Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы, виды, уровни и модели коммуникации





По способу передачи информации – 3 формы: вербальная (средствами языка), невербальная (язык тела, визуальные формы) и синтетическая коммуникации. В речевом общении эти формы дополняют друг друга.

Единицами вербальной коммуникации являются высказывание и дискурс. Высказывание по форме совпадает с предложением, но имеет более широкие коммуникативные возможности. Это достигается за счет интонации, логического ударения, паузы, тональности, темпа речи, высоты и тембра голоса. Высказывание в отличие от предложения характеризуется ситуативностью, социальной обусловленностью, вариативностью. Дискурс – это смоделированный в речи связанный текст, рассматриваемый в событийном плане (см. слайд).

Невербальная коммуникация может существовать как отдельно от вербальной (танец, логотип компании) так и дополнять ее. Язык тела тесно связан со внутренним миром человека. Но это предмет психологии.

Средства невербальной коммуникации: телесные контакты (кинестетика) (рукопожатие, похлопывания, поглаживания); дистанция между общающимися, ориентация (положение относительно друг друга), внешний вид (одежда, прическа), поза, кивки головой, мимика, жесты, взгляд; паравербальные сигналы (мычание, мурлыканье музыки).

Синтетические средства коммуникации – образы (сценический, кинематографический, изобразительный, музыкальный, словесный), которые соединяют в себе вербальные и невербальные знаки и образуют синтетические системы в отдельных видах искусства. Воздействие синтетическими средствами является наиболее экспрессивными (реклама, событийна коммуникация в форме кино, перформансная коммуникация, флеш-мобы (планкинг)).

Вид коммуникации – вариант коммуникации, характеризуемый спецификой ее компонентов. Несколько классификаций социальной К.

1. По месту осуществления: внутренняя (субъекты находятся в рамках конкретного социального сообщества) и внешняя (один из субъектов принадлежит внешней среде; например, пресс-центр и общественность).

2. По масштабности процесса К: массовая (на уровне социетальной системы), среднего уровня (ограничена социальной группой и организацией), локальная (внутрисемейная, триадная), межличностная (диадная), интраперсональная (внутриличностная).

Внутриличностная К: человек обсуждает проблемы сам с собой. Обратная связь – факт опровержения или корректировки информации, поставленной в вопросе. А также между индивидом и персональным средством передачи информации (интернет, газета, факс и т.п.).

В межличностной К оба субъекта отправляют и передают информацию, что обеспечивает тесную обратную связь, которая оперативно регулирует ход коммуникации.

Особенности Межличностной К:

1) неизбежность, обусловленная естественной потребностью человека в общении;

2) необратимость, т.е. невозможность уничтожить сказанное;

3) непосредственная, оперативная обратная связь.

Одна из важнейших функций межличностной К – конверсионная – изменять мнения и социальные установки индивидов. Получив важную информацию, многие люди стремятся проверить ее в межличностном общении и в результате либо укрепляются в своем мнении, либо меняют свое мнение. Эффективность межличностной К определяется: совместимостью партнеров как коммуникативных личностей, адекватностью восприятия смысловой и оценочной информации, воздействием через убеждение.

Групповая (локальная) включает от 2 до 30 человек. Семья, профессиональный коллектив, компания друзей. В группах до 12 человек возможна оперативная обратная связь такая же по интенсивности, как и в межличностной коммуникации. Но в группе появляются такие феномены как лидерство, руководство, процесс принятия группового решения, структурированность коммуникации. Для малых групп характерна однородность речи (словечки, выражения, прозвища, которые доступны только членам группы, они выполняют функцию маркеров).

Организационная К – взаимодействие в пределах организации. В ХХ веке ОК стали объектом сразу нескольких научных направлений. Школа «научного управления» (амер. инженер Фредерик Тейлор (1856-1915), фр. горный инженер Анри Файоль (1841-1925)); школа «человеческих отношений» (амер. социологи Элтон Мэйо (1880 -1949), Фриц Ротлисбергер (1898 – 1974) и Уильям Диксон), школа социальных систем (бизнесмен Чарльз Бернард (1887–1961)).

Наиболее правильно организована система коммуникаций в тех организациях, в которых все сотрудники участвуют в организационных коммуникациях. При этом управляют информационными потоками руководители, которые должны обеспечить прохождение информации в те звенья коммуникативных цепей, которые нуждаются в этой информации.

Руководитель должен учитывать настроенность как своей, так и противоположной стороны, взаимные ожидания, уметь сопереживать. Чем выше ранг руководителя, тем больше информации проходит через него.

Руководители, придерживающиеся либерального стиля управления используют преимущественно неформальную многоканальную систему коммуникаций. Они поощряют расширение связей по всем направлениям. Отсюда коммуникативные связи репрезентативно отражают структуру организации, а информация доходит до получателя достаточно полной и адекватно отражает состояние дел.

Консервативный (авторитарный) стиль управления поощряет хорошо структурированную цепь команд. Ограничивается число связей, коммуникации осуществляются преимущественно сверху вниз. Качество коммуникации не всегда соответствует требованиям организации. Много информации искажается или теряется в каналах прямой и обратной связи. Часто важная информация задерживается в среде посвященных.

Значение коммуникаций для руководителей заключаются в том, что они являются главным инструментом выполнения руководителями функции управления по следующим причинам:

· они не менее трех четвертей своего времени тратят на организацию взаимодействия как внутри организации, так и вне ее;

· правильно организованные коммуникации способствуют повышению эффективности управления;

· коммуникации способствуют утверждению авторитета руководителя;

· коммуникации повышают эффективность функционирования всех других сфер жизнедеятельности организации.

3. По источникам регулирования процесса: формальная (подчинена инструкциям, руководствам, методикам и т.п. установлениям) и неформальная (подчинена традициям, негласным нормам и правилам – слухи, разговоры в кулуарах, курилке. «Медиа-сапиенс» Сергея Минаева: герой, поставленный руководить PR-агентством, начинает свой первый рабочий день в курилке).

4. По способу установления и поддержания контакта: прямые (непосредственные, в пределах зрительного восприятия – беседа, митинг) и дистанционные (опосредованные, через посредников или с использованием технических средств – телефон, радио, пресса).

5. По инициативности коммуникаторов: активные (оба субъекта коммуникации проявляют инициативу и отвечают своими действиями на получаемые сообщения и пассивные (коммуникатор воздействует на реципиента, не реагирующего на сообщения, без обратной связи).

6. По степени организованности: стихийные (случайные) и организованные (неслучайные, запланированы, походят в соответствии с регламентом). В результате стихийных коммуникаций могут приниматься важные и ответственные решения.

7. По направленности потока информации: горизонтальные (например, между отделами организации – в менеджменте им уделяется особое значение, т.к. от скоординированности работы отделов зависит общий результат дела) и вертикальные (между начальниками и подчиненными ).

Вертикальные коммуникации делятся на нисходящие (информация исходит от руководителей к подчиненным в виде распоряжений, приказов, законов, поручений и т.п.) и восходящие (информация поднимается от подчиненных к руководителям в виде отчетов, служебных и докладных записок, рацпредложений и т.п.).

В производственном процессе пока еще господствуют системы коммуникации, организованные по схеме «сверху вниз». В таких системах в работниках воспитывается психология исполнителя, а руководство превращается в посредника в коммуникациях. Поэтому, любая неувязка в решении производственных или социальных вопросов может вызвать недовольство руководителями (Нам не сказали, мы не знали, я делаю свою работу и т.п.)

Чем больше число уровней прохождения информации, тем больше ее искажение. В шутливой форме это проиллюстрировал Абрахам Антуан Моль (франц. Физик, философ, культуролог «Социодинамика культуры»)

Капитан отдает команду своему адъютанту:

— Как вы знаете, завтра произойдет солнечное затмение, а это бывает не каждый день. Соберите личный состав завтра в 5 часов на плацу в походной одежде. Я дам необходимые объяснения. Если будет идти дождь, то наблюдать будет нечего, в этом случае оставьте солдат в казарме.

Адъютант передает сержанту:

— По приказу капитана завтра в 5 часов утра произойдет солнечное затмение в походной одежде. Капитан даст на плацу необходимые объяснения, а это бывает не каждый день. Если пойдет дождь, наблюдать будет нечего, тогда явление состоится в казарме.

Сержант — капралу:

— По приказу капитана завтра утром в 5 часов утра состоится затмение людей на плацу в походной одежде. Капитан даст необходимые объяснения в казарме, если будет дождливо, а это случается не каждый день.

Капрал — солдатам:

— Завтра в 5 часов утра капитан произведет затмение в походной одежде на плацу. Если будет дождливо, то это редкое явление состоится в казарме, что бывает не каждый день.

Один солдат — другому:

— Завтра в 5 часов утра произойдет затмение капитана в казарме. Если будет дождливо, то это редкое явление состоится в походной одежде, а это бывает не каждый день.

Психологами доказано, что полное искажение информации происходит в том случае, когда она проходит больше 5 уровней.

8. По уровню участия сознания: осознаваемые (на уровне сознания) и неосознаваемые (на уровне подсознания, не всегда осознается, например, язык тела, выбор цвета одежда и реакция на него, оранжевый цвет – цвет независимости).

9. По времени взаимодействия: длительные (например, внутри организации), кратковременные (в рамках договора, например, или банерная реклама), периодические (налоговые отчеты, форумы, слеты), эпизодические (продавец-покупатель); в реальном времени (телефон, беседа, некоторые электронные системы) и с разделением во времени (факс, электронная почта).

10. По степени завершенности взаимодействия: завершенные (академическая), незавершенные (прерванная передача).

11. По пространству взаимодействия (дистанции): интимная (до 30 см), социальная (30—90 см), публичная (далее 1 м).

 

В ходе коммуникации любое сообщение может быть принято и понято на двух уровнях: уровень содержания (что говорится) и уровень формы (как говорится).

Date: 2015-07-22; view: 625; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию