Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Символизация





Рассматривая процессы символизации у шимпанзе, Меддин (Meddin, 1979), ссылаясь на Мида (Mead, 1934) и Лэнджера (Langer, 1957), определяет символы как «репрезентативные формы мысли, в том смысле что символы заменяют или представляют (репрезентируют) нечто совершенно иное. Однако в отличие от конкретных форм образной мысли символы отображают не только непосредственные стимулы, но и абстракции (искусственно образованные когнитивные категории)».

Способность к истолкованию фотографических изображений определяется пониманием невербальных символов (Davenport, Rogers, Russell, 1975; см. также Langer, 1957). Как мы уже видели, шимпанзе обладают высокоразвитой способностью к восприятию фотоснимков, которую впервые у них обнаружил Кёлер (1925). Вики супругов Хейс (как и другие шимпанзе, выросшие в семье человека) имела обыкновение прикладывать к уху фотографии часов и издавала пищевые крики, постукивая по фотографии плитки шоколада (Hayes, Hayes, 1953). Как мы увидим, поразительно тонкое понимание сцен в видеофильмах обнаруживала Сара, с которой работали Примэки.

Принадлежавшая Темерлинам Люси реагировала на фотографии совершенно необычным образом. Как-то в самом разгаре эструса ей дали номер журнала «Плей-герл». «Всякий раз, когда она наталкивалась на фотографию обнаженного мужчины, ее возбуждение явно усиливалось. Она устремляла взор на изображение пениса и издавала звуки вроде тех, какие она обычно издает при виде очень лакомого кусочка пищи – низкие гортанные «у-у-у-у». Она пробовала гладить изображение пениса указательным пальцем – сначала осторожно, потом быстрее. На некоторых фотографиях она сначала гладила изображение пениса указательным пальцем, потом сильно возбуждалась и портила фотографию, расцарапывая ее ногтями. Покончив с одной фотографией, она переворачивала страницу и принималась за другую... Она не гладила и не царапала никакие другие детали, изображенные на снимке». Дойдя до фото, помещенного на развороте журнала, Люси разложила его на полу, села на него и в течение примерно 20 секунд терлась генитальной областью об изображение пениса, а затем принялась подпрыгивать над ним. Наконец, она отошла от журнала, но вскоре вернулась и очень точно направила тоненькую струйку мочи прямо на изображение пениса (Temerlin, 1975, с. 138).

Исследования, связанные с обучением шимпанзе языку, показали, что эти животные способны усваивать смысл жеста, лексиграммы и словесных символов. Шимпанзе точно и охотно реагируют на их предъявление и сами часто используют их в различных ситуациях. Синий пластмассовый треугольник, служивший для Сары символом яблока, по-видимому, вызывал у нее соответствующий мысленный образ: в отсутствие реального яблока она могла приписывать этому куску пластмассы такие свойства, как «красный цвет»и «округлость». В других ситуациях, однако, Сара могла правильно идентифицировать «синий цвет»и «треугольную форму» (Premack, Premack, 1972;Gillan, 1982).

Для выяснения связи между пониманием произнесенных слов и жестов языка ASL был проведен ряд опытов с молодым шимпанзе Алли, обучавшимся языку ASL. И слово, и жест явно вызывали у шимпанзенка мысленный образ предмета, который они обозначали. Например, когда исследователи удостоверились, что шимпанзенок понимает произнесенное слово «ложка» (он, например, правильно реагировал на команду: «Принеси ложку!»), его обучили соответствующему жесту ASL, пользуясь только словом «ложка» (т.е. реальную ложку при этом не показывали). Получив команду: «Принеси ложку!», на сей раз сформулированную на языке жестов, Алли успешно справился с задачей (Fouts, 1973).

Все шимпанзе, обучавшиеся языку ASL, обнаруживали способность к самопроизвольному сочетанию усвоенных жестов; впервые такая способность (например, сочетания жестов Сьюзан причесываться, там пить, вверх идти и т.п.) появилась в поведении шимпанзе в возрасте 6-10 месяцев, т.е. в том же возрасте, в каком она обнаруживается и у детей, обучающихся языку жестов, и раньше, чем у нормальных детей при обучении обычной речи (Gardner, Gardner, 1980)*.

[*Гарднеры установили также, что первые 50 жестов в словаре четырех шимпанзят, воспитывавшихся в семье человека и обучавшихся языку ASL, и первые 50 слов, произнесенные начинающими говорить детьми, в значительной своей части обозначают одни и те же предметы. При сравнении детей с шимпанзятами в различных попарных сочетаниях степень совпадения их словарей была примерно одинакова.]

Иногда для того, чтобы описать предмет, символа которого они не знают, обученные языку шимпанзе сами образуют сочетания жестов или лексиграмм. Так, Уошо, впервые увидев лебедя, на вопрос что это? изобразила два жеста – вода и птица. Можно, конечно, предположить, что Уошо просто последовательно передала два сообщения – «это вода»и «это птица». Подобным образом, однако, нельзя объяснить настойчивые просьбы Уошо дать ей камень-ягоду, что, как выяснилось, означало американский орех. Люси, с которой работали Темерлины и которая тоже обучалась языку ASL, показывали разную пищу – овощи, фрукты и т.д.; для большинства из них Люси знала «категориальные»жесты, такие как овощ, фрукт, напиток. Когда ее просили «назвать»некоторые продукты (что это?), она образовывала иногда такие сочетания жестов, которые заставляли по-новому посмотреть на ее представление о вещах. Сельдерей она назвала пищей-трубкой, арбуз – напитком-конфетой или фруктом-напитком, редиску – пищей ай-больно (редиска, которую впервые попробовала Люси, оказалась старой и жгучей) (Temerlin, 1975; Fouts, Budd, 1979). Творческие способности обнаружила и Лана, обозначив огурец бананом, который зеленый, а апельсин – яблоком, которое оранжевое (Gillan, 1982). Моджа называла шипучий напиток «Алка-Зельтцер» слушать-напитком, а зажигалку – металл-огнем (Fouts, 1975; Gardner, Gardner, 1980).

Особый интерес представляет тот факт, что в двух случаях шимпанзе сами придумали жесты. Когда Люси подросла, на улицу ее стали выводить на поводке. Однажды, горя нетерпением отправиться на прогулку, но не зная жеста, означающего поводок, Люси заявила о своем желании тем, что поднесла согнутый крючком указательный палец к кольцу, пришитому к ошейнику, который никогда с нее не снимали. Этот жест так и вошел в ее словарь (Temerlin, 1975). Во втором случае голодная Уошо забыла жест, которому Гарднеры обучили ее для обозначения нагрудника. Указательными пальцами обеих рук обезьяна изобразила контуры нагрудника у себя на груди. (Гарднеры поправили ее, но впоследствии выяснилось, что в языке ASL для обозначения нагрудника действительно используется жест, придуманный Уошо, который в то время они не знали; «свой»жест они изобрели сами!) (Gardner, Gardner, 1969).

2.3.5. Понятие собственного «я»

Могут ли шимпанзе абстрагировать понятие «я», позволяющее рассматривать себя как некий объект? Этот вопрос подробно обсуждает Меддин (Meddin, 1979). По мнению Мида (Mead, 1934; цит. по Meddin), «самосознание возникает вследствие социального взаимодействия у животного, которое способно к символическому мышлению и входит в организованную социальную группу». Понятие «я»представляет собой когнитивную структуру, связанную со способностью животного смотреть на себя со стороны, как бы поставив себя в положение других особей. Эта способность, таким образом, позволяет животному рассматривать себя как объект.

Уошо первой из шимпанзе показала, что она способна узнавать себя. Когда она разглядывала свое отражение в зеркале и ее спросили, что это, она без колебаний ответила: я, Уошо (Gardner, Gardner, 1969). Гэллап (Gallup, 1970, 1977) экспериментально показал, что и другие шимпанзе обладают способностью к самоузнаванию. Пять животных под наркозом были раскрашены красной краской таким образом, что сами они могли бы увидеть цветные пятна на своем теле только в зеркале. Проснувшись и поглядев в зеркало, шимпанзе стали трогать руками странные отметины. В прошлом все эти животные уже смотрелись в зеркало; три особи, выросшие в изоляции и никогда не имевшие дела с зеркалом, не проявляли такой реакции и вообще не обнаруживали признаков самоузнавания.

Мензел и др. (Menzel, Savage-Rumbaugh, Lawson, 1985) разработали серию остроумных тестов, в которых два обученных языку шимпанзе – Остин и Шерман, – наблюдая за своей рукой с помощью зеркала или телевизионной системы, пытались дотронуться до предмета, который непосредственно они видеть не могли. До этих опытов оба шимпанзе обнаружили явные признаки самоузнавания при рассматривании себя в зеркале или на телеэкране. Так, например, каждый из них просто сиял, увидев свое изображение на экране. В первой серии тестов оба шимпанзе сразу же протягивали руку за ширму и доставали оттуда кусочек пищи, который, как и свою руку, они могли видеть только в зеркале. Во второй серии опытов (см. рисунок) животные должны были дотянуться до кусочка пищи (а впоследствии – до пятнышка лишенных запаха чернил), расположенного на внешней стороне двери. Шимпанзе могли видеть этот предмет только на экране телевизора, находившегося внутри комнаты, где сидели они сами; шимпанзе могли дотянуться до предмета, просунув руку через отверстие в двери; не спуская глаз с экрана, они направляли ее к цели. Животные легко справлялись с заданием даже в том случае, если изображение на экране было перевернуто относительно горизонтальной оси, вертикальной оси или обеих осей. Когда Остин в первый раз увидел на экране перевернутое изображение, он повернулся к экрану спиной и, согнувшись, стал рассматривать изображение между ногами. Спустя год после окончания описанных опытов (которые в промежутке не повторяли), животных снова подвергли тем же самым испытаниям. Шимпанзе вели себя еще увереннее, чем год назад, и дотягивались до цели в первые же 15 секунд после начала выполнения теста.

Тот факт, что Уошо сама каждый день принимала ванну и натиралась маслом, а также не раз подвергала этим процедурам свою куклу, свидетельствует о сложном отношении Уошо к себе как к «объекту». И все же последнее слово в разговоре о собственном «я»следует предоставить Вики. Как-то ей предложили рассортировать кипу фотографий, на которых вперемежку были изображены животные и люди. Вики супругов Хейс сделала всего одну «ошибку»: себя она отнесла к людям. Сама же Вики, безусловно, никакой ошибки в этом не видела (Hayes, Hayes, 1951).

 

Date: 2015-07-23; view: 299; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию