Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вывод по I главеСтертая дизартрия – речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микро-органического поражения головного мозга. Типичные звуковые расстройства при стёртой дизартриибыли описаны висследованиях Гуровец Г.В., Маевской Н.В: межзубное произношение переднеязычных звуков [т], [д], [н], [л], [с], [з] сочетается с отсутствием или горловым произношением звука [р]; боковое произношение свистящих, шипящих, звуков [р]-[р'], замена [р]-[р'] на [д]-[д']; шипящие звуки оформляются в более простом, нижнем произношении и заменяют свистящие звуки и др. В исследованиях таких ученых, как Л.А. Зайцева, Е.М. Мастюкова, И.В. Филиппович, Т.Н. Волковская и др. считают, что коррекция звукопроизносительной стороны речи у детей с речевой патологией будет наиболее эффективной, если в работе будет участвовать не только логопед, но и родители этих детей.. Важным направлением ранней коррекционно-педагогической работы с детьми с фактором риска в речевом развитии является разработка форм взаимодействия семьи и учителя-логопеда, определение условий для вовлечения родителей в систему оказания ранней помощи ребенку. Основными задачами в работе с родителями являются: • изучение семьи ребенка с нарушением речи; • привлечение родителей к активному участию в коррекционно-педагогическом процессе; • повышение уровня психолого-педагогических знаний, умений и навыков родителей, активизация их педагогического самообразования; • организация пропаганды положительного опыта семейного воспитания детей с нарушениями речи. Формы работы учителя-логопеда с родителями делятся на три основные группы: индивидуальные (анкетирование, беседы, консультации, практикумы и т.д.), групповые (родительские собрания, занятия-тренинги, дни открытых дверей, семинары-практикумы); наглядно-информационные (выставки детских работ,стенды, папки-передвижки, памятки и др.).
Глава II. Экспериментальное исследование эффективности работы учителя-логопеда с родителями при коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией 2.1. Исследование звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией Для подтверждения выдвинутой гипотезы, нами было организовано экспериментальное исследование с целью–выявитьвзаимосвязь логопеда с родителями при коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией. Для реализации поставленной цели нами были определены задачи экспериментального исследования: 1) Выявить исходный уровень развития звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией; 2) Составить план работы с родителями по коррекции звукопроизношения у детей со стёртой дизартрией; 3) Проведение формирующего эксперимента; 4) Экспериментально подтвердить эффективность взаимодействия работы логопеда с родителями при коррекции звукопроизношения. Экспериментальное исследование проходило на базе МБ ДОУ «Детский сад №208» комбинированного вида, города Новокузнецк. В эксперименте приняли участие дети, в количестве 10 человек; 2 группы по 5 человек, возрастом пяти – шести лет.
Таблица №1
Экспериментальное исследование проводилось в три этапа: 1) Констатирующий эксперимент, цель – выявить исходный уровень развития звукопроизношения у детей, состоящий из 3подэтапов: 1. Подбор диагностического материала; 2. Проведение диагностического обследования детей; 3. Анализ результатов диагностики. 2) Формирующий эксперимент, цель – формировать у родителей потребность во взаимодействии с логопедом в процессе коррекционной работы по звукопроизношению детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией; 3) Контрольный эксперимент, цель – выявить уровень развития звукопроизношения у детей обеих групп после проведения формирующего эксперимента, сделать сравнительный анализ. Предварительно нами было проведено анкетирование с целью выявления заинтересованности родителей в коррекционной работе с детьми (приложение 1). Затем мы провели эксперимент по выявлению нарушений звукопроизношений. Для выявления первоначального уровня звукопроизношения у детей со стёртой дизартрии, мы взяли методикуобследования звукопроизношенияФиличевой Т.Б., которая состоит из четырех заданий[16].
Задание №1. «Произношение звука изолированно»: Логопед произносит звук, а затем ребенок за ним повторяет. Проверяются следующие группы звуков: · гласные: А, О, У, Э, И, Ы; · свистящие, шипящие, аффрикаты: С, С’, 3, З’, Ц, Ш, Ч, Щ; · сонорные: Р, Р’, Л, Л’, М, M’, H, Н’; · глухие и звонкие парные П-Б, Т-Д, К-Г, Ф-В — в твердом и мягком звучании: П'-Б', Т'-Д', К'-Г', Ф'-В'; При обследовании логопедотмечает произнесение ребенком изолированных звуков, указав характер нарушения.
Задание №2. «Произношение звука в слогах»: Логопед произносит слоги, а ребенок за ним повторяет. Сначала предъявляются звуки, резко отличающиеся друг от друга артикуляцией, затем — более близкие, например: 1. СА, СО, СУ, СЫ 2. ГА, ГО, ГУ, ГЫ 3. СБА, СБО, СБУ, СБЫ 4. БСА, БСО, БСУ, БСЫ 5.АБС, ОБС, УБС, ЫБС и др. Задание №3. «Произношение звука в словах»: Логопед предлагает ребенку серию предметных картинок из «Альбома для логопеда» О.Б. Иншакова (приложение 1). Проверяются те же группы звуков, что и в задании №1. Звуки должны стоять в разных позициях: в начале, конце и середине. Тем самым логопед определяет разновидность нарушения, особенности звучания исследуемых звуков.
Задание №4. «Произношение звука в предложениях»: Логопед произносит целое предложение, а ребенок повторяет за ним. Предлагаются следующие предложения: 1. Произношение шипящих и свистящих звуков: · У кошки пушистый хвост. · Саша уступил место старушке. · Медвежонок залез на сосну. 2. Произношение сонорных звуков: · Пара разбила тарелку. · Маляр красит ларек. · Корабль украшен флагами. · Орел — на горе, перо — на орле. 3. Произношения согласных звонких и глухих: · На дубе прыгает белка. · Дети видели в лесу дупло дятла. · У Зины болят зубы. · Соня завязывает синий бант. · Змея шипит, а жук жужжит. · Дети перешли речку вброд. · На полке нет книг. По данным констатирующего эксперимента мы распределили детей на две группы экспериментальную и контрольную. Нами было выявлено следующее: 1 группа (экспериментальная): Таблица №2
2 группа (контрольная): Таблица №3
Данные результаты обследования звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией мы представили в виде гистограммы №1, кроме того нами были составлены протоколы обследования двоих детей в приложении №3:
Гистограмма №1. «Обследование звукопроизношений обеих групп».
|