Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Сущность и значение стадии пересмотра судебных постановлений в кассационном и надзорном порядке. 1 page





Федеральным конституционным законом от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ (в ред. от 1 июня 2011 г.) "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" и Федеральным законом от 9 декабря 2010 г. N 353-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" в институт кассации внесены существенные изменения, которые значительно повлияли на его правовую природу. Иными стали субъектный состав, объект, содержание и предпосылки возникновения гражданских процессуальных отношений <1>.

Производство в суде кассационной инстанции как самостоятельная стадия процесса представляет собой урегулированную нормами гражданского процессуального права совокупность тесно связанных между собой процессуальных отношений, возникающих в суде кассационной инстанции с целью проверки законности судебных решений, определений, постановлений, вступивших в законную силу.

Необходимость такой стадии обусловлена рядом обстоятельств. Суды апелляционной инстанции проверяют законность и обоснованность только решений и определений, не вступивших в законную силу, которые были обжалованы лицами, участвующими в деле, и иными указанными в законе лицами. Однако рассмотрение дела судами апелляционной инстанции не всегда обеспечивает исправление судебной ошибки. Все это свидетельствует о том, что проверка вступивших в законную силу судебных решений в кассационном порядке является дополнительной гарантией защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций.

Кроме того, задачей суда кассационной инстанции является обеспечение единообразного применения закона. Кассационной инстанции в современных условиях отводится важная роль в формировании общероссийской судебной практики. Учитывая значимость и специфику деятельности суда кассационной инстанции, Пленум Верховного Суда РФ принял Постановление от 11 декабря 2012 г. N 29 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции" (далее - Постановление от 11 декабря 2012 г. N 29) <1>. Как и любая другая стадия процесса, пересмотр вступивших в законную силу судебных решений в кассационном порядке имеет свои специфические черты, отличающие ее от других стадий процесса, в том числе от производства в суде апелляционной инстанции.

Пересмотр судебных решений в кассационном порядке возможен только на основании определения судьи о передаче дела для рассмотрения жалобы или представления прокурора по существу в суд кассационной инстанции.

Возбуждение же производства в суде апелляционной инстанции осуществляется только по волеизъявлению сторон и других лиц, участвующих в деле, которым закон предоставил право обжалования решения, определения суда.

Предметом пересмотра в кассационном порядке служат такие судебные постановления, которые вступили в законную силу. Ими могут быть не только решения и определения суда первой инстанции, но и определения судов апелляционной и постановления кассационной инстанций.

Специфичен в этой стадии и субъектный состав правоотношений. Пересмотр вступивших в законную силу решений, определений, постановлений могут осуществлять только указанные в законе суды кассационной инстанции, которые имеют более широкие предмет деятельности и полномочия, чем суды апелляционной инстанции. Такими судами являются президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа (далее - президиум суда субъекта Федерации), Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ и Военная коллегия Верховного Суда РФ (далее - судебные коллегии Верховного Суда РФ).

Судебные коллегии Верховного Суда РФ формируются из числа судей Верховного Суда РФ в составе председателя и членов соответствующей судебной коллегии. Составы судебных коллегий Верховного Суда РФ утверждаются Пленумом Верховного Суда РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ.

Президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа (далее - президиум суда субъекта Федерации) образуется в составе председателя, заместителя председателя суда, входящих в состав президиума суда по должности, и других судей соответствующего суда в количестве, определяемом Президентом РФ.

Состав президиума суда субъекта Федерации утверждается Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ и при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей.

Различны и сроки обжалования. Постановления суда могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу, в суды апелляционной инстанции - в течение месяца после вынесения решения в окончательной форме.

Указанные особенности пересмотра судебных решений в кассационном порядке по сравнению с апелляционной инстанцией обусловливают определенные различия в процессуальном порядке деятельности судов кассационной инстанции.

Пересмотр в порядке надзора как стадия процесса представляет собой урегулированную нормами гражданского процессуального права совокупность связанных между собой процессуальных отношений, возникающих в суде надзорной инстанции с целью проверки соблюдения вступившими в законную силу судебными решениями, определениями, постановлениями прав и свобод человека и гражданина, гарантированные Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации; прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов, а также в целях обеспечения единообразия в толковании и применении судами норм права <1>.

Пересмотр вступивших в законную силу решений, определений и постановлений судов общей юрисдикции в порядке надзора - самостоятельная стадия гражданского процесса. Существование такой стадии процесса обусловлено необходимостью предоставления гражданам и организациям дополнительных гарантий защиты их прав и интересов и обеспечения единообразия в толковании и применении судами норм права. Надзорной инстанции в современных условиях отводится важная роль в формировании общероссийской судебной практики.

Как и любая другая стадия, пересмотр вступивших в законную силу судебных решений имеет свои специфические черты, отличающие ее от других стадий процесса, в том числе от производства в суде кассационной инстанции.

По Федеральному закону от 9 декабря 2010 г. N 353-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" субъектом пересмотра судебных постановлений в порядке надзора является только Президиум Верховного Суда РФ.

В отличие от суда кассационной инстанции пересмотр судебных постановлений в порядке надзора Президиумом Верховного Суда РФ может осуществляться по представлению Председателя Верховного Суда РФ или заместителя Председателя Верховного Суда РФ.

Специфичен и предмет пересмотра. В порядке надзора могут быть пересмотрены только вступившие в законную силу решения судов субъекта Российской Федерации, если они были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде РФ, и вступившие в законную силу акты Верховного Суда РФ (за исключением постановлений Президиума Верховного Суда РФ).

В суде надзорной инстанции установлен более короткий срок подачи надзорных жалоб (три месяца), чем в суде кассационной инстанции (шесть месяцев), не действует институт оставления жалобы, представления без движения. Различны в рассматриваемых судебных инстанциях и основания к отмене судебных актов. По результатам рассмотрения надзорной жалобы, представления Президиум Верховного Суда РФ выносит только постановления.

Указанные особенности пересмотра судебных решений в порядке надзора по сравнению с кассационной инстанцией обусловливают определенные различия в процессуальном порядке деятельности суда надзорной инстанции.

 

Сущность института обжалования состоит в том, что лица, участвующие в деле, имеют право в установленный законом срок подать жалобу, а прокурор - принести кассационное представление на не вступившие в законную силу решение и определение суда первой инстанции.

Для лиц, участвующих в деле, право обжалования гарантирует возможность отстаивать свою позицию и после вынесения решения добиваться отмены судебного постановления, противоречащего их интересам. Прокурор же пользуется правом оспаривания решений суда первой инстанции в том случае, если он участвовал в деле по основаниям, предусмотренным в ст. 45 ГПК РФ.

Основные особенности современной российской системы кассационного обжалования заключаются в следующем:

1) предметом кассационного обжалования служат не вступившие в законную силу решения и определения суда первой инстанции;

2) система судов второй инстанции соответствует административному делению республики, дело в кассационном порядке рассматривается судом, стоящим одной ступенью выше по отношению к суду, разбиравшему данное дело по первой инстанции. Только решения и определения, вынесенные по первой инстанции Верховным Судом РФ, обжалуются в Кассационную коллегию того же Суда;

3) суд второй инстанции проверяет не только соответствие обжалованного решения требованиям закона, но и его обоснованность;

4) суд кассационной инстанции в принципе связан пределами и поводами жалобы (представления), но в интересах законности может проверить дело как в обжалованной, так и в не обжалованной части;

5) суд второй инстанции располагает широкими полномочиями вплоть до права выносить в некоторых случаях новое решение по делу с учетом фактических обстоятельств, установленных им на основе имеющихся в деле и дополнительно представленных доказательств, но при всем этом он всегда остается контрольным судебным органом и не подменяет работу суда первой инстанции;

6) закон гарантирует широкую доступность обжалования решений, обеспечивает быстроту движения дела.

Судопроизводство во второй инстанции отличается предельной простотой. За подачу кассационной жалобы взимается государственная пошлина. Гражданин в зависимости от его имущественного положения может быть освобожден от уплаты судебных расходов. Территориально суд второй инстанции в нашей стране максимально приближен к судам первой инстанции. Благодаря этому облегчается возможность личного участия заинтересованных лиц в кассационном рассмотрении дела.

Законодательно основная задача суда второй инстанции сформулирована в ст. 347 ГПК РФ и состоит в проверке законности и обоснованности обжалованных решений и устранении таким путем обнаруженных ошибок.

Таким образом, кассационный пересмотр - это деятельность суда второй инстанции по проверке законности и обоснованности не вступивших в законную силу решений, принятых судами первой инстанции, за исключением постановлений мировых судей.

Судебный надзор как самостоятельный процессуально-правовой институт появился в советское время и формировался, постепенно совершенствуясь, в результате взаимообусловленности следующих трех основных моментов.

Во-первых, провозглашенный конституционным принцип законности обусловливал необходимость аннулирования таких актов правосудия, которые хотя и вступили в силу, но существенно противоречили закону.

Во-вторых, в интересах сторон нельзя было предоставлять возможность бесконечного обжалования решений, тем самым снижать их стабильность, затягивать исполнение, неоднократно пересматривать только из-за того, что кто-либо из участников процесса с выводами суда не согласен (часто явно необоснованно).

В-третьих, государство с самого начала одну из важнейших задач в области правового регулирования усматривало в том, чтобы продвинуться как можно дальше в усилении вмешательства его в частноправовые отношения.

Главной особенностью судебного надзора является то, что он - способ пересмотра вступивших в законную силу актов правосудия.

Таким образом, надзорный пересмотр - это деятельность суда по проверке прежде всего правомерности вступивших в законную силу судебных решений, за исключением судебных постановлений Президиума Верховного Суда РФ.

При понимании существа надзорного пересмотра важно знать отличия объектов надзорного и кассационного пересмотра.

Объект судебно-надзорного пересмотра шире объекта кассационного обжалования, так как:

1) предметом кассационного обжалования служат только решения и определения суда первой инстанции, а в надзорном порядке допускается опротестование решений, определений и постановлений судов любой инстанции;

2) по делу вследствие неоднократной отмены решений с направлением его на новое рассмотрение может состояться несколько судебных актов, однако возможность кассационного обжалования касается только последнего решения, еще не вступившего в законную силу. Законность и обоснованность ранее отмененных решений кассационная инстанция не проверяет. В надзорном же порядке проверяются все состоявшиеся по делу решения, определения и постановления.

 

Кассационное производство - процес деятельность судов по проверке законности и обоснованности вступивших в закон силу постановлений судов (за искл.: постановлений Верх суда РФ).

Значение: проверяется законность и обоснованность принятых постановлений судов; нарабатывается практика правильного и однообразного применения норм матер и процес права; контроль за деят-тью судов; соблюдение законности судами.

Сущность: Постановления судов, вступившие в законную силу, могут быть обжалованы в кассац порядке.

Надзорное производство - процес деятельность Президиума Верховного суда по пересмотру вступивших в закон силу суд постановлений судов в порядке надзора их законности и обоснованности (за искл.: постановлений Верх суда РФ).

Значение: дополнительная проверка законности и обоснованности принятых постановлений судов 1 инст; нарабатывается практика правильного и однообразного применения норм матер и процес права; контроль за деят-тью судов; соблюдение законности судами.

Сущность: Постановления судов, вступившие в законную силу, могут быть обжалованы Президиум Верховного суда – это конечная инстанция, дальнейшего обжалования нет

Кассационное производство - процес деятельность судов по проверке законности и обоснованности вступивших в закон силу постановлений судов (за искл.: постановлений Верх суда РФ).

Надзорное производство - процес деятельность Президиума Верховного суда по пересмотру вступивших в закон силу суд постановлений судов в порядке надзора их законности и обоснованности .

1. в кассации: проверяются постановления судов президиумом обл судов и = им, Суд коллегиями ВС РФ; в надзоре: президиумом ВС РФ.

2.в кассации: обжалуются апелляционные определения обл судов и =, район судов, вступившие в вилу решения район и мир судов, постановления президиумов обл судов и =,Пост Верх Суда не обжалуются; в надзоре: решения обл судов по 1 инст, если они обжаловались в апел прядке в Верх Суде; определения ВС по 1 инст, если они обжал в апел порядке в ВС; определения Апелляц Коллегии ВС, апелляци икассац определения Суд коллегий ВС

3. Субъекты : кассац – лица в деле, иные лица,представители, прокурор (области, ген прокурор), надзор - лиц, участвующих в деле, и других лиц, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями, Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители.

4.Срок подачи жалобы – кассац 6 мес, надзор – 3 мес.

5.Основания для отмены: кассац– существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов надзор - нарушает:1) права и свободы человека и гражданина, гарантированные Кон РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации;2) права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;3) единообразие в толковании и применении судами норм права.

6. Кассац – мб обжал, надзор – не подлежит обжал

Право на обращение в суд кассационной и надзорной инстанций (субъекты, объект, содержание жалобы, срок и порядок подачи жалобы или представления прокурора). Судебные органы, в компетенцию которых входит пересмотр дела в порядке кассации и надзора.

Право кассационного обжалования <1> возникает у лиц, участвующих в деле, с момента вступления судебных постановлений в законную силу и может быть реализовано ими в течение установленного в законе срока путем подачи кассационной жалобы (кассационного представления - прокурором).

Право кассационного обжалования возникает у граждан и организаций только при наличии указанных в законе предпосылок:

- если субъекту законом предоставлено такое право;

- если объект (судебное решение или определение) в соответствии с законом может быть обжалован в суд кассационной инстанции;

- если не пропущен указанный в законе срок на подачу кассационной жалобы;

- если были исчерпаны иные установленные ГПК РФ способы обжалования судебного постановления. Под иными способами обжалования судебного постановления суда первой инстанции в данном случае следует понимать обжалование его в апелляционном порядке. При этом иные способы обжалования признаются исчерпанными, если дело рассмотрено судом апелляционной инстанции по существу и вынесено апелляционное определение (п. 3 Постановления от 11 декабря 2012 г. N 29).

Вместе с тем ГПК РФ не предусмотрена возможность апелляционного обжалования отдельных судебных актов, однако они могут быть обжалованы в кассационном порядке. Например, судебный приказ может быть обжалован в суд кассационной инстанции (п. 1 ч. 2 ст. 377 ГПК РФ).

Право кассационного обжалования вступивших в законную силу решений принадлежит лицам, участвующим в деле. При этом не имеет значения, участвовали ли названные субъекты в заседании суда первой инстанции, важно, чтобы они были допущены (привлечены) в процесс.

Право обжалования вступившего в законную силу решения имеют и правопреемники сторон и третьих лиц.

Право на подачу кассационного представления имеет и прокурор.

Право на обращение в суд кассационной инстанции с представлением о пересмотре вступивших в законную силу судебных постановлений, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют должностные лица органов прокуратуры:

1) Генеральный прокурор РФ и его заместители - в любой суд кассационной инстанции;

2) прокурор республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота) - соответственно в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда.

Указанные должностные лица прокуратуры вправе обратиться с кассационным представлением, если дело было возбуждено по заявлению прокурора, поданному в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, либо прокурор вступил в процесс для дачи заключения по делу в случаях, когда это предусмотрено ГПК РФ. При этом право на обращение с кассационным представлением не зависит от фактического участия прокурора в заседании судов первой и (или) апелляционной инстанций.

Кассационное представление может быть принесено указанными лицами также в том случае, если прокурор не был привлечен судами первой и апелляционной инстанций к участию в деле, в котором его участие является обязательным в силу федерального закона (п. 5 Постановления от 11 декабря 2012 г. N 29).

Судебный представитель вправе подать кассационную жалобу на решение, если это полномочие оговорено в доверенности, выданной представляемым. Законным представителям для подачи кассационной жалобы специальных полномочий не требуется. Они могут совершать от имени представляемых все процессуальные действия, право совершения которых принадлежит представляемым, в том числе самостоятельно обжаловать решение, не имея доверенности на их совершение.

Вступившие в законную силу судебные постановления, за исключением судебных постановлений Верховного Суда РФ, могут быть обжалованы в кассационном порядке и лицами, не привлеченными к участию в деле, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями.

Еще до принятия Федерального закона от 8 декабря 2010 г. N 342-ФЗ Конституционный Суд РФ в Постановлении от 20 февраля 2006 N 1-П "По делу о проверке конституционности положения статьи 336 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан К.А. Инешина, Н.С. Никонова и открытого акционерного общества "Нижнекамскнефтехим" признал положение статьи 336 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которому на решения всех судов в Российской Федерации, принятые по первой инстанции, за исключением решений мировых судей, сторонами и другими лицами, участвующими в деле, может быть подана кассационная жалоба, не противоречащим Конституции РФ, поскольку названное положение по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего гражданского процессуального законодательства не предполагает в случае отсутствия кассационной жалобы лиц, участвующих в деле, отказ суда второй инстанции в принятии к рассмотрению поданных в установленный законом срок жалоб лиц, не привлеченных к участию в деле, для кассационной проверки наличия такого основания для отмены решения суда первой инстанции, как разрешение вопроса о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле <1>.

Исходя из этого, не может быть отказано в принятии жалобы лицам, не привлеченным к участию в деле, в случае, когда обжалуемым судебным постановлением разрешен вопрос об их правах и обязанностях, поскольку отказом в принятии жалобы указанных лиц будет нарушено их конституционное право на судебную защиту.

Право кассационного обжалования у лиц, участвующих в деле, может возникнуть только в том случае, если объект по закону может быть обжалован в суд кассационной инстанции. Объектами кассационного обжалования могут быть вступившее в законную силу решение и определение мирового судьи, вступившие в законную силу судебные приказы, апелляционное определение районного суда, решение и определение районного суда, вынесенные районным судом по первой инстанции, апелляционные определения суда субъекта Российской Федерации, постановления президиума суда субъекта РФ.

При этом кассационные жалоба, представление на вступившие в законную силу решения и определения мировых судей, на судебные приказы, на апелляционные определения районных судов могут быть поданы в Судебную коллегию по административным делам, в Судебную коллегию по гражданским делам или в Военную коллегию Верховного Суда РФ, если в результате обжалования указанных судебных постановлений в кассационном порядке в президиум областного или равного ему суда вынесено постановление президиума.

Кассационная жалоба может быть подана не только на решение суда в целом, но и на его часть, например, резолютивную по вопросам распределения расходов между сторонами, установления порядка и срока исполнения решения и по другим вопросам, разрешенным судом при рассмотрении дела. Самостоятельным предметом обжалования может быть не только резолютивная, но и мотивировочная часть решения, независимо от того, повлияли ли изложенные в решении выводы о тех или иных фактах на разрешение дела по существу.

Кассационная жалоба или представление могут быть поданы и на дополнительное решение, вынесенное в соответствии со ст. 201 ГПК РФ.

Право кассационного обжалования может быть реализовано лицом, участвующим в деле, только в указанные в законе сроки. Кассационная жалоба или представление прокурора на постановления могут быть поданы в течение шести месяцев со дня вступления их в законную силу. Жалоба или представление, поданные по истечении указанного срока, оставляются без рассмотрения и возвращаются лицу, подавшему жалобу или представление.

Установленный законом срок не может быть сокращен или продлен по постановлению суда.

Возбуждение деятельности суда кассационной инстанции проходит в два этапа: 1) принятие кассационной жалобы к производству суда; 2) рассмотрение кассационной жалобы на предмет возможности передачи ее в суд кассационной инстанции для рассмотрения по существу.

Согласно ст. 376 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, за исключением судебных постановлений Верховного Суда РФ, могут быть обжалованы в порядке, установленном законом, в суд кассационной инстанции лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями.

Судебные постановления могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу при условии, что указанными лицами были исчерпаны иные установленные законом способы обжалования судебного постановления до дня его вступления в законную силу.

Шестимесячный срок для кассационного обжалования вступивших в законную силу судебных постановлений является единым для обжалования судебных постановлений в кассационном порядке, и подача кассационных жалобы, представления в Судебную коллегию по административным делам, в Судебную коллегию по гражданским делам или в Военную коллегию Верховного Суда РФ после обжалования судебных постановлений в президиум областного или равного ему суда не влечет за собой его исчисление заново.

Указанный шестимесячный срок начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и истекает в соответствующее число последнего месяца данного срока.

Объявление в судебном заседании суда апелляционной инстанции только резолютивной части апелляционного определения и отложение составления мотивированного апелляционного определения на срок не более чем пять дней (ст. 199 ГПК РФ) не продлевают дату его вступления в законную силу.

Если после вынесения апелляционного определения суд апелляционной инстанции рассмотрит апелляционные жалобу, представление, поступившие от других лиц, которым был восстановлен срок на подачу апелляционных жалобы, представления, шестимесячный срок для обжалования вступивших в законную силу судебных постановлений следует исчислять со дня, следующего за днем принятия последнего апелляционного определения.

В случае вынесения судом апелляционной инстанции дополнительного апелляционного определения шестимесячный срок на кассационное обжалование основного апелляционного определения и дополнительного апелляционного определения начинает течь со дня, следующего за днем вынесения дополнительного апелляционного определения.

Вместе с тем, если судом апелляционной инстанции отказано в удовлетворении заявления о вынесении дополнительного апелляционного определения, срок на подачу кассационной жалобы исчисляется со дня, следующего за днем вынесения основного апелляционного определения.

Срок на подачу кассационных жалобы, представления не считается пропущенным, если они были сданы в организацию почтовой связи до двадцати четырех часов последнего дня срока. В этом случае дата подачи кассационных жалобы, представления определяется по штемпелю на конверте, квитанции о приеме заказной корреспонденции либо иному документу, подтверждающему прием корреспонденции (справка почтового отделения, копия реестра на отправку почтовой корреспонденции и т.п.).

При исчислении шестимесячного срока время рассмотрения кассационных жалобы, представления в суде кассационной инстанции не учитывается.

Кассационные жалоба, представление, поданные по истечении шестимесячного срока, подлежат возвращению без рассмотрения по существу, если к ним не приложено вступившее в законную силу определение суда о восстановлении этого срока.

В соответствии с ч. 4 ст. 112 ГПК РФ заявление о восстановлении пропущенного шестимесячного срока подается в суд, рассмотревший дело по первой инстанции.

Исходя из положений ч. 4 ст. 112 ГПК РФ этот срок может быть восстановлен по заявлению как физического, так и юридического лица и только в исключительных случаях, когда суд признает уважительными причины его пропуска по обстоятельствам, объективно исключающим возможность подачи кассационной жалобы в установленный срок.

В отношении физических лиц, участвующих в деле, к таким обстоятельствам, в частности, могут относиться тяжелая болезнь, беспомощное состояние, иные относящиеся к личности заявителя обстоятельства, а также другие независящие от лица обстоятельства, в силу которых оно было лишено возможности своевременно обратиться с кассационной жалобой в суд.

Нахождение представителя организации в командировке или отпуске, смена руководителя организации либо его нахождение в командировке или отпуске, отсутствие в штате организации юриста и тому подобные обстоятельства не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска юридическим лицом срока кассационного обжалования.

При рассмотрении заявления о восстановлении срока для подачи кассационных жалобы, представления суд не вправе входить в обсуждение вопроса о законности судебных постановлений, в отношении которых подано заявление о восстановлении срока на обжалование, а должен исследовать доводы о наличии или отсутствии уважительных причин пропуска процессуального срока.

При этом следует иметь в виду, что заявление о восстановлении срока может быть удовлетворено, если обстоятельства, объективно исключающие возможность подачи кассационных жалобы, представления, имели место в период не позднее одного года со дня вступления обжалуемого судебного постановления в законную силу (ч. 4 ст. 112 ГПК РФ).








Date: 2015-07-23; view: 1381; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.011 sec.) - Пожаловаться на публикацию