Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Легкая атлетика





ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

 

(электронное учебное пособие)

 

Рекомендовано Учебно-методическим объединением по образованию в области физической культуры и спорта в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности

032101 «Физическая культура и спорт»

 

 

Набережные Челны – 2011

УДК: 7А2

ББК: 75.711

Л - 38

Легкая атлетика: электронное учебное пособие. / Сост.: И.Е. Коновалов, И.Ш. Мутаева, З.М. Кузнецова, А.И. Морозов, А.М. Теплых. - Набережные Челны: Поволжская ГАФКСиТ, 2011. - 439 с. с ил.:

 

Печатается по рекомендации учебно-методического совета

Поволжской государственной академии физической культуры,

спорта и туризма

Рецензент:

Чинкин А.С. доктор биологических наук, профессор

Назаренко Л.Д. доктор педагогических наук, профессор

 

Пособие разработано на базе ФГОУ ВПО Поволжская ГАФКСиТ, на кафедре теории и методики циклических видов спорта, оно включает в себя необходимый минимум информации, позволяющий студентам расширить свои знания в области легкоатлетического спорта. В пособии предлагается развернутый материал по основным разделам предмета «Легкая атлетика».

Данное пособие предназначено студентам очной и заочной формы обучения средне специальных и высших учебных заведений физкультурного профиля.

 

© И.Е. Коновалов, 2011.

Легкая атлетика

Легкая атлетика - это один из наиболее массовых видов спорта, объединяющая в себе пять основных дисциплин - бег, ходьбу, прыжки, метания и многоборье.

Легкую атлетику можно характеризовать как:

- вид спорта;

- средство физического воспитания;

- средство восстановления и ре

абилитации организма;

- учебную дисциплину, способствующую становлению специалиста в области физической культуры и спорта.

Легкая атлетика как учебная дисциплина занимает одно из ве­дущих мест в процессе подготовки специалистов физической куль­туры и спорта. Такое же место она занимает и в системе физиче­ского воспитания студентов неспортивных факультетов, помогая повысить уровень физической подготовленности, овладеть необ­ходимыми двигательными умениями и навыками, снизить нега­тивное влияние недостатка двигательной активности.

Основными задачами дисциплины «Легкая атлетика» явля­ются:

- освоение теоретических знаний студентами;

- формирование двигательных умений и навыков в процессе
изучения техники легкоатлетических видов;

- формирование способности к аналитической деятельности, коррекции ошибок и неточностей в процессе выполнения технических элементов;

- формирование способности обучать и правильно строить процесс обучения, исходя из конкретных условий и задач;

- развитие необходимых физических качеств для эффективного изучения техники движений и достижения высоких спортивных результатов, как в легкой атлетике, так и в других видах спорта;

- формирование умений и навыков тренерской деятельности в различных видах легкой атлетики;

- выявление и развитие способности к ведению научно-исследовательской деятельности и использование полученных материалов в практической работе.

В содержание дисциплины «Легкая атлетика» входит техника видов легкой атлетики и специальных упражнений. Подробно рассмат­ривается методика обучения видов легкой атлетики, изучается история легкой атлетики в целом и развития видов легкой атлетики в частности, осваивается исполь­зование различных тестов, позволяющих оценить все сторо­ны физического развития занимающегося, его физической подготовленности, дина­мики развития физических качеств и эффективности различных методик обучения и тренировки. На базе изучения дисциплины «Легкая атлетика» создаются возможности для формирования гармоничного развития личности студента, умею­щей не только выполнять физические упражнения, но и облада­ющей педагогическими способностями для привлечения и обучения видам легкой атлетики различные группы населения.

Легкая атлетика является одним из основных видов спорта в системе физического воспитания. Почти все виды спорта, так или иначе, используют упражнения из легкой атлетики для подготовки спортсменов.

Начиная с раннего возраста легкоатлетические упражнения ши­роко используются в дошкольных образовательных учреждениях, средних общеобразовательных школах, средне специальных и высших учебных заведениях. Разнообразные легкоатлетические упражнения и широкие возможности варьировать нагрузку позволяют успешно использовать их в занятиях людей разного возраста, пола и разной степени физической подготовленно­сти. Многие из этих упражнений могут выполняться на простей­ших площадках и на местности.

Легкоатлетические упраж­нения повышают деятельность всех систем организма, способству­ют закаливанию, являются одним из действенных факторов про­филактики различных заболеваний. Легко дозируемые упражнения могут использоваться для развития физических качеств и двигательных способностей спортсменов и различных слоев населения, для реабилитации после перенесенных травм и просто для поддержания нормальной жизнедеятельности организма. Большая роль отведена видам легкой атлетики в физи­ческой подготовке призывников и военнослужащих, а так же в профессионально-прикладной физической подготовке специалистов различного профиля.

Доступность, относительная простота упражнений, минимум материальных затрат позволяют заниматься различными видами легкой атлетики практически везде, и в сельской местности, и в городе.

Классифицировать виды легкой атлетики можно по различным параметрам: половой и возрастной признаки, места проведения занятий и соревнований, группы видов легкой атлетики.

Легкоатлетические упражнения оказывают разносторон­нее влияние на организм человека. Они развивают силу, быстроту, выносливость, улучшают подвижность в суставах, позволяют при­обрести широкий круг двигательных навыков, способствуют вос­питанию волевых качеств. Широкое использование легкоатлетических упражнений в занятиях содействует повышению функциональных возможностей организма, обеспечи­вает высокую работоспособность.

Классификация по половому и возрастному признакам: муж­ские, женские виды; для юношей и девушек различных возрастов.

Следующая классификация видов легкой атлетики приводится по местам проведения тренировок и соревнований: стадионы, шоссей­ные и проселочные дороги, пересеченная местность, спортивные манежи и залы.

По структуре легкоатлетические виды спорта делят на циклические, ациклические и смешанные, а с точки зрения пре­обладающего проявления какого-либо физического качес­тва: скоростные, силовые, скоростно-силовые, скоростной вынос­ливости, специальной выносливости и др.

В спортивной классификации по легкой атлетике у жен­щин насчитывается 50 видов спорта, проводимых на стадионах, шоссе и пересеченной местности, и 14 видов спорта, проводимых в помещении, у мужчин - 56 и 15 видов спорта, соответственно.

Легкая атлетика включает в себя следующие виды: ходьба, бег, прыжки, метания и многобо­рья.

Ходьба. Ходьба - обычный способ передвижения человека. При дли­тельной и ритмичной ходьбе в работу вовлекаются почти все мыш­цы тела, усиливается деятельность сердечно-сосудистой, дыхатель­ной и других систем организма, повышается обмен веществ, что имеет оздоровительное значение. В соревнованиях применяется спортивная ходьба - наиболее сложная по технике, но вместе с тем самая эффективная. Скорость ее более чем в два раза выше скорости обычной ходьбы. Она требует более высокой, чем в обычной ходьбе, интенсивности работы, а, следовательно, повышен­ных энергетических трат. В связи с этим занятия спортивной ходь­бой оказывают значительное влияние на организм занимающегося, укрепляют его внутренние органы и системы, улучшают их рабо­тоспособность, положительно влияют на развитие физических качеств и осо­бенно выносливости, воспитывают волевые качества.

Соревнования по спортивной ходьбе проводятся на дорожке стадиона и на различных трассах на дистанции от 3 до 50 км.

Участники соревнования по ходьбе обязаны соблюдать особен­ности техники ходьбы - ни на мгновение не терять соприкоснове­ния с дорожкой (фаза полета свидетельствует о переходе на бег). За нарушение этого правила, судьи снимают спортсмена с сорев­нований.

Ходьба - циклический вид, требующий проявления специаль­ной выносливости, проводится как у мужчин, так и у женщин.

У женщин проводятся заходы: на стадионе - 3, 5, 10 км; в манеже - 3, 5 км; на шоссе - 10, 20 км.

У мужчин проводятся заходы: на стадионе - 3, 5, 10, 20 км; в манеже - 3, 5 км; на шоссе - 35, 50 км.

Бег. Бег - естественный способ передвижения человека. Это наиболее распространенный вид физических упражнений, который входит во многие виды спорта. При беге предъявляются высокие требования к работоспособности всего организма, так как в работу вовлекаются почти все мышечные группы тела, усилива­ется деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма, значительно повышается обмен веществ.

Изменяя длину дистанции и скорость бега, можно дозировать нагрузку, влиять на развитие выносливости, быстроты и других качеств занимающихся в соответствии с их возможностями. Так, например, длительный бег с небольшой скоростью, особенно в ле­су, парке, имеет большое гигиеническое значение и является одним из лучших средств оздоровления. Бег с более высокой скоростью предъявляет повышенные требования к занимающимся, особенно к их сердечно-сосудистой и дыхательной системам, и служит отличным средством для развития выносливости. Бег с очень высо­кой скоростью включается в тренировку для развития силы и бы­строты.

В процессе занятий бегом воспитываются волевые качества, приобретается умение рассчитывать свои силы, преодолевать пре­пятствия, ориентироваться на местности.

Из всех видов легкой атлетики бег наиболее доступное фи­зическое упражнение. В соревнованиях по легкой атлетике различ­ные виды бега и эстафет занимают ведущее место. Они всегда вы­зывают большой интерес у зрителей и поэтому являются одним из лучших средств пропаганды физической культуры.

Достижения в беговых дисциплинах измеряются в секундах и минутах.

Бег делится на следующие виды: гладкий бег, барьерный бег, бег с препятствиями, эстафетный бег, кроссовый бег.

Гладкий бег - циклический вид, требующий проявления ско­рости, скоростной выносливости и специ­альной выносливости.

Спринт, или бег на короткие дистанции, прово­дится на стадионе и в манеже. Дистанции: 30, 60, 100, 200 м, одинаковые для мужчин и женщин.

Длинный спринт проводится на стадионе и в манеже. Дистанции: 300, 400 одинаковые для мужчин и жен­щин.

Бег на выносливость:

- средние дистанции: 800, 1500 м, 1 миля - проводится на стадионе и в манеже у мужчин и женщин;

- длинные дистанции: 3000, 5000, 10 000 м - проводится на стадионе (в манеже - только 3000 м), одинаковые для мужчин и женщин;

- сверхдлинные дистанции – 15000 м.; 21 км. 97,5 м.; 42 км. 195 м.; 100 км - проводится на шоссе (возможен старт и финиш на стадионе), одинаковые для мужчин и женщин;

- ультрадлинные дистанции - суточный бег проводится на стадионе или шоссе, участвуют и мужчины, и женщины.

Барьерный бег - смешанный вид, требующий про­явления скорости, скоростной выносливости, ловкости, гибкости. Проводится у мужчин и женщин, на стадионе и в манеже. Дистан­ции: 60, 100 м у женщин; 110, 300 м и 400 м у мужчин.

Бег с препятствиями - смешанный вид, требую­щий проявления специальной выносливости, ловкости, гибкости. Проводится у женщин и мужчин на стадионе и в манеже. Дистан­ции у женщин и мужчин – 2000 и 3000 м.

Эстафетный бег - циклический вид, требующий проявле­ния скорости, скоростной выносливости, ловкости. Виды 4х100 м и 4x400 м проводятся у мужчин и женщин на стадионе. В манеже проводятся соревнования по эстафетному бегу на 4х200 м и 4х400 м, одинаковые для мужчин и женщин. Также могут проводиться соревнования на стадионе с различной длиной этапов: 800, 1000, 1500 м и разным их количеством. Проводятся эстафеты по городским улицам с неодинаковыми этапами по дли­не, количеству и контингенту (смешанные эстафеты - мужчины и женщины). Раньше большой популярностью пользовались так называемые шведские эстафеты: 800 + 400 + 200 + 100 м - у муж­чин, и 400 + 300 + 200 + 100 м - у женщин.

Кроссовый бег - бег в естественных условиях, смешанный вид, требующий проявления специальной выносливости, ловко­сти. Всегда проводится в лесной или парковой зоне. У мужчин дистанции - 1, 2, 3, 5, 8, 12 км; у женщин - 1, 2, 3, 4, 6 км.

Прыжок легкоатлетический. Прыжки -это способ преодоления расстояния с помощью акцентированной фазы полета.

Прыжки, как способ преодоления препятствий, характеризуют­ся кратковременными, но максимальными нервно-мышечными уси­лиями. На занятиях легкоатлетическими прыжками совершенству­ется умение владеть своим телом и концентрировать усилия; раз­виваются сила, быстрота, ловкость и смелость.

Прыжки - одно из лучших упражнений для укрепления мышц ног, туловища и для приобретения так называемой прыгучести, которая необходима не только всем легкоатлетам, но и представителям других видов спор­та, особенно баскетболистам, волейболистам, футболистам, штан­гистам.

Легкоатлетические прыжки делятся на два вида:

1) через вер­тикальные препятствия, где преследуется цель прыгнуть возмож­но выше, - прыжок в высоту и прыжок с шестом;

2) через гори­зонтальные препятствия, где стремятся прыгнуть возможно даль­ше, - прыжок в длину и тройной прыжок.

Достижения в прыжках измеряются в метрах и сантиметрах.

К первой группе относятся:

а) прыжки в высоту с разбега;

б) прыжки с шестом с разбега.

Ко второй группе относятся:

а) прыжки в длину с разбега;

б) тройной прыжок с разбега.

Первая группа легкоатлетических прыжков (вертикальные):

а) прыжок в высоту с разбега – смешанный вид, требующий от спортсмена проявления скоростно-силовых качеств, пры­гучести, ловкости, гибкости. Проводится у мужчин и женщин, на стадионе и в манеже;

б) прыжок с шестом с разбега - смешанный вид, требующий от спортсмена проявления скоростно-силовых качеств, прыгучести, гибкости, ловкости, один из самых сложных технических видов легкой атлетики. Проводится у мужчин и женщин, на стадионе и в манеже.

Вторая группа легкоатлетических прыжков (горизонтальные):

а) прыжки в длину с разбега - по структуре относятся к смешанному виду, требующему от спортсмена проявления скоростно-силовых, скоростных качеств, гибкости, ловкости. Проводятся у мужчин и женщин, на стадионе и в манеже;

б) тройной прыжок с разбега – смешанному виду, требую­щий от спортсмена проявления скоростно-силовых, скоростных качеств, ловкости, гибкости. Проводится у мужчин и женщин, на стадионе и в манеже.

Метания легкоатлетические. Метания - это упражнения в толкании или бросании специальных снарядов на дальность (форма, размер и вес снаряда строго регламентированы международными правилами соревнований). Различают так называемые длинные (метание диска, молота, копья, гранаты, малого мяча) и короткие метания (толкание ядра).

Результаты в метаниях измеряются в метрах и сан­тиметрах.

Метания характеризуются кратковременными, но мак­симальными усилиями не только мышц рук, плечевого пояса, ту­ловища, но и ног. Чтобы далеко метать легкоатлетические снаря­ды, необходимы высокий уровень развития силы, быстроты, лов­кости и умение концентрировать свои усилия. Занятия метаниями способствуют не только развитию этих важных качеств, но и гармоничному развитию мускулатуры всего тела.

В зависимости от способа выполнения легкоатлетические ме­тания делятся на три вида:

1) броском из-за головы (копье, гра­ната);

2) с поворотами (диск, молот);

3) толчком (ядро).

Легкоатлетические метания можно также разделить на метание снарядов, обладающих и не обладающих аэродинамическими свойствами.

Различие способов метаний связано с формой и весом снаря­дов. Легкие снаряды можно дальше метнуть из-за головы с пря­молинейного разбега. Более тяжелые снаряды удобнее метать с поворотами, а такой тяжелый снаряд, как ядро, не имеющий спе­циальной ручки, удобнее толкать.

Метание копья (гранаты, мяча) – смешанный вид, тре­бующий от спортсмена проявления скоростных, силовых, скоростно-силовых качеств, гибкости, ловкости. Метание выполняется с прямого разбега, мужчинами и женщинами, только преимущественно на стадионе. Копье обладает аэродинамическими свойствами.

Метание диска и молота – ациклические виды, требующие от спортсмена силовых, скоростно-силовых качеств, гибкости, ловкости. Метания выполняются из круга (ограничен­ное пространство), мужчинами и женщинами, только преимущемтвенно на стадионе. Диск обладает аэродинамическими свойствами.

Толкание ядра – ациклический вид, требующий от спорт­смена проявления силовых, скоростно-силовых качеств, ловкос­ти. Выполняется толкание из круга (ограниченное пространство), мужчинами и женщинами, на стадионе и в манеже.

Легкоатлетические многоборья. Многоборья включают в себя различные виды бега, прыжков и метаний. Многоборья предъявляют очень высокие требования к занимающимся. Помимо высокого технического мастерства им нужны быстрота спринтера, сила метателя, прыгучесть и ловкость пры­гуна, смелость барьериста и шестовика, выносливость бегуна на средние дистанции. А выполнение программы многоборья в целом требует отличной общей выносливости и высокоразвитых волевых качеств.

К видам многоборья относятся: у муж­чин - десятиборье, у женщин - семиборье. В состав десятиборья входят: 100 м, длина, ядро, высота, 400 м, 110 м с/б, диск, шест, копье, 1500 м. У женщин в семиборье входят следующие виды: 100 м с/б, ядро, высота, 200 м, длина, копье, 800 м.

К видам многоборья так же относятся: восьмиборье для юношей (100 м, длина, высота, 400 м, 110 м с/б, шест, диск, 1500 м); пятиборье для девушек (100 м с/б, ядро, высота, длина, 800 м). В спортивной классификации определены: у женщин - пятиборье, четырехборье и троеборье, у мужчин - девятиборье, семиборье, шестиборье, пятиборье, четырехборье и троеборье. Четырехборье, проводится для школьников 11-13 лет. Виды, которые входят в состав мно­гоборья, определяются спортивной классификацией, замена ви­дов не допустима.








Date: 2015-07-23; view: 241; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.017 sec.) - Пожаловаться на публикацию