Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вывод по I главе





Стертая дизартрия – речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микро-органического поражения головного мозга.

Типичные звуковые расстройства при стёртой дизартриибыли описаны висследованиях Гуровец Г.В., Маевской Н.В: межзубное произношение переднеязычных звуков [т], [д], [н], [л], [с], [з] сочетается с отсутствием или горловым произношением звука [р]; боковое произношение свистящих, шипящих, звуков [р]-[р'], замена [р]-[р'] на [д]-[д']; шипящие звуки оформляются в более простом, нижнем произношении и заменяют свистящие звуки и др.

В исследованиях таких ученых, как Л.А. Зайцева, Е.М. Мастюкова, И.В. Филиппович, Т.Н. Волковская и др. считают, что коррекция звукопроизносительной стороны речи у детей с речевой патологией будет наиболее эффективной, если в работе будет участвовать не только логопед, но и родители этих детей..

Важным направлением ранней коррекционно-педагогической работы с детьми с фактором риска в речевом развитии является разработка форм взаимодействия семьи и учителя-логопеда, определение условий для вовлечения родителей в систему оказания ранней помощи ребенку.

Основными задачами в работе с родителями являются:

• изучение семьи ребенка с нарушением речи;

• привлечение родителей к активному участию в коррекционно-педагогическом процессе;

• повышение уровня психолого-педагогических знаний, умений и навыков родителей, активизация их педагогического самообразования;

• организация пропаганды положительного опыта семейного воспитания детей с нарушениями речи.

Формы работы учителя-логопеда с родителями делятся на три основные группы: индивидуальные (анкетирование, беседы, консультации, практикумы и т.д.), групповые (родительские собрания, занятия-тренинги, дни открытых дверей, семинары-практикумы); наглядно-информационные (выставки детских работ,стенды, папки-передвижки, памятки и др.).

 

Глава II. Экспериментальное исследование эффективности работы учителя-логопеда с родителями при коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией

2.1. Исследование звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией

Для подтверждения выдвинутой гипотезы, нами было организовано экспериментальное исследование с целью–выявитьвзаимосвязь логопеда с родителями при коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией.

Для реализации поставленной цели нами были определены задачи экспериментального исследования:

1) Выявить исходный уровень развития звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией;

2) Составить план работы с родителями по коррекции звукопроизношения у детей со стёртой дизартрией;

3) Проведение формирующего эксперимента;

4) Экспериментально подтвердить эффективность взаимодействия работы логопеда с родителями при коррекции звукопроизношения.

Экспериментальное исследование проходило на базе МБ ДОУ «Детский сад №208» комбинированного вида, города Новокузнецк. В эксперименте приняли участие дети, в количестве 10 человек; 2 группы по 5 человек, возрастом пяти – шести лет.

 

Таблица №1

Имя, Фамилия Возраст Диагноз
  Иван Б.   5,6 Стёртая дизартрия
  Екатерина К.   5,6 Стёртая дизартрия
  Иван А.   5,9 Стёртая дизартрия
  Марина Л.   5,3 Стёртая дизартрия
  Дмитрий А.   5,9 Стёртая дизартрия
  Диана К.   5,5 Стёртая дизартрия
  Константин П.   5,6 Стёртая дизартрия
  Кристина М.   5,6 Стёртая дизартрия
  Владимир Г.   5,7 Стёртая дизартрия
  Татьяна Р.   5,7 Стёртая дизартрия

 

Экспериментальное исследование проводилось в три этапа:

1) Констатирующий эксперимент, цель – выявить исходный уровень развития звукопроизношения у детей, состоящий из 3подэтапов:

1. Подбор диагностического материала;

2. Проведение диагностического обследования детей;

3. Анализ результатов диагностики.

2) Формирующий эксперимент, цель – формировать у родителей потребность во взаимодействии с логопедом в процессе коррекционной работы по звукопроизношению детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией;

3) Контрольный эксперимент, цель – выявить уровень развития звукопроизношения у детей обеих групп после проведения формирующего эксперимента, сделать сравнительный анализ.

Предварительно нами было проведено анкетирование с целью выявления заинтересованности родителей в коррекционной работе с детьми (приложение 1). Затем мы провели эксперимент по выявлению нарушений звукопроизношений.

Для выявления первоначального уровня звукопроизношения у детей со стёртой дизартрии, мы взяли методикуобследования звукопроизношенияФиличевой Т.Б., которая состоит из четырех заданий[16].

 

Задание №1. «Произношение звука изолированно»:

Логопед произносит звук, а затем ребенок за ним повторяет. Проверяются следующие группы звуков:

· гласные: А, О, У, Э, И, Ы;

· свистящие, шипящие, аффрикаты: С, С’, 3, З’, Ц, Ш, Ч, Щ;

· сонорные: Р, Р’, Л, Л’, М, M’, H, Н’;

· глухие и звонкие парные П-Б, Т-Д, К-Г, Ф-В — в твердом и мягком звучании: П'-Б', Т'-Д', К'-Г', Ф'-В';

При обследовании логопедотмечает произнесение ребенком изолированных звуков, указав характер нарушения.

 

Задание №2. «Произношение звука в слогах»:

Логопед произносит слоги, а ребенок за ним повторяет. Сначала предъявляются звуки, резко отличающиеся друг от друга артикуляцией, затем — более близкие, например:

1. СА, СО, СУ, СЫ

2. ГА, ГО, ГУ, ГЫ

3. СБА, СБО, СБУ, СБЫ

4. БСА, БСО, БСУ, БСЫ

5.АБС, ОБС, УБС, ЫБС и др.

Задание №3. «Произношение звука в словах»:

Логопед предлагает ребенку серию предметных картинок из «Альбома для логопеда» О.Б. Иншакова (приложение 1). Проверяются те же группы звуков, что и в задании №1. Звуки должны стоять в разных позициях: в начале, конце и середине. Тем самым логопед определяет разновидность нарушения, особенности звучания исследуемых звуков.

 

Задание №4. «Произношение звука в предложениях»:

Логопед произносит целое предложение, а ребенок повторяет за ним. Предлагаются следующие предложения:

1. Произношение шипящих и свистящих звуков:

· У кошки пушистый хвост.

· Саша уступил место старушке.

· Медвежонок залез на сосну.

2. Произношение сонорных звуков:

· Пара разбила тарелку.

· Маляр красит ларек.

· Корабль украшен флагами.

· Орел — на горе, перо — на орле.

3. Произношения согласных звонких и глухих:

· На дубе прыгает белка.

· Дети видели в лесу дупло дятла.

· У Зины болят зубы.

· Соня завязывает синий бант.

· Змея шипит, а жук жужжит.

· Дети перешли речку вброд.

· На полке нет книг.

По данным констатирующего эксперимента мы распределили детей на две группы экспериментальную и контрольную. Нами было выявлено следующее:

1 группа (экспериментальная):

Таблица №2

Фамилия, имя Нарушение звукопроизношения Заинтересованность родителей
  Екатерина К. · Парасигматизм · Губно-губной ламбдацизм (замена [л] на [w]) · [р] – горловое Заинтересованы
  Дмитрий А. · Шипящий сигматизм ([ш]-[с], [ж]-[з]) · Отсутствие [р] Заинтересованы
  Иван А. · Межзубный сигматизм · [Ш] автоматизировать · Отсутствие [р] Заинтересованы
  Марина Л. · Боковой сигматизм · Автоматизировать л · [Р] отсутствует Заинтересованы
  Татьяна Р. · Парасигматизм · Губно-губной ламбдацизм (замена [л] на [w]) · [р] – горловое Заинтересованы

2 группа (контрольная):

Таблица №3

Фамилия, имя Нарушение звукопроизношения Заинтересованность родителей
  Иван Б. · Парасигматизм · Губно-губнойламбдацизм (замена [л] на [w]) · [р] – горловое Не заинтересованы
  Диана К. · Боковой сигматизм · Губно-губной ламбдацизм (замена [л] на [w]) · [р] отсутствует Не заинтересованы
  Кристина М. · Межзубный сигматизм · [Ш] автоматизировать · [р] – горловое Не заинтересованы
  Владимир Г. · Шипящий сигматизм ([ш] - [с], [ж] - [з]) · Отсутствие [р] Не заинтересованы
  Константин П. · Межзубный сигматизм · Губно-губной ламбдацизм (замена [л] на [w]) · [р] – горловое Не заинтересованы

 

Данные результаты обследования звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией мы представили в виде гистограммы №1, кроме того нами были составлены протоколы обследования двоих детей в приложении №3:

Гистограмма №1. «Обследование звукопроизношений обеих групп».

Date: 2015-07-23; view: 935; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию