Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тоталитарный политический режим





Тоталитаризм - определенный тип политической системы, специфический политический и общественный строй, политическое и социальное явление XX века. Термин "тоталитаризм" происходит от позднелатинских слов "totalitas" - полнота, цельность и "totalis" - весь, целый, полный.

Впервые в политической лексике понятие тоталитаризма введено в 1925 г. итальянским лидером социал-национализма Бенито Муссолини. В 30-х годах понятие тоталитаризма широко использовал немецкий политолог и социолог Карл Шмидт. Но практически теория тоталитаризма складывается в 40-50-е годы XX века в трудах, Фридриха Хайека, Ханны Арендт, Карла Фридриксона, Збигнева Бжезинского.

И хотя лишь в XX в. тоталитаризм стал политической реальностью, все же его идейные истоки уходят в глубокую, седую древность. Еще в V в. до нашей эры Гераклит Эфесский считал, что, обладая мудростью, современным знанием, можно управлять решительно всеми вещами. В VII-IV в.в. до н.э. в Китае теоретики законности Шан Ян, Цзы Чань и др. обосновывали необходимость создания сильного централизованного государства, регулирующего с помощью многочисленных законов все сферы человеческой жизнедеятельности. Это государство должно обладать монополией в ряде отраслей производства и торговли и постоянно контролировать поведение и умонастроения подданных. Безусловное подчинение индивида и сословия государству, а также полная управляемость обществом характерны совершенному государству Платона. Государственная собственность на землю, дома и даже обобществление жен и детей, всеобщее насаждение единомыслия и коллективизма; государственное регламентирование законами не только общественной, но и частной жизни; определение распорядка дня и ночи; единая обязательная для всех граждан религия; жесткое ограничение общения с иностранцами, запрещение гражданам посещать чужие страны по частным надобностям и т.п. - все это аспекты и черты идеального совершенного государства Платона.

Идеи полного подчинения населения страны, индивида и сословия государству, а также полной управляемость обществом разрабатываются в трудах утопистов Томаса Мора и Томаззо Кампанеллы, Грагха Бабефа и др. Одной из ярких отличительных черт направления тоталитаризма является требование всеобщего равенства. Так, Гракх Бабеф призывал навсегда отнять у каждого надежду стать более богатым, более влиятельным, превосходящим своими знаниями кого-либо из своих сограждан. Именно в XIX в. для многих французских социалистов да и немецких философов исповедующих идеи социализма, основным стало стремление к насильственному преобразованию общества на основе коммунистических и социалистических идей. Вполне естественным считал Сен-Симон наказание, граждан не подчинившихся указаниям плановых структур, "обхождение с ними словно со скотом ".

Значительно обогатил и осовременил идеи полного подчинения граждан государству и поголовной управляемости обществом французский философ Ж.-Ж. Руссо, исходивший из "отеческого желания" вывести народ на светлый путь счастливой жизни, из необходимости глубокого преобразования общества на началах разума, равенства, свободы, социальной справедливости. Создание государства, считает Руссо, означает появление из отдельных несовершенных людей "морального коллективного целого", политического организма или "политического тела", в котором как бы растворяется отдельная человеческая личность. В коллективном теле, по мнению Руссо, человеческая личность, частный интерес не только согласуется с общим благом, но, напротив, при естественном порядке вещей они взаимно исключают друг друга. Государство же выступает носителем непосредственно выражаемой гражданами общей воли. Государство обладает абсолютной властью и неделимым суверенитетом. Если же возникает неподчинение, непокорность отдельных граждан, то государство применяет силу, принуждение, заставляет "быть свободными", потому что свобода проявляется в соответствии с общей волей.

Идеи тоталитаризма нашли отражение и в трудах Иоганна Готлиба Фихте, Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, Карла Маркса, Фридриха Ницше, Жоржа Сореля, Вернера Зомбарта. Определяя источники тоталитаризма, политолог Фридрих Хайек, философ Карл Ясперс делают особый упор на регулирование, указывая, что с помощью экономического и социального планирования реализуются все коллективные цели. Но всеобъемлющее регулирование также нуждается в надежных гарантах реализации намеченных целей - во всесильной, абсолютной власти и поддержке народа, а это обеспечивается уже в форме бурного роста институтов власти, социального контроля и систематической идеологической обработки населения, насаждением единой веры, а также подавлением всякого неповиновения, инакомыслия и т.п. Индивидуальная свобода граждан не допускается. Ради достижения великой цели, общего блага позволительно использовать любые средства. Идеальные образы совершенного гармоничного строя, утопии, отмечает Вячеслав Липинский, играют огромную роль в истории, и они в большинстве своем осуществимы при обязательном условии их искажения. Философ Николай Бердяев подчеркивает, что "целостность есть главный признак утопии... Утопия всегда тоталитарна..., враждебна свободе".

При всей своей сложности и многовекторности тоталитарный режим имеет достаточно четкий набор основных характерных черт, самых главных, отражающих суть этого режима признаков. К этим характеристикам относятся следующие:

1. Тоталитаризм всегда испытывает очень серьезные проблемы с легитимностью власти. Тоталитарный режим никогда не устанавливается в результате свободных, честных выборов. Установлению тоталитаризма обычно предшествуют революции, государственные перевороты, мятежи, путчи, узурпация власти и т.д. Таким образом, тоталитарный режим не получает мандат народа и поэтому не может считаться легитимным. Вторая грань нелегитимности тоталитаризма логически обусловлена первой. Захватив власть, режим вынужден узурпировать ее и в дальнейшем. Поэтому те выборы в представительские органы власти, которые в странах с тоталитарным режимом проводятся с той или иной периодичностью, не отражают и не могут отражать волю избирателей, народа этой страны. Они носят извращенный, фальсифицированный характер. Сама же власть генерируется не от народа, не в результате выборов, а воспроизводит сама себя. Ее источником служат келейные решения, принимаемые в недрах правящего режима. И, наконец, третий аспект нелегитимности власти в тоталитарном режиме проявляется в том, что реальная высшая власть, как правило, концентрируется во внеконституционных центрах власти, т.е. не там, где это предусмотрено даже законами тоталитарного государства.

2. Происходит абсолютное отчуждение подавляющего большинства населения тоталитарного государства от возможности не только формировать власть, но и влиять на власть, контролировать государство. В результате этого государство получает в свое распоряжение практически абсолютную, никем и ничем не ограниченную власть над страной, обществом, народом. Это приводит ко всеобщей, тотальной бюрократизации всех процессов и отношений в обществе и жесткой регламентации их со стороны государства. В результате тотального контроля государства над всем, что происходит в стране, полностью разрушается гражданское общество, происходит полное огосударствление не только политической сферы, не только социальных и экономических отношений, но также научных, культурных, бытовых, межличностных, брачно-семейных и всех иных процессов и отношений в обществе. Власть устанавливает жесточайший контроль над литературой и искусством, насаждает в обществе новую, государственную мораль и нравственность. Оно навязывает народу, новую, государственную идеологию, которая в свою очередь становится общеобязательной, и, как правило, проникает во все сферы жизни общества. Основные догматы государственной идеологии пронизывают социально-экономические отношения, политические процессы, а также науку, литературу, искусство, мораль, бытовые, межличностные, семейные и иные процессы и отношения.

3. Логичным завершением тотального контроля государства над страной является огосударствление личности человека, превращение граждан тоталитарного общества в государственных крепостных или государственных рабов. Развитый тоталитаризм чаще всего устанавливает не только фактическую, но и даже формально-юридическую личную зависимость граждан от государства. Тоталитарному государству это необходимо для воссоздания системы, которая позволяла бы принудительно и бесплатно изымать рабочую силу граждан в пользу государства методами прямого внеэкономического принуждения к труду. При этом степень эксплуатации государственных рабов часто превосходит степень их эксплуатации в античном рабстве или в условиях крепостной зависимости в средние века и сравнивается с эксплуатацией в системе плантационного рабства.

4. Для того, чтобы обеспечить такую эксплуатацию граждан, государством создастся организованая и планомерная система внутреннего террора власти, государства против собственного народа или других народов. Чтобы обеспечить решение этой задачи, власть нагнетает в стране атмосферу всеобщей подозрительности, недоверия, тотальной слежки граждан друг за другом, атмосферу всеобщего доносительства. Это подогревается искусственно нагнетаемой атмосферой шпиономании, поиском многочисленных внутренних и внешних врагов, постоянного провоцирования внешних конфликтов, создания в общественном сознании представления о якобы постоянно существующей для страны угрозы из вне, создание в стране атмосферы осажденного лагеря, что в свою очередь требует усиления степени милитаризации общественной жизни, милитаризации экономики, усиления секретной полиции, увеличения степени ее проникновения во все общественные и государственные организации.

5. В этой ситуации в стране фактически исчезает правовая система. Вместо нее создается система законодательных актов, а также равных им по степени важности (или даже превосходящих их) подзаконных секретных директив, циркуляров, приказов, указов, постановлений, решений и т.п., которая отражает уже не нормы права, а политическую волю властных структур или даже отдельных вождей. Применение законов не носит универсальный характер, а власть, не связанная никакими нормами права, может применять законы по своему разумению. Создается система противоречащих друг другу законов и даже система секретного законодательства. На основе такой системы законодательства часто создаются институты внесудебной расправы государства над гражданами, создаются особые или чрезвычайные суды, трибуналы и т.д., которые получают право по своему усмотрению решать судьбы людей. В этой системе в стране фактически не остается людей, которые могли бы считать себя в безопасности от произвола государства. За исключением верховного вождя, членов его семьи и, иногда, его ближайшего окружения, все остальные граждане могут любое время быть осуждены, лишиться имущества, свободы или даже жизни по любому, самому надуманному и неправдоподобному обвинению. Гражданин тоталитарного общества может быть осужден не только за то, что он совершил, но и за то, что он мог иметь намерение совершить нечто предосудительное с точки зрения власти, а также за свое социальное происхождение, социальное положение, род занятий, имущественное состояние, идейные убеждения, родственные или дружественные связи, пребывание за границей и даже за ссору с вышестоящим начальством и т.п. Легко понять, что в такой системе законодательно оформленного террора государства против личности, тотального контроля государства над человеком, граждане тоталитарного государства вынуждены действовать по принципу: "запрещено все, что не разрешено или не приказано, а все, что разрешено - обязательно для исполнения", государство же действует по принципу: "разрешено, оправданно и законно все, что целесообразно".

6. В политической системе тоталитарного строя вся полнота реальной высшей власти концентрируется в руках вождя, его ближайшего окружения. Практическая реализация директив высшего политического руководства осуществляется партийно-государственной бюрократией, которая в своей деятельности руководствуется не законами, а прежде всего секретными циркулярами, указами, постановлениями, решениями вышестоящих государственных и партийных инстанций. Особое значение в системе органов государственной власти приобретает секретная полиция и многочисленные другие спецслужбы. Именно они выполняют функции тотального контроля государства над обществом, гражданами, а также функции массовых репрессий. В тоталитарном государстве полностью отсутствует принцип разделения властей.

7. Для тоталитарного режима характерно существование одной безраздельно властвующей, политической партии. Благодаря жесткой системе производственно-территориального принципа своего функционирования и устройства, эта политическая партия охватывает всю страну, все общество, пронизывает при помощи первичных партийных организаций все государственные и общественные структуры, все предприятия, учреждения, систему образования, здравоохранения, транспорт, связь, науку, культуру, искусство и т.п. Создавая многочисленный партийный бюрократический аппарат и получая тотальный контроль над кадровой политикой, такая политическая партия, с одной стороны, сращивается с государством, а с другой - возвышается над ним, становится выше законов, общества, морали. Постепенно она перерождается в замкнутую организацию с полувоенной дисциплиной, своими собственными писаными и еще более важными неписаными законами, неподконтрольными обществу гигантскими финансами, жесткой иерархической структурой и системой подчинения, своей собственной моралью и нравственными критериями, секретной системой воспроизводства собственных кадров, абсолютно недоступной для контроля со стороны общества системой поощрения угодных и наказания провинившихся. Это создает идеальную среду для многочисленных злоупотреблений властью и деньгами, для создания системы всеобщей и тотальной коррумпированности. Легальная политическая оппозиция в стране отсутствует, власть опирается, одной стороны, на насилие или постоянную угрозу применения насилия. С другой же стороны - одной из опор власти является массовое оглушительное и системное оболванивание граждан, тотальное "промывания мозгов".

8. Характерной особенностью тоталитарного режима является создание культа личности вождя, раздувание этого культа до гипертрофированных размеров, превращение личности вождя в подобие полубога. Наряду с превращением единственной государственной идеологии - идеологии правящей партии в подобие священного писания, в нечто вроде религии, которую можно только исповедывать, но ни в коем случае не ставить под сомнение, что помогает тоталитарному режиму жестко контролировать общество, все общественные и государственные организации, все процессы и отношения в обществе.

9. Характерной чертой тоталитарного режима является политизация и идеологизация всех процессов и отношений в обществе: экономических, социальных, культурных, научных, бытовых, межличностных, брачно-семейных и т.п.

10. Власть тоталитарного режима в своей социальной политике стремится проводить принцип "разделяй и властвуй". С этой целью общество делится на "исторически прогрессивные" и "исторически реакционные" классы и социальные группы; на социальные группы, априорно стоящие вне всяких подозрений, и социальные группы, которые, хотя и необходимы обществу, но потенциально все же нелояльны к власти, потенциально опасны для общества. Результатом такой социальной политики является противопоставление одних социальных групп другим (по национальному, этническому, религиозному, социальному признакам, по роду занятий, имущественному положению и т.п.). Другим вектором социальной политики тоталитарного режима является стремление к социальной унификации общества на основе игнорирования и нивелировки существенных различий социальных интересов различных групп общества.

11. Важнейшей характеристикой тоталитарного режима является создание и насаждение особого вида тоталитарного массового сознания. В его основе лежит отождествление, идентификация типа государственной власти и общества, страны в целом; полное игнорирование индивидуальных прав и свобод личности и сознательное подчинение их интересам различных типов коллектива; стремление объединить все общество вокруг некой высшей идеи, представить весь народ как некое единое коллективное целое, объединенное единой волей монолитного государства во главе с мудрым вождем и непогрешимой правящей партией, которая обладает монополией на высшею истину "в последней инстанции"; крайняя нетерпимость, враждебность по отношению к любым формам инакомыслия, готовность расправиться с любыми носителями такого инакомыслия; стремление объявить свой политический и государственный строй единственно правильным и непогрешимым; представление о себе как о некоем спасителе всего человечества, которое "неразумно" противится своей интеграции в систему тоталитарных ценностей; высокомерно-снисходительное или враждебно-подозрительное отношение ко всему иностранному вследствие самоизоляции тоталитарного общества от внешнего мира, закрытости, отгороженности тоталитарного государства от потока мировой цивилизации.

12. Экономический строй тоталитарного общества опирается на всеобъемлющее господство государственной собственности, которая функционирует в режиме жесткой плановой экономической системы; на широко применяемые методы прямого насилия государства по отношению к негосударственному производителю; на неадекватную оплату труда занятых по найму или полностью бесплатное присвоение рабочей силы государством. Являясь единственным легальным нанимателем и работодателем, тоталитарное государство получает ни чем не ограниченные возможности монопольно, по своему усмотрению распоряжаться не только рабочей силой, но и жизнью, судьбой граждан.

Таковы основные сущностные характеристики тоталитарного политического режима, тоталитарной системы, тоталитарной государственности. Конечно, в зависимости от того, о каком именно конкретном типе тоталитарного режима идет речь, вышеописанный набор характерных черт тоталитаризма может несколько видоизменяться. Какие-то из этих черт будут приобретать еще более ярко выраженное проявление, а некоторые из них - могут проявляться в относительно более стертых формах. Однако главная сущностная характеристика тоталитаризма, заключается в том, что человек, его жизнь и достоинство, честь и свобода, достаток и благополучие, его семья не имеют для власти, для государства никакого самостоятельного значения и никакой самостоятельной ценности, а являются лишь средством в попытке реализовать некие утопические идейно-политические доктрины, - эта характеристика тоталитаризма остается неизменной в любом из его типов и на любой стадии развития. Тоталитарная власть готова пожертвовать настоящим не одного поколения, пожертвовать судьбами целых народов во имя призрачной надежды лучшей жизни в неопределенно далеком и никогда не наступающем будущем.

Основные типы тоталитарного режима. Тоталитаризм многомерен и многолик. В зависимости от того, на какой именно вектор развития общества и государства делается основной упор, в зависимости от того, какая именно магистральная идея закладывается в тоталитарный политический режим, можно выделить следующие основные типы тоталитаризма.

1. Тоталитарный режим социалистического или коммунистического типа. В основу этого типа тоталитаризма заложена магистральная идея социального равенства, строительства однородного бесклассового общества. Примерами тоталитаризма коммунистического (социалистического) типа является бывший СССР, КНР, другие страны бывшего социалистического мира. В современном мире к таким странам наряду с КНР принадлежит Куба, КНДР. Перспективы сохранения тоталитаризма в этих странах более чем сомнительны.

2. К тоталитаризму второго типа относят политические режимы фашистского или национал - социалистского типа. Краеугольной идеей этого типа тоталитаризма является идея национального или расово-этнического превосходства одного народа над другим. В странах, где существовал тоталитарный режим нацистского типа, пытались построить моноэтническое, расовооднородное общество. Эту задачу решали путем возвышения одной из наций и соответствующего уничтожения и дискриминации других народов. Классическим образцом тоталитаризма такого типа является фашистская Германия.

3. В третий тип тоталитаризма заложена идея религиозного фундаментализма, фанатизма. Это теократический тоталитаризм. Тоталитарный режим этого типа стремится построить общество, основанное на догмах и канонах той или иной религии в ее наиболее ортодоксальном, непримиримом варианте. В современном мире к такого рода тоталитарному режиму можно отнести исламский режим в Иране. Своеобразными гибридными типами тоталитаризма являются режимы М. Каддафи в Ливии и С. Хусейна в Ираке. В этих режимах представлен своеобразный симбиоз теократического (исламского) тоталитаризма и элементов тоталитаризма социалистического типа. Любой тип тоталитаризма - это деструктивный, саморазрушающийся режим, тупиковое направление общественного устройства.

Date: 2015-07-22; view: 738; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию