Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политическая мысль Киевской Руси





Становление и развитие древнеукраинской политической мысли связано с разложением первобытнообщинного строя и созданием раннефеодального государства - Киевской Руси. Политическая мысль Киевской Руси формировалась под влиянием двух факторов: 1) наследие славянских и неславянских племенных объединений, государственных и полугосударственных организаций (от трипольцев до готов, гунов, киммерийцев, скифов и актов); 2) ортодоксальное христианство, принятое от Византии в 988 г.

Дохристианские обычаи, традиции, хотя преследовались и разрушались беспощадно, все же христианство воспринималось в народе через призму традиционного мировоззрения, и более того - подвергаясь переработке в соответствии с его принципами, оставались довольно влиятельным источником в формировании основ господствующей христианской идеологии. Тот факт, что на начальном этапе феодализации объектом ее были не прежние рабы, а лично свободные граждане сельских общин, имел также особое значение для формирования своеобразной социальной психологии и морального сознания в Киевской Руси.

С другой стороны, религиозная ориентация, осуществленная в Х в., существенно повлияла на все идейные процессы, происходившие в стране, определив тип, характер и направленность политической жизни. Его особенность - формирование сильной государственной власти во главе с великим князем (образец - византийский император). Как и в Византии, церковь и государство на Руси не знали противостояния: отождествляя собственные интересы с интересами государства, церковь стала существенным элементом его структуры.

Непосредственным результатом христианизации было укрепление феодальной ориентации общественного сознания и использование культурных достижений Византии и Болгарии. Но в отдаленной перспективе, как выявилось позже, сближение с Византией, развитие которой с XIII в. начинает клонится к упадку, одновременно и отдалило ее от Западной Европы, которая становится передовым регионом.

Для анализа господствующих общественно-политических идей Киевского государства служат дошедшие до нас весьма многочисленные источники: летописи, политико-религиозные трактаты отдельных личностей, религиозных деятелей, сборники и своды законов и др. Среди них особо важное значение имеют: "Повесть временных лет", "Слово о законе и благодати" Илариона, "Русская правда", "Остромирово Евангелие", "Изборник Святослава", "Слово о полку Игореве", "Поучение Владимира Мономаха" и др. В этих произведениях рассматриваются такие важнейшие проблемы: происхождение государства, возникновение правящей династии, единство и противоречия политической власти, формы организации власти, возможность и необходимость ограничения власти великого князя с помощью дружины, рады, бояр и др., взаимоотношения между церковью и государством, формирование и обоснование юридической терминологии.

Для понимания общественно-политической мысли Киевской Руси важное значение имеет религиозное и философско-политическое произведение "Слово о законе и благодати" выдающегося мыслителя XI ст. Илариона, первого киевского митрополита украинского происхождения, освященного на этот пост без разрешения византийского патриарха. (Его избрание было приурочено к завершению строительства центра древнекиевской метрополии - Софии и ознаменовало провозглашение независимости древнерусской православной церкви от Константинополя.)

В этом сочинении содержатся интересные мысли о власти, морали и законе, границах закона не только в религиозном, но и в конкретно-политическом аспекте. Так Иларион четко различает закон и истину. Закон, по его мнению, это внешнее предписание, насильственно регулирующее поведение людей. Исходя из религиозно-христианского учения, Иларион акцентирует внимание на том, что закон разъединяет народы, возвышая одних и принижая других, что свидетельствует о рабском состоянии человечества. И совсем иное значение имеет истина: она универсальна, всеохватывающа и поэтов тождественна благодати, которая преодолевает односторонность закона и подобно солнцу одинаково светит всем. "Истина выше сиюминутной пользы'', -писал митрополит. Таким образом, Иларион воспринимает истину как абсолют, идеал человеческого совершенства, единый для всех времен и народов, дающий возможность оценивать действительность и поведение людей. Безусловно, в то время наивысшей истиной провозглашалось учение Христа, и только познание и уважение его дает возможность познать истинность бытия. Сущность государства для него - в божественной воле, а князь - ставленник Бога, власть которого должна основываться на законе. Высшая цель государства - интересы, благо всех подданных и особенно забота о наиболее нуждающихся в помощи. Главная задача государства - обеспечение мира, предотвращение войны и наилучшая внутренняя организация управления. Иларион активно отстаивал монархическую тенденцию княжеской власти. В единовластии он усматривал решающий фактор единства и силы государства, ее территориальной целостности. Великокняжеский централизм, по мнению автора сочинения, - единый путь преодоления тенденции к раздробленности страны, все возрастающего удельно-феодального централизма. Линия на полную ответственность монарха за судьбу страны становится еще более выразительной в более поздних документах, в частности, в "Поучении..." Вл. Мономаха.

В системе формирования властных отношений важное место принадлежало представительным учреждениям, что имело глубокие демократические традиции. Как и в большинстве феодальных государств, в Киевской Руси существовали соответствующие структуры: княжеский совет, боярский совет, съезды князей, соборы и др. Структурой, оказывавшей заметное влияние на функционирование княжеской власти, отношения между князем и "людьми", широкими массами крестьян и городским населением, было вече, пришедшее из "седой древности " родоплеменного общества. Хотя "золотой век" веча был в далеком прошлом, но и в период Киевской Руси оно оставалось важным органом, с которым князья не могли не считаться, о чем говорят многочисленные источники, особенно летописи. Компетенция веча была чрезвычайно широкой: этот верховный орган власти городов и сел решал вопросы мира и войны, финансов, обсуждал законы, имел право "приглашать князей", ставить их у власти, прогонять неугодных. Все эти вопросы регулировались не только желаниями народного собрания, но и обычаями, правилами, действующими в городских и сельских местностях. В одной из летописей говорится: "В старых городах были обычаи, ограничивавшие власть князя". Таким образом, несмотря на авторитет и общественный вес князя, существование веча в период Киевской Руси ограничивало княжескую власть делало ее институтом, призванным оберегать интересы общества.

В этот раннефеодальный период поднималась также проблема свободы морали. Митрополит Иларион подчеркивал приоритет моральных критериев в поведении людей. Эта линия находит свое продолжение в "Поучении" Вл. Мономаха, который наставлял, что князь должен быть для своих подданных не только справедливым, действующим согласно законам, но и гуманным, милосердным, а поэтому должен обязать и своих "служилых отроков" придерживаться закона, требований милосердия, чтобы они не злодействовали, не обижали людей, так как это подрывает авторитет государства, князя и самих "служилых". В древнерусский период в юридическую терминологию было введено понятие "правда", которое включает моральную мотивацию: правда выступала как свод законов, право судить, карать, миловать. Высокий уровень развития политической жизни проявился в выработке на Руси собственного права и его кодификации еще в первой половине XI в. в известном своде законов "Русская правда" {"Правда Ярослава"}. В этом документе, как и в ряде других, обосновывается и утверждается идо великокняжеского единовластия. Но это сборник гражданского и уголовного права периода формирования феодальных отношений, который также свидетельствует о ценностных ориентациях наших предков. Из него видно, что они высоко ценили честь, осуждали злодеев и убийц, но были милосердными: ни одна статья "Русской правды" не предусматривала смертной кары. Высшим наказанием было изгнание из родной земли.

В памятниках XII - XII ст. приобретают важное значение вопросы соотношения великокняжеской власти и власти вассальных князей, укрепление государственного единства. Эта тема убедительно звучит в "Поучении" Вл. Мономаха, а в "Слове о полку Игореве" проблема укрепления великокняжеской власти, осуждение междоусобной борьбы выдвигается на первый план.

К достижениям политической мысли Киевской Руси следует отнести коренное изменение взглядов на войну, ее роль в общественной жизни. Идея мира, мирных отношений ярко выражена в предсмертном обращении Ярослава Мудрого к своим сыновьям: "Если будете жить в любви между собой, то Бог будет с вами... А если будете в ненависти жить, в ссорах и междоусобицах, то и сами погибнете, и землю отцов и дедов своих погубите, добытую таким великим трудом. Слушайте брат брата, живите мирно." Такое же завещание оставил и Владимир Мономах, а в "Слове о полку Игореве" осуждение агрессии и призыв к обеспечению мира пронизывает все произведение.

Для древнерусской общественной мысли характерно утверждение “деятельной” жизни, как истинно достойной человека. Самый яркий пример -Поучение Вл. Мономаха, главное содержание которого - прославление многогранности, полноты человеческого существования, стремления к реализации дарованных человеку интеллектуальных и физических возможностей.

Утверждение активности человеческого разума и этического интеллектуализма отражается во всех главных памятниках эпохи ("Правда" Ярослава, "Поучение" Мономаха, "Повесть об Акире Премудром" и др.). Значительную роль в признании киевскими мыслителями "самосвободного" обучения, предусматривающего высокую активность человека в вопросах социальной, политической и культурной жизни, играло христианство с его концепцией "внутреннего" человека, самопознания, самоусовершенствования, утверждения свободы воли. Таким образом, и светский, и религиозный идеал в период Киевской Руси воплощался в активной жизни, для которой и создан человек.

Выводы. В IX - XIII в.в., в ходе • развития сложных общественных процессов происходят огромные прогрессивные изменения в формировании политико-властных структур. Данные о политической жизни не.отличаются богатством, а осмысление генезиса политических идей усложняется тем, что политическая мысль в то время еще не выделилась из общего религиозно-теологического сознания, отсутствовали развитые формы теоретического осмысления мира. В условиях существования могущественного раннефеодального государства - Киевской Руси, занимавшей достойное место среди цивилизованных европейских народов, политические идеи выступали важным фактором государствсннообразовательных процессов, регуляции общественно-политических отношений.

Date: 2015-07-22; view: 1222; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию