Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Меры предупреждения травматизма при занятии гимнастикой

 

 

I.Характеристика травматизма при занятиях гимнастикой.

 

Гимнастика-одно из средств советской системы физического воспитания, однако, исполнение многих упражнений спортивной гимнастики связано о риском и возможностями спортивных повреждений (И.А*Крячко, А.М.Ланда, 1937; М.И.Куслик, 1937; А.М.Ланда и Н.М. Михайлова, 1953; Л.П.Орлов, 1958; МЛ.Ткран, 1965; В.Н*Зайцев,1972)По данным З.С.Мироновой(1967), до 30% из всех учтенных спортивных травм имело место при занятиях гимнастикой.

В.К.Добровольский (1960, 1967, 1970) отмечает, что существенные ошибки в методике и организации тренировок и соревнований, нарушения гигиенических требований при проведении занятий, неполноценный врачебный контроль и недочеты в воспитательной работе являются причинами спортивных повреждений, острых патологических изменений в организме спортсмена и различных по тяжести и длительности течения заболеваний. Имеют место и летальные исходы.

Следует отметить, как указывает Г.М.Асеев (1963), что среди тренеров распространено необоснованное представление о неизбежности травм и о неблагоприятном влиянии профилактических мероприятий на подготовку гимнастов. ВЛ(.Смородинов (1970) считает одной из причин большого числа травм у гимнастов незнание и игнорирование тренерами требований профилактики.

Материалы кандидатской диссертации В.Н.Зайцева (1972) положены в основу данной лекции.

Для углубленного изучения спортивного травматизма при занятиях гимнастикой недостаточно определять процент гимнастов,получивших повреждения. Процент получивших повреждения, как указывает В.К.Добровольский (1939, 1967), не является показателем травматичнооти того или иного вида спорта. Для этого необходимо выведение коэффициента травматичности (К) из расчета на 1000 чел.-час. занятий, по формуле:

 

По нашим исследованиям (В.Н.Зайцев, 1972),он составил 1,94. Это превышает данные В.К.Добровольского и В.А.Трофимове(1964, 1967),равные I,I.

 

 

1.1.Распределение травм по видам гимнастического многоборья, их

локализация и характер.

Наибольшее число травм – 27,9% встречается при упражнениях на перекладине и брусьях разной высоты. На втором месте по числу повреждений находятся упражнения на брусьях – 23, 5%. Третье место занимают вольные упражнения – 18, 4%. Более редко повреждения наблюдаются на коне с ручками и бревне – 11,3%, на кольцах 10,8% и при опорных прыжках – 5,8% (табл.1).

Таблица 1

Распределение спортивных травм по видам

гимнастического многоборья.

Гимнастические снаряды % травм

Вольные упражнения 18, 9

Конь с ручками, бревно 11,3

Кольца 10,8

Опорный прыжок 5,8

Брусья 23,5

Перекладина и брусья разной

высоты 27,9

Прочие снаряды 1,8

На основании изложенного следует особое внимание обратить на профилактику спортивных травм при занятиях на перекладине и брусьях. Распределение повреждений по частям тела (локализация) приведено в табл. 2. Таблица 2 Локализация спортивных травм у гимнастов
Части тела % травм

Голова: 4,7

из них:затылок 2,8

лоб 0,5

лицо 0,4

уши 0,1

шея 0,9

--------------------------------------------------------------------------------------------------------

Туловище: 9,9 из них: спина 5,6 грудь 1,8 живот 1,6 таз 0,9 -------------------------------------------------------------------------------------------------------
Верхние конечности: 49,7 из них: пальцы 7,8 ладонь 25,0 лучезапястный сустав 5,9 предплечье 1,4 локтевой сустав 2,8 плечо 4,3 плечевой сустав 1,9 ключица 0,6 -----------------------------------------------------------------------------------------------------
Нижние конечности:35,7 из них: пальцы 2,8 стопа 6,6 голеностопный сустав 7,1 голень 10,3 колено и коленный сустав 6,5 бедро 2,5
Как следует из табл.2, максимальное количество травм головы падает на область затылка – 2,8%. Редко встречаются повреждения ушей – 0,1%. Более половины повреждений туловища локализуются в области спины – 5,6%. Значительное место занимают травмы грудной клетки – 1,8%. Верхние конечности чаще повреждаются на ладонях (25%), в суставах пястьев и пальцев (7,8%) и в лучезапястных суставах (5,9%).На нижних конечностях преобладающее число повреждений приходится на голени (10,3%), стопы и пальцы (9,4%). Таблица 3 Локализация спортивных повреждений по видам гимнастического многоборья (в %)
Виды гимнастического многоборья Локализация травм  
Голова   Туловище     Верхние конечности     Нижние конечности    
           

 

 

Вольные упражнения 8,4 11,6 28,9 51,1

Конь с ручками, бревно 0,9 4,4 32,5 62,2

Кольца 4,5 13,6 68,8 13,1

Опорный прыжок - 17,1 22,9 60,0

Брусья 3,9 8,8 57,4 29,9

Перекладина и брусья

разной высоты 5,5 7,5 64,4 22,6

Прочие снаряды и

приспособления 16,2 29,7 19,0 -

 

В табл. 3 показано, что на вольных упражнениях редко повреждается голова – 8,4%, несколько чаще туловище – 11,6%, нижние конечности травмируются в 51,1%, верхние – в 28,9%.

При выполнении упражнений на коне с ручками и бревне преимущественно повреждаются верхние и нижние конечности (32,5%, 62,2%). В 4,4% имеют место повреждения туловища. Травмы головы встречаются редко – 0,9%.

В упражнениях на кольцах голова травмируется в 4; 5%, туловище в 13,6%, нижние конечности – в 13,1% случаев. Наибольшая нагрузка при выполнении упражнений на кольцах падает на мышечно-связочный аппарат плечевого пояса и рук. Этим можно объяснить большое количество повреждений верхних конечностей – 68,8%.

При выполнении опорных прыжков повреждения туловища составляют 17,1%, верхних конечностей – 22,9%, травм нижних конечностей – 29,9%.

На брусьях травмы головы зафиксированы в 3,9% случаев. Туловище повреждается в 8,8%. Основное количество травм падает на конечности: верхние – 57,4%, нижние – 29,9%.

При выполнении упражнений на перекладине и брусьях разной высоты травмы головы отмечаются в 5,5% случаев. Туловище травмируется в 7,5%. Верхние конечности – в 64,4%, нижние – в 22,6%. На занятиях гимнастикой используются различные «подсобные» снаряды (батут, канат, гимнастическая стенка и т.п.). Из общего числа учтенных травм на них голова повреждается в 16,2%, туловище – в 29,7%, верхние конечности – в 19%, часто страдают нижние конечности – 35,1%.

Анализ распределения травм по частям тела показывает, что в целом при занятиях спортивной гимнастикой они локализуются чаще на верхних конечностях, меньше – на нижних, голове, туловище.

 

1.2.Виды спортивных повреждений и их тяжесть.

 

Наиболее часто при занятиях гимнастикой наблюдаются ушибы – 33,2%. Второе место занимают потертости и ссадины – 31,6%. Растяжение связок составляет 22,5%. Вывихи суставов наблюдаются в 5,8%. (Табл.4.).

Таблица 4

Распределение спортивных повреждений

по видам травм

№ пп Виды травм % травм

1. Ушибы 33,2

2. Повреждения мышц и сухожилий 1,5

3. Растяжение связок 22,5

4. Потертости, ссадины 31,6

5. Вывихи 5,8

6. Трещины и переломы 4,5

7. Сотрясение мозга 0,9

 

 

Вывихи в суставах являются одной из наиболее тяжелых спортивных травм, в связи с чем преподавателям-тренерам необходимо особое внимание уделять их профилактике. Трещины и переломы костей составляют 4,5% от общего количества травм. Повреждения мышц и сухожилий встречаются в 1,5%. В 0,9% регистрируются сотрясения мозга. Виды спортивных травм распределяются следующим образом по гимнастическим снарядам. Ушибов учтено: на брусьях – 27,0%, перекладине и брусьях разной высоты – 23,5%, в вольных упражнениях – 21,7%. Значительно реже ушибы имеют на коне с ручками и бревне – по 13,6%, опорных прыжках – 7,2%, кольцах – 4,7% и на «подсобных» снарядах – 2,3%. Повреждение мышц и сухожилий чаще наблюдается на вольных упражнениях и кольцах (по 29,6%), несколько реже – на перекладине и брусьях разной высоты – 18,6%, опорных прыжках – 14,8% и еще реже на брусьях – 7,4%. Наибольшее число растяжений связок (37,0%), значительно меньше на брусьях – 13,4%, перекладине, брусьях разной высоты – по 10,8%, на коне с ручками и бревне – по 8,3%. Из всех зарегистрированных потертостей и ссадин основная масса отмечена на перекладине и брусьях разной высоты – по 4,5%; 26,5% - при упражнениях на брусьях; по 12,6% - на коне с ручками и бревне. На кольцах потертости имеют место в 10,0% случаев. В 29,3% вывихи суставов гимнасты получают на брусьях, в 21,7% - на вольных упражнениях, по 18,9% - на перекладине и брусьях разной высоты. Реже на коне с ручками и бревне – по 12,2%, кольцах – 11,3%, при опорных прыжках – 5,7% и на «подсобных» снарядах – 0,9% случаев. Трещины и переломы костей в большинстве встречаются при упражнениях на перекладине, брусьях разной высоты, брусьях и вольных упражнениях. Среди зафиксированных сотрясений мозга 44,1% были получены при упражнениях на перекладине, 23,5% - на вольных упражнениях, по 17,7% - на кольцах и брусьях. На «подсобных» снарядах чаще наблюдаются ушибы – 42,5%, потертости и ссадины – 33,3%, растяжения связок – 21,2%. Таким образом, можно констатировать следующее: наиболее частыми спортивными повреждениями у гимнастов являются ушибы, потертости, ссадины и растяжения связок, самой редкой травмой – сотрясение мозга. Тяжесть спортивных травм определяется в соответствии с классификацией, предложенной В.К.Добровольским (1964) (табл.5). Таблица 5 Распределение травм по тяжести
Тяжесть травм % травм

Очень легкие травмы без потери спортивной

трудоспособности 15,6

Легкие травмы с потерей спортивной трудоспособности

до 15 дней 69,0

Травмы средней тяжести – потеря спортивной

трудоспособности от 15 до 60 дней 11,8

Тяжелые и очень тяжелые травмы с потерей спортивной

трудоспособности свыше 60 дней или с

последующей спортивной инвалидностью 3,6

 

 

 

При занятиях гимнастикой большинство составляют легкие травмы – 69%. Очень легкие повреждения (без потери спортивной трудоспособности) зарегистрированы в 15,6% случаев от общего числа травм. Повреждения средней тяжести отмечаются в 11,8%. Тяжелые и очень тяжелые травмы наблюдаются в 3,6% случаев от общего количества травм.

Очень легкие повреждения чаще встречаются при тренировке на перекладине и брусьях разной высоты – по 36,4%, значительно реже на коне, бревне и брусьях (по 17,2%); в упражнениях на кольцах они составляют 13,9%, на вольных упражнениях – 7,0% и опорных прыжках – 7,3%.

Легкие травмы отмечаются при упражнениях на брусьях в 25%, перекладине – в 23,7% и в вольных упражнениях и бревне – в 22% случаев.

Повреждения средней тяжести часто встречаются на перекладине – 35,5% и значительно реже на брусьях – 25,2% и в вольных упражнениях – 17,3%. При тренировке на кольцах они имеют место в 9,9%, на опорных прыжках – в 7,6%. Наименьшее число травм средней тяжести было зарегистрировано в упражнениях на коне – 3,7% и на «подсобных» снарядах – 0,9%.

Из общего числа тяжелых травм (по 44%) падает на перекладину и брусья разной высоты, 19,7% - на брусья, по 16,6% - на вольные упражнения и бревно, 10,6% - на кольца и 9,1% - на опорные прыжки.

 

1.3. Распределение травм в зависимости от степени

спортивно-технической подготовленности гимнастов

и периодов спортивной тренировки.

 

Несомненное практическое значение имеет установление особенностей травматизма у гимнастов, имеющих различную спортивно-техническую подготовленность. Процент травм и коэффициент травматичности у гимнастов, имеющих различные спортивные разряды, приведены в табл.6.

Таблица 6

Коэффициент травматичности в зависимости от

разряда гимнастов

Спортивный разряд получившего травму % травм Коэффициент травматичности

Без разряда (новички) 5,0 2,2

IIIразряд8,0 3,5

II разряд19,8 4,4

I разряд17,6 2,4

Кандидат в мастера спорта14,6 2,0

Мастер спорта 35,0 2,1

 

 

 

Из табл.6 видно, что хотя наибольший процент травм получен мастерами спорта, гимнастами IIиI разрядов, однако, по коэффициенту травматичности второразрядники занимают первое, третьеразрядники – второе и перворазрядники – третье место, мастера же спорта и кандидаты в мастера – 5-е и 6-е место.

Необходимо обратить особое внимание на профилактику повреждений у гимнастов II разряда, которые при переходе к программеI спортивного разряда встречают много трудностей.

Распределение травм по временам года (месяцам) и по периодам спортивной тренировки выглядит следующим образом. После лета общеечисло травм и коэффициент травматичности резко возрастает – с 0,3 в августе до 2,8 в октябре и затем несколько снижается, доходя в ноябре до 2,1. Максимальное число травм и наибольший коэффициент травматичности (3,0) приходится на апрель. Это объясняется нарастанием утомления и связаным с ним некоторым снижением трудоспособности у гимнастов. Нельзя, по-видимому, исключать и влияние развивающегося к весне гиповитаминоза.

В мае и июне коэффициент травматичности снижается до 1,2 – 1,3. Следует особо подчеркнуть, что травмы чаще появляются в подготовительном периоде тренировки и, особенно, после длительного отдыха.

Необходимо в целях лучшей профилактики травм тщательно продумывать планирование учебно-тренировочного процесса, особенно в подготовительном периоде тренировки, грамотно составлять календарь соревнований.

 

II. Механизмы и причины спортивных повреждений у гимнастов.

 

Успешная профилактика спортивных травм возможна лишь при анализе причин и механизмов повреждений, который следует осуществлять, используя классификацию механизмов спортивных повреждений, предложенную И.А.Крячко (1937), по следующей схеме:

Схема Пример

Общая причина (из группыНедочеты и ошибки в методике

основных причин).обучения и тренировки гимнастов.

Конкретная (частная причина).Недостаточное умение применить

самостраховку при падении.

Непосредственная причина. Выставление рук при падении.

Механизм повреждений. Движения превышающие

физиологические пределы подвижности

сустава при внезапной опоре

(о мат, ковер) и т.д.

Травма (вид и локализация Растяжение сумки и связочного

повреждений).аппарата лучезапястных суставов.

 

 

Как видно из табл. 7, наибольшее число травм – 58,6% обусловлено трением частей тела гимнастов о снаряд, гимнастический ковер, одежду и обувь.

 

 

Таблица 7

Механизмы спортивных травм у гимнастов в %

Механизмы возникновения травм %

1.Трение частей тела гимнаста о снаряд, гимнастический

ковер, одежду и обувь 58,6

2.Удар при падении 24

3.Движения, превышающие по амплитуде

физиологические пределы 14,5

4.Чрезмерно резкие некоординированные движения 2,9

 

На вольных упражнениях этот механизм травм составляет 1,3%, на коне и бревне – по 2,2%, на кольцах – 5,4%, на опорных прыжках – 2,2%, в упражнениях на брусьях – 29,5%, на перекладине и брусьях разной высоты – 59,4% от числа травм, приходящихся на данный механизм повреждений. Вторым по частоте механизмом травм является удар при падении, зарегистрированы в 11,6%. На кольцах они составляют всего 0,8%. Максимальное число травм вызвано ударом при падении на брусьях, бревне – 34,6% и перекладине – 25,4%.

Третьим по частоте механизмом спортивной травмы являются движения, превышающие по амплитуде его физиологические пределы, т.е. повреждения, вызываемые по механизму тяги, в некоторых случаях в сочетании со скручиванием (14,5% от всех травм).

На отдельных видах гимнастического многоборья движения, превышающие по амплитуде физиологические пределы, вызвавшие травмы, чаще встречаются на вольных упражнениях и бревне – по 39,3%, значительно реже на кольцах – 17,7%, опорных прыжках – 12,6%, перекладине и брусьях разной высоты – по 11,4%, брусьях – 11,4% и коне с ручками – 7,6%.

Чрезмерно резкие некоординированные движения вызывают 2,9% всех травм. Этот механизм травм наблюдается на вольных упражнениях и бревне в 31,3% в опорных прыжках – в 25%, на кольцах – в 18,7%, на перекладине, брусьях разной высоты и коне с ручками – в 6,3% случаев.

Анализ механизмов повреждений на отдельных видах гимнастического многоборья показывает, что на вольных упражнениях чаще травмы вызываются движениями, превышающими по амплитуде физиологические пределы – 56,4%, значительно реже ударом при падении – 23,3%.

При тренировке на коне с ручками большинство травм обусловлено ударом нижних конечностей о тело и ручки коня – 21,2%. Движения, превышающие по амплитуде физиологические пределы, вызвали 18,2% повреждений.

Последний механизм в 40% случаев встречается на кольцах. Необходимо заметить – основная часть травм на кольцах вызвана трением о снаряд, приводящим к потертостям ладонных поверхностей – 48,6%.

На опорных прыжках в 44,7% случаев травмы вызваны ударом при падении, в 26,3% - движениями, превышающими по амплитуде физиологические пределы, в 18,5% - трением частей тела о снаряд. Чрезмерно резкие некоординированные движения вызывает 10,5% повреждений.

При занятиях на брусьях и перекладине большинство травм возникает в результате трения частей тела гимнаста о снаряд (соответственно 63,5 и 80,9%). Удары при падении вызывает 30,4% травм на брусьях и 14,1% при тренировке на перекладине. Движения, превышающие по амплитуде физиологические пределы, в упражнениях на брусьях и перекладине составляет соответственно 6,1 и 3,8%.

Механизмы спортивных травм находятся в непосредственной связи с причинами их возникновения. Классификация причин спортивного травматизма разработана В.К.Добровольским (1960, 1967).

При выяснении причин спортивных травм, в каждом конкретном случае, часто оказывается, что повреждение произошло в результате совместного действия ряда причин, а не одной изолированной, в связи с чем В.К.Добровольский (1967) выделяет основные и сопутствующие причины, которые в зависимости от условий, при которых произошла травма, могут быть то основными, то сопутствующими (табл.8).

Таблица 8

Основные и сопутствующие причины травм

Основные Сопутствующие

1.Недочеты и ошибки в методикеа) недочеты в организации занятий;

занятий.б) состояние занимающихся;

в) неблагоприятные гигиенические

условия;

г) особенности техники выполнения

упражнения.

2. Особенности техники выполненияа) недочеты в организации занятий;

упражнения. б) недочеты в методике занятий.

3.Недочеты в организации занятий.а) поведение занимающихся;

б) недочеты в методике занятий.

4.Материально-техническое обеспечение. Недочеты в организации занятий.

5.Поведение занимающихся. Состояние занимающихся.

6.Состояние занимающихся. а) недочеты в методике занятий;

б) недочеты в организации занятий.

7.Гигиенические условия.а) состояние занимающихся.

б) недочеты в методике занятий.

 

Следует отметить. Что классификация, предложенная В.К.Добровольским (1967). Дает возможность с достаточной четкостью установить в каждом отдельном случае причины получения повреждения. Она доступна в практической работе тренеров и проверена временем.

Анализ причин отдельных травм у гимнастов показывает, что недочеты и ошибки в методике занятий в основном имеют место на перекладине и брусьях разной высоты – по 33,8%, брусьях – 27,3% и вольных упражнениях и бревне – 17,5% (табл.9).

Особенности техники выполнения упражнений вызывает наибольшее число повреждений при тренировке на коне с ручками и бревне – по 34,2%, брусьях – 21,6%, перекладине и брусьях разной высоты – по 20% и в вольных упражнениях – 16,7%.

Недочеты в организации занятий чаще имеют место на коне с ручками и бревне – по 28%, брусьях – 27%, перекладине и брусьях разной высоты – по 22,7%.

Неполноценное материально-техническое обеспечение мест занятий, как причины травм, зарегистрировано на вольных упражнения в 33,1%, перекладине и брусьях разной высоты – по 25,7%,брусьях – в 15,5% и опорных прыжках – в 14,9% случаев.

Поведение занимающихся, как причина травм, имеет место при тренировке на перекладине и брусьях разной высоты – 24,8%, брусьях – в 23,1%, вольных упражнения, бревне и коне с ручками – по 14,9%. Дефекте поведения занимающихся проявляются в форме выполнения упражнений без разрешения тренера, невнимательном отношении к технике правильного приземления после соскока, неправильном использовании магнезии и канифоли, недисциплинированности.

Состояние занимающихся (недомогание, усталость, перетренировка и т.п.) во время занятий приводит к 37,1% травм на перекладине и брусьях разной высоты, 24,6% - на кольцах и 23,9% - в упражнениях на брусьях.

Гигиенические условия (низкая температура в зале, несоответствующие освещение.Запыленность воздуха) служат причиной большинства травм на всех видах гимнастического многоборья.

На вольных упражнениях и акробатических прыжках большинство повреждений связано с недочетами и ошибками в методике проведения занятий – 40,5%, на втором месте стоит недоброкачественное оборудование мест занятий – 16,8%, на 3-ем – особенности техники выполнения упражнений, особенно акробатических прыжков – 15,6%.

На коне с ручками, в отличие от других снарядов, большинство травм вызвано особенностями техники выполнения упражнений (низкая «посадка» в упоре, согнутые в коленях ноги, малая амплитуда движений туловищем и ногами.Неправильный перенос веса с руки на руку) – 54%. Недочеты в методике проведения занятий, как причина травм, имеют место в 16% случаев.

На кольцах основной причиной травм является недочеты и ошибки в методике занятий – 47,5%, на втором месте - неудовлетворительное состояние занимающихся (плохое самочувствие, боли в мышцах, плечевых и локтевых суставах и т.п.) – 18,9%, на 3-ем месте – плохое поведение занимающихся – 12,4%.

При упражнениях на брусьях недочеты и ошибки в методике занятий составляют 50,9%, особенности техники выполняемого упражнения – 16,2%, неудовлетворительное состояние занимающихся – 8,4%.

Основные причины травм на перекладине те же, что и при занятиях на брусьях (соответственно 53,2; 12,8; 11%).

При выполнении упражнений на различных «подсобных» снарядах (канат, гимнастическая стенка, батут) в 30% случаев причины травм не известны. В 24,2% травмы вызываются недочетами и ошибками в методике проведения занятий, в 18,2% травмы обусловлены нарушениями дисциплины, невнимательностью, тренировкой в отсутствии преподавателя, в 15,2% причиной травм являются особенности техники выполняемого упражнения. Недочеты в организации занятий составляет 9,1%.

Исследования В.К.Добровольского (1960, 1967, 1970), Е.Кузьмина (1962), Е.И.Рыбниковой (1965), В.Н.Зайцева (1965) и др. свидетельствуют о том, что основными причинами травматизма при занятиях спортивной гимнастикой являются (табл.9):

-недочеты и ошибки в методике проведения занятий;

-особенности техники выполнения упражнений;

-неполноценное материально-техническое обеспечение мест занятий;

-состояние занимающихся.

Таблица 9

Причины спортивных травм в гимнастике

№№ пп Причины травм %% травм
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Недочеты и ошибки в методике занятий Особенности техники выполнения упражнения Неполноценное материально-техническое обеспечение мест занятий Неудовлетворительное состояние занимающихся Несоответствующее нормам поведения занимающихся Недочеты в организации занятий Несоответствующие нормам гигиенические условия Прочие причины 43,9 17,4 9,6 8,4 6,7 4,9 4,7 4,4

 

III. Профилактика спортивного травматизма при занятиях гимнастикой.

 

Основными мероприятия попредупреждений в спортивной гимнастике должны являться:

1.Полноценная методика обучения и воспитания в процессе занятий.

2. Общая и специальная физическая и психологическая подготовка, предшествующая изучению сложных гимнастических упражнений.

3. Формирование путем применения специальных упражнений навыков самостраховки, начиная с первых шагов обучения и в течение всей последующей спортивной деятельности гимнаста.

4.Ознакомление занимающихся в процессе обучения с «опасным» положениями в технике гимнастических упражнений путями и методиками, позволяющими избегать их.

5.Использование специальных подводящих упражнений, способствующих получению правильных представлений, ощущений и навыков в выполнении гимнастических упражнений.

6. Проведение «специальной разминки» в целях тщательной подготовки организма к выполнению сложных упражнений.

7. Обеспечение надежной, но не чрезмерной, страховки во время обучения и тренировки.

8. Полноценная подготовка участников к соревнования.

9. Полноценное отражение в планировании и учете работы мероприятий, обеспечивающих профилактику травматизма и органическое включение их в учебно-тренировочной процесс.

Анализ литературы, результаты изучения травм, полученных гимнастами, данные анкетного опроса спортсменов, преподавателей и тренеров и, наконец, педагогические наблюдения на занятиях и соревнованиями возможность систематизировать все профилактические мероприятия в предлагаемой схеме (рис.1.). Центральное место в профилактике травматизма занимает рациональная методика проведения тренировочной работы по спортивной гимнастике.


 

3.1. Особенности профилактики спортивных травм,

применительно к отдельным видам гимнастического многоборья.

 

На вольных упражнения и акробатических прыжках необходимо систематически указывать занимающимся на «опасные» положения и ошибки в технике выполнения акробатических элементов, тщательно следить за правильной укладкой ковра, акробатической дорожки, наличие канифоли. Крайне существенны полноценная страховка и помощь, когда разучиваются новые акробатические элементы и соединения. К страховке и помощи должны привлекаться участвующие в занятиях гимнасты. При выполнении акробатических соединений следует особенно внимательно следить за «недокручиванием» и «перекручиванием. На случай «перекручивания» гимнаст должен быть обучен переходу в кувырок (то же и на гимнастическом бревне). Особое внимание необходимо обратить на обучение навыкам самостраховки.

На коне с ручками необходимо особое внимание уделять специальной подготовке мышечно-связочного аппарата лучезапястных суставов и всего плечевого пояса, обучать гимнаста правильному положению в упоре, использовать защитные приспособления (наколенники, напульсники, вело-перчатки), вспомогательные снаряды (козел, плинт, «грибок».Конь с ручками).

Несмотря на технические трудности в выполнении приемов помощи и страховки, следует использовать их до полного освоения элемента. Соответственно особое значение приобретает обучение самостраховки.

При занятиях на кольцах особенно существенны подготовка мышечно-связочного аппарата плечевого пояса и плечевых суставов; полноценная специальная разминка. Обязательная проверка перед упражнениями специальная разминка, обязательная проверка перед упражнениями целости тросов, хорошей фиксации колец на необходимой высоте, ровной поверхности колец и состояние мест приземления.

При оказании страховки следует находиться ближе к гимнасту и в тоже время не мешать ему. При выполнении гимнастом соскока сальто вперед, при «недокручивании» оказывается поддержка под спину, при «перекручивании» - под грудь. При выполнении соскока сальто назад основное внимание должно быть направлено на возможность «перекручивания», срадающий должен поддерживать гимнаста под спину.

Необходимо тщательно изучать приемы самостраховки, в частности, умению падать из стойки на руках.

На опорных прыжках необходимы: тщательная установка снаряда и подготовка мест разбега и приземления, исключающая возможность ушибов о посторонние предметы у стены зала и т.п.; формирования у гимнастов умения падать при неудачном приземлении. Особенно важна полноценная страховка. При выполнении прыжков о дальнюю половину коня страхующий должен находиться в 3 – 5м. от коня. Бучи готовым подстраховать гимнаста в случае падения. Если выполняется прыжок переворотом вперед или в сторону, страхующий обязан стоять у дальней части коня, чтобы быть готовым придержать гимнаста под спину в случае «перекручивании» или малой амплитуды полета. Если гимнаст «перекручивает», то он должен быть обучен при приземлении умело выполнять кувырок и вставать.

На брусьях основное внимание для профилактики травм следует обратить на подготовку мышечно-связочного аппарата верхних конечностей и туловища гимнаста.

Помощь необходимо преимущественно в случае неуверенного выполнения данного элемента. Страховка осуществляется путем поддержки под спину или грудь гимнаста. Особое внимание необходимо обратить на страховку элементов, связанных с вращением и отпусканием рук над или под жердями. Страхующий должен находиться возможно ближе к спортсмену, но не мешая ему. При обучении сложным элементам необходимо использовать различные технические приспособления (поролоновые муфты на жердях, поролоновые маты и ямы, и т.п.).

При занятиях на перекладине и брусьях разной высоты особенно необходимо: хорошая специальная разминка, уход за руками и контроль за состоянием ладонных поверхностей (при появлении трещин и болей уменьшать нагрузку или прекращать тренировку), заострить внимание занимающихся на «опасных» с точки зрения травматизма моментах в технике выполнения элементов и не способы их преодоления; психологическая подготовка гимнаста к возникающим «страхогенным» моментам; использование при страховке технических средств (подвесная лонжа, «петли», ямы наполненные поролоном, поролоновые муфты на грифе перекладины или жерди, тренажеры и т.п.).

Когда выполняются элементы небольшой амплитуды, страхующий должен стоять непосредственно под снарядом, при расстоянии не менее 1м.

Срыв чаще всего происходит в момент. Когда тело гимнаста находится под углом 45 градусов. При нарушении технической основы элемента страхующий должен ожидать возможность срыва, и главное внимание следует обращать на появление признаков ослабления хвата. При ослаблении его страхующие должны предупредить падание. В момент соскока страхующие располагаются на таком расстоянии от перекладины (жерди), при котором имеется возможность подстраховки гимнаста еще в полете и предотвратить удар спортсмена о снаряд или маты.

 

3.2. Методические и организационные требования,

направленные на предотвращение травматизма.

 

Для успешного разрешения задач учебно-тренировочного процесса и профилактики травматизма необходимо использовать разработанные нами и проверенные на практике дополнения к планированию учебного материала, которые включат:

1.Организационно-методические указания, направленные на профилактику спортивных травм.

2. Индивидуальные беседы с гимнастами по вопросу профилактики травматизма.

3. «Недочеты» в обучении основным гимнастическим элементам.

4.Опрос занимающихся, получивших травмы.

5.Причины,механизмы, возможные локализации повреждений и пути предупреждения травм в процессе обучения.

6.Методы страховки, помощи и самостраховки основных гимнастических элементов.

Придуманная организация учебно-тренировочных занятий и соревнований по гимнастике способствует резкому сокращению травм.

До начала занятий и соревнований необходимо проверить состояние инвентаря и оборудования, а также костюм и обувь гимнаста.

Нельзя допускать самостоятельных занятий малоопытных гимнастов без преподавателя. Следует категорически запрещать ученикам, даже входить в зал без команды преподавателя.

Во время проведения занятий добиваться соблюдения порядка и дисциплины, точного и своевременного выполнения команд и распоряжений.

Правильно размещать снаряды, в целях исключить возможные столкновения гимнастов, чтобы свет не падал в глаза занимающихся, они должны хорошо видеть снаряды и места приземления.

Необходимо тщательно проверить крепление снарядов, укладку гимнастических матов (без просветов и в соответствии с характером выполняемых соскоков); качество магнезии, а также дорожек и канифоли (перед опорными прыжками).

Занятия необходимо начинать с хорошей разминки, позволяющей подготовить занимающихся к выполнению изучаемых упражнений.

Содержание гимнастических упражнений должно соответствовать возрасту, полу и уровню подготовленности занимающихся. С целью профилактики спортивного травматизма и успешного овладения упражнениями необходимо подбирать соответствующие общеразвивающие упражнения и учитывать физические возможности занимающихся и их спортивную подготовленность.

С помощью многократных повторений общеразвивающих упражнений и упражнений на гимнастических снарядах необходимо вырабатывать специальную гимнастическую выносливость; что касается общей выносливости, то она должна осуществляться на основе общефизической подготовки и нормативов комплекса ГТО.

В подготовительной и основной части занятий необходимо выполнять специальные упражнения самостраховки, обеспечивающие формирование качеств, необходимых для успешного овладения программного материала и профилактики травматизма. Желательно строго соблюдать определенную последовательность в овладении упражнениями.

Довольно часто травмы являются следствием переутомлением гимнастов, надо обращать внимание на следующие его признаки:

-резкое снижение внимания;

-ухудшение качества выполнения упражнений;

-нарушение координации движений;

-усиление потоотделения, покраснение кожи лица;

-некоторое повышение возбудимости занимающихся, которое обычно сказывается в тех или иных нарушениях дисциплины.

Для предупреждения переутомления необходимо:

-чередовать нагрузки;

-разучивать новые элементы или комбинации в начале основной части урока;

-после выполнения упражнений, требующих значительных усилий и большого риска, не следует давать упражнения, основанные на большой точности и сложной координации.

При объяснении нового упражнения необходимо обратить внимание занимающихся на тех элементах, неправильное выполнение которых может привести к неприятным последствиям.

Постоянно опрашивать занимающихся об их самочувствии, а также следить за их состоянием.

 

3.3.Необходимые условия для профилактики травм при

изучении техники выполнения гимнастических упражнений.

 

Для успешного решения задачи овладения техникой гимнастических упражнений и профилактики травм следует умело применять страховку и помощь. Для этого необходимо:

-знание техники разучиваемых элементов, соединений и комбинаций, а также наиболее опасных моментов в них;

-знание индивидуальных особенностей учеников;

-уметь внимательно следить за выполнением упражнений от начала до конца и особенно за соскоками и приземлением;

-убедить занимающихся в том, что выполнение изучаемых элементов безопасно;

-знать приемы страховки и помощи для каждого упражнения и в совершенстве уметь их применять;

-применять, где надо, индивидуальную страховку и помощь, либо групповую (особенно при выполнении сложных элементов и соединений);

-обладать достаточной физической силой, быстротой и ловкостью, чтобы поддерживать занимающегося при неудаче.

Для обеспечения безопасности применять различные технические средства обучения и защитные приспособления:

-ручные и подвесные и пояса для страховки на брусьях, перекладине, кольцах, а также при опорных и акробатических прыжках;

-тент из брезента для страховки соскоков с перекладины, колец, брусьев, прыжков (опорных и акробатических);

-различные амортизирующие устройства для колец, коня, прыжков;

-поролоновые маты, «ямы», заполненные поролоновыми обрезками;

-накладки (лучше лосевые), бандажи, наколенники, голеностопники, шерстяные манжетки, перчатки, петли, петли из хлопчатобумажных ремней для привязи к перекладине и кольцам.

Занимающихся гимнастикой необходимо обучать приемам помощи, страховки и самостраховки, параллельно с изучением гимнастических упражнений. Повышать активность на занятиях, уметь выходить из опасных положений, прекращая упражнения и соскакивая со снаряда, изменяя упражнения, выполняя дополнительные движения или своевременно дополнительно опираясь о снаряд, для того, чтобы уменьшить скорость или погасить инерцию маха или кача.

Необходимо обучать всех занимающихся умению безболезненно падать при любой возможной ситуации.

При падении назад необходимо сгруппироваться, при падении вперед сделать или кувырок вперед или принять упор лежа, сгибая руки, а при падении на бок прижать руки к туловищу и максимально напрячь мышцы всего тела, т.к. падение с расслабленными мышцами обычно приводит к серьезным травматическим повреждениям.

Напомнить занимающимся, что они не имеют права:

1. Выполнять упражнение, пока не осознают и не продумают его.

2. Делать плохо освоенные движения без страховки.

3. Выполнять упражнения на снарядах без разминки.

4. Делать сложные движения в усталом состоянии.

 

3.4. Методика совершенствования спортивного

мастерства гимнастов в плане профилактики травматизма.

 

В целях профилактики травматизма на занятиях по спортивной гимнастике необходимо совершенствовать силу, гибкость, выносливость, скорость и ловкость, т.к. без этого не возможно формирование двигательных навыков.

Общая физическая подготовка:

-упражнения со штангой, гантелями, резиновыми амортизаторами как в основной, так и, в большинстве своем, заключительной части занятий. Включение вышеуказанных упражнений в утренней зарядке. Развитие силы в голеностопных, локтевых и плечевых суставах, в сочетании с упражнениями на гибкость и расслабление;

-развивать скорость, выполняя в быстром темпе общеразвивающие упражнения, пробегая короткие отрезки, прыгая в длину и высоту и т.д.;

-для выработки выносливости – бег на средние и длинные дистанции, игры с мячом;

-ловкость преобретается во время игры с мячом, прыжков на батуте, борьбе и т.п. особенно в период активного отдыха.

Специальная физическая подготовка включает:

-для развития силы – упражнения на кольцах, перекладине, брусьях и с амортизаторами;

-для развития гибкости – общеразвивающие упражнения на ковре, гимнастической стенке, скамейке, перекладине, кольцах;

-для развития ловкости и скорости – акробатические и опорные прыжки, бег на 20 м;

-для развития выносливости - прыжки со скакалкой, продолжительные серии упражнений на снарядах и ковре.

Необходимо развивать те группы мышц, где сила, гибкость и т.п. недостаточно развиты для освоения необходимых гимнастических упражнений.

Главная задача технической подготовки гимнастов – обучение их конкретным упражнениям, формирование конкретных двигательных навыков, одной из частных задач является профилактика возможных повреждений.

Для создания предварительного представления о упражнении:

-ознакомить учеников с названием упражнения в соответствии с принятой терминологией;

-продемонстрировать технику его выполнения (кинограммы, фотографии, схемы, личный показ) с указанием основных моментов, могущих привести к травме;

-объяснить технику, сообщая при этом пространственные и временные характеристики движений;

-разрешить пробные попытки.

Чтобы снизить боязнь гимнастов получит ь травму необходимо:

-подобрать ряд подводящих упражнений;

-применить предохранительные устройства (подвесной пояс, петли, накладки, наколенники и т.п.);

-убедить занимающегося в безопасности выполнения изучаемого упражнения, воспитать у него веру в тренера, в некоторых случаях заставит выполнять требуемое упражнение, обеспечивая при этом надежную страховку;

-обучить приемам страховки.

Для разучивания упражнений необходимо:

-уточнить представление об упражнении, указать еще раз на опасные моменты в технике изучаемого элемента, соединения;

-научить гимнастов вести самоконтроль за своими действиями, проводить его систематически, отсутствие самоконтроля может явиться причиной срыва, травмы.

Для устранения возможных ошибок необходимо:

-уточнить еще раз представления об изучаемых элементах;

-контролировать свои действия;

-анализировать объяснения преподавателя;

-напоминать о причинах возможных травм на данном элементе и путях их профилактики.

К травме может привести закрепленная ошибка, для ее устранения необходимо использовать следующие приемы:

-на некоторое время прекратить выполнение элемента, чтобы затормозить условнорефлекторные связи и избежать травм;

-переучить элемент в другую сторону, если это возможно;

- воспользоваться приемом «от трудного к легкому»;

-усилить страховку ручным или подвесным поясом, использовать «петли», наколенники, накладки, поролоновые маты, поролоновые прокладки (щитки), чтобы устранить отрицательные действия защитного рефлекса, мешающего овладеть правильной техникой. Изучить надежные способы самостраховки;

-применить словесный отчет о проделанном упражнении.

При правильном выполнении элемента необходимо перейти к закреплению и совершенствованию двигательного навыка. Этого можно достигнуть:

-многократным повторением основного упражнения;

-варьировать двигательные задачи, изменять задание, обучать вариантам техники выполнения данного элемента;

-изменить высоту снаряда, переставлять их на другое место;

-соединить данный элемент с другим;

-включать разученный элемент в различные комбинации;

-выполнять упражнения на тренировках, проводимых в непривычных условиях, в непривычной обстановке, на снарядах различного качества, с применением «сбивающих» факторов (музыка, аплодисменты, вспышки фото-блица и т.п.), тщательно продумав страховку.

Неудачное выполнение упражнений на тренировках и особенно на соревнованиях (травмы, падения, проигрыш в соревнованиях более слабому сопернику и др.) у отдельных гимнастов сопровождается сильными эмоциональными переживаниями. В связи с этим часто возникают астенические эмоции: чувство страха, неуверенность в своих силах.

Для воспитания воли у гимнастов необходимо:

-выяснить причины возникновения трудностей;

-воспитать у занимающихся уверенность в своих силах и умение преодолевать возникшие трудности (путем убеждения и ярких примеров);

-стимулировать гимнастов на преодоление субъективных трудностей созданием облегченных условий выполнения упражнений;

-воспитать у гимнастов способность к «самоприказам» при возникновении трудностей и необходимости их преодоления;

-воспитать у гимнастов положительное отношение к трудностям и развивать у них навыки их преодоления;

-необходимо на тренировках увеличить трудности постепенно, с учетом индивидуальных особенностей;

-давать задания на преодоление чувства страха;

-развивать внимание гимнастов на тренировке (игровые и соревновательные задачи);

-привить устойчивый интерес к занятиям гимнастикой;

-разъяснить задачи и перспективы занятий гимнастикой;

-повысить чувство ответственности каждого гимнаста перед самим собой и коллективом в целом;

-акцентировать внимание гимнастов на принципе сознательности;

-предъявлять к спортсменам высокую требовательность;

-применять методы поощрения и порицания;

-создавать благожелательное, сочувственное отношение товарищей по тренировке.

Подготовка к участию в соревнованиях:

-перед соревнованием необходимо специально «настраивать» гимнастов на участие в них, воспитывать уверенность в своих силах развивать стремление к достижению наилучших результатов;

-за день-два до старта нужно иногда отвлекать внимание гимнастов от предстоящих соревнований;

-провести хорошую разминку и массаж, при повышенной возбудимости гимнастов разминка и массаж должны быть спокойными, но продолжительными, а при пониженной возбудимости – энергичными и сравнительно кратковременными.

Необходимо обучать гимнастов применению тактических приемов:

-из произвольных комбинаций рекомендуется исключать те элементы, которые могут привести к срыву, неудаче, падению и травме;

-в самом начале соревнований важно произвести хорошее впечатление на судей и зрителей;

-в командных соревнованиях заранее следует наметить лидеров, на которых можно положиться и ставить их в конце списка очередности выхода участников к снарядам;

-необходимо стремиться опередить ближайшего противника уже в первый день соревнований, на первом же снаряде;

-иметь резервные варианты продолжения произвольного упражнения в тех его частях, где возможны срывы и неудачи;

-составлять произвольные комбинации с учетом сил соперников.

Необходимо помнить, что внимательное отношение гимнастов и тренеров к элементам тактики соревнований положительно сказывается на их спортивных успехах, а также сохранении их здоровья.

 

IV. Санитарно-гигиенические и технические требования

для профилактики травматизма в гимнастике.

 

Места для занятий по гимнастике должны отвечать следующим требованиям:

1. Одновременно занимающихся в зале может быть не более 1 чел. на 8 квадратных метров пола.

2. Пол должен быть деревянный (палубный), ровный, без щелей.

3. Стены зала должны быть ровные, без выступов.

4. Естественный световой коэффициент равен 1/5 - 1/6, а искусственное освещение не менее 150 люксов на уровне пола.

5. Температура воздуха 16-180C. Батареи центрального отопления в нишах под окнами, прикрытые решеткой или под тонким слоем сухой штукатурки.

6. В процессе проведения занятий необходим постоянный приток свежего воздуха, до и после занятий помещение следует тщательно проветрить.

7. В зале необходимо иметь только то оборудование, которое непосредственно применяется на данном занятии, все остальное находится в специальном помещении.

8. Гимнастические снаряды и инвентарь следует содержать в чистоте и исправности.

9. При установке перекладины и брусьев разной высоты необходимо следить за тем, чтобы стойки были в вертикальном положении, а гриф (жердь)- в горизонтальном. Растяжки должны обеспечивать нормальное натяжение и удерживать снаряд в устойчивом и прочном положении. При проверке перекладины (брусьев) надо выяснить, точно ли стоят стойки; узнать, как глубоко вкручены тендеры и натянуты растяжки; проверить надежность крепления крючков к полу и состояние пола. Очистить поверхность грифа (жерди) от магнезии.

10. При установке брусьев надо следить за параллельным расположением жердей. Жерди следует поднимать (или опускать) с обеих сторон, удерживая одной рукой жердь, другой – отвинчивать и завинчивать винт. Не рекомендуется стоять под жердью при ее опускании или поднимании. Брусья передвигать с помощью специальной тележки. Желательно иметь дощатый настил, прикрывающий станину брусьев. Необходимо выяснить, гладка ли поверхность. Проверить плотно ли закручены винты, для этого лучше всего повиснуть в начале на одной жерди, а затем на другой.

11. При установке колец надо проверить их высоту в соответствии с ростом занимающихся, состояние тросов, блоков и пряжек, а также крепление цепи в металлическом стержне; выяснить нет ли на кольцах трещин и излишне налипшей магнезии.

12. Прыжковые снаряды и гимнастическое бревно надо прочно крепить к полу, проверяя при этом их исправность. Поверхность мостика для прыжков должна быть покрыта рубчатой резиной, под мостик рекомендуется подстилать резиновую дорожку. Для устранения скольжения применять канифоль.

13. Гимнастические маты следует укладывать как в месте соскока, так и в зоне возможного падения гимнаста.

14. Техническую исправность инвентаря и санитарно-гигиенические условия преподаватель должен проверять перед началом каждого занятия, один раз в месяц специальная техническая комиссия проверяет исправность снарядов, пола, стен. Особое внимание надо обратить на крепление перекладины, брусьев разной высоты, колец, канатов, шестов, лонжи, т.к. места их подвесов изнашиваются и снаряд может оборваться.

15. В зале должны быть пояса для страховки (ручные и подвесные), поролоновые маты, брезентовые тенты для страховки, петли из хлопчатобумажных ремней, магнезия, канифоль и наждачная шкурка. Желательно иметь поролоновые «ямы». Нужно помнить, что хозяйственные неполадки могут стать причиной травм.

Занимающиеся спортивной гимнастикой должны:

- Соблюдать тренировочный режим (работа, прием пищи, сон в одно и то же время суток). День должен начинаться с зарядки и закаливающих процедур. Пищу следует принимать три раза в день в определенные часы. После приема пищи до начала тренировки должно пройти не менее 2,5 – 3,5 часов. Очень полезен дневной сон. Ужинать желательно не позднее, чем за 2 часа до сна. Наилучшее время сна – с 22 – 23 часов до 7 утра. Перед сном желательна прогулка.

- Тренировка рекомендуется в специальном костюме не сдавливающим тело (тугие пояса). Мокрую от пота одежду необходимо сменить. Обувь желательна кожаная, с наклеенной на подошву полоской резины.

- Чтобы избежать ссадин плеча и коленей следует тренироваться на брусьях в майке с рукавами и надевать наколенники (не тугие) для тренировки на коне и других снарядах.

- Перед началом тренировки на снарядах следует хорошо размяться. Чувство тепла необходимо сохранять в течении всей тренировки.

- Для профилактики травматизма и повышения работоспособности во время общей разминки важно тщательно разминать лучезапястные, плечевые, голеностопные суставы, одевая шерстяные перчатки и носки, а во время тренировки пользоваться шерстяными напульсниками.

- На протяжении всей тренировки гимнаст должен следить за состоянием снарядов, не начинать упражнение, пока не будет уверен в том, что снаряд установлен правильно. Тщательно укладывать маты. После тренировки принять теплый душ.

- Необходимо научить гимнастов ухаживать за ладонными поверхностями, следить за тем, чтобы омозолелость была гладкой, распределялась по ладони равномерно, не слишком толстым слоем. После занятий мыть руки от магнезии, парить их в содовой ванночке, подчищать мозоли пензой и смазывать кожу смягчающим кремом.

- Не реже одного раза в год проходить тщательный медицинский осмотр.

- После перерыва в тренировочном процессе надо постепенно увеличивать нагрузки и трудность упражнений. Необходимо вести самоконтроль, писать дневник, где отмечать самочувствие, сон, аппетит, работоспособность, степень утомления, болевые ощущения. В случае малейших ощущений боли обращаться к тренеру и врачу. Научиться делать самомассаж, один раз в неделю посещать баню с парной.

Профилактика спортивного травматизма должна быть составной частью мероприятий, обеспечивающих полноценное использование гимнастики, как вида спорта, способствующему улучшению здоровья человека и повышению спортивного мастерства.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Гимнастика и методика преподавания. Учебник для институтов физической культуры / Под ред. В.М. Смоленского. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – с.316 – 324.

2.Гимнастика. Учебник для институтов физической культуры / Под ред. А.М. Шлемина, А.Т. Брыкина. – М.: Физкультура и спорт, 1979. – с. 60 – 64.

3. Зайцев В.Н. Спортивный травматизм при занятиях гимнастикой и его профилактика. Автореф. дис. канд. пед. Наук. – Тарту, 1972. – 17 с.

 

 


<== предыдущая | следующая ==>
Ресурсы INTERNET | Зарождение экономической науки

Date: 2015-07-23; view: 2244; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию