Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации. Процесс подготовки предполагает изучение учебно-методической литературы по общей, возрастной, социальной и педагогической психологии





Процесс подготовки предполагает изучение учебно-методической литературы по общей, возрастной, социальной и педагогической психологии, а также монографических исследований и периодики.

При изучении литературы абитуриенты должны проанализировать психологические теории, сопоставить их, выделить общие положения и различия, высказать к ним свое отношение. При изучении каждой темы абитуриенты должны раскрыть содержание понятий, выделить главные идей и закономерности изложенные в психологических теориях. Рассматриваемые теории и понятия должны быть осмысленными, не носить абстрактный характер. Необходимо уметь доказывать, аргументировать и конкретизировать теоретические положения.

Тема 1.Понятия: методология, принципы, методы.

Психология в системе естественных и общественных научных дисциплин. Специфика психологического знания. Понятие предмета и объекта психологии. Основные этапы развития представления о предмете психологии. Современное представление о предмете психологии. Отрасли психологии и задачи психологической практики. Взаимосвязь теоретических и практических задач психологии. Междисциплинарные связи психологической науки.

Методология психологии. Уровни методологии: философский, общенаучный, конкретно-научный. Методологические принципы. Метод, методика. Методы исследования в психологии, их классификация (Б.Г.Ананьев).

Тема 2. Понятия: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение.

Целостность познавательной сферы человека. Внимание как регулятор познавательных процессов. Функции внимания, основные виды и свойства внимания.

Виды отражения: ощущение, восприятие, представление, мышление, воображение. Непосредственное отражение окружающей действительности. Понятие об ощущении и восприятии, их функция в познании. Закономерности ощущений. Свойства и виды восприятия.

Понятие о памяти. Запоминание, сохранение, воспроизведение информации. Виды памяти. Классификация видов памяти. Процессы памяти. Мнемотехника.

Понятие о мышлении. Виды мышления. Мыслительные операции. Мышление и речевая деятельность виды речи язык и речь. Индивидуальные особенности мышления. Понятие о воображении. Виды и функции воображения.

Тема 3. Понятия: личность, субъект, индивидуальность, мотив, потребность, эмоции, воля.

Проблема соотношения биологического, психического и социального в человеке. Понятие индивида, субъекта, личности, индивидуальности, их соотношение (Б.Г.Ананьев). Характеристика человека как социального субъекта. Человек и культура. Личность как регулятор социального поведения. Структура личности. Отношения личности. Направленность личности. Ценностные ориентации и личностные смыслы. Теоретические подходы в объяснении поведения человека: психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая психология, деятельностный подход.

Эмоционально-волевая сфера личности. Понятие об эмоциях и чувствах их роль в жизни человека. Эмоции и познавательная деятельность человека. Физиологические основы эмоций и их внешнее проявление. Основные эмоциональные состояния. Эмоции и мотивация. Потребность как источник активности личности. Базовые потребности. Теории мотивации в психологии. Проблема мотивации в психологии деятельности.

Понятие воли в психологии. Мотивационная сфера личности и волевые проявления человека. Воля как высший уровень регуляции. Волевые процессы структура волевого акта. Волевые качества личности. Возможность саморегуляции эмоциональных состояний.

Тема 4. Понятия: темперамент, характер, способности.

Проблема человеческой индивидуальности. Темперамент: поиск физиологических основ, психологические описания, современное состояние проблемы (В.С.Мерлин, В.М.Русалов). Характер, определение характера. Характер и темперамент. Типологии характера. Акцентуации характера. Способности. Структура способностей. Задатки и способности. Различные подходы к пониманию способностей. Теория способностей Б.М.Теплова. Способности и одаренность. Проблемы психодиагностики темперамента, характера, способностей.

Тема 5. Понятия: общение, группа, социализация

Понятие общения. Единство общения и деятельности. Функции общения. Виды и уровни общения. Структура общения. Коммуникативная сторона общения. Общение как обмен информацией. Вербальные и невербальные средства. Механизм обратной связи. Трансляция смысла сообщения и коммуникативные барьеры. Перцептивная сторона общения. Механизмы восприятия в процессе общения (идентификация, стереотипизация, рефлексия, эмпатия). Эффекты межличностного восприятия. Каузальная атрибуция. Общение как познание людьми друг друга. Интерактивная сторона общения. Уровни взаимодействия, типы взаимодействия. Способы воздействия, реализуемые в стихийных группах: заражение, внушение, подражание.

Понятие малой социальной группы. Классификация малых групп. Структурные характеристики малой группы. Социальная роль. Лидерство и руководство как феномены психологической власти в группе. Теории лидерства. Стиль лидерства. Динамические процессы в малой группе. Феномен группового давления. Конформизм. Понятие групповой сплоченности. Процесс принятия группового решения. Эффективность групповой деятельности. Проблема развития группы. Стадии и уровни развития группы (А. В. Петровский, Л. И. Уманский). Социализация: понятие, функции, институты. Процессы социализации: воспитание, инкультурация, индивидуализация. Механизмы социализации: рефлексия, идентификация, эмпатия, фасилитация.

Тема 6. Понятия: развитие, возраст, периодизация развития, развитие познавательных процессов, самосознание, мировоззрение, ценностно-смысловое содержание, направленность.

Понятие развития. Социально-историческая природа детства. Биогенетические и социогенетические концепции, теория конвергенции двух факторов. Психоаналитические теории детского развития. Эпигенетическая теория развития личности. Генетическая эпистемология: учение об интеллектуальном развитии ребенка. Условия и движущие силы психического развития. Обучение и развитие. Социальная среда и развитие ребёнка. Культурно-историческая концепция. Понятие “зона ближайшего развития”. Активность ребёнка и её роль в развитии. Сензитивные периоды в развитии.

Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. Возраст и культура. Критерии построения возрастной периодизации. Кризисы в психическом развитии ребенка. Различные подходы к проблеме периодизации возрастного развития человека (З. Фрейд, Э. Эриксон, Д.Б. Эльконин). Представления З.Фрейда о стадиях психосексуального развития человека. Периодизация психического развития Д.Б.Эльконина. Ведущая деятельность, социальная ситуация развития, центральные новообразования.

Анатомо-физиологические особенности младшего школьника. Социальная ситуация развития. Учебная деятельность. Проблемы адаптации ребёнка к школе. Содержание и структура учебной деятельности младших школьников. Овладение основными элементами учебной деятельности, типичные трудности. Оценка и отметка. Безотметочное обучение. Овладение основными школьными навыками.

Развитие познавательной деятельности. Овладение приёмами и способами запоминания и воспроизведения. Смысловая и механическая память в младшем школьном возрасте. Роль составления плана. Особенности восприятия и внимания. Возрастные возможности и ограничения в развитии внимания, наблюдательности. Динамика развития воображения. Развитие речи, составление письменной речи. Проблема интеллектуализации психических процессов, их осознания и произвольности.

Особенности нравственного развития. Младший школьник как “проводник” требований взрослого. Сопереживание и сочувствие. Начальные формы рефлексии. Успеваемость и самооценка. Развитие произвольного поведения. Особенности эмоционального развития.

Субкультура младшего школьного возраста. Особенности отношений с взрослыми. Авторитет учителя. Влияние стиля общения учителя с классом на психологический климат класса. Отношения со сверстниками. Мотивация общения.

Анатомо-физиологическое развитие подростка. Социальная ситуация развития. Проблема “кризиса” подросткового возраста в отечественной и зарубежной психологии. Индивидуальные и половые различия в темпах и характере физического, умственного и социального развития подростков. Проблемы общения в подростковом возрасте. Развитие интимно-личностного общения как ведущей деятельности в подростковом возрасте. Подростковая субкультура. “Чувство взрослости” как основное психологическое новообразование подросткового возраста. Формирование личности в подростковом возрасте. Развитие самосознания. Уровень притязаний подростка. Развитие воли и стремление к самовоспитанию и самосовершенствованию. Эмоциональные переживания и способы их выражения. Учебная деятельность подростков. Развитие познавательных процессов. Развитие творческой активности подростка.

Юность как относительно позднее приобретение человечества. Обращённость в будущее как центральная характеристика ранней юности. Потребность в личностном и профессиональном самоопределении. Временная перспектива. Формирование мировоззрения. Потребность “смысла жизни”. Выработка жизненной философии.

Развитие самосознания. Проблема юношеского самоопределения. Формирование идентичности - “кризис идентичности” (Э. Эриксон). Личностная рефлексия. Нравственное развитие. Ответственность и инфантилизм. Тенденция к стабилизации, дифферинцированности эмоциональных состояний и конструктивного их выражения. Самовоспитание и самосовершенствование. Развитие саморегуляции. Индивидуальные варианты взросления.

Особенности учебной деятельности старшеклассников. Развитие творческого, дискурсивного мышления и связанные с этим особенности личности и поведения (склонность к дискуссиям, спорам, требование доказательств, стремление все подвергать сомнению и др.). Творчество. “Интеллектуализм” как форма психологической защиты. Типичные трудности в учении.

Потребности, характеризующие “ юношеский тип общения”: потребность в доверительном общении, понимании и признании, их влияние на особенности взаимоотношений с взрослыми и сверстниками. Стремление к неформальному общению с взрослыми и относительная автономия, независимость от них. Особенности общения со сверстниками. Чувство “МЫ”, его значение для формирования личности. Юношеские неформальные группы. Особенности дружбы, друг как “alter-ego”. Проблема познания другого человека. Юношеская субкультура.

Проблема выбора профессии. Факторы, влияющие на профессиональный выбор: интересы и склонности. Социоэкономические факторы, профессиональный выбор и жизненные цели. Переживание трудностей, связанное с выбором профессии. Профессиональное самоопределение в современных социальных условиях. Особенности профориентационной работы со старшими школьниками.

Тема 7. Понятия: педагогическая деятельность, педагогические способности, педагогическое общение.

"Я" - концепция педагога. Чувство собственного достоинства как профессионально важное качество. Нравственное саморазвитие. Профессионально важные качества личности учителя, психологические условия их формирования и развития. Психологические основы, содержание, средства и пути осуществления профессионального самосовершенствования. Саморегуляция психического состояния.

Профессиограмма педагогической деятельности, самоменеджмент учителя. Влияние педагогического труда на развитие личности, проблема профессиональной деформации. Осознание стереотипов в педагогической деятельности (установки учителя, "смысловые барьеры", барьеры общения). Развитие психолого-педагогической рефлексии. Обратная связь в деятельности учителя. Типичные психологические трудности молодых специалистов - учителей, пути и способы их предупреждения.

Психологическая структура и содержание педагогической деятельности. Мотивы выбора педагогической деятельности. Основные функции и творческий характер деятельности учителя. Критерии оценки эффективности труда педагога. Педагогическое общение, его содержание. Функции, этапы педагогического общения. Стили педагогического общения. Барьеры в педагогическом общении. Учет возрастных особенностей учащихся при организации учебно-воспитательного процесса. Прогнозирование в педагогической деятельности. Творческое применение психологических знаний в деятельности учителя. Конфликты в педагогическом общении, конструктивные пути их разрешения.

Тема 8. Понятия "научение", "учение", "обучение".

Виды и механизмы научения. Показатели научения. Психологическая сущность учебной деятельности. Структура учебной деятельности. Психологические условия сущности учения. Мотивы учения, их виды, полимотивированность учебной деятельности. Мотивация учения и возраст. Причины отрицательного отношения к учению. Пути и средства формирования положительного отношения к учению.

"Зона ближайшего развития" (Л.С. Выготский) и обучаемость. Традиционное и развивающее обучение. Психологические теории обучения (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Б.Д. Эльконин). Закономерности усвоения учебного материала. Особенности самообучения в разных школьных возрастах. Причины неуспеваемости школьников, пути ее преодоления.

Тема 9. Понятия: воспитание, самовоспитание, психологическая коррекция.

Воспитание и культура. Воспитание и социализация личности, их особенности. Воспитание как целенаправленное формирование личности. Парадигмы воспитания. Прогнозирование личностного развития. Различные стратегии воспитания. Родительские установки. Проблемы семейного воспитания. Социально-психологические условия формирования личности в процессе воспитания. Психологические приемы воздействия на личность. Психологические механизмы воспитания. Развитие личности в разных организационных формах обучения. Воспитание и самовоспитание. Психологические особенности самовоспитания в подростковом и юношеском возрасте. Пути самосовершенствования: медитация, йога и др.

Психологические критерии выделения детей и подростков как "трудных" детей. Классификация "трудных". "Трудные" дети и трудности возраста. Школьная дезадаптация. Задержка психического развития. Интеллектуальная пассивность. Акцентуации характера, их проявления в поведении и деятельности. Трудности в воспитании в зависимости от типа акцентуаций. Особенности самооценки, "локуса контроля", мотивационно-потребностной сферы "трудных" детей. Влияние семейного воспитания на возникновение и закрепление различных форм социальной дезадаптации. Неформальные подростковые и юношеские объединения и делинквентность. Основные формы делинквентного поведения. Психологические причины побегов, бродяжничества, поджогов и т.п. Профилактика делинквентного и преступного поведения. Совместная работа педагогов и родителей по предупреждению социальной дезадаптации у детей, подростков и юношей.

Рекомендуемая литература

1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов / Г. С. Абрамова. - М.: Академ. проект: Альма Матер, 2006.

2. Андреева, Г. М. Социальная психология: учеб. для студ. вузов, обучающихся по напр. и спец. "Психология" / Г. М. Андреева. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2010. - 363 с.

3. Бархаев, Б.П. Педагогическая психология: к изучению дисциплины / Б. П. Бархаев. - СПб.: Питер, 2007. - 444 с

4. Борытко, Н. М., Моложавенко А. В., Соловцова И. А.; Методология и методы психолого- педагогических исследований: учебное пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. "Педагогика и психология", "Социальная педагогика", "Педагогика" ред. Н. М. Борытко. - 2-е изд., стер. - М.: AcademiA, 2009. - 320 с.

5. Введение в психолого-педагогическую антропологию: учеб. пособие / Л. Н. Антилогова, А. Ф. Караваев. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2006. - 223 с.

6. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. - 4-е изд., стер. - М.: AcademiA, 2007. - 368 с. - (Высшее

7. Габай, Т.В. Педагогическая психология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям психологии. - 4-е изд., стер. - М.: AcademiA, 2008. - 240 с.

8. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студ. пед. вузов / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова. - 2-е изд. - М.: Пед. о-во России, 2009. - 509 с.:

9. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. "Педагогика и психология". - 5-е изд., испр. - М.: AcademiA, 2008. - 207 с.

10. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учеб. для студ. вузов, обучающихся по пед. и психол. напр. и спец. - 2-е изд., доп., испр. и перераб. - М.: Логос, 2008. - 384 с.

11. Князева, Н. Н. Практикум по педагогической психологии: учеб. пособие.- Омск. гос. пед. ун-т. - Омск: ОмГПУ, 2006. -116с.

12. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до поздней зрелости: Учеб. пособие для студ. вузов / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. - М.: Сфера, 2006.

13. Локалова, Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика: хрестоматия для студ. псих.-пед. специальностей. - СПб.: Питер, 2009. - 365 с.

14. Маклаков, А. Г. Общая психология: учеб. пособие для студ. вузов и слушателей курсов психолог. дисциплин / А. Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2010. - 582 с.

15. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития: учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. "Педагогика и психология", "Соц. педагогика", "Педагогика" / В. С. Мухина. - 12-е изд., стер. - М.: Академия, 2009.

16. Немов, Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. / Р. С. Немов. - 4-е изд. - М.: Владос, 2007 – 631с. Столяренко Л.Д. Психология: Учеб. для вузов / Л. Д. Столяренко. - СПб.: Лидер, 2006. - 591 с.

17. Немов, Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: Кн.2. Психология образования. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 606 с.

18. Нестерова, О.В. Педагогическая психология в схемах, таблицах и опорных конспектах: учеб. пособие для вузов / О. В. Нестерова. - 2-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 112 с.

19. Овчарова, Р. В. Практическая психология образования: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению и спец. психологии. - 4-е изд., стер. - М.: AcademiA, 2008. - 446 с.

20. Пастернак, Н.А. Психология воспитания: учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений; ред. А. Г. Асмолов. - М.: AcademiA, 2008. - 222 с.

21. Педагогическая психология: к изучению дисциплины / сост.: В. Н. Карандашев, Н. В. Носова, О. Н. Щепелина. - СПб.: Питер, 2006. - 411 с. - (Хрестоматия).

22. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. вузов / Л. Д. Столяренко. - 4-е изд. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 542 с.

23. Практическая психология образования: учеб. пособие для студ. вузов / А. Д. Андреева [и др.]; под ред., авт. И. В. Дубровиной. - 4-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2006. - 592

24. Психология развития: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям психологии / Под ред. Т.Д. Марцинковской. - 3-е изд., стер. - М.: AcademiA, 2007. - 528 с.

25. Психолого-педагогические проблемы в целостном образовательном процессе: Сб. науч. ст. / под ред. Л. Н. Антилоговой, В. Л. Малашенковой. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2006. - 189 с.

26. Савенков, А. И. Педагогическая психология: в 2 т.: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "Педагогика и психология". Т. 1.- М.: Академия, 2009. - 416 с.

27. Сарычев С.В. Педагогическая психология: краткий курс. - СПб.: Питер, 2006. - 223 с.

28. Смирнов, С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учеб. пособие для студ вузов, обуч. по направлению "Психология" - 4-е изд., стер. - М.: AcademiA, 2009. - 394 с.

29. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. вузов / А. А. Бодалев; авт., ред. А. Н. Сухов. - 6-е изд., стер. - М.: AcademiA, 2008. - 600 с.

30. Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология: учеб. для студ. вузов, обучающихся по направлению и спец. "Психология" / Т. Г. Стефаненко. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект-пресс, 2008. - 368 с.

31. Столяренко, Л. Д. Психология: учеб. для вузов / Л. Д. Столяренко. - СПб.: Питер, 2008. - 591 с.

32. Шаров, А.С. Жизненный кризис в развитии личности / А.С. Шаров. Омск: Издательство ОмГПУ, 2005. – 166 с.

Date: 2015-07-23; view: 455; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию