Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Метод символдрамы





Метод символдрамы, называемый иначе кататимным переживанием образов (КПО), разработан немецким психотерапевтом Хансом Карлом Лейнером. Методика была впервые опубликована автором в 1954 г. «Symboldrama» представляет собой одну из наиболее удачных попыток упорядочения и систематизации «грёз наяву». Метод символдрамы включает в себя множество эффективных психотехник и принципов для интенсивной и краткосрочной профилактики различных негативных эмоциональных состояний. В основе метода лежат концепции классического психоанализа, а также его современного развития (теория объектных отношений М. Кляйн, М. Балинга, Э. Эриксона, О. Кернберга и др.). Оставаясь на психоаналитических позициях, данный метод имеет много общего с теорией архетипов и коллективного бессознательного К.Г. Юнга, а также с разработанным им методом активного воображения.

Кататимное переживание образов (КПО) – психотехника «сновидений наяву». Символ – это замещающее наглядное средство выражения чего-то скрытого, с чем у него есть какие-то общие очевидные признаки и с чем его объединяют какие-то общие внутренние ассоциативные связи. Символобразование в значительной мере относится к области бессознательного. Решающее значение, с точки зрения психоанализа, имеет то обстоятельство, что сам человек не знает, что имеет дело с символом. Символ, по З. Фрейду, «мотивирован динамически». Импульс исходит из бессознательного.

При неврозах (в том числе затяжных их формах) и психосоматических расстройствах проводится 15-20 сеансов 1‑2 раза в неделю. В состоянии релаксации клиентам предъявляются и внушаются определенные образы, которые служат стимулом для проекции бессознательных конфликтов. Экспериментально отработаны 10 стандартных образов: 1) созерцание луга; 2) созерцание текущего ручья; 3) восхождение на гору; 4) осмотр дома; 5) вглядывание в темноту леса; 6) встреча со значительными людьми; 7) испытание установок на сексуальность; 8) испытание установок на агрессивность; 9) идеальный образ Я; 10) вызов архаических символических образов. Они служат стимулами для формирования пластических образов, имеющих символическое значение и отражающих типичные подсознательные конфликтные сферы по их тематике. Наиболее важным является отражение инфантильных объектных отношений, фиксаций на ранних фазах развития, защитных механизмов, стереотипов поведения.

В процессе работы с КПО Лейнером был открыт ряд психодинамических феноменов: 1) фиксированные образы как проекции «ядер конфликта»; 2) фокусирование на релевантных проблемах; 3) функциональное единство воображения и интрапсихического конфликта, развитие на этой основе коррекционных принципов («операция с символами»). Тем самым достигается возможность непосредственного воздействия на конфликтные структуры с коррекцией инфантильных объектных отношений, а также удовлетворение архаических потребностей в сфере нарциссических, оральных и анальных переживаний.

Следующим методом регуляции и саморегуляции негативных эмоциональных состояний является релаксация, ее можно назвать фундаментом создания стрессоустойчивости, так как 90% всех занятий эмоциональной саморегуляцией основано на постепенном вызывании и поддержании особого психофизиологического, «релаксационного» состояния.

Релаксация понимается как генерализованное, глубокое мышечное расслабление. Психологические и физиологические последствия релаксационного состояния формируют возможности психической саморегуляции.

В настоящее время релаксационные тренинги применяются не только при функциональных заболеваниях нервной системы, но и при патологии внутренних органов, при болезни кожи, у здоровых людей – в качестве психогигиены и психопрофилактики. С помощью релаксационного тренинга можно добиться снятия эмоционального напряжения, чувства тревоги, страха, подавить «доминирующие» переживания, фиксированные болевые ощущения и т.п.

По мере становления релаксационного состояния телесные ощущения изменяются в следующем порядке:

1. Постепенно затухают ощущения напряжения в крупных двигательных мышцах.

2. Расслабленные двигательные мышцы более свободно провисают на связках, изменяя свою первичную форму, что осознается благодаря появлению ощущения тяжести. Это ощущение отчетливо фиксируется в конечностях, особенно в мышцах рук.

3. Постепенное расслабление гладкой мускулатуры обеспечивает расширение периферических кровеносных сосудов, усиление в них кровотока и, следовательно, повышение температуры кожных покровов и мышц конечностей. Усиление кровотока осознается в виде ощущения тепла, покалывания, припухания.

4. После появления и стабилизации перечисленных релаксационных ощущений они, как всякий монотонный раздражитель, постепенно начинают затухать. При приближении тонуса мышц к физиологическому покою интенсивность мышечных ощущений опускается до минимальных пороговых значений. Формируется ощущение легкости, падения, исчезновения отдельных частей или всего тела в целом.

Глава 7. УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИЯМИ

7.5. Саногенное мышление – управление психическим состоянием воздействием на мыслительную сферу

Основным методическим приемом психической саморегуляции для лиц, которые хотят оптимизировать свое эмоциональное состояние, является обучение саногенному мышлению. Автор этой методики – профессор Ю.М. Орлов.

Метафорически он различает «человека привычки» и «человека воли». Под «человеком привычки» понимаются лица, не владеющие саморегуляцией, не склонные к рефлексии, к волевому самоконтролю. Это почти механический человек, который подчиняется первому желанию, у него сознательные и бессознательные процессы почти срастаются, а поведение может быть названо «полевым», ибо он механически реагирует на различное поле стимулов. Самовоспитание может облагородить «человека привычки», ослабить импульсивное поведение, усиливая самоконтроль и актуализацию воли и сознания на решение жизненных задач, на профессиональное самовоспитание.

«Человек воли» не дает воли своим привычкам, если они идут вразрез с требованиями жизни и профессиональными задачами. Но иногда, карикатурно заостряясь, волевое поведение превращается в упрямство или излишнее насилие над собой. Обучение саногенному мышлению преследует психогигиенические цели управления собой с сохранением и укреплением нервно-психического здоровья. Оно способствует выработке гармоничного поведения и умения управлять собой, используя элементы саморефлексии, «отчуждения» так, чтобы в поведении реализовалась разумная воля, главными признаками которой являются знание и умение мыслить саногенно, т.е. так, как необходимо для реализации поставленной цели.

Обучение саногенному мышлению предполагает культуру мышления, способность управлять своим умственным миром. Саногенное самопознание включает в себя не только управление своей волей, но и умение направлять ее на достижение мотивов собственного поведения, на совершенствование своего нравственного облика. С этих позиций безнравственным является импульсивное поведение учителя, кричащего на учеников, не сопереживающего им, не видящего в них положительных качеств, не умеющего создать благоприятный эмоциональный фон учебной деятельности. Саногенное самопознание предполагает и осознание своих эмоциональных барьеров, мешающих морально-волевой тренировке. Саморефлексия, направленная на анализ своих потребностей и желаний, критическое осмысление конфликтных ситуаций и эмоциональных барьеров помогает само-воспитанию и формированию саногенного мышления.

Date: 2015-07-22; view: 306; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию