Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разум шимпанзе





Оглавление

Предисловие редактора перевода. Введение. 1. Мрак рассеивается. Первые шимпанзе в Европе. На заре изучения. С 1960-х годов до наших дней. 2. Разум шимпанзе. 2.1. Мир восприятий шимпанзе. 2.2. Процессы научения. 2.2.1. Физическое и социальное окружение. 2.2.2. Целенаправленное поведение. 2.2.3. В ученье у человека. 2.2.4. Факторы, влияющие на способности и обучаемость. 2.3. Высшие когнитивные функции. 2.3.1. Межмодальный перенос. 2.3.2. Абстрагирование и обобщение. 2.3.3. Перемещение во времени и пространстве.2.3.4. Символизация. 2.3.5. Понятие собственного «я». 2.4. Социальные взаимодействия при решении задач. 2.4.1. Способность понимать намерения других. 2.4.2. Намеренная передача сообщений. 2.5. Рассудок и рациональность. 2.6. Из лаборатории – в лес. 3. Исследования в Гомбе. Среда обитания. Методы полевых исследований. Взаимоотношения между шимпанзе и наблюдателями. 4. Кто есть кто. 5. Демографические сдвиги. Возраст полового созревания. Беременность и роды. Миграция между сообществами. Здоровье и болезни. Сезонные влияния. Смертность. 6. Коммуникация. Влияние настроения. Коммуникация и обмен информацией. Комбинации сигналов и конкретные ситуации. Невербальные «диалекты». 7. Сообщество уникального типа. Природа сообщества. Социальность. Обсуждение. 8. Взаимоотношения. Основные типы взаимоотношений. Изменение взаимоотношений на протяжении жизни. Сети социальных взаимоотношений двух шимпанзе. Адаптивная роль взаимоотношений. 9. Передвижение по территории. Влияние отдельных животных на передвижение группы. Суточные передвижения. Изменение индивидуальных особенностей передвижения с течением времени. Территория сообщества. Другие популяции шимпанзе. 10. Питание. Выбор пищи. Поиск пищи.Способы и продолжительность кормежки. Численность групп. Конкуренция за растительную пищу. Вода и минеральные вещества. Копрофагия. Насекомые и продукты их жизнедеятельности. Птицы и мелкие млекопитающие. Особенности питания шимпанзе в разных сообществах. 11. Охота. Методы охоты. Кооперация во время охоты. Убийство. Перехват добычи и поедание падали. Поедание мяса. Распределение мяса. Успехи в охоте и поедании мяса. 12. Агрессия. Агрессивные паттерны. Ответные реакции. Коалиции и «цепная реакция». Причины агрессии. Факторы, влияющие на уровень возбуждения. Индивидуальные различия. Различия в агрессивном поведении самцов и самок. Роль агрессии в сообществе шимпанзе. 13. Дружеское поведение. Физические контакты. Приветствие. Терпимость. Социальная игра. Дележка пищи. Помощь и альтруизм. Любовь и сострадание. 14. Груминг. Техника груминга. Изменения в процессе развития. Сеть груминга. Шесть профилей груминга. Уменьшение напряженности. Манипуляционная стратегия. 15. Доминирование. Иерархия самцов. Мотивация и альфа-статус. Доминантность и самки. Какие выгоды дает высокий ранг? 16. Половое поведение. Половой цикл. Ухаживание и спаривание. Паттерны спаривания. Инцест. Отцовство. Изменение репродуктивной стратегии самца с возрастом. Иерархическое положение самца и репродуктивный успех. Выбор самки самцом. Половые стратегии самок. Обсуждение. 17. Территориальное поведение. Вылазки в пограничные зоны и патрулирование границ. Взаимодействия между самцами соседних сообществ. Самцы сообщества Касакелы и «восточные»самцы. Взаимодействие самцов с самками из соседних сообществ. Отношение самок сообщества к «чужакам». Рождение и гибель сообщества. Вторжение с юга. Участие разных самцов в патрулировании. Другие популяции. Обсуждение. Территориальные ли животные шимпанзе? На пороге войны? 18. Манипулирование предметами. Пищевые ситуации. Забота о теле. Исследовательские действия. Устрашение. Другие ситуации. Культурные традиции. 19. Социальное сознание. Приобретение социальных знаний. Предвидение последствий поведения. Социальное маневрирование и обман. Заключение. Приложение А. Сбор данных в Гомбе. Методы. Наблюдатели. Приложение Б. Два отчета о наблюдениях над взрослым самцом Жомео. Приложение В. Часы наблюдений над шимпанзе за пять лет. Приложение Г. Матрицы общения. Приложение Д. Данные о половом поведении шимпанзе. Аббревиатуры кличек шимпанзе, используемые в некоторых таблицах и рисунках. Литература. Признательность. Предметный указатель. Указатель латинских названий.

 

Разум шимпанзе

Ноябрь 1983. Пять шимпанзе, жившие на Психологическом факультете Центрального вашингтонского университета, занимались своими повседневными делами. Возможно, они почувствовали, что должно произойти что-то не совсем обычное, так как их жилище было вычищено в тот день особенно тщательно. Дверь лаборатории отворилась, и тихо вошли два человека. Четыре обезьяны прервали свои занятия и застыли в неподвижности, пристально глядя на вошедших. Пятый шимпанзе, самый маленький, какое-то мгновенье колебался, а затем принялся демонстративно с шумом бегать по клетке.

Посетителями были Аллен и Беатрис Гарднеры. Это они вырастили четверых шимпанзе, сидевших в безмолвном потрясении, но пятого, маленького Лулиса, раньше никогда не видели. Опомнившись через две-три минуты, первой «разговорилась»Уошо. Изобразив жестом имя Трикси Гарднер, она добавила: «Давай обнимемся». Дар, попытавшись схватить и успокоить Лулиса, изобразил имя Аллена Гарднера; то же самое сделала и Тату.

Дар и Моджа покинули Гарднеров сравнительно недавно (четыре и два с половиной года тому назад соответственно). Поэтому не удивительно, что они вспомнили жест, означавший имя Аллена Гарднера. Но ведь Уошо не видела Трикси целых 11 лет! (Роджер и Дебби Фаутс, личное сообщение.)

 

Два нормальных человека, глядя на одну и ту же яблоню, воспринимают ее приблизительно одинаково. Они видят коричневый ствол, зеленые листья и красные круглые яблоки. Если яблоки зрелые, они пахнут; если дует ветерок, слышится шелест листвы. Ближайшие к наблюдателям яблоки кажутся им более крупными, чем яблоки на дальней стороне дерева, однако эта иллюзия вскоре сама собой исчезает, и все яблоки начинают восприниматься как более или менее одинаковые.

Такое сходство восприятий разных людей определяется врожденными внутренними механизмами, которые сортируют и классифицируют сложный набор признаков, воздействующих в виде зрительных, обонятельных и слуховых стимулов на соответствующие органы чувств. Если позднее наблюдателям показать фотографию той самой яблони, они узнают ее. Благодаря врожденным механизмам абстракции и обобщения наблюдатели смогут отнести данный объект (или его изображение на фотоснимке) к категории «дерево», а в пределах этой категории выделить «яблоню».

Однако будут и различия (возможно, очень большие) в восприятиях тех же двух наблюдателей – в том, что останется в их сознании и как они истолкуют увиденное. Другими словами, наблюдатели будут думать о яблоне по-разному. Сильнее всего эти концептуальные различия будут выражены в том случае, если наблюдатели относятся к разным культурам (в особенности если один из них никогда раньше не видел яблока). Если наблюдатели принадлежат к одной и той же культуре, концептуальные различия в значительной мере будут определяться их социальным положением, родом занятий и интересами. Например, голодный воспримет яблоню как возможный источник пищи. Для мальчишки это может быть прежде всего то, на что можно залезть. Один человек, глядя на яблоню, обратит внимание на причудливые изгибы ее сучьев, цветовые сочетания плодов и листьев, рисунок переплетения ветвей на фоне неба и т. п., а другой ничего этого не заметит. Упомянутый уже мальчишка углядит валяющийся под яблоней длинный сук – великолепное орудие для сбивания яблок! Одну и ту же яблоню будут по-разному воспринимать художник, лесник, садовод, ботаник и человек, решивший в том месте, где она растет, построить дом.

Произнесенное слово «яблоня»выступает в роли абстрактного символа и вызывает у наших наблюдателей определенный мысленный образ. Если спросить их об этом образе, они без колебаний опишут дерево с яблоками, вообще дерево, вообще яблоки и т. п. Они смогут представить себе вкус яблока и текстуру его кожицы на ощупь. Но «мысленные переживания»этих наблюдателей, не направляемые какими-либо расспросами, будут, вероятно, различаться еще больше, чем при непосредственном созерцании яблони. Произнесенное слово «яблоня», как и всякий другой абстрактный символ, обозначающий яблоню, способно вызывать у разных людей самые разные мысленные образы. В голове одного человека при этом возникает просто картина дерева с яблоками; у другого – определенная яблоня, у которой он когда-то при свете луны встречался с девушкой; у третьего – яблоневый сад детства; у четвертого – сложная цепь ассоциаций, ведущая от Евы, змея-искусителя и Эдемского сада до ядерной катастрофы и светопреставления.

Насколько мир восприятия и мысленных образов шимпанзе совпадает с нашим? Далеко ли способен зайти шимпанзе по пути ассоциаций от простого созерцания яблони к Эдемскому саду? Только необычайно терпеливый, проницательный, чуткий и умелый исследователь, работающий в лаборатории с индивидуальными шимпанзе, может попытаться ответить на вопросы, касающиеся верхних границ умственных способностей этих животных. Рассмотрим теперь некоторые данные, полученные в таких исследованиях.

 

Date: 2015-07-23; view: 309; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию