Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общие основы техники прыжков





Каждый прыжок представляет собой многофазный процесс, в котором предшествующая фаза подготавливает и обусловливает последующую. Принято различать четыре фазы прыжка: разбег, толчок, полет и приземление. В опорном прыжке большое значение имеет еще и толчок руками, делящий фазу полета на две части. От толчка руками зависит выполнение заданной формы прыжка, а также и изменение траектории полета гимнаста.В простых прыжках длина и высота траектории полета общего центра тяжести тела прыгуна находится в прямой зависимости от горизонтальной скорости, развиваемой им при разбеге, и вертикальной скорости, развиваемой при толчке одной или двумя ногами. В опорных прыжках длина и высота этой траектории зависит еще и от вертикальной скорости, развиваемой при толчке руками.

Все прыжки в гимнастике делятся на.две большие группы: неопорные, или простые, и опорные.

К первой группе относятся прыжки, выполняемые без опоры руками о снаряд. К ним относятся: 1) прыжки в высоту с места или с разбега; 2) прыжки в длину с места или с разбега; 3) прыжки в глубину (с подвесной площадки или с гимнастического снаряда); 4) прыжки с трамплина; 5) прыжки через короткую и длинную скакалки.

Опорные прыжки — исторически сформировавшийся вид физи­ческих упражнений, который заключается в преодолении с разбега специализированного препятствия (гимнастического снаряда) за­ранее заданным способом с использованием промежуточной опоры руками. Выполняются они через снаряд (козел, конь, плинт), по­ставленный в ширину или длину.

По способам выполнения опорные прыжки бывают прямые и боковые.

29. Характеристика акробатических упражнений

Акробатические упражнения являются эффективным средством разностороннего воздействия на занимающихся. В процессе заня­тий акробатикой укрепляется здоровье, развиваются координа­ция движений, мышечная сила, быстрота двигательных действий, гибкость, выносливость к мышечной работе, устойчивость функ­ций вестибулярного анализатора к воздействию ускорений, ста­тическое и динамическое равновесие, свойства внимания, память на движения, эмоциональная устойчивость, решительность и сме­лость, воспитываются личностные свойства: сознательное и ак­тивное отношение к занятиям, чувство товарищества, коллекти-1визма, уверенность в своих силах и др. 293


Различают три вида акробатики: акробатические прыжки, пар­ные и групповые упражнения.

Акробатические прыжки состоят из различных переворотов и сальто с вращениями вперед, в сторону и назад. Прыжки являют­ся основным средством всех видов акробатики.

Парные упражнения подразделяются на мужские, женские и смешанные. Они отличаются насыщенностью силовыми и вольтижными упражнениями, стойками, поддержками и равновесия­ми, элементами, требующими хорошей гибкости, пластики, хо­реографии.

Групповые упражнения состоят из упражнений для женщин (тройки) и для мужчин (четверки). Эта группа упражнений вклю­чает акробатические прыжки, упражнения на гибкость и равнове­сие, разнообразные пирамиды и вольтиж, балансирование и эле­менты хореографии.

В этих видах акробатики выделяются вращательные, балансо­вые и бросковые упражнения.

Вращательные упражнения характеризуются частичным, пол­ным и многократным переворачиванием гимнаста через голову вперед, назад, в сторону. Они выполняются в группировке, со­гнувшись, прогнувшись, с места, с разбега и прыжком. Выделя­ются следующие группы этих упражнений: перекаты, кувырки, перевороты, полуперевороты и сальто.

Балансовые упражнения характеризуются сохранением собствен­ного равновесия и уравновешиванием одного или нескольких партнеров. Из этой группы в гимнастике используются одиночные и парные упражнения. В одиночных упражнениях выделяются четыре подгруппы: шпагаты, мосты, равновесия, стойки. В парных упраж­нениях применяются различные виды поддержек (рис. 233), их ос­воение начинается с изучения основных хватов руками (рис. 234).

Бросковые упражнения связаны с подбрасыванием и ловлей со-упражняющихся с захватом за голень, бедро, кисти, стопу и т. п., с приземлением на дорожку или на плечи партнера. В бросковых движениях выделяются: бросок и ловля одного партнера другим, одного партнера несколькими соупражняющимися, с неполным вращением, с полным вращением, пируэты, соскоки.

Акробатические упражнения выполняют на специальных ак­робатических дорожках или гимнастических матах. Ими можно заниматься не только в специализированных залах, но и на от­крытых площадках.

Большое разнообразие акробатических упражнений, высокая эмоциональность, минимальная потребность в специальном обо­рудовании делают их доступными для занятий с различным кон­тингентом занимающихся и предоставляют педагогу широкие воз­можности для разностороннего воздействия на занимающихся.

В настоящее время без хорошей акробатической подготовки невозможно достичь высоких результатов как в спортивной, так и художественной гимнастике. Акробатические упражнения в основ­ном определяют трудность вольных упражнений. Кроме того, дви­гательные навыки и способности, развиваемые при выполнении акробатических упражнений, оказывают большую помощь в ос­воении упражнений других видов многоборья, а также в форми­ровании навыков самостраховки.

Акробатические упражнения находят все большее применение в основной и прикладных видах гимнастики (профессионально-прикладной, военно-прикладной, спортивно-прикладной). Они используются в подготовке летчиков, моряков, космонавтов, в занятиях с представителями актерской профессии и во многихвидах спорта (прыжки на лыжах и в воду, легкая атлетика, спортив­ные игры, фигурное катание и фигурное плавание, фристайл, прыжки на батуте, виды борьбы, водные лыжи, слалом и др.).

Акробатика — важное средство пропаганды спорта. Акробати­ческие упражнения необычайно зрелищны. Их используют в по­казательных выступлениях на спортивных праздниках в летних ла­герях отдыха, на стадионах, включают в театрализованные пред­ставления.

Акробатические упражнения, в основном вращательные и ба­лансовые, входят в «Комплексную программу физического вос­питания учащихся I —IX классов общеобразовательных школ», в программы по физвоспитанию средних и высших гражданских и военных специальных учебных заведений. Они применяются не только на уроках физической культуры, но и во внеурочных фор­мах занятий.

30. Методика оценки гимнастических упражнений

31. Понятие «попытка»

32.

Специфика гимнастических упражнений, особенно в спортив­ных видах гимнастики, требует строгого соблюдения соответству­ющих организационных и методических требований. Выполнение координационных сложных упражнений на гимнастических сна­рядах, упражнений по акробатике и др. при нарушении этих тре­бований всегда создаст реальную угрозу срыва, падения, неудач­ного приземления, что может привести к несчастному случаю.

Борьба со спортивным травматизмом — это борьба за созда­ние надлежащих условий для укрепления здоровья, за всесто­роннее физическое развитие учеников и обеспечение высокого уровня спортивного мастерства. Любые повреждения во время занятий травмируют гимнаста не только физически, но и психи­чески. Получив травму, гимнаст на некоторое время выбывает из строя, вследствие чего нарушается основной дидактический принцип — систематичность, понижается физическая и техни­ческая подготовленность, спортсмен теряет спортивную форму и трудоспособность. Но это только одна из отрицательных сто­рон травматизма. Препятствием для роста спортивного мастерст­ва гимнаста является психическая травма — гимнаст теряет уве­ренность, у него появляется боязнь самого снаряда, выполнение упражнения в полную силу, что сдерживает его спортивный рост. После повреждения он длительное время будет бояться выпол­нять не только то упражнение, при котором получил травму, но и другие рискованные упражнения. Во время их выполнения у спортсмена, помимо воли, возникают защитные реакции, преодолеть которые очень трудно. Иногда педагогу-тренеру прихо­дится тратить много времени и усилий на преодоление этого пси­хологического барьера, применяя разнообразные методы и прие­мы. Бывает и так, что педагогу так и не удается преодолеть бо­язнь спортсмена перед тем или иным элементом. Меры предуп­реждения травматизма являются не только важным условием укрепления здоровья, но и обеспечивает последовательный рост физической подготовленности и спортивно-технического мастер­ства гимнастов.

Анализ травм, встречающихся на занятиях и соревнованиях по гимнастике, свидетельствует, что основными причинами трав­матизма являются:

1. Несоблюдение правил организации занятий и соревнова­ний по гимнастике.

2. Нарушение методики и принципов обучения и тренировки.

3. Недостаточный уровень воспитательной работы среди гим­настов.

4. Недооценка или неправильное применение приемов стра­ховки и помощи во время выполнения упражнений.

5. Отсутствие систематического врачебного контроля и самоконтроля за состоянием здоровья спортсменов.

6. Нарушение соответствующих требований к подготовке мес­та занятий или соревнований и отсутствие регулярной проверки состояния спортивного инвентаря и оборудования.

7. Несоответствие одежды и обуви.

Чаще всего травматические повреждения происходят вслед­ствие нарушения правил организации и методики проведения за­нятий. Неправильная организация учебно-тренировочного про­цесса, несвоевременное начало и конец занятий, неправильное их построение, низкий уровень дисциплины учеников (опоздание на занятия, невнимательность и несерьезность, невыполнение требований преподавателя и нарушение правил техники безо­пасности), а также нарушение методики обучения и тренировки создают условия для травматизма и несчастных случаев.

Несвоевременное и неорганизованное начало занятий не да­ет возможности как следует проводить подготовительную часть, всесторонне подготовить опорно-двигательный аппарат и другие системы организма к выполнению сложных упражнений. Вслед­ствие этого могут быть растяжения и разрывы мышц, сухожи­лий и т. д.

Нарушение принципов последовательности и доступности час­то приводит к тому, что перед учениками ставят слишком слож­ные и непосильные задачи. Но, боясь показаться несостоятельным,гимнаст не отказывается от выполнения сложного упраж­нения, что часто приводит к срыву со снаряда с серьезным пов­реждением.

Гимнасты не всегда способны контролировать свои действия и возможности. Бывает и так, что под воздействием повышенно­го настроения, которое появляется после овладения каким-либо сложным элементом, гимнаст не чувствует утомления и готов повторять упражнение несколько раз: как следствие — срывы со снаряда и травмы.

Преподаватель должен предостеречь учеников от таких дей­ствий. Иногда гимнаст хочет танком от преподавателя продемон­стрировать перед своими товарищами какое-то сложное упраж­нение. Как правило, он это делает до занятий или после занятий, когда преподавателя нет. Действенным способом предотвраще­ния этих нарушений является систематическая работа среди уче­ников, воспитание у них сознательной дисциплины и ответствен­ного отношения к занятиям.

Одной из серьезных причин травматизма на занятиях по гим­настике является неправильное отношение к подготовке места занятий, к проверке состояния оборудования и инвентаря, к одеж­де и обуви спортсменов. Неправильное пользование гимнасти­ческими матами, небрежное отношение к установке перекладины, брусьев, колец, бревна и других снарядов может быть причиной серьезных травм. Поэтому преподаватель должен лично прове­рять состояние и подготовку того или иного снаряда к занятиям. Неплотно уложенные маты могут быть причиной повреждения голеностопных суставов. Ненадежно закрепленные винтами жер­ди брусьев или бревно могут во время выполнения упражнения внезапно опуститься и привести к падению гимнаста со снаряда. Неправильность подготовки подвесных систем (колец, поясов для страховки и пр.) также часто является причиной серьезных травм. Поэтому надо систематически проверять состояние гим­настических снарядов и срочно устранять неисправности.

Важной причиной травматизма является и отсутствие лечеб­ного контроля и самоконтроля. Иногда гимнаст приходит на за­нятия с плохим самочувствием из-за болезни или других откло­нений в состоянии здоровья. Не смотря на это, он старается вы­полнять все упражнения, что приводит к чрезмерному утомлению и очень часто заканчивается нежелательными последствиями. Чтобы предупредить такие явления, надо своевременно обра­щаться к врачу и советоваться с ним, а также сообщать препо­давателю о плохом самочувствии.

Самой распространенной причиной травматизма на занятиях по гимнастике является пренебрежительное отношение к страховке и помощи во время выполнения сложных и опасных упраж­нений. Статистика свидетельствует, что случаев травматизма в работе молодых преподавателей и тренеров, которые не имеют необходимого опыта и не владеют в достаточной мере навыка­ми страховки, значительно больше, чем у опытных. Вот почему специалисты по гимнастике должны систематически и настойчи­во овладевать широким арсеналом приемов страховки, поддерж­ки и помощи во время выполнения сложных гимнастических уп­ражнений. Это важный фактор предотвращения травматизма и повышения спортивного мастерства гимнастов.

Устранить спортивный травматизм можно целым комплек­сом разнообразных мер предосторожности, которые составляют содержание техники безопасности во время организации и про­ведения занятий.

Организация и методика проведения занятий. Строгое соблю­дение основных дидактических принципов педагогики (сознательность, систематичность, наглядность, доступность и др.) создает благоприятие условия для всестороннего развития занимающихся и достижения высокого уровня спортивного мас­терства. Соблюдение педагогического правила — от простого к сложному — обеспечивает создание надлежащего двигательного фундамента, на базе которого успешно формируются новые слож­ные двигательные навыки, обеспечивается двигательный опыт, развивается координация, повышается способность управлять параметрами и ориентироваться во времени и пространстве.

Специфика спортивной гимнастики заключается в том, что в ее содержание входит очень большое количество самых разно­образных упражнений, которые требуют соответствующего уров­ня мышечной силы, ловкости, гибкости, решительности и многих других двигательных и морально-волевых качеств. Невозможно, например, выполнить упор руки в стороны («крест»), если у гим­наста недостаточно развита сила мышечных групп плечевого поя­са, невозможно выполнять «шпагат», если гимнасту не хватает гибкости в тазобедренных суставах, нельзя выполнить сложного соскока, не обладая смелостью и т. п. Попытка выполнить такие упражнения без соответствующей подготовки часто заканчива­ется травмами. Для подготовки спортсмена к выполнению слож­ного упражнения в методике обучения и тренировке гимнастов широко применяются так называемые подготовительные специ­альные и подводящие упражнения.

Для предотвращения травматизма большое значение имеет методически правильное проведение общей и специальной разминок. Во время разминок следует всесторонне подготовить опорно-двигательный аппарат и другие системы организма к вы­полнению более сложных упражнений на снарядах. После об­щей разминки под руководством преподавателя обязательно на­до давать индивидуальную разминку с учетом особенностей каж­дого гимнаста. На каждом гимнастическом снаряде следует де­лать специальную разминку, учитывая его особенности.

Для предотвращения спортивного травматизма надо правиль­но регулировать физическую нагрузку на занятиях: она должна постепенно увеличиваться, а в конце занятий снова уменьшать­ся. Вследствие чрезмерной нагрузки может последовать утомле­ние, что нередко бывает причиной травм. Поэтому, дозируя наг­рузку, целесообразно чередовать работу разных мышечных групп и снаряды.

Чтобы предотвратить срывы, новые сложные и опасные эле­менты следует изучать в начале занятий, когда гимнасты еще не чувствуют усталости. Во время изучения сложных и опасных элементов надо широко применять разнообразные приемы облег­чения — помощь, уменьшение высоты снаряда, обеспечение на­дежной страховки, применение страхующихсредств.

Date: 2015-07-23; view: 1957; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию