Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Личность и культура





 

1. Культура и личность. // Ерасов Б.С. Социальная культурология: В 2 чч. Ч.1. – М.,1994. С. 224–259.

2. Культура и личность. // Культурология. Краткий тематический словарь. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. С. 146–158.

3. Культура и личность. // Культурология. / Под ред. Драча Г.В. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. С. 144–155.

4. Культура и личность. // Культурология. – М.: Экзамен, 2005. С. 312–321.

5. Культура и личность. // Рефераты по культурологи. – М.: Дашков и К., 2002. С.127–140.

6. Культура. Личность. История. // Туровский М.Б. Философские основания культурологии. – М.: РОССПЭН, 1997. С.333–347.

2. Личность и культура. // Флиер А.Я. Культурология для культурологов. – М.: АП, 2002. С. 127–131.

3. Человек как творец и творение культуры. // Толпыкина Т.В., Толпыкин В.Е. Культурология. – М.: Гардарики, 2005. С. 94–104.

4. Человек как субъект культуры. // Под ред. Сайко Э.В. – М.: Наука, 2002. С. 44–50, 50–53.

5. Направление «культура-и-личность» (психологическая антропология). // Белик А.А. Культурология. культуры. Антропологические теории культур. – М.: РГГУ, 1998. С. 101–104. / По выбору: С. 99–215.

 

ЛИТЕРАТУРА К ВОПРОСУ 3.: Типология культур.

 

1. Как может быть построена типология культуры? // Культурология в вопросах и ответах. / Под ред. Драча Г.В. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. С. 145–148.

2. Типология культур и цивилизаций // История и культурология. / Под ред. Шишовой Н.В. – М.: Логос, 2004. С. 25–35.

3. Теоретические модели типологии культуры. // Культурология. / Под ред. Неверова А.С. – Минск: ВШ, 2005. С. 94–99.

4. Типология и классификация культуры. // Каверин Б. Культурология. М.: Юриспруденция, 2001. С. 112–121.

5. Типология и периодизация культуры. // Сапронов П.А. Культурология. Курс лекций. – СПб.: Союз, 1998. С. 37–47.

6. Типология культур (историческая, формационная, цивилизационная, линейная и др.). // Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Культурология. – М.: ЮНИТИ, 2007. С. 199–211.

7. Типология культур. // Кравченко А.И. Культурология. – М.: АП, 2001. С. 54–89.

8. Типология культуры. // Багновская Н.М. Основы культурологии. – М.: АП, Мир, 2004. С. 18–39.

9. Типология культуры (этническая, региональная, национальная, историческая). // Культурология. / Под ред. Соломина Ю.Н., Когана М.С. – М.: Высш. образование, 2007. С. 261–338.

10. Типология культуры. // Шеллов-Ковердяев Ф.В. Введение в культурную антропологию. – М.: ГУ ВШЭ, 2005. С. 189–206.

11. Культурные системы и конфигурации. Типология культур. // Флиер А.Я. Культурология для культурологов. – М.: АП, 2002. С. 149–177.

 

ЛИТЕРАТУРА К ВОПРОСУ 4.: Подход с позиций ментальности.

 

1. История ментальностей. Историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. – М.: РГГУ, 1996. – 255 с. / По выбору.

2. Иванова Т.В. Ментальность, культура. Искусство. / Общественные науки и современность, 2002, №6. С. 168–178.

3. Менталитет. // Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Человек. Энциклопедический словарь. – М., 2000. С. 325.

4. Менталитет. // Кравченко А.И. Культурология. Словарь. – М.: АП, 2000. С. 343–344.

5. Менталитет. // Российская цивилизация. Энциклопедический словарь. – М.: Республика, 2001. С. 190–193.

6. Менталитет как глубинная структура культуры. // Кондаков И.В, Введение в историю русской культуры. – М., 1994. С. 22–24.

7. Менталитет и ментальность. // Веремьев А.А. Введение в культурологию. – Брянск: Курсив, 2000. С. 42–45.

8. Ментальное поле культуры. // Кармин А.С. Культурология. – СПб.: Лань, 2001. С. 211–225.

9. Ментальность. // Новая философская энциклопедия: В 4 тт. Т.2. – М.: Мысль, 2001. С. 525–526.

10. Ментальность. // Современный словарь по культурологии. – Минск: Современное слово, 1999. С. 451–453.

11. Ментальности. // Флиер А.Я. Культурология для культурологов. – М.: АП, 2002. С. 250–251.

12. Ментальность как тип культуры. // Гуревич П.С. Культурология. – М.: Гардарики. 2005. С. 238–253.

13. Понятие ментальность. Типы ментальности в истории культуры. // Гуревич П.С. Культурология. Элементарный курс. – М.: Гардарики, 2001. С. 259–268.

14. Ментальность. // 50/50. Опыт словаря нового мышления. – М.: Прогресс, 1989. С. 454–459.

 

 

Тема 2. Дальневосточно-конфуцианский тип культуры – 4 часа

 

1.Проблема генезиса культуры.

1.1.Древнейшие очаги культуры.

- общество Шан-инь;

- государство Чжоу;

1.2. Периодизация развития дальневосточно-конфуцианского типа культуры.

2. Мировоззренческие основания культуры.

2.1. Культ Неба.

- триединство Небо – земля – человек;

2.2. Главные категории менталитета:

- категория дао; инь-ян, ци; дэ; ли и др.;

2.3.Идея чистоты и избранности культуры.

3.Этическая система дальневосточно-конфуцианского типа культуры.

3.1.Стандарты нравственного поведения:

- этическая нормативность и ритуал;

3.2.Идеал человека:

- «совершенномудрый» в даосизме;

- «благородный муж» в конфуцианстве;

4.Особенности социальной организации:

4.1. Система общинных связей.

4.2. Специфика государственности:

- этатизм,

- патернализм,

- конфуцианское чиновничество;

5. Своеобразие дальневосточно-конфуцианского типа ментальности.

5.1.Восприятие потусторонней действительности: представление о жизни и смерти, культ духов и культ предков.

5.2.Представления о знании в даосизме и в конфуцианстве.

5.3.Институт семьи:

- большая патриархальная семья;

- институт брака;

- отношение к женщине;

- значение любви;

5.4.Труд, собственность, богатство в элитарной и в народной культуре.

5.5.Эстетические воззрения:

5.5.1. Тема природы в свете учения о Дао.

5.5.2. Учение о прекрасном.

5.5.3. Искусство: функции, язык, значение.

- архитектурные и природные формы;

- единство каллиграфии, поэзии, живописи;

- китайский портрет и пейзаж;

- китайская поэзия;

 

УЧЕБНИКИ:

 

1. Борзова Е.П. История мировой культуры. – СПб.: Лань, 2002. C. 212–244.

2. Васильев Л.С. История Востока: В 2 тт. – М.: ВШ, 1998.

3. Васильев Л.С. История религий Востока. – М.: КДУ, 2004. C. 548–609, 625–638.

4. Васильев Л.Р. Культы, религии, традиции в Китае. – М.: Вост. лит., 2001. – 488 с.

5. Введение в культурологию. / Под ред. Попова Е.В. – М.: ВЛАДОС, 1996. C. 127–162.

6. Горелов А.А. Культурология. – М.: Юрайт, 2002. C. 137–156.

7. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Культурология. – М.: ЮНИТИ, 2007. C. 294–317.

8. Грушевицкая Т.Г. и др. Словарь по мировой художественной культуре. – М.: Академия, 2001. – 408 с.

9. Запад и Восток: традиции и современность. – М.: Знание, 1993. C. 178–195.

10. Карпушина С.В., Карпушин В.А. История мировой культуры. – М.: NB, 1998. C. 223–259.

11. Кравцова М.Е. История культуры Китая. – СПб.: Лань, 2003. – 416 с.

12. Культурология. История мировой культуры. / Под ред. Марковой А.Н. – М.: ЮНИТИ, 2008. C. 279–304.

13. Колодий Н.А., Моисеева А.П. и др. Культурологический практикум.– Томск: Дельтаплан, 2005. C. 12–32.

14. Викторов В.В. Культурология. – М.: Экзамен, 2002. C. 119–150.

15. Трофимова Р.П. Культуролого-экономический словарь. – М.: Академ-Проект, 2003. C. 281–347.

16. Шелов-Ковердяев Ф.В. Введение в культурную антропологию. – М.: ГУ ВШЭ, 2005. C. 243–260.

17. Мировая художественная культура. / Под ред. Эренгросс Б.А. – М.: 2001. C. 513–589.

18. Очерки по истории мировой культуры. – М.: ЯРК, 1997. C. 53–83.

19. Культурология. История мировой культуры. / Под ред. Кузнецовой Т.Ф. – М.: Академия, 2003. C. 80–111.

20. Кравченко А.П. Культурология. Словарь. – М.: АП, 2000. – 671 с.

 

 

ЛИТЕРАТУРА К ВОПРОСУ 1.: Проблема генезиса культуры.

1.1.: Древнейшие очаги культуры (Шань-Инь, государство Чжоу).

1. Васильев Л.С. Древний Китай: В 3 тт. Т.1. (Предыстория Шань-Инь, Западное Чжоу (до 8 в. До н.э.)). – М.: Вост. лит., 1995. – 379 с.

2. Вигасин А.А. История Древнего Востока. – М.: Дрофа, 2006. C. 159–165.

3. Возникновение цивилизации в Китае (3–2 тыс. до н. э.). // Цивилизации. Современная энциклопедия для юношества. – М.: Современная педагогика, 2000. C. 72–79.

4. Гипотеза этно- и культурогенеза китайской цивилизации. // Кравцова М.Е. История культуры Китая. – СПб.: Лань, 2003. C. 99–105.

5. Васильев Л.С. Всеобщая история: В 6 тт. Т.1. Древний Восток и античность. – М.: ВШ, 2007. C. 217–227.

6. Исторический очерк. // Малявин В.В. Китайская цивилизация. – М.: Астрель, 2000. C. 67–100.

 

1.2.: Периодизация развития.

1. Кирамова К.И. Культурология в вопросах и ответах. – М.: Велби, Проспект, 2004. C. 65–67.

2. Китай. Историческая периодизация. // История мировой культуры. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. C. 87–89.

3. Основные этапы развития китайской цивилизации. // Кравцова М.Е. История культуры Китая. – СПб.: Лань, 2003. C. 37–40, 406–408.

4. Пархоменко И.Т., Радугин А.А. История мировой и отечественной культуры. – М.: Центр, 2002. C. 69–72 (основные этапы развития культуры Китая).

5. Периодизация истории Древнего Китая. // Довгяло Г.И. и др. История Древнего Востока. – Минск: Тетрасистемс, 2002. C. 151–152.

6. Периодизация и краткий обзор культуры Китая. // Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Мировая художественная культура. – Калуга: КГПУ, 1999. C. 83–87.

7. Происхождение и основные этапы развития культуры Древнего Китая. // Борзова Е.П. История мировой культуры. – СПб.: Лань, 2005. С. 212–244.

 

ЛИТЕРАТУРА К ВОПРОСУ 2.: Мировоззренческие основания культуры.

1. Голыгина К.И. «Великий предел»: Китайская модель мира в литературе и культуре (1–13 вв.). – М.: Вост. лит., 1995. / По выбору.

2. Даосизм. Ключевые концепции (дао, дэ, ци, инь-ян). // Томпсон М. Восточная философия. / Пер. с англ. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. C. 257–268.

3. Древнейшие космологические и антропологические воззрения китайцев. // Кравцова М.Е. История культуры Китая. – СПб.: Лань, 2003. C. 105–117.

4. Культ неба и земли. Культ предков. // Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. – М.: Вост. лит., 2001. C. 54–61.

5. Сидихменов В.Я. Китай: страницы прошлого. – Смоленск: Русич, 2000. C. 20–86, 131–234.

6. Культ неба. Культ предков. Культ земли. // Васильев Л.С. – М.: КДУ, 2004. C. 553–557.

7. Система ценностей в традиционном Китае. // Там же, с. 633–634.

8. Конфуцианско-даосистская картина мира и ее социальный характер. // Введение в культурологию. /Под ред. Попова Е.В. – М.: ВЛАДОС, 1995. C. 127–133.

9. Образ неба и Концепция Поднебесной империи. Социальный характер картины мира. // Шелов-Ковердяев Ф.В. Введение в культурную антропологию. – М.: ГУ ВШЭ, 2005. C. 244–248.

10. Ильин В.В. История философии. – СПб.: Питер, 2003. C. 18–27.

 

 

ЛИТЕРАТУРА К ВОПРОСУ 3.: Этическая система культуры

3.1.: Стандарты нравственного поведения.

1. Система ценностей. Морально-примиренческое отношение к миру. // Введение в культурологию. / Под ред. Попова Е.В. – М.: ВЛАДОС, 1995. C. 133–143.

2. Классические школы китайской морали. // Малявин В.В. Китайская цивилизация. – М.: Астрель: АСТ, 2000. C. 163–180.

3. Нормы повседневной жизни. // Культурология. История мировой культуры. / Под ред. Марковой А.Н. – М.: ЮНИТИ, 2008. C. 92–93.

4. Этика конфуцианства и даосизма. // Скрипник А.П. Этика. Учебник. – М.: Проект, 2004. С. 39–48.

5. Этика служения и иерархия социальных связей. Традиционная система ценностей. // Шелов-Ковердяев Ф.В. Введение в культурную антропологию. – М.: ГУ ВШЭ, 2005. C. 248–251.

6. Древний Китай – царство церемоний и ритуалов. // Введение в культурологию: В 3 чч. Ч.1. – М.: МГИЭМ, 1995. C. 80–86.

 

3.2.: Идеал человека.

1. Веряскина В.П. Концепт «образцового человека». / Человек, 2004, №4. C. 50–55.

2. Даосский совешенномудрый человек. Идеал благородного мужа Конфуция. // Лукьянов А.Е. Лао-Цзы и Конфуций. Философия Дао. – М.: Вост. лит., 2000. C. 83–93, 236–244.

3. Идеал человека в конфуцианстве (благородный муж). // Радугин А.А. Культурология. – М.: Центр, 1996. С. 110.

4. Идеал человека в конфуцианстве (благородный муж) и даосизм (совершенномудрый). // Скрипник А.П. Этика. – М.: Проект, 2004. С. 42–48.

5. Идеал человека в конфуцианстве и даосизме. // История философии. / Под ред. Кохановского В.П. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. C. 40–41, 33–35.

 

ЛИТЕРАТУРА К ВОПРОСУ 4.: Особенности социальной организации.

4.1.: Система общинных связей.

1. Семейная модель общества и государства. Культ предков. // Шелов-Ковердяев Ф.В. Введение в культурную антропологию. – М.: ГУ ВШЭ, 2005. С. 251–253.

2. Социльно-политическая структура общества в Китае. // История мировой культуры. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. C. 89–92.

3. Социальный идеал и социальный порядок по Конфуцию. // История религий Востока. – Ростов н/Д: Феникс, 1999. C. 288–292.

 

4.2.: Специфика государственности.

1. История сложения и типологические особенности политической культуры Древнего и имперского Китая. // Кравцова М.Е. История культуры Китая. – СПб.: Лань, 2003. C. 138–148.

2. Как чиновники управляли китайским народом. // Сидихменов В.Я. Китай: страницы прошлого. – Смоленск: Русич, 2000. C. 289–335.

3. Политическая история. Управление государством. Законодательство. // Вернер Э. Мифы и народы Китая. – М.: Центрополиграф, 2005. C. 21–29.

4. Слабый народ – сильное государство. // Хачатурян В.М. История цивилизаций. – М.: Дрофа, 1998. C. 221–223.

5. Учение Конфуция о государстве. // Лучшие рефераты по культурологи. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. C. 257–262.

6. Государство и общество. // Малявин В.В. Китайская цивилизация. – М.: Астрель, АСТ, 2000. C. 105–163.

 

ЛИТЕРАТУРА К ВОПРОСУ 5.: Своеобразие древнекитайского типа ментальности.

1. Древнекитайский менталитет. Ментальность и специфика мышления. // Васильев Л.С. Древний Китай: В 3 тт. Т.3. Чжаньго. – М.: Вост. лит., 2006. С. 607–616.

2. Характерные черты современного китайского и японского менталитета. // Киселев В.А. и др. Основы культурологии: В 2 чч. Ч.2. – Новосибирск, 2000. С. 23–24, 36–39.

3. Национальный характер китайца. Мышление. Эмоциональный мир. // Бычкова Т.А. Культура традиционных обществ Китая и Японии. – Томск: ТГУ, 2003. С. 26–30, 38–40.

 

5.1.: Представление о жизни и смерти. Культ духов и предков.

1. Смерть, похороны, траур. Могилы предков. Культ предков. Учение о сяо. // Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. – М.: Вост. лит., 2001. С. 142–157, 119–125.

2. Учение о бессмертии в даосизме. // Там же, с. 240–245.

3. Ци и Цзин-ци: жизнь, смерть, долголетие и бессмертие в даосской мысли. // Васильев Л.С. Древний Китай: В 3 тт. Т.3. Чжаньго. – М.: Вост. лит., 2006. С. 404–415.

4. Концепция счастья. // Культурология. ИМК. / Под ред. Марковой А.Н. – М.: ЮНИТИ, 2008. С. 98–99.

 

5.2.: Представление о знании.

1. Китайцы и варвары. Характер знания и восприятия мира. Особенности науки. // Шелов-Ковердяев Ф.В. Введение в культурную антропологию. – М.: ГУ ВШЭ, 2005. С. 253–255, 257–258.

2. Культ грамотности и образования. Школа и система обучения. // Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. – М.: Вост. лит., 2001. С. 189–205.

3. Наука, техника, материальное производство и мышление в Китае. // Девятов А. Китайская специфика. – М.: Муравей, 2002. С. 280–300.

4. Теория китайской науки. // Малявин В.В. Китайская цивилизация. – М.: Астрель, АСТ, 2000. С. 299–331.

5. Характер знания в рамках конфуцианско-даосистской культуры. // Введение в культурологию. / Под ред. Попова Е.В. – М.: ВЛАДОС, 1995. С. 151–161.

6. Ильин В.В. история философии. – СПб.: Питер: 2003. С. 16–17, 23–26.

 

5.3.: Институт семьи.

1. Брак и любовь. // Кравцова М.Е. Поэзия древнего Китая. – СПб.:, 1994. С. 118–131, 217–226.

2. Брак, развод, родители, дети. // Грэй Дэн Г. История Древнего Китая. – М.: Центрополиграф, 2006. С. 151–194.

3. Даосская модель эзотерической любви. // Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Человек. Энциклопедический словарь. – М.: Гардарики, 2000. С. 242.

4. Женщина в семье. Любовь, вдовство и развод. // Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. – М.: Вост. лит., 2001. С. 152–142.

5. Сидихменов В.Я. Китай: страницы прошлого. – М.: Наука, 1978. С. 281–331 (китайская семья).

6. Семейные устои и интимная жизнь. // Кравцова М.Е. История культуры Китая. – СПб.: Лань, 2003. С. 294–314.

7. Семья. Положение женщин. // Малявин В.В. Китайская цивилизация. – М.: Астрель, АСТ, 2000. С. 144–149, 542–553.

8. Культ семьи и клана. // Васильев Л.С. История религий Востока. – Ростов н/Д: Феникс, 1999. С. 292–295.

 

5.4.: Труд, собственность, богатство.

1. Национальный менталитет и экономическое развитие. // Селищев А.С. Китайская экономика в 21 веке. – СПб.: Питер, 2004. С. 7–16.

2. Отношение к богатству. // Бычкова Т.А. Культура традиционных обществ Китая и Японии. – Томск: ТГУ, 2003. С. 18.

3. Хозяйственная культура конфуцианского Китая. // Зарубина Н.Н. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства. – М., 1998. С. 106–111.

4. Этика труда, отношений и успеха. Исследования материального в системе культуры. // Шелов-Ковердяев Ф.В. Введение в культурную антропологию. – М.: ГУ ВШЭ, 2005. С. 255–257.

 

 

5.5.: Эстетические воззрения.

5.5.1.: Тема природы.

1. Культ природы. Пейзажное мышление. // Юлбашева З.Б. Культурология. – М.: ВШ, 2005. С. 37–42.

2. Васильев Л.Р. Культы, религии, традиции в Китае. – М.: Вост. лит., 2001. С. 398–412.

3. Культура и природа в китайской традиции. // Малявин В.В. Сумерки Дао. – М.: Астрель, АСТ, 2000. С. 212–216.

4. Кульпин С. Человек и природа в китайской традиции. – М.: Наука, 1990. – 245 с.

5. Григорьева Т.С. Красотой Японии рожденный. – М.: Искусство, 1993. С. 394–410.

 

1.5.2.: Учение о прекрасном.

1. Конфуцианские эстетические установки. Художественное творчество и даосизм. Роль буддизма в истории искусства Китая. // Кравцова М.Е. Мировая художественная культура. История искусства Китая. – СПб.: Лань, 2004. С. 326–350.

2. Даосская традиция в художественной культуре Китая. – СПб.: Лань, 2003. С. 251–255.

 

1.5.3.: Искусство: функции, язык, значение.

1. Культура Китая. Письменность, литература, музыка. // Лучшие рефераты по культурологи. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. С. 175–177.

2. Искусство Древнего Китая. Китайская культура эпохи средневековья. // Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Культурология. – М.: ЮНИТИ, 2007. С. 303–315.

3. Художественная практика. // Введение в культурологию. / Под ред. Попова Е.В. – М.: ВЛАДОС, 1996. С. 143–151.

4. Искусство Китая. // История мировой культуры. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. С. 124–128.

5. Письменная культура и художественная словесность. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство. // Кравцова М.Е. История культуры Китая. – СПб.: Лань, 2003. С. 314–376.

6. Искусство и каллиграфия в Древнем и Средневековом Китае. // Культурология. История мировой культуры. / Под ред. Марковой А.Н. – М.: ЮНИТИ, 2008. С. 94–98, 281–283, 286–293.

7. Архитектура. Литература. Живопись. // Хайжуй Ли. Китай, знакомство с древней культурой. – М.: Вече, 2005. С. 83–130.

8. Григорьева Т.Г. Движение красоты. Размышления о японской культуре. – М.: Вост. лит., 2005. – 440 с. / По выбору).

9. Изобразительное искусство и архитектура. Прикладное искусство. Письменность и литература. // В.В. Адамчик и др. История Китая. – М.: АСТ, Минск: Харвест, 2005. С. 247–255, 589–595.

10. Искусство в Китае. // Малявин В. В. Китайская цивилизация. – М.: Астрель: АСТ, 2000. С. 435–516.

11. Художественная культура Китая и Японии. // Культурология. / Под ред. Шаповалова А.И. – М.: ВЛАДОС, 2003. С. 72–93.

12. Художественная культура Китая и Японии. // Мировая художественная культура. От зарождения до XVII века. – СПб.: Питер, 2000. С. 145–163, 173–188.

13. Соколов-Релизов С.Н. Литература. Каллиграфия. Живопись. К проблеме синтеза искусств в художественной культуре Дальнего Востока. – М.: Наука, 1985. – 312 с. / По выбору.

 

Тема 3.Индо-буддийский тип культуры – 4 часа

 

1.Генезис и стадии развития индо-буддийского типа культуры.

1.1.Древнейшие очаги культуры:

- Индская культура (Хараппа) и арийское нашествие;

1.2.Дравидийские и арийские истоки культуры: взаимовлияние и взаимодействие.

2.Периодизация культуры.

2.1.Формирование брахманистско-индуистской традиции:

- Веды;

- упанишады и древнеиндийская философская мысль;

- древнеиндийский эпос: Рамаяна и Махабхарата;

2.2.Жизнь и учение Будды: буддизм хинаяны и махаяны («малая» и «большая» колесницы).

2.3.Исламизация индийской культуры.

2.4.Эпоха британской колонизации.

3. Мировоззренческие основания культуры:

3.1.Идея Абсолюта. Комплекс представлений о духе и о сознании.

3.2.Макро- и микрокосм: единство и противостояние космоса и человека:

- категории дхармы, кармы, сансары, мокши, артхи, камы;

3.3.Взаимовлияние йоги, брахманизма, индуизма, джайнизма, буддизма.

4.Система ценностей.

4.1.Этический кодекс:

- место аскетической традиции в этической нормативности;

4.2.Идеал человека и пути его достижения в индийских мировоззренческих системах:

- йога;

- индуизм;

- джайнизм;

- буддизм;

5. Особенности социальной организации.

5.1.Основы социальной структуры:

- община гана;

- большая патриархальная семья;

5.2.Варно-кастовый строй:

- роль ритуальной нормативности в индийском обществе;

5.3.Специфика государственности:

- становление царской власти;

- центробежные тенденции в стране;

- проблема централизации государства и пути ее решения;

6. Своеобразие индо-буддийского типа ментальности.

6.1.Восприятие жизни и смерти.

6.2.Представления о знании и о мудрости.

6.3.Институт семьи:

- институт брака;

- отношение к женщине;

- значение любви;

6.4.Труд, собственность, богатство в элитарной и в народной культуре.

6.5.Эстетические воззрения и искусство:

- индуистская эстетическая традиция;

- буддийская эстетическая традиция;

- учение о прекрасном;

- язык искусства;

- архитектура: типы храмов и культовых строений;

- изобразительное искусство;

- поэзия;

 

ТЕМА: ИНДО-БУДДИЙСКИЙ ТИП КУЛЬТУРЫ

 

УЧЕБНИКИ:

1. Борзова Е.П. История мировой культуры. – СПб.: Лань, 2002. С. 182–212.

2. Васильев Л.С. Всеобщая история: В 6 тт. Т.1. Древний Восток и античность. – М.: ВШ, 2007. – 447 с.

3. Васильев Л.С. История религий Востока. – М.: КДУ, 2004. С. 457–548.

4. Буддизм. Словарь. – М.: Республика, 1992. – 287 с.

5. Гуревич П.С. Культурология. – М.: Знание, 1992. С. 242–249.

6. Соколова М.В. Мировая культура и искусство. – М.: Академия, 2006. С. 53–65, 181–190.

7. Запад и Восток. Традиции и современность. –– М.: Знание, 1993. С. 139–157.

8. Культурология. История мировой культуры. / Под ред. Кузнецовой Т.Ф. М.: Академия, 2003. С. 111–148.

9. Шелов-Ковердяев Ф.В. Введение в культурную антропологию. – М.: ГУ ВШЭ, 2005. С. 260–271.

10. Карпушина С.В., Карпушин В.А. История мировой культуры. – М.: NB, 1998. С. 203–223.

11. Культурология. История мировой культуры. / Под ред. Марковой А.Н. – М.: ЮНИТИ, 2008. С. 71–86, 262–279.

12. Колодий Н.А., Моисеева А.П. и др. Культурологический практикум.– Томск: Дельтаплан, 2005. С. 32–46.

13. Мировая художественная культура. / Под ред. Эренгросс Б.А. – М.: 2001. С. 616–639.

14. Очерки по истории мировой культуры. – М.: ЯРК, 1997. С. 83–120.

15. Полищук В. Культурология. – М.: Гардарики, 1999. С. 193–220.

16. Трофимова Р.П. Культуролого-экономический словарь. – М.: Академ-Проект, 2003. С. 223–281.

17. Ульциферов О.Г. Индия. Лингвострановедческий словарь. – М.: Русский язык, Медиа, 2003. – 584 с.

18. Кравченко А.П. Культурология. Словарь. – М.: АП, 2000. – 671 с.

19. Традиционное искусство Востока. Терминологический словарь. – М.: Эллис Лак, 1997. – 360 с.

20. Грушевицкая Т.Г. и др. Словарь по мировой художественной культуре. – М.: Академия, 2001. – 408 с.

21. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Культурология. – М.: ЮНИТИ, 2007. С. 266–294.

 

ЛИТЕРАТУРА К ВОПРОСУ 1.: Генезис и стадии развития индо-буддийского типа культуры.

 

1. История и периоды развития культуры Индии. // Карамова К.И. Культурология в вопросах и ответах. – М.: Велби, Проспект, 2004. С. 61–63.

2. Ия. Краткий очерк истории. // Индия. Карманная энциклопедия. – М.: Муравей, Гайд, 2000. С. 29–54.

3. Истоки индийской цивилизации и основные этапы ее развития. // Очерки по истории мировой культуры. – М.: ЯРК, 1997. С. 84–94.

4. Предыстория. Культура Хараппы и арии. // Бэшем А. Чудо, которым была Индия. – М.: Вост. лит., 2000. С. 17–53.

5. Хараппская цивилизация. Индоарии и цивилизация в долине Ганга. // Бонгард-левин Т.М. Древняя Индия. История и культура. – СПб.: Алетейя, 2001. С. 28–77.

 

ЛИТЕРАТУРА К ВОПРОСУ 2.: Формирование брахманистско-индуистской традиции.

2.1.: Веды и упанишады, «Махабхарата» и «Рамаяна».

1. Веды. Упанишады. Сутры. «Махабхарата». «Рамаяна». // Очерки по истории мировой культуры. – М.: ЯРК, 1997. С. 97–106.

2. Веды. «МАХАБХАРАТА» и «РАМАЯНА». // Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Культурология. – М.: ЮНИТИ, 2007. С. 269–274.

3. Ведийская религия и литература. Эпическая мифология и литература. // Бонгард-левин Г.М. Древняя Индия. История и культура. – СПб.: Алетейя, 2001. С. 77–90.

4. Васильев Л.С. История религий Востока. – М.: КДУ, 2004. С. 457–468.

5. Веды. Упанишады. Сутры. «Махабхарата». «Рамаяна». // История мировой культуры. / Под ред. Кузнецовой Т.Ф. – М.: Академия, 2003. С. 125–138.

6. Зарождение индуизма. // Там же, с. 113–115.

 

1.2.: Жизнь и учение Будды. Буддизм.

1. Ранний буддизм. // Бонгард-Левин Г.М. Древняя Индия. История и культура. – СПб.: Алетейя, 2001. С. 175–180.

2. Буддизм в Индии. // Васильев Л.С. История религий Востока. – М.: КДУ, 2004. С. 492–508.

3. Введение в культурологию. / Под ред. Попова Е.В. – М.: ВЛАДОС, 1996. – С.166–171.

4. Жизнь Будды. Основы вероучения. // Павловский В.П. Основы религиоведения. – М.: ЮНИТИ, 2006. С. 56–64.

5. Буддизм. // Бэшем А. Чудо, которым была Индия. – М.: Вост. лит., 2000. С. 276–304.

 

1.3.: Исламизация индийской культуры.

1. Мусульманское завоевание Индии. Сикхизм. // Очерки по истории мировой культуры. – М.: ЯРК, 1997. С. 89–92.

2. Делийский султанат. // Васильев Л.С. История Востока: В 2 тт. Т.1. – М.: ВШ, 1998. С. 321–326.

3. Империя Великих Моголов (1526–1707). // Там же, с. 329–332.

4. Исламизация Индии. Взаимодействие ислама и индуизма. // Васильев Л.С. История религий Востока. – М.: КДУ, 2004. С. 533–536.

5. Делийский султанат. Империя Великих Моголов. // Николсон Н. Индия. / Пер. с англ. – М.: АСТ, Астрель, 2005. С. 37–42.

6. Эпоха Делийского султаната. Эпоха Могольской империи. // Культурология. История мировой культуры. / Под ред. Марковой А.Н. – М.: ЮНИТИ, 2008. С. 269–279.

7. Мусульманское завоевание Индии. Взаимодействие культур. Сикхизм. // История мировой культуры. / Под ред. Кузнецовой Т.Ф. – М.: Академия, 2003. С. 117–120.

 

1.4.: Британская колонизация.

1. Британская колонизация. // Очерки по истории мировой культуры. – М.: ЯРК, 1997. С. 92–94.

2. Англичане в Индии. 18–19 вв. // Васильев Л.С. История Востока: В 2 тт. Т.1. – М.: ВШ, 1998. С. 332–338.

3. Британская Индия 19–20 вв. // Там же. Т.2. С. 26–41.

4. Британская колонизация (18–20 вв.). // Николсон Н. Индия. / Пер. с англ. – М.: АСТ, Астрель, 2005. С. 46–50.

5. Британская колонизация. Реформаторские движения. // История мировой культуры. / Под ред. Кузнецовой Т.Ф. – М.: Академия, 2003. С. 121–123.

 

 

ЛИТЕРАТУРА К ВОПРОСУ 3.: Мировоззренческие основания культуры.

 

1. Древняя Индия: мировосприятие и религиозные верования. / Под ред. Шишовой Н. – М.: Логос, 1999. С. 71–74.

2. Мировоззренческие и социальные основы брахманизма, буддизма и индуизма. // Шелов-Ковердяев Ф.В. Введение в культурную антропологию. – М.: ГУ ВШЭ, 2005. С. 263–266.

3. Мировоззренческие принципы брахманизма, буддизма и индуизма. // Введение в культурологию. /Под ред. Попова Е.В. – М.: ВЛАДОС, 1996. С. 162–1 70.

4. Философия Древней Индии. // История философии. / Под ред. В.П. Кохановского. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. С. 13–27.

 

ЛИТЕРАТУРА К ВОПРОСУ 4.: Система ценностей: этический кодекс и идеал человека.

 

1. Нравственное содержание индуизма и буддизма. // Скрипник А.П. Этика. – М.: Проект, 2004. С. 25–39.

2. Система ценностей. // Шелов-Ковердяев Ф.В. Введение в культурную антропологию. – М.: ГУ ВШЭ, 2005. С. 260–261, 266–268.

3. Система ценностей. // Введение в культурологию. /Под ред. Попова Е.В. – М.: ВЛАДОС, 1996. С. 173–181.

4. Человек в древнеиндийской философии. // Философская антропология. / Под ред. Лебедева С.А. – М.: Академия, 2005. С. 16–26.

5. Восточные концепции «совершенного человека» … // Степанянц М.Т. Мир Востока. Философия: Прошлое, настоящее, будущее. – М.: Вост. лит., 2005. С. 290–302.

6. Йога. Джайнизм. Этика и образ жизни джайнов. Монахи-аскеты. Васильев Л.С. История религий Востока. – М.: КДУ, 2004. С. 471–74, 481–188 (идеал человека).

7. Этика вед, упанишад, буддизма, индуизма, джайнизма. // Бэшем А. Чудо, которым была Индия. – М.: Вост. лит., 2000. С. 273–276, 307–316, 365–370.

 

ЛИТЕРАТУРА К ВОПРОСУ 5.: Особенности социальной организации.

5.1.: Основы социальной структуры.

 

1. Сельская община и сословно-кастовая система. // Бонгард-левин Т.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. – СПб.: Алетейя, 2001. С. 279–307.

2. Социальные основы индо-буддийской духовной традиции. // Введение в культурологию. /Под ред. Попова Е.В. – М.: ВЛАДОС, 1996. С. 171–173.

 

1.2.: Варно-кастовый строй.

1. Происхождение варн. Сословно-кастовый строй. // Бонгард-левин Т.М. Древняя Индия. История и культура. – СПб.: Алетейя, 2001. С. 71–74, 217–219.

2. Законы варн. Четыре основных сословия. Неприкасаемые. Касты. // Бэшем А. Чудо, которым была Индия. – М.: Вост. лит., 2000. С. 147–164.

3. Кастовая система и ее функционирование. // Алаев Л.Б. Средневековая Индия. – СПб.: Алетейя, 2003. С. 31–45.

4. Общественная функция кастовой структуры. // Шелов-Ковердяев Ф.В. Введение в культурную антропологию. – М.: ГУ ВШЭ, 2005. С. 262–263.

5. Юрлова Е. Индия: касты и межкастовые отношения живут и изменяются. / Азия и Африка сегодня, 2006, №11. С. 13–20.

 

5.3.: Специфика государственности.

1. Государство: теория и практика политической жизни. // Бэшем А. Чудо, которым была Индия. – М.: Вост. лит., 2000. С. 87–113.

2. Древняя Индия. Государство и генезис социальных связей. // История и культурология. / Под ред. Шишовой Н. – М.: Логос, 1999. С. 70–71.

3. Древняя Индия. Государство и право. // Всеобщая история государства и права. / Под ред. Батыра К.И. – М.: Юрист, 1999. С. 36–47.

4. Слабое государство – сильное общество. Община и государство. // Хачатурян В.М. История цивилизаций. – М.: Дрофа, 1998. С. 243–247.

 

ЛИТЕРАТУРА К ВОПРОСУ 6.: Своеобразие индо-буддийского менталитета.

6.1.: Восприятие жизни и смерти.

1. 4 этапа жизни. Старость и смерть. // Бэшем А. Чудо, которым была Индия. – М.: Вост. лит., 2000. С. 171–178, 189–192.

2. Душа, карма, сансара. 6 философских систем, объясняющих путь спасения. // Бэшем А. Чудо, которым была Индия. – М.: Вост. лит., 2000. С. 348–355.

3. Концепция реинкарнации и ее смысл. // Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Человек. Энциклопедический словарь. – М.: Гардарики, 2000. С. 463–464.

4. Отношение к смерти, проблемы жизни и бессмертия в буддизме. // Лучшие рефераты по культурологи. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. С. 203–204.

5. Смерть. Архетипы смерти: Древняя Индия, брахманизм. // Демидов Д.Б. Феномены человеческого бытия. – Минск: Экономпресс, 1999. С. 41–42.

 

6.2.: Представление о знании и мудрости.

1. Наука и знание в Индии. // Бэшем А. Чудо, которым была Индия. – М.: Вост. лит., 2000. С. 513–528.

2. Наука и техника Великих цивилизаций Азии. Индия. // Поликарпов В.С. История науки и техники. – Ростов н/Д: Феникс, 1998. С.166–174.

3. Научное знание в системе индо-буддийской культуры. // Введение в культурологию. /Под ред. Попова Е.В. – М.: ВЛАДОС, 1996. С.187–194.

4. Научные достижения. // Бонгард-левин Т.М. Древняя Индия. История и культура. – СПб.: Алетейя, 2001. С. 163–164, 265–267.

5. Традиционная мудрость. Роль и вклад индийской науки в мировой фонд знаний. // Шелов-Ковердяев Ф.В. Введение в культурную антропологию. – М.: ГУ ВШЭ, 2005. С. 261–262, 268–269.

6. Альбедиль М.Ф. Индия. Беспредельная мудрость. – М.: Алетейя, 2005. / По выбору.

 

6.3.: Институт семьи.

1. Брак и семейные отношения. // Индия. Гоа. Древние храмы и золото пляжей. – М.: Вече, 2004. С. 97–106.

2. Влияние варны на формы брака. // Шарма Р.Ш. Древнеиндийское общество. / Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1987. С. 276–289.

3. Выдающиеся женщины Индии XX в. / Восток (Oriens), 2003, №6. С. 180–183.

4. Женщина в индуистском обществе. // Боги, брахманы, люди. – М.: Наука, 1969. С. 409–411.

5. Любовь и самоотречение. // Там же, с. 104–123.

6. Наука любви. Камасутра. // История и культура Древней Индии. Тексты. / Сост. Вигасин А. – М.: МГУ, 1990. С. 239–269.

7. Проблема любви в древних сексуально-эротических культурах. // Реалистическая философия. – СПб.: СПбГАУ, 1999. С. 370–376.

8. Семья, брак, развод. Полигамия. Положение женщин. Проституция. Положение вдов. // Бэшем А. Чудо, которым была Индия. – М.: Вост. лит., 2000. С. 167–204.

9. Семья и каста. // Васильев Л.С. История религий Востока. – М.: КДУ, 2004. С. 256–258.

10. Семья и формы брака. // Бонгард-левин Т.М. Древняя Индия. История и культура. – СПб.: Алетейя, 2001. С. 155–157.

 

6.4.: Труд, собственность, богатство.

1. Хозяйственная культура индо-буддийского региона. // Зарубина И.Н. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства. – М.: Магистр, 1998. С. 97–106.

2. Хозяйственная жизнь. Торговля и финансы, достижения. // Бэшем А. Чудо, которым была Индия. – М.: Вост. лит., 2000. С. 232–250.

3. Вивекананда С. Карма–йога. – Рига: Виеда, 1991. С. 19–26, 60 (нормы хозяйствования, труд по кармическим предписаниям).

 

6.5.: Эстетические воззрения и искусство.

 

1. Связь религии и искусства. // Очерки по истории мировой культуры. – М.: ЯРК, 1997. С. 113–114.

2. Единство и многообразие индийской культуры. // Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Культурология. – М.: ЮНИТИ, 2007. С. 273–274, 277–278, 283–292.

3. Художественная культура Индии. // Мировая художественная культура. / Под ред. Эренгросс Б.А.. – М.: 2001. С. 622–639.

4. Искусство. Литература. // Бэшем А. Чудо, которым была Индия. – М.: Вост. лит., 2000. С. 374–416, 428–504.

5. Искусство и литература. // Культурология. История мировой культуры. /Под ред. Марковой А.Н. – М.: ЮНИТИ, 2008. С. 266–268, 270–272, 274–278.

6. Художественная практика. // Введение в культурологию. /Под ред. Попова Е.В. – М.: ВЛАДОС, 1995. С. 181–187.

7. Буддизм и искусство. // Яковлев Е.Г. Эстетика. – М.: Гардарики, 1999. С. 350–380.

8. Индийская скульптура, живопись, драма, литература. // Кребер А.Л. Избранное. Природа культуры. – М.: РОССПЭП, 2004. С. 236–250, 304–306, 383–388, 438–443.

9. Искусство Индии. // История искусств. / Сост. Воротников А. – Минск: Литература, 1997. С. 199–227.

10. Каумуди М. Храмы Индии. – М.: МК-Периодика, 2001. – 162 с.

11. Корецкая А. Сокровища индийского искусства. – М.: Искусство, 1966. – 383 с.

12. Поэзия и музыка Индии. Литература и каллиграфия. // ГИТА – Альтернатива выбора. – М.: Тривола, 1999. С. 422–466.

13. Тюляев С.И. Искусство Индии. – М.: Наука, 1968. – 186 с.

14. Искусство Древней Индии. // Лучшие рефераты по культурологи. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. С. 153–156.

15. Художественная культура Индии. // Культурология. / Под ред. Шаповалова А.И. – М.: ВЛАДОС, 2003. С. 60–72.

 

 

Тема 4. Арабо-исламский тип культуры – 2 часа

 

1.Возникновение культуры.

1.1.Личность пророка Мухаммада: его авторитет.

1.2.Этапы развития:

- период джайхилийи;

- эпоха арабских завоеваний;

2. Мировоззренческие основания стиля мышления и жизни:

- строгое единобожие;

- идея предопределения;

- дуализм мировосприятия;

- концепция воздаяния;

3. Ценности и нормы жизни.

3.1.Исламская этика.

3.2. Идеал человека:

- концепция таухида;

- концепция адаба;

4. Социальный строй.

4.1.Теократическое государство.

4.2.Община умма.

4.3. Шариат.

5. Своеобразие арабо-исламскоготипа ментальности.

5.1.Восприятие жизни и смерти.

5.2.Отношение к знанию и к мудрости.

5.3.Институт брака:

- отношение к женщине;

- значение любви;

5.4.Труд, собственность, богатство в исламской культуре.

5.5.Эстетические воззрения и искусство:

- учение о прекрасном;

- язык искусства;

- архитектура: принципы, типы культовых и светских строений;

- изобразительное искусство: принципы изобразительности и виды искусств;

- геометрический орнамент и арабеска;

- искусство каллиграфии;

- литература и поэзия;

 

 

УЧЕБНИКИ:

 

1. История мировой культуры. / Под ред. Драча Г.В. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. С. 141–174.

2. Соколова М.В. Мировая культура и искусство. – М.: Академия, 2006. С. 168–181.

3. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Культурология. – М.: ЮНИТИ, 2007. С. 429–445.

4. Введение в культурологию. / Под ред. Попова Е.В. – М.: ВЛАДОС, 1996. С. 194–217.

5. Горелов А.А. Культурология – М.: Юрайт-М, 2002. С. 241–260.

6. Запад и Восток. Традиции и современность. – М.: Знание, 1993. С. 157–178.

7. История и культурология. / Под ред. Шишовой Н.В. – М.: Логос, 1999. С. 133–156.

8. Культурология. История мировой культуры. / Под ред. Кузнецовой Т.Ф. – М.: Академия, 2005. С. 481–512.

9. Шелов-Ковердяев Ф.В. Введение в культурную антропологию. – М.: ГУ ВШЭ, 2005. С. 296–311.

10. Колодий Н.А., Моисеева А.П. и др. Культурологический практикум. – Томск: Дельтаплан, 200 5. С. 46–58.

11. Кравченко А.П. Культурология. Словарь. – М.: АП, 2000. – 671 с.

12. Традиционное искусство Востока. Терминологический словарь. – М.: Эллис-Лак, 1997. – 360 с.

13. Борзова Е.П. История мировой культуры. – СПб.: Лань, 2002. С. 301–325.

14. История мировой культуры. / Под ред. Кузнецовой Т.Ф. – М.: Академия, 2007. С. 481–512.

15. Васильев Л.С. История Востока: В 2 тт. – М.: ВШ, 1998.

16. Васильев Л.С. История религий Востока. – М.: КДУ, 2004. С. 372–457.

17. Грушевицкая Т.Г. и др. Словарь по мировой художественной культуре. – М.: Академия, 2001. – 408 с.

18. Трофимова Р.П. Культуролого-экономический словарь. – М.: Академ-Проект, 2003. С. 821–920.

19. Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. Т.1. – М.: Вост. лит., 2006. – 655 с.

 

 

ЛИТЕРАТУРА К ВОПРОСУ 1.: Возникновение культуры и этапы ее развития.

 

1. Васильев Л.С. История Востока: В 2 тт. – М.: ВШ, 2003.

2. Возникновение ислама. Пророк Мухаммед. // Бакалавр экономики. Хрестоматия: В 3 тт. Т.1. – М.: Триада, 1999. С. 177–178.

3. Доисламская Аравия. Распространение ислама. // Кучер О.Н., Семотюк О.П. Ислам. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. С. 7–12, 30–43.

4. Ислам – возникновение и распространение. // Тришин А. Мировые религии и религиозные памятники. Брянск-М., 1998. С. 125–129.

5. Мухаммед – учитель и пророк. // Тришин А. Мировые религии и религиозные памятники. Брянск-М., 1998. С. 129–133.

6. Истоки (иудейские, христианские, зороастрийские) и формирование ислама. // Васильев Л.С. Всеобщая история: В 6 тт. Т.2. Восток и Запад в средние века. – М.: ВШ, 2007. С. 50–65.

7. Происхождение ислама. // Петраш Ю.Г. Ислам: происхождение, вероучение, современность. – М.: Республика, 2005. С. 28–39.

8. Мухаммед. // Гусейнов А. Великие моралисты. М., 1995. С. 120–158.

9. Мухаммед. // Гусейнов А. Этика. – М.: Гардарики, 1998. С. 96–110.

 

 

ЛИТЕРАТУРА К ВОПРОСУ 2.: Мировоззренческие основания стиля мышления и жизни.

 

1. Унитаризм и профетоцентризм. // История мировой культуры. / Под ред. Кузнецовой Т.Ф. – М.: Академия, 2007. С. 481–483.

2. Ислам как духовная основа арабо-мусульманской цивилизации. // Пархоменко И.Т., Радугин А.А. История мировой и отечественной культуры. – М.: ЦЕНТР, 2002. С. 147–152.

3. Ислам о предопределении. // Васильев Л.С. История религий Востока. – М.: КДУ, 2004. С. 140–141.

4. Ислам о происхождении мира Эсхатология ислама. // Васильев Л.С. История религий Востока. – М.: КДУ, 2004. С. 133–136.

5. Картина мира. Идея последовательного монотеизма. // Введение в культурологию. / Под ред. Попова Е.В. – М.: ВЛАДОС, 1996. С. 194–202.

6. Картина мира. // Шелов-Ковердяев Ф.В. – М.: ГУ ВШЕ, 2005. С. 296–299.

7. Мировоззрение Корана. // Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождение и мифологии. – М., 1986. С. 148–250.

 

 

ЛИТЕРАТУРА К ВОПРОСУ 3.: Ценности и нормы жизни.

 

1. Этика ислама. // Горелов А.А. Культурология. – М.: Юрайт-М, 2002. С. 247–252.

2. Этика ислама. // Горелов А.А. История мировых религий. – М.: Флинта, МПСИ, 2005. С. 277–283.

3. Шодкевич М. Модели совершенства в исламе и мусульманские святые. // Бог – человек – общество в традиционных культурах Востока. – М.: Наука, 1993.

4. Суфийский идеал человека. // Аблеев С.Р. История мировой философии. – М.: АСТ, Астрель, 2005. С. 110–111.

5. Человек в исламе. // Петраш Ю.Г. Ислам: происхождение, вероучение, современность. – М.: Республика, 2005. С. 241–263.

6. Система мусульманских ценностей. Мораль. // Шелов-Ковердяев Ф.В. Введение в культурную антропологию. – М.: ГУ ВШЭ, 2005. С. 303–306.

7. Введение в культурологию. / Под ред. Попова Е.В. – М.: ВЛАДОС, 1996. С. 202–208.

8. Максуд Р. Ислам. / Пер. с англ. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. С. 235–242.

9. Верлескина В. Концепт «образованного человека». / Человек. 2004. № 4. С. 57.

10. Восточные концепции «совершенного человека»... // Степанянц М.Т. Мир Востока. Философия: прошлое, настоящее, будущее. – М.: Вост. лит., 2005. С. 290–302.

11. Ислам и нравственность. // Мавлютов Р. Ислам. М., 1974. С. 82–100.

12. Социально-этические принципы. // История мировой культуры. / Под ред. Кузнецовой Т.Ф. – М.: Академия, 2007. С. 483–484.

 

ЛИТЕРАТУРА К ВОПРОСУ 4.: Социальный строй.

4.1.: Теократическое государство.

 

1. Теократическая идея социального мира. // Введение в культурологию. / Под ред. Попова Е.В. – М.: ВЛАДОС, 1996. С. 208–211.

2. Теократическая модель социума: структура общественных отношений. // Шелов-Ковердяев Ф.В. Введение в культурную антропологию. – М.: ГУ ВШЭ, 2005. С. 300–302.

3. Теократический идеал. // Очерки по истории мировой культуры. – М.: ЯРК, 1997. С. 400–402.

4. Теократический идеал. // История мировой культуры. / Под ред. Кузнецовой Т.Ф. – М.: Академия, 2007. С. 484–486.

5. Социально-политические отношения. // История и культурология. / Под ред. Шишовой Н.В. – М.: Логос, 1999. С. 136–137.

6. Политические системы и политические культуры Востока. – М.: Восток – Запад, 2006. С. 113–152, 191–235.

 

4.2.: Община умма.

 

1. Теократическая идея социального мира. // Введение в культурологию. / Под ред. Попова Е.В. – М.: ВЛАДОС, 1996. С. 208–211.

2. Теократическая модель социума: структура общественных отношений. // Шелов-Ковердяев Ф.В. Введение в культурную антропологию. – М.: ГУ ВШЭ, 2005. С. 300–302.

3. Теократический идеал. // Очерки по истории мировой культуры. – М.: ЯРК, 1997. С. 400–402.

4. Теократический идеал. // История мировой культуры. / Под ред. Кузнецовой Т.Ф. – М.: Академия, 2007. С. 484–486.

5. Социально-политические отношения. // История и культурология. / Под ред. Шишовой Н.В. – М.: Логос, 1999. С. 136–137.

6. Политические системы и политические культуры Востока. – М.: Восток – Запад, 2006. С. 113–152, 191–235.

7. Умма власть. Принципы интеграции и роль права в исламском обществе. // Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия. – М.: Аспект-Пресс, 1998. С. 356–360.

 

4.3.: Шариат.

 

1. Мусульманское право. // Теория государства и права. / Под ред. Марченко М.Н. – М.: Зерцало, 1998. С. 309–312.

2. Шариат – исламский путь жизни. // Максуд Р. Ислам. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. С. 156–242.

3. Шариат. // История мировой культуры. Ростов н/Д: Феникс, 2000. С. 136–141.

4. Шариат – мусульманское право. // Мавлютов Р. Ислам. М., 1974. С. 131–143.

5. Школы исламского права. Шариат. // История религий Востока. – М.: КДУ, 2004. С. 142–145.

 

 

ЛИТЕРАТУРА К ВОПРОСУ 5.: Арабо-исламский тип ментальности.

5.1.: Восприятие жизни и смерти.

 

1. Жизнь. Смерть. Бессмертие (в исламе). / Человек. 2000. № 6. С. 9–12.

2. Отношение к жизни и смерти. // Лучшие рефераты по культурологии. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. С. 202–203.

3. Смерть с точки зрения ислама. // Панкин С.Ф. Религиозная антропология. – М.: Флинта, МНСИ, 2006. С. 114–116.

4. Токарчик А. Мифы о бессмертии. – М.: Прогресс, 1992. С. 86–92.

5. Погребальные обряды в исламском мире. // Рязанцев С. Философия смерти. – СПб.: Спикс, 1994. С. 150–158.

6. Мусульманский жизненный цикл. Обряды. // Религиозные традиции мира: В 2 тт. Т.2. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1996. С. 83–86.

7. Святость жизни. Обряды жизненного цикла. // Максуд Р. Ислам. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. С. 180–190, 242–276.

 

5.2.: Отношение к знанию и мудрости.

 

1. Интеллектуальный дискурс. // История мировой культуры. / Под ред. Кузнецовой Т.Ф. – М.: Академия, 2007. С. 489–501.

2. Отношение к знанию. // Родионов М.А. Ислам классический. – СПб.: Азбука-классика, 2004. С. 141–149.

3. Культ знания. Научные достижения. // Очерки по истории мировой культуры. – М.: ЯРК, 1997.С. 405–412.

4. Мусульманские философия и наука. // История мировой культуры. Ростов н/Д,: Феникс, 2000. С. 141–148.

5. Отношение к науке и научному знанию в арабской культуре. // Философское наследие народов Востока и современность. – М.: Наука, 1983. С. 72–96.

 

5.3.: Семья. Женщина. Любовь.

 

1. Сексуальная жизнь. Права женщины. Брак и развод // Максуд Р. Ислам. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. С. 206–219, 261–276.

2. Запреты в семейно-брачных отношениях. // Керимов Г.Н. Шариат и его социальная сущность. – М.: Наука, 1978. С. 120–122.

3. Семья и брак // Кучер О.Н. Ислам. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. С. 137–143.

4. Ислам и женщина. // Матвеев К.П. История ислама. – М.: АКТ, Восток-Запад, 2005. С. 182–191.

5. Семья и брак. // Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность. – М.: Наука, 1978. С. 92-106.

5.4.: Труд, собственность, богатство.

 

1. Запреты шариата в торговле и финансах. Запрет на использование в быту золотых изделий. // Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность. – М.: Наука, 1978. С. 106–109, 122–124.

2. Ислам и деньги. // Малерб М. Религии человечества. / Пер. с фр. – М.-СПб., 1997. С. 463–465.

3. Исламская этика труда. // Ермаков И. Ислам в культуре России в очерках и образах. – М.: Издатсервис, 2001. С. 385–394.

4. Регулирование торговли, финансов и хозяйственной жизни. Имущественное право и налоги. // Керимов Г.Н. Шариат и его социальная сущность. – М.: Наука, 1978. С. 150–213.

5. Труд и благосостояние. // Максуд Р. Ислам. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. С. 199–206.

6. Хозяйственная этика ислама. // Зарубина Н.Н. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства. – М.: Магистр, 1998. С. 111–114.

 

ЛИТЕРАТУРА К ВОПРОСУ 5.5.: Эстетические воззрения и искусство.

 

1. История мировой культуры. / Под ред. Кузнецовой Т.Ф. – М.: Академия, 2007. С. 501–512.

2. Культурология. История мировой культуры. / Под ред. Марковой А.П. – М.: ЮНИТИ, 2008. С. 254–258.

3. Запреты ислама в области искусства. // Керимов Г.Н. Шариат и его социальная сущность. – М.: Наука, 1978. С. 117–120.

4. Ислам и искусство. // Яковлев Е.Г. Эстетика, искусствознание, религиоведение. – М.: КДУ, 2003. С. 134–157.

5. Суфийская поэзия, музыка и танец. // Эрнст К. Суфизм. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. С. 197–256.

6. Мировая художественная культура. От зарождения до XVII в. – СПб.: Питер, 2006. С. 163–173.

7. Введение в культурологию. / Под ред. Попова Е.В. – М.: ВЛАДОС, 1996. С. 211–218.

8. Арабо-мусульманское искусство. // Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Культурология. – М.: ЮНИТИ, 2007. С. 434–444.

9. Художественная культура. // История и Культурология. / Под ред. Шишовой Н.В. – М.: Логос, 1999. С. 140–149.

 

 

Тема 5. Европейско-христианский тип культуры – 4 часа

 

1.Истоки культуры.

1.1.Древнейшие очаги культуры эпохи античности:

- Крито-Микенская Греция;

- Эллада в классический период:

- Афины и Спарта как два типа культуры;

- вехи культурной эволюции: от полисного строя – к эллинистическому;

- Древнеримская культура: интенции культурного развития в республиканском и имперском Риме;

1.2.Христианские корни культуры.

- иудейские (ветхозаветные) истоки;

- первые христианские общины;

- христианизация Европы;

2.Мировоззренческие основания культуры.

2.1.Основополагающие вероучительные принципы христианства:

- учение о Св. Троице и о Боговоплощении;

- концепция церкви и спасения души;

2.2. Ментальная обусловленность христианской религиозности:

- восточное христианство: православие;

- византизм и христианская религиозность;

- западное христианство: католицизм и протестантизм:

- античные и иудейские влияния на западную христианскую религиозность: римский рационализм, юридизм и практицизм и иудейское законничество;

3.Ценности и нормы христианской жизни.

3.1.Нравственные ориентации согласно Евангельскому учению:

- христианский долг служения;

- христианская концепция любви;

3.2.Идеал человека: христианское достоинство и святость.

- восточное и западное монашество как путь воплощения идеала христианина;

- «новая» секулярная личность как результат протестантской идеологии и образа жизни;

4.Социальные и государственные основы христианских обществ.

4.1.Проблема соотношения личности, государственности, церковной организации в восточном и в западном христианстве.

4.2.Эволюция общественно-государственных форм.

- европейский либерализм и демократические режимы Запада;

- тоталитарные режимы в восточно- и в западноевропейском регионах в контексте христианского вероучения;

5. Особенности типа ментальности.

5.1.Идея Промысла как идея судьбы.

5.2. Отношение к жизни и к смерти.

5.3. Восприятие времени и вечности.

5.4.Отношение к знанию и мудрости в восточной и в западной христианской традиции.

5.5. Брак и семья. Любовь.

- место и роль женщины в семье и в обществе;

5.6. Христианское отношение к труду, к собственности и к богатству.

5.7.Эстетические воззрения:

- христианская эстетика;

- светское искусство;

- идея прекрасного;

- концепция искусства: художественный образ, язык и выразительные средства;

- архитектурные образы в различных стилевых решениях;

- формы изобразительного искусства (живопись и скульптура);

- литература и поэтическое творчество;

- линии эволюции христианского искусства;

- восточно- и западнохристианское каноническое искусство;

- от храма и иконы – к секулярному искусству;

 

 

Тема 6. Стиль модерн и разностилье модернизма – 3 часа

1.Эпоха модерна.

- культурно-исторические границы модерна;

- содержательная сторона модерна:

· конструктивизм;

· символизм;

· методология синтеза искусств;

· модерн и декаданс: их соотносимость;

2.Становление модернизма: его истоки и предпосылки.

- идейные истоки модернизма:

· романтизм;

· интуитивизм;

· символизм;

· экзистенциализм;

· позитивизм;

3.Сущностное содержание и характер модернизма.

- философско-эстетический концепт модернизма:

· определяющие философские посылки;

· проблема истины;

· идейная направленность модернизма;

· роль искусства в современной действительности;

· личность художника-творца;

· ведущие эстетические принципы модернизма;

- главные черты модернизма:

· новаторство;

· гиперреализм;

· индивидуализм;

· символизм;

· мифологизация;

· интегративность;

· единство ретроспективности и перспективы;

- социальные аспекты модернизма;

- модернистские художественные приемы и практики:

· интуитивизм в качестве «потока сознания»;

· субъективизм;

· мистификация;

· фольклорная составляющая;

· метод синтезирования искусств;

4.Интенция развития модернистского мироощущения: от культуры Слова – к культуре ока.

- визуализация культуры;

- приоритетная роль кинематографического искусства;

5.Основные течения модернизма.

5.1.Модернистские практики в поэзии и живописи

- дадаизм;

- кубизм;

- фовизм;

- футуризм;

- имажинизм;

- экспрессионимз;

- абстракционизм;

- супрематизм;

- сюрреализм;

- пуантилизм;

- поп-арт;

5.2.Модернистский театр

- трагедия;

- эпический театр;

- театр социальной маски;

- театр абсурда;

- театр жестокости;

5.3.Модернистское музыкальное искусство

- пуантилизм;

- алеоторика;

- электронная музыка;

- сонористика;

5.4.Модернистский кинематограф

- монументальный стиль;

- фотогения;

- пост-Голливуд;

6.Модернизм и авангардизм.

- историко-культурное явление авангардизма;

- главные авангардистские подходы и методы;

- искусство авангарда;

- проблема совместимости модернизма и авангардизма;

7.Творцы европейского модерна, модернизма и авангардизма.

8.Модернизм как исторический проект в культурном пространстве Европейской цивилизации.

 

УЧЕБНИКИ:

 

1. Культурология. Ред. Радугин А.А. – М.: Центр, 1997. С. 222–237.

2. Культурология в вопросах и ответах. – Ростов н/Д, 1999. С. 283–294.

3. Моисеева А.П., Сычева С.Г., Колодий Н.А. Культурология. Россия – Запад. – Томск: Изд-во ТПУ, 2005. С. 161–177.

4. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Мировая художественная культура. – М.: ЮНИТИ, 2000. С. 340–344, 347–355, 510–529.

5. Чернокозов А.И. История мировой культуры. – Ростов н/Д: Феникс, 1997. С. 171–174.

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Батракова С.П. Искусство и утопия: из истории западной живописи и архитектуры ХХ в. – М., 1990.

2. Батракова С.П. Художник ХХ в. и язык живописи. – М., 1996.

3. Борев Ю. Эстетика. – М.: Полит. лит-ра, 1988. С. 385–402.

4. Винер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. – М., 1985.

5. Власов В.Г. Стили в искусстве. Словарь. Т.1. – СПб: Кольна, 1995. – 672с.

6. Грушевицкая Т.Г., Гузик М.А., Садохин А.П. Словарь по мировой художественной культуре. – М.: Академия, 2001. С. 96–97, 228–229.

7. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. – М., 1993.

8. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. – М.: Академия, 2000. С. 312–318.

9. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. – М.: Высш. школа, 1983.

10. Западное искусство ХХ в.: Классическое наследие и современность. – М., 1992.

11. Западноевропейское искусство второй половины Х1Х в. – М., 1975.

12. Как всегда об авангарде. – М., 1992.

13. Кертман Л.Е. История культуры стран Европы и Америки. – М., 1987.

14. Модернизм: анализ и критика основных направлений. – М., 1987.

15. Наков А. Беспредметный мир. Абстрактное и конкретное искусство. – М., 1997.

16. Ортега–и –Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. – М., 1991.

17. Полевой В.М. Малая история искусств. Искусство XX века. М.: Искусство, 1991. – 303 с.

18. Поляков В.В. История мирового искусства. Изобразительное искусство и архитектура ХХ в. – М., 1993.

19. Популярная художественная энциклопедия. В 2 тт. – М., 1986.

20. Руднев В. Словарь культуры ХХ в. – М.: Искусство, 2000. – 324 с.

21. Самосознание европейской культуры ХХ века. – М., 1991.

22. Турчин В.С. По лабиринтам авангарда. – М.: МГУ, 1993. С. 88–111

23. Энциклопедия символизма. Сост. Кассу Ж. и др. – М.: Республика, 1998. – 429 с.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. – М.: Правда, 1989. – 604 с.

2. Бодлер Ш. Цветы зла. – М.: Наука, 1970. – 480 с.

3. Дали С. Дневник.

4. Кандинский В. О духовном в искусстве. – М.: Архимед, 1992. – 110 с.

5. Малевич К. О новых системах в искусстве. – Витебск, 1919.

6. Пикассо П. – Л.: Аврора, 1974. – 19 с.

 

Тема 7. Культура информационного общества – 1 час

1.Формирование информационного общества.

- время возникновения информационного общества;

- идейные и социальные предпосылки становления информационного общества;

- сущностное содержание понятия «информационное общество»;

2.Социальные процессы в информационном обществе.

- социокультурные характеристики общества;

- процесс становления «среднего класса»;

- «масса» как социальная единица в информационном обществе;

- оппозиции информационного общества: элитарность и массовость;

- направленность социокультурной динамики общества;

- информационное общество как фактор формирования рыночной (потребительской) психологии и культуры;

3.Влияние информационного общества на личность.

- мифологизация и мистификация сознания;

- формирование «потребительского» общественного сознания;

- черты индивидуального сознания потребителя;

4.Информационное общество и массовая культура.

- проблема соотносимости информационного общества и массовой культуры;

- информационное общество как предпосылка формирования массовой культуры;

- философские основы массовой культуры:

· гедонистическое мировосприятие;

· позитивизм;

· прагматизм;

· фрейдизм;

5. Искусство информационного общества.

- социальные функции искусства в информационном обществе;

- эстетические принципы массовой культуры:

· натурализм;

· дегуманизация;

· сублимация;

· мистификация;

· коммерциализация;

- жанры массовой культуры;

- рок-культура как субкультура массового общества:

· неотъемлемость рок-культуры от массового общества;

· противопоставленность рок-культуры массовому обществу;

6.Информационное общество как предпосылка планетарного социокультурного кризиса.

 

УЧЕБНИКИ:

 

1. Введение в культурологию. – М.: ВЛАДОС, 1995. С. 62–70.

2. Культурология. Ред. Радугин А.А. – М.: Центр, 1997. С. 83–93.

3. Культурология в вопросах и ответах. – Ростов н/Д, 1999. С. 316–338.

4. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Мировая художественная культура. – М.: ЮНИТИ, 2000. С. 508-510.

5. Чернокозов А.И. История мировой культуры. – Ростов н/Д: Феникс, 1997. С. 157–171, 187–190, 260–279, 283–288.

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Гершкович З.И. «Массовая культура» и фальсификация мирового художественного наследия. – М.: Знание, 1986. – 62 с.

2. Грушин Б.А. Массовое сознание: опыт определения и проблемы исследования. – М.: Политиздат, 1987. – 386 с.

3. Зоркая Н.М. Уникальное и тиражированное: средства массовой информации и репродуцированное искусство. – М.: Искусство, 1981. – 167 с.

4. Козлова Н. Безвкусица масс и вкус интеллектуалов. / Общественные науки и современность. 1994. №3. С. 142–150.

5. Макаревич Э. Массовая культура: влияние на человека. / Диалог. – 1997. № №11-12.

6. Ортега–и –Гассет Х. Восстание масс. / Вопросы философии. 1989. №№ 3-4.

7. Ортега–и –Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. – М., 1991.

8. Самосознание европейской культуры ХХ века. – М., 1991.

9. Словарь по мировой художественной культуре. Ред. Садохин А.П. – М.: Академия, 2001. С. 218–219.

10. Флиер А.Я. массовая культура и ее социальные функции. / Общественные науки и современность. 1998. №6. С. 138–148.

11. Эллюль Ж. Технологический бред. / Философские науки. 1991. №9. С. 150–178.

 

Тема 8. Постмодернизм – 4 часа

1.Возникновение постмодернизма.

- истоки постмодернизма:

· постструктурализ

Date: 2015-07-22; view: 368; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию