Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
специальности 1-03 01 01 «Изобразительное искусство», 2014-2015 уч. гВГУ ИМ. П.М.МАШЕРОВА Кафедра изобразительного искусства
Вопросы утверждены на заседании кафедры изобразительного искусства ВГУ им. П.М. Машерова протокол №___, от «___»_________ Зав. кафедрой Т.В. Котович
Вопросы к экзамену по дисциплине «Теория и методика обучения изобразительному искусству» Для студентов 3 курса заочной формы обучения ХГФ специальности 1-03 01 01 «Изобразительное искусство», 2014-2015 уч. г. 1. Методика преподавания изобразительного искусства как область педагогических знаний. Связь методики с другими науками. 2. Обучение рисованию в Древнем Египте, Древней Греции, древнем Риме, в эпоху Средневековья. 3. Взгляды художников эпохи Возрождения на методику обучения изобразительному искусству (Ч. Ченинно, Альберти, Леонардо да Винчи, Дюррер). 4. Реформаторская художественная педагогика на рубеже ХІХ – ХХ веков. Педагогические взгляды Г. Кершенштейнера, К. Риччи, Л. Тэдда. 5. Академическая система художественного образования. Обучение рисованию по системе И.Д. Прейслера, курс рисования по А.П. Сапожникову. 6. Идеи художественно-педагогических учений обучению рисованию в Западной Европе в XVII- XIX веках (С.А. Коменский, Дистервег, Руссо, Песталоцци). 7. А.В. Бакушинский о развитии художественного творчества ребёнка, его роль в художественно-педагогической науке. 8. Становление и развитие художественного и художественно-педагогического образования в Беларуси. 9. Художественное образование в советский период. Научно-исследовательская деятельность В.С. Кузина, Б.М. Неменского, Н.Н. Ростовцева, Е.В. Шорохова, Б.П. Юсова. 10. Нормативные документы, регламентирующие деятельность педагога в области художественного образования. Концепция учебного предмета «Изобразительное искусство». 11. Типы уроков изобразительного искусства. Подготовка учителя к уроку. Развёрнутый план-конспект урока. 12. Документация на педагогической практике (индивидуальный план зачётных мероприятий, ведение дневника, отчёт.). Исследовательские задания на педагогической практике. 13. Программа по изобразительному искусству: цель, задачи, структура, содержание. 14. Наглядность как средство активизации изобразительной деятельности детей. Требования к разработке и использованию наглядных средств обучения. 15. Виды технических и мультимедийных средств, специфика их использования в учебном процессе по изобразительному искусству. 16. Особенности работы над основными группами учебных задач учащимися начального и среднего звена общеобразовательной школы. 17. Требования к организации уроков изобразительного искусства. 18. Внеклассная и внешкольная работа по изобразительному искусству. 19. Организация и проведение уроков по рисованию с натуры. 20. Организация и проведение уроков по рисованию на темы. 21. Организация и проведение уроков по лепке. 22. Организация и проведение уроков по декоративно-прикладной деятельности. 23. Применение упражнений на уроках изобразительного искусства. Цель и задачи применения упражнений. 24. Природа как средство обучения и воспитания школьников на уроках изобразительного искусства. 25. Применение идей народной педагогики на уроках изобразительного искусства в процессе выполнения иллюстраций к сказкам. 26. Развитие художественного восприятия школьников. Требования к отбору произведений искусства. Методы работы с произведениями искусства. 27. Формирование духовной культуры школьников на уроках изобразительного искусства. Роль искусства, природы и народной педагогики в формировании духовной культуры школьников. 28. Организация и проведение уроков по восприятию эстетического в действительности. 29. Организация и проведение уроков по восприятию искусства. 30. Развитие у школьников на занятиях по изобразительному искусству познавательных, эмоциональных и волевых процессов. 31. Организация работы учителя на уроках практической деятельности. 32. Особенности работы на уроках изобразительного искусства различными художественными материалами. Формирование технических навыков. 33. Организация и проведение уроков изобразительного искусства на пленэре (рисование объектов действительности, работа с природными материалами, лепка из снега). 34. Организация и проведение экскурсий в природу, на выставки художественного творчества. Цели и задачи. 35. Организация и проведение выставок детского художественного творчества. 36. Основные стадии работы над рисунком и их задачи. 37. Взаимосвязь грамотности и выразительности в изобразительной деятельности учащихся. 38. Особенность анализа продуктов детского творчества на уроке изобразительного искусства. 39. Основные разделы школьной программы по изобразительному искусству.Их цели и задачи. 40. Характеристика основных видов практической художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства.
Литература. 1. Булавко В.И. Наглядные средства обучения в преподавании изобразительного искусства: методическое пособие для студентов худож.-графич. факультетов и учителей изобр. искусства / В.И. Булавко. – Витебск: ВГУ им. П.М. Машерова, 2000. – 144 с. 2. Изобразительное искусство в начальных классах /Б.П. Юсов, М.Н. Семенова, Г.С. Лепский и др. Под ред. Б.П. Юсова, Н.Д. Минц. – Мн.: Народная асвета, 1986. – 176 с. 3. Изобразительное искусство I – V классы. Учебная программа для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. Минск, НИ Образования, 2012 г. – 38 с. 4. Кодекс Республики Беларусь об образовании. – Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2011. – 400 с. 5. Педагогическая практика в школе: программа и методичсческие рекомендации для студентов предвыпускных и выпускных курсов художественно-графического факультета /УО «Витебский госю ун-т им. П.М. Машерова; Авт.=сост. Волканова С.А. – Витебск: Издательство ВГУ им. П.М. Машерова, 2001. – 59 с. 6.Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. – 3-е изд., доп. И перераб. – М.: АГАР, 1998. – 256 с. 7. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию: русские и советские школы рисунка: Учеб. пособие для студентов худож. – граф. фак. пед. ин-тов по спец. №2109 «Черчение, рисование, труд». – М.: Просвещение, 1982. 240 с. 8. Федьков Г.С. организация и проведение уроков изобразительного / искусства в общеобразовательной школе. Методические рекомендации. / Г.С. Федьков. - Изд-во УО «ВГУ им. П.М. Машерова». - 2004. - 20 с.
Дополнительная литература 1.Виноградов В.Н., Жукова Е.Т. Витебское художественно-графическое педагогическое училище /В. Н. Виноградов, Е. Т. Жукова. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2005. – 47 с. 2.Изобразительное искусство: учеб. пособие для 2 кл. учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, с рус. Языком обучения /Н. Д. Минц, О. Ф. Таланцева. – Минск: Беларусь, 2006. – 101 с. 3.Касабуцкі, М. І. Выяўленчае мастацтва: вучэб. дапам. для 5-га кл. агульнаадукац. устаноў з беларус. і рус. мовамі навучання: для работы ў классе / М. І. Касабуцкі, В. М, Касабуцкі. – Мінск: Нац. ін-т адукацыі. 2009 г. – 96 с. 4.Кузин В.С. Психология /Под ред. Б.Ф. Ломова. Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая школа, 1982. – 256 с. 5.Подготовка учителя к эстетическому освоению природы школьниками в процессе её восприятия и изображения. Витебск, 2010 7,5 п.л. 6. Федьков Г.С. Любовь к природе и Отечеству. Изобразительное искусство в патриотическом воспитании школьников. / Г.С. Федьков // Пачатковая школа. - 2013. - №11. 7. Федьков Г.С. Наблюдение – ведущий метод эстетического освоение природы/ Г.С. Федьков //Веснік Магілёўскагаўніверсітэта імя А.А. Куляшова. – 2013. - № 2(42). 8. Федьков Г.С. Если видишь на картине … Художественное воспитание в формировании духовной культуры / Г.С. Федьков // Пачатковая школа. - 2013. - №7. 9.Федьков Г.С. Удивительное рядом. Эстетическое освоение природы в формировании духовной культуры школьников. / Г.С. Федьков // Пачатковая школа. - 2013. - №6. 9. Федьков Г.С. Что такое хорошо. Нравственное воспитание в процессе выполнения иллюстрации к сказке. / Г.С. Федьков // Пачатковая школа. - 2013. - №8. 10. Федьков Г.С. Домик в густой траве. Экологическое воспитание младших школьников в процессе эстетического освоения природы/ Г.С. Федьков // Пачатковая школа. - 2013. - №10. 11. Федьков Г.С. По законам Истины, Добра и Красоты. // Г.С. Федьков // Искусство и культура. – 2014. - № 3(15).
|