебряная на станиславской ленте: старосте Уломской церкви, Череповецкого уезда 2 гильдии купцу Петру Андрееву Андрианову. 1883 год. №17-18 15-30 сентября. Стр.265 И.д. псаломщика Уломской церкви, Ч ереповецкого уезда, Никанор Глебов уволен по преклонности лет за штат,2 сентября. На праздное псаломщицкое место к Уломской церкви Череповецкого уезда перемещен и.д. псаломщика Плишкинской церкви того же уезда, Алексей Травинский. №20 30 октября. Стр.300 Определением от 11-14 октября причту и старосте Троицкой Уломской церкви Череповецкого уезда, разрешено произвести исправление повреждений их храма хозяйственным способом, с употреблением на это 2000 рублей из церковной суммы и затем последующих свободных доходов и с помощью от прихожан. 1885 год. №7 15 апреля. Стр.66 От 25 февраля за №369 о награждении лиц духовного звания за заслуги по духовному ведомству. Скуфьею: Череповецкого уезда Уломской церкви священник Симеон Ермолов. №24 30 декабря. Стр.354 Диакон, состоящий на псаломщицкой вакансии при Уломской церкви Череповецкого уезда, Алексей Травинский, резолюцией Его Высокопреосвященства перечислен на штатную диаконскую вакансию при оной, 2 декабря. 1886 год. №1 15 января. Стр.5 На праздное псаломщицкое место к Уломской церкви Череповецкого уезда определен по прошению, отрешенный от места при Шарьинской церкви Тихвинского уезда священник Василий Виноградов, 12 декабря. №6-7 30 марта-15 апреля. Стр.66 В должности помощника благочинного утверждены: В 5 благочиннический округ – священник Уломской церкви Симеон Ермолов. Стр.67 В должности духовников 5 округа Череповецкого уезда утверждены священники Уломской церкви Феодор Цветков и Логиновской Евгений Брянцев, 17 марта. №17 15 сентября. Стр.302 Причту и старосте Уломской церкви Череповецкого уезда разрешено устройство в холодной их церкви, вместо лишних и ненужных дверей на южной и северной сторонах, двух окон, для увеличения света. Так как в настоящее время в церкви имеется только два окна, 23 августа. №18 30 сентября. Стр.314 Постановление по 4 судному столу: Состоящий на псаломщицкой вакансии при Уломской церкви Череповецкого уезда запрещенный в священнослужении священник Василий Виноградов,за пьянство, буйство и хищение причтовых денег отрешен от места в Уломе и послан на 3 месяца в черные труды в Клопский монастырь, под строжайший надзор настоятеля (Состоялось 20, и Его Высокопреосвященством утверждено 23 августа). Стр.316 Сверхштатный псаломщик Заболотской церкви Череповецкого уезда Иван Соловьев, перемещенный на псаломщицкое место к Дрегольской церкви Тихвинского уезда. Ныне резолюцией Его Высокопреосвященства определен на праздное псаломщицкое место к Троицкой Уломской церкви Череповецкого уезда, 15 сентября. Мне нравится 22 мар 2014 в 18:26|Это спам|Ответить
Юрий Петров 1887 год. №4 28 февраля. Стр.56 Утвержденный в должности законоучителя сельского училища Уломской церкви священник Симеон Ермолов, постановлением Консистории 16-27 утвержден Его Высокопреосвященством 21-30 января. №11 15 июня. Стр.177 Череповецкому купцу Ивану Федорову Андрианову разрешено на его собственные средства исправить существующую в селении Коротове Уломского прихода, деревянную часовню. А именно: так как потолок в часовне низок, то подрубить на ней два-три венца, возобновить кровлю на часовне, обшить снаружи тесом и затем окрасить как крышу, так и наружныя стены. 2 июня. 1888 год. №7-8 15-30 апреля. Стр.112 Причту и старосте Уломской церкви, Череповецкого уезда, разрешено поднятие пола в холодном Троицком храме, со снятием Святых Престолов и устройством их вновь на возвышенных фундаментах и устройство, вместо прежнего большего и ветхого иконостаса, в меньших размерах, 19 марта. 1889 год. №5 15 марта. Стр.72 Определением Консистории, состоявшимся 25 февраля и утвержденным Его Преосвященством 2 марта, утверждены в должности депутатов и кандидатов по духовно училищным делам. В 3 округ Устюжского уезда депутатом священник Уломской церкви Симеон Ермолов. Стр.75-76 Утвержден в должности помощника благочинного в 5 округ Череповецкого уезда, на трехлетие со времени выбора, священник Уломской церкви – Симеон Ермолов,2 марта. №13 15 июля. Стр.210 Псаломщик Уломской церкви Иван Соловьев, по прошению, уволен за штат, 20 июня. №15 15 августа. Стр.273 На праздное псаломщицкое место к Уломской церкви Череповецкого уезда, определен и.д. псаломщика бывший сельский учитель Алексей Брянцев, 4 августа. №16-17 30 августа-15 сентября. Стр.300 На праздное псаломщицкое место к Уломской церкви Череповецкого уезда, определен уволенный из 4 класса Новгородской Духовной Семинарии, Иван Шестинеров, 7 августа. 1890 год. №1 15 января. Стр.5 И.д. псаломщика Уломской церкви Череповецкого уезда Александр Брянцев утвержден в должности псаломщика, 3 января. №2-3 30 января-15 февраля. Стр. 29 Приходы, зараженные расколом: Уломский. №5-6 15-30 марта. Стр.135 Государь Император, по всеподданнейшему докладу Обер- Прокурора Святейшего Синода, Всемилостивейше соизволил, в 10 день февраля 1890 года, на награждение псаломщиков церквей. Заштатный псаломщик Троицкой, в Уломе церкви, Череповецкого уезда, Ивана Соловьева, золотой медалью, с надписью «за усердие», для ношения на шее на Анненской ленте, по случаю исполнившагося 50-летия отлично-усердной его службы церкви Божией. №7-8 15-30 апреля. Стр.190 Святейшим Синодом ко дню Святой Пасхи 1890 года. Наперстным крестом, от Святейшего Синода выдаваемым: Череповецкого уезда Троицкой в Уломе церкви Феодор Цветаев. 1891 год. №11 15 июля. Стр.251 От 9-29 апреля 1891 года за №916 Указом Святейшего Синода награждается камилавкою: Череповецкого уезда Троицкой, в Уломе церкви, священник Симеон Ермолов. №20 30 октября. Стр.480 Заштатный псаломщик Уломской церкви, Череповецкого уезда Иван Соловьев, по прошению,определен в число послушников Устюжского Моденского монастыря, 12 октября. 1892 год. №2 30 января. Стр.27 Государь Император, по всеподданейшему докладу Синодального Обер-Прокурора, согласно определению Святейшего Синода, Всемилостивейше соизволил, в 14 день декабря 1891 года, на награждение священника Троицкой в Уломе церкви, Череповецкого уезда, Феодора Цветаева, орденом Святого Владимира 4 степени, за долговременную безпорочную и отлично-усердную его службу. №5 15 марта. Стр.73 Список лиц светского звания. Всемилостивейше пожалованных. В 11 день января 1892. Знаками отличия за заслуги на службе по духовному ведомству. Медалями: золотыми для ношения на Станиславской ленте: Староста Уломской церкви Череповецкого уезда 2 гильдии купец Петр Андрианов. 1893 год. №3 15 февраля. Стр.50 Священник Троицкой Уломской церкви Череповецкого уезда, Федор Цветаев, по прошению, уволен за штат и на его место определен окончивший курс в Новгород Мне нравится 22 мар 2014 в 18:26|Это спам|Ответить

 

Юрий Петров 1899 год. №6 15 марта. Стр.363 Священник Желобовской церкви Белозерского уезда, Иоанн Пушторский скончался 19 минувшего февраля. В 1880 окончив курс учения в Новгородской Духовной Семинарии во 2 разряде, в 1881 покойный, определен во священники Елизаровской церкви Череповецкого уезда. В 1896 году перемещен к сей Желобовской церкви. С 1897 проходил должность помощника благочинного. Почивший был вдов и бездетен. №10 15 мая. Стр.655 Высочайшие награды от 6 мая. Ко дню рождения Его Императорского Величества. Наперсным крестом, от Святейшего Синода выдаваемым: Уломской церкви, Череповецкого уезда, священник Симеон Ермолов. 1900 год. №1 1 января. Стр.63 Список закончивших Новгородскую Духовную Семинарию с 1861 по 1869 год. 1867 год по 1 разряду Семен Ермолов. №9 1 мая. Стр.550 Члены Епархиального миссионерского общества. Иоанн Попов по 3 рубля за февраль-апрель 1900г. Симеон Ермолов по 3 рубля за февраль-апрель 1900г. №21 1 ноября. Стр.1318 Резолюциею Его Высокопреосвященства награжден набедренником священник Уломской церкви Череповецкого уезда, Иоанн Попов. 1902 год. №14-15 15 июля-1 августа. Стр.816 Благочинный 5 Череповецкого округа протоиерей Алексей Виноградов уволен, согласно прошению, от занимаемой им должности, в виду выхода его за штат, и на его место благочинным назначен священник Уломской церкви Симеон Ермолов, 26 июня. №19 1 октября. Стр.1106 Определением Епархиального Начальства, от 9-10 сентября сего 1902 года, благочинный 5 Череповецкого округа, священник Симеон Ермолов, согласно прошению уволен от должности благочинного 5 округа о округ этот разделен на два благочиния, в один включены приходы…..Уломский и наименован этот округ – 5 округ Череповецкого уезда, а в другой включены приходы:….Леушинский, и наименован этот округ 7 благочиннический округ Череповецкого уезда. 1903 год. №6 15 марта. Члены общества вспомоществования нуждающимся ученикам Новгородской Духовной Семинарии. Священник Иоанн Попов (Улома). №7 1 апреля. Стр.394-395 Список священнослужителей, кои резолюцией его Высокопреосвященства от 18 сего марта за №1947 за усердное служение и отличное поведение награждены: Скуфьями: Кирилловского уезда Вознесенской Кемосельской церкви Феодор Беляев. Набедренниками: Череповецкого уезда Кондашской церкви Николай Ермолов. 1904 год. №1 1 января. Стр.3 Священник Уломской церкви, Череповецкого уезда, Симеон Ермолов уволен за штат, и на его место перемещен священник Кондашской церкви того же уезда, Николай Ермолов, 11 декабря. 1905 год. №8 15 апреля. Стр.420 Именной список священников Новгородской епархии, которые резолюциею Его Высокопреосвященства от 2 сего апреля за №2042 награждены скуфьями и набедренниками. Скуфьями: 25) Уломской церкви Иоанн Попов. №9 1 мая. Стр.488 Члены общества вспомоществования нуждающимся воспитанникам новгородской Духовной Семинарии за 1904 год. Действительные члены: Попов Иоанн священник Уломской церкви, Череповецкого уезда. 1907 год. №30 27 июля. Стр.951-952 1908 год. №16-17 18-25 апреля. Стр.466 Список священнослужителей новгородской епархии, награжденных резолюцией Его Высокопреосвященства. От 2 апреля за №2436 за отлично-усердную службу в 1908 году, ко дню Святой Пасхи. Скуфьею: Священник Уломской церкви, Череповецкого уезда Николай Ермолов. №20 16 мая. Стр.596 Список лиц духовного звания, кои Святейшим Синодом удостоены награждения за заслуги по духовному ведомству, ко дню Рождения Его Императорского Величества. Камилавкою: Кемосельской церкви, Кирилловского уезда, священник Феодор Беляев. №39 26 сентября. Стр.1218 Диакон Уломской церкви, Череповецкого уезда,Алексей Травинский , 19 сентября уволен за штат, а на его место назначен диакон на вакансии псаломщика Островской Церкви, Белозерского уезда, Иоанн Перкатов. Мне нравится 22 мар 2014 в 18:27|Это спам|Ответить
Юрий Петров 1909 год. №9 27 февраля. Стр.239 Священник Троицкой Уломской церкви, Череповецкого уезда, Николай Ермолов, перемещен к Дементьевской церкви того же уезда, 17 февраля. №10 6 марта. Стр.272 Священник Вознесенской Комосельской церкви , Кирилловского уезда, Феодор Беляев, перемещен на таковую же вакансию к Уломской церкви, Череповецкого уезда, 21 февраля. №49 4 декабря. Стр.1398 Преподано Архипастырское Его Высокопреосвященства благословение. Старосте Уломской церкви, Череповецкого уезда, купцу Андрею Андреянову и боголюбивым прихожанам Уломской церкви, за крупные пожертвования на обновление Уломских храмов. 1910 год. №3 15 января. Стр.65 Его Высокореосвященством, от 1 сего января, за №6, награжден набедренником: Заштатный диакон Уломской церкви, Череповецкого уезда, Алексей Травинский. №6 5 февраля. Стр.170 Выдано пособие из 1% отчислений с кошельковых и кружечных сумм из Новгородской епархии на лечение: Заштатному диакону Уломской церкви, Череповецкого уезда, Алексею Травинскому на лечение дочери – 20 рублей. №35 27 августа. Стр.1053 Список семейств, вступивших в число пенсионеров кассы в 1 половине 1909 года. Травинский Алексей диакон череповецкого уезда. 1911 год. №3 21 января. Стр.92 Список лицам духовного звания, кои получили в 1910 году пособие на лечение из 1% отчислений с кошельковых и кружечных сумм, церквей Новгородской епархии. Заштатный диакон Уломской церкви, Череповецкого уезда, Алексей Травинский. 1912 год. №25 22 июня. Стр.873 Преподано Архипастырское Его Высокопреосвященнейшего благословение. Потомственному почетному гражданину Василию Васильевичу Тестеневу за пожертвование полного облачения из парчи накладного серебра для двухкомплектного причта Уломской церкви, Череповецкого уезда, и ценного напрестольного Евангелия. №30 27 июля. Стр.1063-1064 Пожар во дворе священника Иоанна Попова. №51-52 21-28 декабря Результаты наблюдений за преподаванием Закона Божия в земских и Министерских училищах Новгородской Епархии за 1911-1912 учебный год на основании отчетов отцев наблюдателей. Стр.1728 35) Череповецкого 5 округа священник Феодор Беляев пишет: «В Шеинской школе Уломского прихода в 2 верстах от церкви – части священника Иоанна Попова – нет настоящего законоучителя, временно с половины года, Закон Божий преподавал диакон Перкатов. Если священник И.Попов не возмет занятий по Закону Божиему на себя, то просил бы, заручившись согласием диакона Перкатова, об утверждении его в должности законоучителя сей школы, сообщая одновременно и Инспектору о сем же». «Совершенно верно. Священнику И.Попову предписать ознакомиться теперь с исполнением указываемого священником Беляевым». 1913 год. №45 8 ноября. Стр.1511 Пенсии: Диакон Уломской церкви Перкатов. №46 15 ноября. Стр.1532 Пенсии: Травинский Алексей диакон – 96 рублей. 1914 год. №21 23 мая. Стр.672 Священник Дементьевской церкви, Череповецкого уезда, Николай Ермолов, перемещен на таковую же вакансию к Климентьевской церкви, Новгородского уезда, 12 мая. №29-30 18-25 июля. Пенсии6 Стр.941 Травинский Алексей диакон по 1 разряду – 96 рублей. 1915 год. №48 27 ноября. Стр.1553 Архипастырское Его Высокопреосвященнейшего благословение. Земскому начальнику 5 участка, Череповецкого уезда, Василию Ивановичу Обернибесову, за полезную и похвальную деятельность в должности старосты с 1 мая 1914 года по 1 сентября 1915 года при Троицкой Уломской церкви Череповецкого уезда, чем он принес существенную пользу местной церкви. Мне нравится 22 мар 2014 в 18:28|Это спам|Ответить

 

Юрий Петров 1917 год. Благочинный 5 Череповецкого округа священник Феодор Беляев. №20 15-30 октября. Стр.637 Письмо с фронта. 1919 год. №1 1-31 января. Стр.16 Хроника. 8 октября по старому стилю, 1918 года, был арестован священник Троицкой - Уломской церкви, Череповецкого уезда. Федор Беляев, и во всей квартире был произведен обыск. Но так как обыск ничего не доказал в обвинение его, да и местная власть в обвинение ничего не подтвердила. То чрезвычайной следственной комиссией в городе Череповце 10 того же октября. От ареста священник Беляев освобожден. №4 1-30 апреля. Стр.2 Список духовных лиц, удостоенных награждения ко дню святой пасхи 1919 года. Наперсным крестом: Уломской церкви Череповецкого уезда священник Иоанн Попов. Мне нравится 22 мар 2014 в 18:28|Это спам|Ответить
Юрий Петров Церковные ведомости с прибавлениями. 1890 год. №9 24 февраля. Стр.48 Высочайшие награды. Награждения псаломщиков церквей, 10 февраля. Троицкой в Уломе, Череповецкого уезда Иоанна Соловьева, золотой медалью «за усердие», для ношения на шее на Анненской ленте по случаю случившегося 50-летия отлично-усердной службы Церкви Божией. №14-15 1 апреля. Ко дню Святой Пасхи 1890 года. Наперсным крестом от Святейшего Синода выдаваемым: Троицкой церкви в Уломе, Череповецкого уезда Феодор Цветаев. 1915год. №20 Стр.207 Определением Святейшего Синода от 12 марта-2 апреля за № 2355 о награждении лиц духовного звания за заслуги по духовному ведомству. Новгородская епархия. Наперсным крестом, от Святейшего Синода выдаваемым: Троицкой Уломской церкви Череповецкого уезда священник Феодор Беляев. Мне нравится 22 мар 2014 в 18:30|Это спам|Ответить

 








Date: 2015-07-23; view: 398; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.165 sec.) - Пожаловаться на публикацию