Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственный долг, его виды и последствия

 

Государственный долг представляет собой сумму накопленных бюджетных дефицитов за вычетом суммы профицитов бюджета, которые имели ме­сто в стране.

Таким образом, это показатель запаса, поскольку рассчитывается на определенный момент времени (например, по состоянию на 1 января 2002 г.) в отличие от дефицита государственного бюджета, который является пока­зателем потока, поскольку рассчитывается за определенный период времени (за год).

Причиной появления и увеличения государственного долга является финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего и внешнего займов (неслучайно они называются долговыми способами по­крытия бюджетного дефицита).

Соответственно различают два вида государственного долга: внутренний и внешний.

Внутренний государственный долг – это совокупная задолженность правительства гражданам страны, равная суммарной номинальной стоимости всех имеющихся у них на определенный момент государственных облигаций.

Внешний государственный долг – это суммарная задолженность страны иностранным гражданам, другим странам и международным финансовым организациям.

По абсолютной величине долга невозможно судить о том, насколько серьезной экономической проблемой он является. Если сумма долга составляет незначительную долю ВВП (даже несмотря на его большую абсолютную величину) и экономика динамично развивается, выплата самого долга и процентов по долгу не является непосильным бременем для экономики.

Поэтому показателем бремени государственного долга для экономики является отношение абсолютной величины долга (D) к объему ВВП (У), т.е. доля долга в ВВП:

.

При низких темпах роста ВВП и низких темпах экономического роста государственный долг превращается в серьезную макроэкономическую проблему.

Опасность большого внутреннего государственного долга связана не с тем, что правительство может обанкротиться, так как оно обычно не погашает долг, а рефинансирует его, выпуская новые государственные займы и делая новые долги для погашения старых, т.е. строит финансовую пирамиду. Кроме того, правительство для финансирования своих расходов может повысить налоги или выпустить в обращение дополнительные деньги.

Серьезные проблемы большого государственного внутреннего долга заключаются в том, что:

1. снижается эффективность экономики, поскольку отвлекаются средства из производственного сектора экономики как на обслуживание долга, так и на выплату самой суммы долга;

2. перераспределяется доход от частного сектора к государственному;

3. усиливается неравенство в доходах;

4. рефинансирование долга ведет к росту ставки процента, что вызывает вытеснение инвестиций в краткосрочном периоде, а в долгосрочном периоде может привести к сокращению запаса капитала и снижению производственного потенциала страны;

5. создается угроза высокой инфляции в будущем;

6. необходимость выплаты процентов по долгу может потребовать повышения налогов, что приведет к подрыву действия экономических стимулов;

7. дефицит государственного бюджета может стать хроническим явлением;

8. может появиться двойной дефицит, при котором дефицит государственного бюджета сочетается с дефицитом торгового баланса. При невозможности финансирования роста дефицита государственного бюджета за счет внутренних сбережений приходится его финансировать за счет внешнего займа и увеличения дефицита торгового (платежного) баланса.

Негативные последствия большого государственного внешнего долга обусловлены необходимостью возвращения долга и его обслуживания и состоят в том, что:

1. выплата процентов и основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определенной части ВВП за рубеж, в результате снижаются произ­водственные возможности и эффективность национальной экономики;

2. бремя выплаты долга перекладывается на будущие поколения, что может привести к снижению уровня их благосостояния;

3. при хроническом дефиците торгового (платежного) баланса (особенно при режиме фиксированных валютных курсов) появляется угроза истощения золотовалютных резервов страны, что может в итоге привести к валютному кризису;

4. возникает угроза долгового кризиса.


 

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации* по состоянию на 1 апреля 2012 года
     
Категория долга млн. долларов США эквивалент млн. евро**
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией), в т.ч.: 34 819,9 26 070,7
1. Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба, не являвшаяся предметом реструктуризации 468,6 350,9
2. Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба 1 326,3 993,0
3. Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ 1 019,6 763,4
4. Коммерческая задолженность бывшего СССР*** 56,7 42,5
5. Задолженность перед международными финансовыми организациями 2 360,7 1 767,5
6. Задолженность по внешним облигационным займам, в т.ч.: 28 546,9 21 373,8
А) внешний облигационный заем с погашением в 2015 году 2 000,0 1 497,5
Б) внешний облигационный заем с погашением в 2018 году 3 466,4 2 595,4
В) внешний облигационный заем с погашением в 2020 году 3 500,0 2 620,5
Г) внешний облигационный заем с погашением в 2028 году 2 499,9 1 871,7
Д) внешний облигационный заем с погашением в 2030 году 17 080,6 12 788,7
7. Задолженность по ОВГВЗ 24,1 18,1
8. Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте 1 017,0 761,5
     
* в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации внешним долгом являются обязательства, возникающие в иностранной валюте
** объем государственного внешнего долга Российской Федерации в евро исходя из соотношения доллар/евро по курсу Банка России на последний день месяца перед отчетной датой
*** обязательства, не урегулированные по завершении переоформления коммерческой задолженности бывшего СССР и расчетов с Лондонским клубом кредиторов

 




 

По состоянию на 1 июля 2011 г. объем государственного долга Российской Федерации составил 4,6 трлн. руб., в том числе государственный внутренний долг – 3,6 трлн. руб., государственный внешний долг – 36,8 млрд. долл. США (эквивалентно 1,0 трлн. руб.).

 

Низкие показатели государственного долга выгодно отличают Россию от значительного большинства как развитых стран, так и государств формирующихся рынков При этом, однако, кредитные рейтинги, присвоенные России ведущими международными агентствами (BBB с позитивным прогнозом от Fitch, Ваа1 состабильным прогнозом от Moody’s и ВВВ со стабильным прогнозом от Standard&Poor’s), свидетельствуют о том, что наша страна явно недооценена.

 

График – Долговая нагрузка и кредитные рейтинги некоторых стран (Кредитные рейтинги стран указаны в следующей последовательности: по версии Fitch, Moody’s и Standard&Poor’s.)


<== предыдущая | следующая ==>
Музыкальное развитие в ясельной группе | Зарядка для глаз от профессора Жданова — упражнения, советы, правила (текст)

Date: 2015-07-23; view: 582; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию