Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Медное блюдо, найденное в ТалгареМного лет назад несколько жителей Талгара чистили старый арык, проходивший через территорию городища. Вдруг кетмень одного из них вместе с землей вывернул блеснувшую на солнце фарфоровую чашу. А вскоре на пригорке лежала целая груда необычных предметов: четыре фарфоровые пиалы, фаянсовая чаша с изображениями людей в длинных одеждах, обломок глиняного котла с богатым штампованным орнаментом, бронзовое долото, два медных блюда. Вещи даже неискушенным в этом деле людям показались древними и поэтому были переданы на хранение в Центральный государственный музей Казахстана. Пожалуй, наиболее интересны из всего этого клада два медных блюда. Одно из них сохранилось плохо и сказать о нем что-либо определенное трудно. Зато второе после того, как его тщательно очистили, заиграло дивными изображениями и узорами, выполненными тончайшей гравировкой. Изображение на блюде состоит из нескольких кругов. В центре его - круглый медальон. Внутри него изображены два сфинкса - крылатых существа с телом льва и человеческим лицом. Они стоят в геральдической позе: на задних лапах, спинами друг к другу, с перекрещенными хвостами. Тела изображены в профиль, лица - в фас. На головах фантастических персонажей - трехзубчатые короны. Вся свободная площадь медальона покрыта растительной вязью. Следующее орнаментальное кольцо заполнено изображением звериного гона из трех пар собак и двух лис, разделенных кругами. Все собаки - в стремительном движении: с вытянутыми ногами и прижатыми ушами. Убегающие лисы оглядываются назад. Искусствоведы называют такие сцены «звериный гон». Еще одна круговая полоса заполнена изображениями медальонов, разбросанных группами и в одиночку. Медальоны в виде кругов и трилистников, сплетенных из стилизованных растительных побегов. Пояс медальонов отделен от края блюда двумя рядами полуовалов. И, наконец, по самому венчику идет орнамент в виде плетеных полос вперемежку с круглыми розетками. Попытаемся выяснить значение описанных изображений. «Звериный гон» является неотъемлемым сюжетом не только замечательных изделий из бронзы, серебра и меди, украшающих восточные коллекции крупнейших музеев мира, но и излюбленным рисунком на глиняной посуде. Для этого достаточно обратиться к штампованной посуде из Мерва (крупнейший средневековый город Туркмении). Поражает многообразие представленных на ней животных. Здесь можно найти птиц, ланей, зайцев, львов. Причем изображение их, по мнению ученых, связывалось с определенными религиозными культами. Утка, например, считалась символом благополучия, павлин олицетворял бога солнца и райскую птицу, козел - счастье и довольство, лиса испокон веков воплощала хитрость, лукавство, а также присущие этому животному смелость и ум. Очень важные представления в древности связывались со львом, а особенно - с фантастическим крылатым существом, имевшим туловище льва и лицо человека. Лев и его изображение должны были выражать силу, мужество и непобедимость. В мифологии восточных народов было излюбленным приемом сравнивать героя со львом, олицетворяющим силу, могущество, власть и непобедимость. Великий Фирдоуси писал в «Шахнамэ»: Как яростный лев, на врагов нападу, Пусть хватку они испытают мою, Поймут, что меня не осилят в бою. Изображенные в центре талгарского блюда крылатые фантастические львы в коронах являют собой образы владык, героев и в то же время покровительствовали избранным. Поэтому надписи, которые часто сопутствуют изображениям (например, на зеркалах) сделаны на арабском языке и переводятся как «могущество», «благоденствие», «богатство», «покой», «счастье», «блаженство». Следует отметить еще одну интересную деталь в изображении фантастических животных. Хвост у них, как у скорпионов, с шипом на конце. Сообщения о таких фантомах сохранились в фольклоре некоторых народов, верящих в то, что такие чудесные звери действительно существовали. Они обладали фантастической силой и были крупнее льва. Головы их были человеческие, лапы, как у льва, а на хвосте жало, как у скорпиона. А теперь, конечно, возникает вопрос: где было сделано блюдо и как оно попало в Талгар? Стиль и сюжет изображений на талгарском блюде, вне всякого сомнения, свидетельствует о производстве этого замечательного произведения искусства в Иране в ХИ-ХШ вв. Несмотря на трудности, переживаемые страной в это время, вызванные фактическим распадом ее на отдельные полунезависимые и зависимые владения, в культурном отношении Иран сделал огромный шаг вперед. Города Мерв и Нишапур в Хорасане, Шираз и Исфаган, Рей, Казвин и Тебриз были крупнейшими культурными центрами своего времени. В них процветали разнообразные ремесла, в том числе художественные. Оживленной была международная и внутренняя торговля. Через города проходили караванные дороги, соединяющие отдаленные друг от друга области и страны. Мерв и Нишапур славились своими библиотеками, Казвин и Тебриз - прекрасной архитектурой. Мечети, медресе, дворцы правителей, украшенные поливными изразцами, радовали глаз совершенством линий и пышностью отделки. Повсюду в городах было развито художественное ремесло, особенно ярко проявляющееся в изделиях из глины, покрытых глазурью, в ювелирном деле, в бронзе, в технике чеканки и инкрустации медью, серебром и золотом. Где-то в одном из городов, может быть, в Мерве или Нишапуре, а может быть, в еще более далеком Исфагане безвестным, но замечательным художником было изготовлено блюдо, найденное на Талгар-ском городище. Большой путь пришлось проделать ему в плотно упакованных тюках предприимчивого купца, пока оно не было продано на многолюдном базаре далекого семиреченского города местному вельможе. Возможен и сюжет с внезапным ограблением каравана или далеким военным походом, но эти предположения уже из области приключений. Тальхир стал приходить в упадок в конце ХIII-ХIV вв., что было обусловлено междоусобной борьбой монгольских ханов, постоянными войнами, от которых страдало оседлое городское население. В ходе войн разрушалась ирригационная система, вытаптывались поля, приходила в упадок торговля. Горожане были вынуждены переселяться в более стабильные районы Южного Казахстана и Средней Азии. Постепенно Тальхир запустел, превратился в небольшое селение, но жители, занимавшиеся хлебопашеством и скотоводством, продолжали жить здесь на плодородных, хорошо орошаемых землях. О селениях казахов-земледельцев в Жетысу пишут русские путешественники XIX в., а проехавший здесь в 1854г. Чокан Валиханов - о казахах-земледельцах, живших в долине р.Талгар вблизи «Рустемовского кургана», как тогда назывались развалины крупного средневекового города Тальхир.
|