Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура Древнейшей Греции





 

4.1 Искусство Эгейского мира

 

Многие центры эгейской цивилизации, стали известны сравнительно недавно. Трою с ее постройками и сокровищами нашли во второй половине XIX в., а о богатейшей культуре, о Крите лишь догадывались по греческим мифам о Тезее и Минотавре.

 

Отличительной чертой критской архитектуры являлось отсутствие симметрии, в расположении жилых, парадных и хозяйственных зон. Запутанность ходов и выходов, внезапные спуски по лестницам и неожиданные повороты, характерные для лабиринта Дедала, усугублялись неожиданными световыми эффектами, поскольку свет проникал только через световые колодцы, в потолке и других источников освещения не было.

 

Б.Р. Виппер в своей книге «Искусство Древней Греции» отметил: «чередуя световые шахты со сквозными лестницами, портиками и водоемами, критский архитектор добивался такого динамически одухотворенного впечатления, какое не было доступно ни египетской, ни греческой архитектуре».

 

Изобразительное искусство Крита достигло, небывалых высот и было исключительно динамичным и красочным. Движение волн, порывы ветра, надувающиеся паруса кораблей, вечная стихия, окружающая критских художников, обусловливали в их искусстве динамичные композиции. В пейзажных композициях основными темами росписей являлись море с рыбами, заросли кустарников с яркоперыми фазанами, могучими быками, грациозными козочками, вертлявыми обезьянами.

 

Минойские художники середины II тысячелетия искусно воспроизводили детали туалета участников пышных шествий, женские и мужские одеяния: одежда мужчин была проста и состояла из набедренной повязки, пояса и головного убора; каждая из женщин была олицетворением богини-матери. Костюм женщины-аристократки поражает больше, чем все искусство в целом. Это прекрасно разработанный крой, подчеркивающий характерные особенности женской фигуры: пышную грудь, тонкую талию, округлые, широкие бедра. Роскошные распущенные волосы критянок поддерживала драгоценная диадема или венец. На большинстве изображений женщин, и особенно на статуэтках богинь, узкий лиф платья оставлял грудь совершенно обнаженной.

 

От Эгейского мира сохранилось также множество предметов мелкой пластики: статуэтки со змеями в руках, божества, заботящиеся о благосостоянии дома. Всевозможные сосуды.

 

Извержение вулкана на Крите в XV в. до н.э. и успешный исход войны с Троей в пользу ахейцев обусловили перемещение культурных центров с Крита на Пелопоннесский полуостров. Археологические раскопки обнаружили много памятников, дающие представления об особенностях культуры ахейцев.

 

В противоположность критским дворцы ахейских владык отличались симметрией и имели четкую систему в расположении комнат и – залов. Центральным помещением являлся мегарон, имевший кровлю с отверстием, под которым находился очаг.

 

Торжество физической силы пронизывало микенскую культуру, находя отражение в мощности крепостных стен, в сюжетах и сценах охоты во фресковой живописи и в изображении батальных сцен. Но динамичная, присущая настроению мастера линия исчезла, уступив место застывшим формам и сухому орнаменту. В изобразительном искусстве ахейцев преобладали жесткость и статичность композиции.

 

Ювелирное дело Микен известно нам благодаря целому ряду различных предметов, найденных в могилах акрополя Шлиманом. Эти сосуды можно разделить на 2 категории: сосуды для хранения жидкости и для разливания и сосуды для питья. Уже среди первой категории имеются экземпляры, не лишенные изящества; но наибольшая изобретательность ювелирного искусства сказывается главным образом в сосудах для питья. Между ними нет ни одного, который был бы точной копией другого. По – видимому, мастера в Микенах были очень искусные.

 

Высокое состояние ювелирного искусства видно в композиции драгоценных украшений – диадема в форме золотой повязки удлиненного овального вида, древние пуговицы, сделанные из листка золота, наложенного на деревянный или костяной остов, на котором был выгравирован рисунок, серьги, пластинки и кружки, крепившиеся к одежде.

 

Говоря о культуре Крито-Микенской цивилизации, нельзя обойти и величие дворцов, а также письменность, которые описаны в предыдущих главах.

 

Таким образом, Эгейское искусство обладает, как заметил один из первых его исследователей Б.В.Фармаковский, и одним общим языком форм, испытавшим долгое, медленное и строго постепенное развитие…Величие этого искусства состоит в его необычайной свежести. Художник с восторгом изображает простую действительность.… Здесь не так, как на Востоке, где человек дрожит в страхе, в полной покорности перед владыками земными и небесными. «То, что отличает это искусство от восточного, не что иное, как то, что выделяет искусство греческое от искусства восточного».

 

 

4.2 Религия Крито-Микенского периода

 

Религия данного периода интересна и своеобразна. Среди имен божеств, встречающихся в пилосских надписях, фигурируют имена богов позднейшего греческого пантеона – Зевса, Геры, Посейдона, Артемиды, Гермеса, Диониса. Таким образом, надписи опровергают существовавшее прежде мнение некоторых ученых о том, что культ Диониса заимствован греками у фракийцев.

 

Культ Зевса и Геры засвидетельствован как в Пилосе, так и в Кноссе. Некоторые микенские боги в позднейшей религии греков уже не встречаются.

 

На острове Крит господствовал культ верховного женского божества. Великая богиня, имя которой неизвестно до сих пор, приобретала в представлении критян различный облик. Ей посвящались деревья, с культом богини были связаны птицы, чаще всего голуби. Во дворцовых и домашних святилищах Крита очень часто встречаются фигурки богини со змеями в руках. Они сделаны из фаянса или слоновой кости, щедро украшены золотом. В бедных домах можно встретить грубые глиняные фигурки той же богини. Великая богиня посчиталась и как владычица дверей. На кносских геммах она изображается в виде женщины, у ног которой распростерты два льва. Иногда она выступает в роли охотницы, убивающий вепря.

 

Также в критском пантеоне встречается мужское божество, олицетворяющее силы природы. Символом этого божества был двойной топор – лабрис, изображение которого часто встречается в критском искусстве. Мужское божество олицетворялось и в образе бога – быка. Культ данного бога предусматривал игры с быком, послужившие сюжетом для одной из кносских фресок. Во время религиозных празднеств на Крите происходили торжественные процессии, приносились жертвы, исполнялись священные танцы и песни. Об этом свидетельствуют многочисленные изображения культовых сцен на фресках, сосудах, рельефах, печатях. В культовых церемониях критян ведущая роль отводилась женщинам – они выполняли различные религиозные обряды. Мужчины редко появлялись в культовых сценах.

 

Монументальные храмовые здания в Критской религии отсутствовали, во дворцах и домах среднего слоя населения во время раскопок были обнаружены лишь небольшие святилища с жертвенными столами и священным изображением лабриса, сакральных рогов, фигурками богини и т.д.

 

Также для религии данного периода характерно то, что люди, очеловечивая богов, наделяли их же только достоинствами, но и недостатками.

 

Влияние критской религии на последующие религиозные представления и обряды греков, несомненно. Объясняется это тем, что греческая мифология поместила на Крите пещеру, в которой рос Зевс, там же провели свое детство Аполлон, Дионис и Геракл. Некоторые из священных символов, почитавшихся критянами, были также восприняты религией древних греков. Конечно, эти заимствования не дают еще права связывать происхождение греческой религии с одним только Критом. Но преемственность несомненна, критская культура оказывала сильное влияние на весь Эгейский мир. Другие центры столь же высокой культуры на материковой Греции - Пилос, Микены, Тиринф, Фивы, Орхомен, Иолк.

 

Таким образом, Крито-Микенская культура не исчезла бесследно. В последующее время греки заимствовали часть религии данного периода. Искусство Крито-Микенской эпохи выдающееся, и это доказывает то, что существовавшие на Крите и материковой Греции раннеклассовые государства находились на довольно высоком уровне развития.

 

 

Заключение

 

Крито-Микенская эпоха, первая страница греческой истории, просуществовавшая в период с III по II тысячелетия до н. э., не исчезла бесследно. Она осталась в великолепных памятниках архитектуры и живописи, в письменности, расшифровка которых дала узнать нам много нового. Те герои и события того периода, некоторые появились затем в мифических произведениях античных авторов.

 

Исходя из всего вышесказанного,можно сделать вывод:

 

- Для изучения истории данной эпохи большое влияние оказали мифы и сказания, которые донесли до нас античные авторы – Геродот, Фукидид, Диодор и другие. Благодаря указаниям древних комментаторов к тексту «Илиады» и «Одиссеи» были произведены раскопки Трои, Микен, которые изменили мнение ученых конца XIX в. о том, что мифические легенды и сказания времен античности не имеют достоверных сведений о реальной жизни критян;

 

- Благодаря археологическим раскопкам была найдена, а позднее расшифрованы письмена на глиняных табличках, тексты которых пролили яркий свет на общественную жизнь Крита и материковой Греции, на экономику, государственное управление, наличие социальной структуры общества;

 

- Характеристика периодов существования Минойской цивилизации и Ахейской Греции показала, что данные цивилизации, бесспорно, имея взаимовлияния в экономике, культуре, религии того времени, различаются характером управления государством, внешней политикой, строительством дворцов, способами изображения тех или иных предметов, их стилистики, обрядами захоронений.

 

Таким образом не остается сомнений, что греческие общества микенской эпохи были не примитивными общинами, а централизованными государствами с большим бюрократическим аппаратом, частной собственностью на землю и развитым рабовладением это были государства со своими особенностями в религии и искусстве, культуре.Очевидно, Крито – Микенская цивилизация исчезла, потому что эти ранние государственные образования Древней Греции достаточно прочным социально – экономическим фундаментом, необходимым для длительного исторического существования. Подданные этих государств не были заинтересованы в сохранении государства микенской правящей знати и не оказали решительного сопротивления дорийцам.

Date: 2015-07-22; view: 304; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию