Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Древний город на Великом Шёлковом пути





Мы - из Талгара. Это небольшой городок, расположенный у подножья гор Зайлийского Алатау. Красивейшее место. Из ущелья, где возвышается Талгарский пик, высота которого 4950 м., на равнину вырывается речка Талгарка. Она несёт свои кристально чистые воды до самого Капчагая. В городе проживает 50 тыс. человек, представители сорока различных национальностей. Всё взрослое население трудится на различных предприятиях частного и государственного типа. Через наш город проходит транспортная магистраль республиканского значения. Примечательно то, что он молодёжный. Это особенно заметно, когда ты проходишь наш мост через бурную речку. Откуда идёт молодёжь?! Да в городе работают 4 колледжа, 9 школ, профтехучилище. А сколько молодёжи занимается бизнесом?! Сколько работают на предприятиях?! Вот и кажется, что город молодёжный.

Знаменит он красивыми людьми труда, знаменит красотой улиц, новых архитектурных сооружений, новых жилых микрорайонов! А главное, он знаменит своей древнейшей историей.

Одиннадцать веков назад, где мы сейчас живем, было поселение, известное в средневековых письменных источниках, как Талхыр (Талхиз) - город ремесленников и стеклодувов, ювелиров и землепашцев. Он находился на бойком месте Шёлкового пути.

Археологи говорят, что рядом с Талхыром, по другую сторону речки, находилось ещё поселение под названием «Тук» или «Тунк».

Для того чтобы определить время возникновения города, периоды его жизни, причину гибели, узнать, кто населял город, чем жители занимались, как жили, обратимся к результатам археологических раскопок. Во второй половине девятнадцатого века городище посетили и живо интересовались его историей видные путешественники и учёные того времени: П.П.Семёнов-Тяншанский, Чокан Валиханов, В.В.Радлов, Н.А.Северцев, К.М.Пржевальский, Н.К.Понитусов, академик Бертольд.

Первые научные исследования городища сделаны в 1921 году археологом В.Д.Городецким. Результатом явилась вышедшая в 1928 году работа «Талгарское городище». В 1939 году раскопочные исследования произведены Семиреченской археологической экспедицией под руководством А.Н.Бернштама. С 1955 года исследования городища осуществляются Талгарской и с 1970 года, также Семиреченской археологической экспедицией.

«Вопрос об отождествлении названий раннесредневековых городов с названиями существующих ныне на территории Семиречья городищами относится к числу гипотетических, ибо о большей части из них историческая наука пока не располагает сколько-нибудь определёнными сведениями письменных источников.

Археологи, из-за отсутствия в письменных источниках названий многих городов и указаний на их местоположение, к одним и тем же городищам относят разные наименования. Талгарское городище А.X.Моргулан отождествляет с Талхизэ, а К.М.Байпаков с городом Чжи-му-эрр.

В труде неизвестного автора конца десятого века н.э. «Худуд Алулем» в числе поселений и городов во владениях карлуков названы вместе два селения «Тунк и Талхизэ», расположенные среди гор, на границе между джигилями/ чигилями/ и халухами, поблизости озера Иссык-Куля, Народ /в них/ воинственный, храбрый, отважный».

Никто из указанных выше исследователей не даёт перевода смысловой значимости наименований поселений «Тунк и Талхизэ».

В «Древнерусском словаре» имеются близкие по звучанию термины: «ТАLQIY» и «ТUN».

Изучение топографии окрестностей Талгарского городища наводит на мысль о том, что предложенное А.Х.Маргуланом отождествление «Талхизэ» с Талгарским городищем соответствует реальности, ибо городище располагается у подошвы горы, имеющей по своей конфигурации форму седла - «Седловины». В словаре Махмуда Кашгари слово «Седловина» обозначается термином «Талхыр». Вероятно от древнетюркского названия этой горы «Седловина» - «Талхыр» и возникло наименование города «Город у седловины».

Археологические наблюдения показывают, что действительно в период четвёртого - начала восьмого веков у подошвы горы, вершина которой очень похожа на горбы верблюда /Тюйе/, располагались два крупных населённых пункта. Они были удалёны друг от друга по прямой, не более чем на полтора - два километра. Один из этих населённых пунктов находился на правом берегу реки Талгар и назывался, очевидно, «Талхыр», другой — располагался на левом берегу и именовался, очевидно, «Тун» или «Тунк», следы и остатки развалин его обнаружены, на территории «Помологического сада».

Итогом кропотливой работы явилось воссоздание картины истории развития древнейшего города.

Археологические раскопки подтверждают, что первобытные племена селились в долине реки Талгар ещё в каменном веке. Плодородные почвы, обилие воды, благородные климатические условия определили развитие земледелия. Жители занимались виноградарством, садоводством, возделывали бахчевые культуры. А большое количество найденных при раскопках костей домашних животных указывает на то, что у поселенцев существовало развито скотоводство.

В 9-13 веках поселение Талхыр по тем временам было большим городом. Площадь его составляет приблизительно 50 га. Строительным материалом тогда был камень. Сейчас развалины города - это возвышенный четырёхугольный участок, окружённый оплывшим валом. По углам вала и периметру находились башни. За валом имелся ров. Два въезда располагались один против другого. Их соединяла дорога, делившая город на две части. В середине юго-восточной и северо-западной стен было ещё два въезда. К укреплённой центральной части города со всех сторон примыкали постройки. Они составляли своеобразный торгово-ремесленный и сельскохозяйственный пригород. В конце 8-9 веков на месте города располагалась ставка главы одного из тюркских племён. Место выбрано с большим знанием дел: здесь проходил караванный путь, соединявший Среднюю Азию с Сибирью и Восточным Туркестаном. В то же время это удобный в географическом отношении район в предгорьях Зайлийского Алатау. С одной стороны - богатейшие земледельческие угодья, с другой - летние пастбища. Из ставки легко контролировать пути к горным лугам и господствовать над плодородной долиной. Кроме этого Талхыр стоял на пути торгового тракта. Немецкий географ и путешественник Фердинанд фон Рихтгордин (1833-1905гг.) назвал его Великим Шелковым путём.

Шли годы, в ставке поселялись купцы и ремесленники. Вначале они обслуживали владетеля и его двор, а вскоре стали производить товары. Так постепенно формируется город - центр административной власти, а также ремесла и торговли. Такой путь развития характерен для многих казахстанских, а также среднеазиатских городов.

В конце 4 - начале 5 веков Талхыр разрастается в город. В истории Казахстана 5 век примечателен политическими изменениями и экономическими сдвигами. Господство переходит к династии Караханидов, которые подчинили Среднюю Азию. Обширное государство поделили на уделы, которыми управляли родственники верховного хана - хакана. При Караханидах бурно протекает процесс феодализации общества, усиливается эксплуатация населения. В рамках единого государства усиливаются экономические и культурные связи отдельных областей, получают развитие ремесла и торговля, земледелие и скотоводство.

Некоторые ранее существовавшие города превращаются в столичные центры больших географических и экономических районов. Одной из таких столиц становится Талхыр.

Город представлял тесное скопление домов, располагавшихся вдоль магистральных или чаще внутри квартальных улиц. В отличие от современной застройки, где улицы являются разделительными линиями, раньше каждая улочка являлась своеобразным объединителем группы домов, отделявшимся от города глухими фасадами, задними и боковыми стенами крайних домовладений. Это был замкнутый со всех сторон блок построек, изолированный от других. Квартал состоял из 6-15 домов - усадеб, связанных родственными связями, общностью профессии и религиозных взглядов. Площадь городского квартала Талхыра 3500-5000 квадратных метров, а всего на городской территории было не менее 60 кварталов. Установлено, что в 5-7 веках в Талхыре было не менее 700 домов - усадеб, и в них проживало 4000-4200 человек при плотности 170-200 человек на 1 гектар жилой застройки.

Как правило, усадьба состояла из жилой части, собственно дома и большого двора. По планировке городские усадьбы Талхыра хотя похожи на усадьбы других казахстанских и среднеазиатских городов, но имеют свои особенности. Этому способствовали суровый климат и наличие специфических строительных материалов. Дома заглублялись в землю, основания и нижние части стен складывались из камня на глиняном растворе. В строительстве широко использовалось дерево, знаменитую тяньшанскую ель, покрывавшую склоны гор. Развитие скотоводства вызвало необходимость построения больших дворов, служившими загонами для скота. Интересно, что связь жилья с большим двором - загоном - характерная черта для Илийской долины на протяжений многих столетий. Задолго до жителей средневекового Талгара, похожие дома строили усуньские племена, обитавшие в Илийской долине с 3 по 5 век н. э. Этот же строительный принцип совсем недавно применяли казахи: строения в среднем равнялись 300 квадратным метрам. Дома обычно состояли из двух, трёх и более помещений. В жилых комнатах имелись очаги - тандыры, служившие для обогрева помещений, приготовления пищи и выпечки лепёшек. В хозяйственных помещениях имелись погребки, закрома для хранения хозяйственных запасов. Большинство домов имели зернохранилища, где жители держали хлеб. С одной стороны об этом свидетельствуют связи населения с сельским хозяйством, с другой - о торговле населения с окружающим кочевым и полукочевым населением. О том, что кочевой уклад, вернее его пережитки, ещё сохранялись в быту, говорят находки остатков оснований юрт во дворах некоторых домов. В юртах жили в тёплое время года. Сочетания постоянного жилья и юрты - характерная черта для перешедших оседлости кочевников.

Талгар населяли карлуки. Это тюркские племена, которым принадлежала Илийская долина уже с 8 века н. э. Вплоть до конца Ювека они были объединены в государство, именуемое карлукский каганат со столицей в городе Каялыке, находившийся в предгорьях Джунгарского хребта. Даже после установления господства Караханидов карлуки не утратили известной автономии. Вместе с ними проживали потомки усуней, тюрки -чигили, а также выходцы из Согда, которые славились как предприимчивые купцы и искусные ремесленники

В городище Талхыр жили умельцы, которые строили из камня и глины дома, делали посуду из глины и стекла, украшения. Кузнецы изготовляли различные приспособления для облегчения труда. Многочисленные керамические изделия, найденные археологами, изготовлялись, в основном, на гончарном круге. Это котлы, горшковидные сосуды, столовые и водоносные кувшины, кружки, чашки, ступки, хумы, светильники, гончарные трубы, заслонки тандыров, даже редкие формы фляжек. Поливная посуда представлена чашками, тарелками, блюдами. Она различается по цвету и интересными росписями. Фрагменты стеклянной посуды являются постоянными находками в слоях 10-11 в.в. производство стекла было местным. Найдены обломки боковых донцев. Представлены обломки графинов. Бусы – многочисленная категория предметов украшения. Они не только стеклянные, но каменные, в основном из сердолика. Подвески изготавливали из камня, лазурита, из черной пасты. Серьги делались из нефрита.

Удивляют изделия из кости и рога. К числу редких изделий относится шахматная фигурка, найденная на городище.

Крица - пористая и достаточно монолитная масса железа. Найдены находки из тигильной стали. В раскопках кузнечной мастерской на городище найдены наковальни, клещи, молотки, зубила, пробойники, тяжёлые молоты, кувалды.

Среди орудий труда выделяются ножи, ножницы, шилья, большое количество земледельческих орудий: кованые литые лемехи, кетмени, кирки, серпы. Среди домашней утвари - котлы, светильники, светцы, кресла, гвозди, замки, ключи и многое другое.

Интересна коллекция оружия. Здесь - пластиничные доспехи, наконечники копий, кинжалы, мечи, бронебойный дротик.

Из серебра сделан черпак, из бронзы - полушаровидные бляхи, светильники на подставке - триподе.

Большую ценность представляют находки свинцовой руды, кусочков меди и бронзы, обрезков листовой меди, отходов медно-бронзолитейного дела и полиметаллических шлаков. Найдены различные формы чеканов, части каких-то механизмов, накладные запоры дверей, принадлежности конской сбруи, поясные пряжки, иглы для сшивания кошм и кожи, наконечники стрел и пластины от панцирного доспеха. Всё это свидетельствует о высокой степени развития в городе цветной и чёрной металлургии, медно-бронзолитейного и ювелирно-чеканного ремесла, а также кузнечно-слесарного производства, обслуживавших различные сферы хозяйственной и культурно-политической жизни горожан. Обнаруженные изделия из камня в виде жерновов ручных мельниц, пестов, ступок, брусков и д.р., указывают на существование в городе камнерезного дела. Нумизматический материал представленный семью цельными монетными дисками, тоже говорят о том, что город принимал широкое участие в торговле. Об этом же свидетельствуют фрагменты фарфоровых сосудов, бусины из бирюзы, изделия из слоновой кости. Они подтверждают то, что были ввезены, показывают на внешнеэкономические и культурно-политические связи города с другими странами.

Наиболее выразительные находки с городища Талхыр - это бронзовые зеркала. Их найдено пять.

Первое зеркало найдено в доме ювелира в форме диска с держателем петельчатой формы на тыльной стороне. Поверхность ободка как бы амальгамирована тонким слоем золотистого сплава.

Второе зеркало из Южной Сибири. Трудно сказать, где оно было отлито, так как по данным лазерно-спектрального анализа состав сплава, из которого отлито зеркало, существенно отличается от состава сплава из дома ювелира.

Третье - самоё большое по размерам имеет слегка выпуклую сторону. Ободок сделан в форме равнобедренного треугольника. Вдоль внутреннего края ободка помещён крут из перлов. Зеркало отлито из бронзы.

Четвёртое Найденов 1975 году на глинобитном полу жилого помещения. Оно лежало рядом с разбитым чугунным котлом и бронзовым штампом с изображениями лоз и гроздей винограда.

Пятое зеркало было найдено в 1980 году в доме торевта. Отлито тоже из бронзы хорошего качества.

Часть шестого зеркала обнаружено в отсыпке мостовой улицы.

На половине седьмого зеркала найдена арабская надпись, означающая в переводе А.Т.Гюзельян «Славы и успеха, и счастья»

Анализы состава сплавов свидетельствует о том, что большая часть обнаруженных на Талгарском городище зеркал отлита из бронзы местного происхождения. На это указывает однообразие естественных примесей, характерных для близко расположенных рудных источников. Следует отметить, что в двух зеркалах свинца содержится больше, чем олова. Это объясняется тем, что рудный источник галенита расположен вблизи Талгарского городища, в верховье реки Талгар, тогда как залежей касситерита здесь нет, и олова нужно было где-то приобретать. Обнаруженные на городище куски медного колчедана и галенита, имеют весьма высокий процент содержания меди и свинца. Всё это благоприятствовало развитию в средние века цветной металлургии и бронзолитейного ремесла. В составе естественных примесей зеркал отсутствует сурьма, а в трёх зеркалах в сотых долях отмечается мышьяк. О степени совершенства бронзолитейного мастерства на городище можно судить по качеству бронзы и четкости отлитого декора на четырёх из пяти зеркал.

Появление на Талгарском городище зеркал с аистами - журавлями, считавшимися на Дальнем Востоке символами счастья и долголетия, следует связывать с деятельностью осевших в городе завоевателей - киданей.

Талхиз был крупным центром транзитной торговли на Великом Шёлковом пути. В Талхизе Шёлковый путь разветвляется. Южный шёл через Иссык, Тургень, Чилик к переправе через реки Или в районе Борохудзира, а затем по правому берегу реки Или шёл через Хоргос на Алмалык, соединяясь с маршрутом, шедшим сюда из долины озера Иссык-Куля. По правому берегу Или дорога шла через современные поселения Кок-Тал и город Жаркент.

Северная дорога из Талхыра шла вдоль реки Талгар, до переправы реки Или, которая находилась в районе Катагайского ущелья. После неё путь вёл на Шенгельды, затем через перевал Алтын-Эмель дорога спускалась в долину Коксу и достигала города Екиогуз, на листе современного села Дунгановка.

Торговля важнейшее занятие в жизни города. Обмен товарами шёл между городищами, городом и селом, земледельцами и горожанами, кочевыми скотоводами и горожанами.

Что касается находок, то были найдены импортные изделия, привезённые в Талхиз из Китая. Найдены фрагменты трёх медных блюд. Одно из них, которое сохранилось лучше других, имеет диаметр 49,5 см.

При археологических раскопках в Отраре, Таразе, Испиджабе, Баласагуне и в Талхизе из-под курганов извлечены бусы, стеклянная посуда, драгоценные камни, ожерелья, серьги, кольца, бронзовые, золотые, серебряные подпруги, узоронаносители, молотки, ложки, чашки, браслеты и заколки для волос, пояса с надписями и многие другие предметы.

Среди талгарских находок много керамики, т.е. разных изделий из глины. Изделия формировали просто руками, а так же на стаканах, их обжигали, окрашивали, расписывали, украшали орнаментом. Основными цветами являлись коричневый, тёмно-желтый, кухонная посуда - котлы, горшки, кувшины.

Сокровищница казахстанского Института археологии имени А.Х.Маргулана пополнилась ценными экспонатами - глиняным хумом ёмкостью около 100 литров и найденной в нём бронзовой и медной посудой.

По оценкам экспертов, находка датируется к 11-12 веками нашей эры.

Древний Талхыр упоминается в персидском географическом трактате «Худуд Аль - Алем», написанном неизвестным автором в 10 веке. На страницах этого трактата Талхыр описывается как крупный торговый город на Шелковом пути.

В одном из хозяйственных помещений городища обнаружен вкопанный в земляной пол хум. В нем железные изделия: сельскохозяйственные орудия и предметы быта из бронзы.

За много лет отечественные археологи собрали в раскопках древнего Талхыра обширную коллекцию металлических предметов, но схрон, найденных экспедицией Т.Савельевой. Выяснилось, что в 11 веке талхырцы уже пользовались вольфрамитной, то есть «дамасской», сталью.

Ни один материал в истории не был окутан таким флером романтики и мифов, как дамасская сталь. Металл знаменитых дамасских клинков имел более высокое содержание углерода, чем большинство современных сталей. После искусной ковки дамасская сталь приобретала исключительную прочность, вязкость и характерный узорчатый рисунок «лестница Магомета». Разгадать секрет дамасской стали, стремились некоторые видные европейские ученые, а вот прототалгарцам он был известен. Причем искусством овладели настолько виртуозно, что делали из стали не только клинки и сабли, но и вполне утилитарные вещи - долота, ножницы.

- То, что это было местное производство - несомненно. - Об этом говорит и форма предметов, и орнамент, которым мастера украшали свои работы - медные блюда, столовую посуду, кувшины. Интересна технология производства этой утвари. Мастер склёпывал посуду из отдельных «лепестков» с фигурными краями, что придавало ей особую прочность. Можно даже сказать, что это было ноу-хау талхырских ремесленников.

Чаще, чем посуду, археологи находят замки, иголки, ножи, пилочки, монеты, утерянные когда-то талхырцами. Много попадается ключей, гвоздей, которыми подковывали лошадей, подков. Талгар - едва ли не единственное место в Казахстане и Центральной Азии, где средневековое железо имеет наилучшую сохранность. Познакомиться с уникальной коллекцией железа приезжают учёные со всего мира.

Сейчас ученые заняты исследованием талхырских ценностей. Специалистам важно всё: температура обжига керамики, состав глины, технология ковки металла, форма посуды и её функциональное назначение. Обладая этой информацией, можно будет судить об уровне развития ремёсел талхырцов.

Все данные о развитии города, говорят о том, что он был богат, известен не только в округе, но и далеко за её пределами. Трудолюбие жителей, их жизненный опыт, сделали город таковым. Жизнь в Талхыре резко изменилась после того, как Семиречье в начале 13 века было завоёвано татаро-монголами. Здесь стал преобладать скотоводческий уклад, тогда как земледелие и городская жизнь пришла в упадок.

 

Date: 2015-07-23; view: 772; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию