Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Защита ядерных материалов при транспортировке





Транспортировка является связующим звеном производственной деятельности предприятий (АЭС, предприятия ядерного топливного цикла, исследовательские ядерные центры, судовые установки гражданского и военного флотов и др.), осуществляющих обращение с радиоактивными материалами.

Номенклатура перевозимых по территории Российской Федерации радиоактивных материалов чрезвычайно широка: ядерные делящиеся материалы - ЯДМ, ядерные материалы - ЯМ, радиоактивные вещества - РВ, отработавшее ядерное топливо - ОЯТ и радиоактивные отходы, свежее ядерное топливо, уран и плутоний в различных химических соединениях (в различном физическом состоянии и с различной степенью обогащения по делящимся нуклидам), изотопные источники и т.д. Их перевозка осуществляется наземным (автомобильным и железнодорожным), водным и воздушным видами транспорта.

Ежегодно в мире транспортируется около 10 млн. упаковок с ядерными материалами и радиоактивными веществами различного вида. Естественно, неизбежно происходят аварии при перевозках ЯДМ и РВ. Так, только в США в 1971-1981 гг. зарегистрировано 108 аварий подобного характера.

Обеспечение безопасности транспортирования РВ, ЯДМ и изделий на их основе имеет большое значение в связи с наличием потенциального риска нанесения ущерба людям, окружающей среде и имуществу в процессе их перевозки, выполнения погрузочно-разгрузочных операций и промежуточного хранения.

Наличие такого риска обусловлено возможностью аварии транспортного или погрузочного средства, воздействием на упаковки разрушающих механических и тепловых нагрузок в процессе перевозки, которые могут привести к рассеянию РВ в окружающую среду и облучению персонала сверх установленных норм при нарушениях правил безопасного обращения с упаковками.

В качестве примера можно привести информацию, подготовленную в коммюнике Министерства экологии Германии по фактам загрязнения спецконтейнеров, в которых перевозилось ОЯТ на перерабатывающий завод на м. Аг (Франция):

в 1997 г. из 55 транспортов с немецких АЭС в 11 случаях зарегистрирована активность, превышающая 4 Бк на 1 см2 - допустимую норму;

в 11 случаях внутри железнодорожных вагонов обнаружены загрязненные участки с поверхностной активностью 13.000 Бк на 1 см2;

в 1998 г. выявлены два случая загрязнения на полу железнодорожных вагонов, обнаружены пятна с максимальной активностью 10.000 Бк на 1 см2.

Показатель аварий и катастроф на транспорте (авиационный, автомобильный, железнодорожный, речной и морской транспорт) в России в 2-3 раза выше, чем в других промышленных странах. Так, например, в 1993 г., по информации Совета безопасности РФ, на железнодорожном транспорте России произошло 2.047 аварийных происшествий и инцидентов при перевозке опасных грузов. По мере нарастания в стране экономической нестабильности повышается и вероятность возникновения новых аварий и катастроф, увеличиваются их масштабы.

Аварийные ситуации, в том числе и при перевозке радиоактивных веществ, происходят и на автомобильном транспорте. Так, например, в 1994 г. авария произошла на Уральском электрохимическом комбинате (г. Новоуральск) при перевозке сернокислого урансодержащего раствора между объектами комбината. В результате аварии на полотно дороги общего пользования было пролито около 1.000 л радиоактивного раствора. Основной причиной аварии были грубые нарушения действующих в России правил перевозки ядерных материалов.

Ввод в годовое обращение сотен, а затем и тысяч тонн высокорадиоактивного ядерного топлива потребует больших усилий для создания высочайшей технологической культуры. Сегодня ответственность за решение этой задачи очень велика, так как авария не только на АЭС, но и при перевозке грузов с большой радиоактивностью может повредить здоровью большого числа людей, профессионально не имеющих отношения к ядерной технологии.

Безопасность транспортировки имеет еще один важный аспект - межведомственный. Когда ОЯТ отправляется с АЭС в путь, оно попадает во власть целого ряда организаций, некомпетентных в вопросах ядерной энергетики, и это может проявиться там, где ожидается меньше всего. Кто ответит за происшествие - Министерство путей сообщения, Департаменты морского или авиационного транспорта или Министерство топлива, проложившее аварийный трубопровод вблизи пути следования транспорта?

И если для безопасности АЭС первостепенное значение имеет уровень подготовки операторов, то в случае транспортировки отработавшего топлива на первое место становятся выбор безопасного маршрута и тщательно продуманный график движения контейнерного поезда.

Ниже перечислены некоторые не решенные до настоящего времени проблемы, проявляющиеся при транспортировке ЯДМ и РВ:

нормативная документация в России при транспортировке РВ и ЯДМ не гармонизирована с требованиями зарубежных документов;

при перевозке РВ и ЯДМ используются транспортные контейнеры устаревшей конструкции;

имеются несоответствия между ведомственной нормативной документацией и нормативной документацией федерального уровня;

не выполняются требования лицензирования транзитных перевозок и мест перевалки грузов.

Перевозка радиоактивных материалов осуществляется в основном за пределами предприятий и организаций, т.е. в местах со свободным доступом населения, которое первым ощутит на себе последствия транспортной аварии при перевозке РВ или диверсионного акта.

Выбор маршрутов транспортировки (они могут составлять тысячи километров, проходить мимо крупных городов, через мосты, тоннели, железнодорожные переезды и стрелки) требует соблюдения правил, обеспечивающих безопасность перевозок РВ и ЯДМ. Реально же маршруты движения поездов проходят по наиболее аварийным отделениям железной дороги России. Так, например, за 1993 г. на сети железных дорог произошло 14 крушений и аварий. Наиболее опасными (аварийными) являются следующие отделения железных дорог России: Московская, Октябрьская, Южно-Уральская, Красноярская, Забайкальская, Свердловская, Западно-Сибирская, Дальневосточная, Приволжская.

Основными причинами аварийных ситуаций по вине железнодорожников послужили предоставление под погрузку опасных грузов технически неисправных вагонов. Так, в 1999 г. на Чепецком механическом заводе на железнодорожном перегоне остановлен полувагон с открытым люком и свисающим из него контейнером, содержащим концентрат природного урана. В 1991 г. в г. Желтые Воды (Украина) в результате грубых нарушений правил производства маневровой работы произошел сход подвижного железнодорожного состава с урановой рудой.

Порядок физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов определен Постановлением Правительства РФ от 07.03.97 г. № 264.

Контрольные вопросы:

1.Кто несет полную ответственность за физическую защиту АЭС?

2. Основные задачи физической защиты АЭС

 

Date: 2015-07-22; view: 868; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию