Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социокультурные основы эпохи Возрождения и особенности искусства этого периодаЭпоха Возрождения — это переходная эпоха от Средневековья к Новому времени с XIV по XVI в. Эпоха Возрождения, или Ренессанс, получила свое название из-за начавшегося в этот период возрождения важнейших принципов духовной культуры античности. Возрождение, или Ренессанс (от франц. renaissance — возрождение) — культурно-историческая эпоха, знаменующая переход от Средневековья к Новому времени. Центром Возрождения была Италия (XIIIв.) Наряду с подлинно культурным переворотом, а зачастую на основе достижений культуры Ренессанса, происходили глубокие социально-экономические процессы, определившие формы новых хозяйственных, общественных отношений в рамках формировавшейся рыночной системы. Философия гуманизма, противопоставленная схоластическому мировоззрению Средневековья, культ свободы разума, эгоцентризм — в противовес феодальному сословному порядку, во многом светское, материалистическое понимание окружающей действительности — эти и другие важнейшие достижения культуры эпохи Возрождения легли в фундамент культуры современной Западной цивилизации. Термин «Возрождение» был введен Дж. Вазари — известным живописцем, архитектором и историком искусства — для обозначения периода итальянского искусства как времени возрождения античности. Культура Возрождения несла отчетливо выраженный художественный характер и в целом была ориентирована на искусство, где культ художника-творца занимал центральное место. Художник подражает не просто созданиям Бога, но самому божественному творчеству. Человек начинает искать точку опоры в себе самом — в своей душе, теле, телесности (культ красоты — Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль). В эту эпоху особенно почитались разносторонность развития и дарования, выявляется особая значимость человека, его творческой активности. Основными предпосылками для культурного развития в эпоху Возрождения являлись кризис феодализма, совершенствование орудий труда и производственных отношений, развитие ремесел и торговли, повышение уровня образованности, кризис церкви, географические и научно-технические открытия. Важнейшей особенностью философии первого исторического периода традиционно считается гуманистический антропоцентризм. В отличие от античного взгляда на окружающий мир, в котором человек призван учиться у природы, мыслители Возрождения полагали, что человек, наделенный Богом свободной волей, является творцом самого себя и этим выделяется из природы. В центре внимания мыслителей Возрождения находился человек, а не Бог, как высшее мерило всего сущего, в силу чего такая система взглядов получает название «гуманизм» (от лат. humanus — человечный). Гуманизм (от лат. homo — человек) — идейное движение, утверждающее ценность человека и человеческой жизни. В Ренессансе гуманизм проявился в мировоззрении, ставившем в фокус мирового бытия уже не Бога, а человека. Своеобразным проявлением гуманизма явилось утверждение примата разума над верой. Человек может самостоятельно исследовать тайны бытия, изучая основы существования природы. В эпоху Возрождения были отвергнуты умозрительные принципы познания, возобновилось опытное, естественно-научное познание. Именно итальянский гуманизм XIV - XV веков получил признание и широкое распространение в Европе и стал идеологической основой развития философской мысли Ренессанса. С одной стороны, эпоха Возрождения может быть смело охарактеризована как эпоха радостного самоутверждения человека, а с другой — как эпоха постижения человеком всей трагичности своего существования. Великие художники Возрождения были ориентированы на создание иного бытия, ощущали в себе силы, подобные силам творца. Однако эти задачи были заведомо невыполнимы в земной жизни. Это и приводит к трагическому мироощущению, к «возрожденческой тоске». Таким образом, при всей пестроте противоречий, при всей жестокости и грубости нравов эпоха Возрождения подняла общество на качественно новый уровень осознания себя, своей деятельности и ее целей.
|