Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль родителей в коррекции речевых нарушений





Важным направлением ранней коррекционно-педагогической работы с детьми с фактором риска в речевом развитии является разработка форм взаимодействия семьи и учителя-логопеда, определение условий для вовлечения родителей в систему оказания ранней помощи ребенку. В исследовании Л.А. Зайцевой отмечается, что к факторам риска речевых нарушений относятся биологические (семейная патологическая отягощенность речи, неблагоприятное развитие ребенка в пренатальном, натальном и постнатальном периодах развития ребенка и др.); социально-психологические (психотравмирующие факторы микросреды: неправильное общение и речевое воспитание, отрыв от родителей, неудовлетворение эмоциональных потребностей). Именно семейно-центрированный подход предполагает активное включение родителей в коррекционное взаимодействие и повышает их психолого-педагогическую компетентность [12].

Изучение взаимоотношений родителей и дошкольников с нарушением речи (использовалась проективная методика “Рисунок семьи”) свидетельствует о преобладании неблагоприятной семейной ситуации. На рисунках дети с нарушением речи не изображают всех членов семьи, мотивируя это следующими высказываниями “Все ушли”, “Нету дома”, “На сутках” и т.д. Также следует отметить, что дети рисуют членов семьи в разных местах рисунка, а на отдельных работах отсутствует сам автор (ребёнок), что подчеркивает наличие у детей тревожности, чувства неполноценности в семье. Враждебность во взаимоотношениях выявлена в единичной работе.

Анализ социально-бытовых характеристик семьи показывает, что большинство детей (73%) живут в полных семьях. По уровню образования в группе детей с общим недоразвитием речи преобладают лица с неполным и средним специальным образованием (57%) и полным средним (35%), а высшее образование имеют 8% родителей. Полученные результаты подчеркивают необходимость повышения педагогической культуры родителей.

Результаты анкетирования учителей-логопедов специальных дошкольных учреждений и групп для детей с нарушением речи показывают, что:

• родители чаще обращаются с вопросами, связанными с неправильным звукопроизношением детей (в основном, когда у детей нарушены звуки р, л, ж, ш), по вопросу подготовки к обучению в школе (это и проблема обучения чтению, иностранному языку), реже их волнуют вопросы, связанные с недоразвитием лексико-грамматической стороны речи, несовершенством связной речи у детей, содержанием коррекционно-педагогической работы;

• учителя-логопеды (67%) отдают предпочтение индивидуальным формам работы (консультации, беседы, индивидуальные практикумы, ведение тетради для домашних заданий) с родителями, реже используют групповые формы работы (собрание, конференция и др.);

• 25% анкетируемых не испытывают затруднений в организации работы с родителями, 55% педагогов выбрали ответ “иногда” и всего 20% респондентов указали на наличие затруднений;

• большинству учителей-логопедов (88%) необходима специальная подготовка к работе с родителями (проведение тренингов, занятий, конференций по обмену опытом, методических объединений и др.).

Анализ литературы, результаты анкетирования и обобщение опыта учителей-логопедов дошкольных учреждений позволяют определить основные направления в работе с родителями:

• составление и реализация совместно с родителями индивидуальной программы коррекционно-педагогической помощи ребенку;

• формирование полных представлений у родителей о речевой недостаточности ребенка, оказание им консультативной помощи по вопросам обучения, воспитания детей;

• осуществление индивидуального и дифференцированного подходов в работе с учетом уровня родительской мотивации, т.е. степени готовности к сотрудничеству;

• просвещение родителей и других членов семьи с целью расширения представлений об особенностях развития детей с речевыми нарушениями и методах коррекционно-развивающей работы с ними.

Реализация указанных направлений требует от сотрудничества с родителями не формального подхода, а реального понимания их роли в коррекционно-педагогическом процессе. Сотрудничество с родителями как условие психолого-педагогической поддержки будет содействовать, с одной стороны, коррекции речевых нарушений у детей, и с другой – повысит уровень психолого-педагогических (в том числе в области дефектологии) знаний у родителей.

В работах Л.А.Зайцевой, Е.М.Мастюковой, И.В. Филиппович акцентируется внимание на условиях осуществления ранней коррекционно-педагогической работы с детьми с фактором риска в речевом развитии: обязательное участие родителей в деятельности ребенка на условиях сотрудничества; обеспечение комфортных условий ребенку в процессе педагогического взаимодействия; стимуляция активности ребенка с учетом создания условий для свободы в выборе и продолжительности деятельности.

Основными задачами в работе с родителями являются:

· изучение семьи ребенка с нарушением речи;

· привлечение родителей к активному участию в коррекционно-педагогическом процессе;

· повышение уровня психолого-педагогических знаний, умений и навыков родителей, активизация их педагогического самообразования;

· организация пропаганды положительного опыта семейного воспитания детей с нарушениями речи.

Для реализации указанных задач учителю-логопеду необходимо обладать следующими умениями:

· строить доверительные отношения с родителями ребенка, с его семьей;

· осуществлять работу по преодолению формирования у родителей искаженных представлений о возможных быстрых позитивных результатах;

· строить свою поддержку семьи на сохранных функциях и возможностях ребенка, избегать изменений фиксации на имеющихся нарушениях и другие [11].

Вопросу взаимодействия учителя-дефектолога и родителей уделяется внимание в работах Т.Н. Волковской, Е.М. Мастюковой, Р.С. Майрамяна, И.И. Мамайчук, Ю.В. Микляевой, В.В. Ткачевой и других. Анализ литературных данных свидетельствует о том, что появление в семье ребенка с отклонениями в развитии всегда связано с эмоциональными переживаниями родителей. В.В. Ткачева указывает на необходимость изучения семей, имеющих детей с особенностями психофизического развития, и разработку системы мероприятий по оказанию им психолого-педагогической помощи. Автор отмечает, что у родителей наблюдаются качественные изменения, которые проявляются на психологическом, социальном, соматическом уровнях. На психологическом уровне родители прибывают в состоянии стресса, который имеет длительный, постоянный характер и оказывает деформирующее воздействие на психику родителей. В социальном плане семья становится избирательной в общении, происходит сужение круга знакомых, а также меняются взаимоотношения между родителями. На соматическом уровне у родителей проявляются астенические и вегетативные расстройства.

В работе А.Г. Мишиной выделены тенденции нарушенного поведения матерей при организации ими предметно-игрового сотрудничества со своим ребенком:

· директивное сотрудничество;

· неэмоционально-потакающее сотрудничество;

· речевое взаимодействие;

· отстраняющее взаимодействие;

· формальное общение.

Выбор форм и методов изучения семьи определяется конкретными условиями учреждения, особенностями личности педагога-дефектолога, особенностями семейного воспитания детей, уровнем педагогической культуры родителей и другими факторами.

Среди методов изучения семьи наиболее распространенными являются: изучение документации, наблюдение, анкетирование, интервьюирование, изучение продуктов деятельности, беседа и другие.

Эффективным является использование наблюденияс целью выявления взаимоотношений ребенка с родителями в разных условиях (во время утреннего приема детей в группу, в ситуации вечернего прощания детей и других). Так, например, в ситуации утреннего приема детей в группу обращаем внимание на следующие показатели:

1. Настроение ребенка, родителей (веселое, равнодушное и т.д.).

2. Высказывания по ходу общения (одобрение, критика, беседа и т.д.)

3. Прощание (быстрое, долгое с уговорами, ласковое, с напутствиями и т.д.).

4. Процедура раздевания (сам, родители, вместе) и другие.

Поведение родителей в эти моменты отражает их воспитательные установки.

Беседа позволяет учителю-логопеду получить анамнестические сведения, анкетные данные о родителях, информацию об условиях семейного воспитания детей с нарушениями речи. При подготовке и проведении беседы важно учитывать общие требования:

1. Цель, место и время предстоящей беседы.

2. Перечень вопросов, их последовательность, формулировку.

3. Создание спокойной, непринужденной обстановки.

4. Возможную реакцию родителей на вопросы беседы.

5. Проявление такта и осторожности при оценке детей, членов семьи.

6. Результаты беседы следует сопоставить с другими методами.

К беседе с родителями детей с нарушением речи предъявляются и специальные требования:

1. Доступность используемой терминологии.

2. Подчеркивать достоинства и достижения ребенка даже с тяжелыми нарушениями речи.

3. Конструктивная направленность, т.е. поиск ответа на вопрос “Что делать?” оставив в стороне поиски ответа на вопрос “Кто виноват?”.

Метод интервьюированияявляется способом получения информации с помощью устного опроса. Обычно используется два вида интервью: свободное, не регламентируется темой и формой беседы и стандартизированное, которое включает вопросы с предполагаемыми вариантами ответов. При использовании метода интервьюирования учитывается:

1. Выбор места проведения и создание благоприятной атмосферы для общения.

2. Вначале интервью оговаривается цель, задачи, гарантируется анонимность опроса.

3. Соблюдение интервьюером нейтральной позиции.

4. Организация записи (по памяти, письменно, на диктофон, магнитофон).

Метод анкетированияявляется письменным опросом, предполагающим получение ответов респондентов для установления фактов. Виды проведения анкетирования: контактное (исследователь сам проводит); заочное (анкета с инструкциями рассылается респондентам).

По типам анкеты различаются: открытые (сам испытуемый отвечает на вопросы), закрытые (испытуемый выбирает вариант ответов), смешанные.

Для комплексной диагностики семьи и семейного воспитания применяются тесты, опросники, анкеты, проективные методики, использование которых предполагает сотрудничество учителя-логопеда с педагогами-психологами, социальными работниками и другими специалистами. Методиками изучения семьи и семейного воспитания являются:

1. Методика диагностики отношения к болезни ребенка (ДОБР), разработанная В.Е. Каганом и И.П. Журавлевой.

2. Методика PARI, предназначенная для изучения отношения родителей к разным сторонам семейной роли. Разработана Е.Шеффер, Р.Белл, адаптированный вариант Т.В. Нещерет.

3. Методика диагностики родительского отношения (ОРО), направленная на оценку родительского отношения как системы разнообразных чувств по отношению к ребенку. Разработана А.Я. Варга, В.В. Столиным.

4. Опросник для родителей “Анализ семейного воспитания (АСВ) ”, направленный на выявление отношений в воспитании детей. Разработан Э.Г. Эйдемиллером и В.В. Юстицким.

5. Опросник изучения взаимодействия родителей с детьми (ВРР), используемый для диагностики родительско-детских отношений и взаимодействия. Предложен И.М. Марковской.

6. Системный тест семьи (FAST) Т. Геринга и И.Вилера, предназначенный для исследования взаимоотношений в семье и оценки иерархии отношений между членами семьи.

7. Проективная методика “Рисунок семьи” (РС), оценивающая внутрисемейные отношения. Описана В.Вульф, Л. Корман, А.Захаровым и другими. Разновидностью является кинетический рисунок семьи (КРС), предложенный Р. Бернсом, С. Кауфманом.

8. Методика Рене Жиля, предназначенная для исследования сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений.

9. Проективный тест “Семейная социограмма”, направленная на выявление положения члена семьи в системе межличностных отношений.

10. Метод “Незаконченные предложения”, используемый для выявления системы отношений обследуемого к семье.

Таким образом, методы изучения семьи направлены на:

· выявление анкетных и анамнестических сведений;

· изучение ребенка и его отношений с родителями;

· выявление уровня самопознания и самооценки родителей как воспитателей.

Формы работылогопеда с родителями делятся на три основные группы:

1. индивидуальные:

· беседы;

· консультации;

· практикумы;

· посещение занятий;

· ведение тетрадей для домашних заданий;

2. групповые (коллективные):

· родительские собрания;

· вечера вопросов и ответов;

· заседания круглого стола;

· занятия-тренинги;

· совместные праздники и развлечения;

· дни открытых дверей;

· родительские конференции;

· семейные (домашние) педсоветы;

· деловые игры,

· семинары-практикумы;

· кружки для родителей и детей и другие;

3. наглядно-информационные:

· выставки детских работ;

· фотовыставки;

· реклама книг, статей из газет, журналов;

· информационный банк;

· стенды;

· папки-передвижки;

· библиотеки;

· тематические выставки;

· бюллетень;

· информационные корзины (шкатулка, ящики)= родительская почта;

· памятки;

· рекламные буклеты,

· листовки, плакаты, видеоролики;

· телефон доверия, копилка советов и другие.

При выборе форм работы учителю-логопеду необходимо реализовывать индивидуальный подход к родителям и к детям. На начальных этапах взаимодействия используются индивидуальные формы работы: демонстрация матери приёмов работы с ребёнком, конспектирование индивидуальных занятий, выполнение домашних заданий, чтение матерью специальной литературы, рекомендуемой учителем-логопедом. При составлении индивидуальных коррекционно-развивающих программ обучения для ребёнка с нарушением речи учитывается структура его речевого дефекта, общее состояние здоровья, возраст, особенности личности.

Этапы индивидуального консультирования родителей в условиях специальных учреждений представлены в исследованиях Т.Н. Волковской, Е.А.Стребелевой, И.В. Филипович и других[12].

На первом этапе (диагностическом) устанавливаются доверительные отношения с родителями (используется беседа, интервью, экспериментально психологические методики при необходимости).

Второй этаппроводится по итогам обследования ребенка. На этом этапе учитель-логопед информирует родителей о состоянии речевого, в целом психического развития ребенка, разъясняет меры помощи с учетом структуры дефекта, планирует последующие встречи с целью обсуждения динамики продвижения ребенка в условиях коррекционного воздействия.

На третьем этапеконсультирования, который соотносится с собственно коррекционной работой, решаются следующие задачи: повышение уровня педагогической компетентности родителей через расширение круга знаний в области дефектологии; включение родителей в систему оказания коррекционной помощи. Наиболее эффективными формами взаимодействия учителя-логопеда и родителей являются: совместные обсуждения с родителями хода и результатов коррекционной работы; выработка рекомендаций по преодолению негативных тенденций в развитии ребенка; проведение индивидуальных практикумов по обучению родителей (артикуляционная, дыхательная, голосовая виды гимнастик и т.д.).

Четвертый этап(заключительный) консультирования носит рекомендательный характер. Позитивным результатом этого этапа будет являться изменение отношения родителей к ребенку в сторону принятия его особенностей.

Одной из эффективных форм работы с родителями являются консультации, тематика которых разнообразна “Как подготовить ребенка с нарушением речи к школе?”, “Обучение чтению детей с нарушениями речи”, “Профилактика голосовых нарушений у детей”, “Предупреждение заикания у детей” и т.д.

Повышение психолого-педагогических знаний, направленных на преодоление речевых нарушений детей осуществляется в процессе индивидуальных и групповых тренингов для родителей. В работе В.В.Ткачёвой представлена методика психологической помощи семьям, воспитывающих детей с особенностями психофизического развития. Содержание предложенных автором занятий с родителями направлено на гармонизацию семейных взаимоотношений; помощь в адекватной оценке физических и психологических возможностей ребёнка; развитие коммуникативных форм поведения, способствующих самоактуализации; обучение матери специальным коррекционным, методическим и воспитательным приёмам, необходимым для проведения занятий с ребёнком в домашних условиях.

Выбор групповых форм взаимодействия учителя-логопеда с родителями определяется степенью их готовности к сотрудничеству. Так, групповая форма работы с родителями, имеющими низкую мотивацию, может быть рекомендована со второй половины учебного года. Одной из распространенных групповых форм работы с родителями являются родительские собрания.Например, первое родительское собрание в условиях дошкольного учреждения проводится в конце сентября. На этом собрании учитель-логопед освещает вопросы: необходимости специального обучения детей с нарушениями речи, анализирует результаты логопедического обследования детей (с указанием на общие трудности, а в ходе индивидуальных бесед информирует родителей о результатах обследования их ребенка); сообщает об организации и содержании работы в течение года; информирует о принятии дополнительных мер при наличии сопутствующих основному дефекту нарушений (наблюдение и лечение при нарушениях мышечного тонуса, заболеваниях органов зрения, слуха и т.д.). Полезно дать послушать родителям записи речевых высказываний детей, полученных при первичном обследовании. Второе родительское собрание проводится по итогам работы первого полугодия – в январе. На нём обсуждаются вопросы динамики продвижения детей, задачи и содержание обучения на второе полугодие. По итогам учебного года (в мае) организуется третье родительское собрание, на котором приводятся данные повторного обследования детей, предлагаются рекомендации по их дальнейшему обучению и воспитанию.

Семинары-практикумы для родителей взаимосвязаны с групповыми консультациями и способствуют формированию необходимых практических умений у родителей. Тематика семинаров-практикумов включает:

- использование артикуляционной гимнастики в коррекционной работе по формированию правильного произношения;

- формирование графических навыков у детей с целью подготовки руки к письму;

- обучение детей связной речи с использованием графических схем;

- развитие моторики пальцев рук;

- обучение детей сравнению предметов;

- развитие пространственных и временных представлений у детей в период подготовки к школе и другие.

Тетрадь для домашних заданийсодержит материал, на котором родители отрабатывают произношение (слоги, слова, чистоговорки, стихи, загадки, рассказы). В тетради содержаться упражнения, развивающие артикуляционную моторику, речевое дыхание, голос и т.д. Первое время предлагаемые на дом задания подробно разбираются с детьми, родителями. Важно акцентировать внимание родителей на выполнение этих заданий и поощрение желания ребёнка их делать.

Стенды для родителей логопед оформляет совместно с другими специалистами, обновляя материал не реже одного раза в месяц. На стенде может размещаться материал по формированию звукопроизношения детей, совершенствованию грамматических средств речи, развитию познавательных процессов, рекомендации родителям по предупреждению и преодолению речевых нарушений, игры и упражнения, текущая информация для родителей и другой.

В уголке для родителей размещаются памятки, тексты письменных консультаций, тематические выставки и другой материал.

Таким образом, перспективными формами работы учителя-логопеда с родителями являются:

· создание справочно-информационной базы данных по вопросам воспитания и обучения детей с нарушением речи;

· обеспечение преемственности в работе с родителями между учреждениями, оказывающими логопедическую помощь;

· привлечение средств массовой информации к проблемам профилактики преодоления речевых нарушений у детей;

· усиление наглядно-информационной группы форм работы с родителями.

 

 

Date: 2015-07-23; view: 1524; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.048 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию