Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВНИМАНИЕ. Психические процессы личности





Психические процессы личности

Внимание в музыкальном искусстве, как и в других видах человеческой деятельности – важное и необходимое условие активности человека.

Внимание – феномен, который стоит особняком от других психических процессов. В основе таких взглядов лежат два кардинальных факта: во-первых, внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс, а во-вторых, «внимание не имеет своего отдельного продукта. Его результатом является улучшение любой деятельности». По меткому замечанию К.Д. Ушинского, внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира.

Определение понятия «внимание»

Внимание – определяется как направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах или какой-то деятельности при одновременном отключении от других.

Под направленностью понимают прежде всего избирательный характер психической деятельности, преднамеренный или непреднамеренный выбор ее объектов, а также сохранение деятельности на известный промежуток времени. В зависимости от направленности выделяют внешнее (сенсорное) внимание, направленное на окружающие объекты; внутреннее (умственное) внимание, его объектом являются мысли и образы, возникающие в сознании человека; моторное внимание, связано с сосредоточенностью на физических действиях и движениях.

Однако для того, чтобы осуществилось внимание, недостаточно направить психическую активность на какой-то предмет или деятельность, гораздо труднее удержать этот выбор, сохранить его. Поэтому внимание предполагает также сосредоточенность на объекте. Причем, чем сильнее мы сосредоточены на чем-то конкретном, тем менее замечаем все окружающее.

Избирательный характер внимания объясняется тем, что,

Во-первых, способность к обработке информации ограничена «пропускной способностью канала».

Во-вторых, мы можем в какой-то степени управлять тем, на что обратить внимание.

В-третьих, восприятие событий связано с «уровнем возбуждения», который, связан с интересами личности.

В-четвертых, то на что мы обращаем внимание, есть часть нашего сознательного опыта.

Выделяются три функции внимания:

1. Активизация нужных и торможение ненужных психологических и физиологических процессов.

2. Обеспечение организованного и целенаправленного отбора поступающей информации.

3. Способствование избирательной и длительной сосредоточенности психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

Физиологические основы внимания

Выделим три положения, оказавших огромное влияние на изучение физиологии этого процесса:

1) положение И.М. Сеченова о том, что внимание человека имеет рефлекторный характер;

2) Положение И.П. Павлова. На мозг постоянно действуют множество раздражителей. В результате ориентировочного рефлекса возникает несколько очагов возбуждения. Ориентировочный рефлекс представляет собой врожденную реакцию на изменения в среде.

Среди них есть оптимальные очаги возбуждения, обладающие наибольшей устойчивостью, хотя средней силы

3) Данное положение дополнил А.А. Ухтомский, согласно которому возбуждение распределяется по коре больших полушарий неравномерно и может создавать в ней очаги оптимального возбуждения, которые приобретают доминирующий характер. Эти доминирующие очаги отличаются повышенной устойчивостью.

Современными исследованиями доказано, что внимание возможно только на основе общего бодрствования коры головного мозга. А поэтому болезни, общий сниженный тон настроения, усталость снижают деятельность внимания.

В последнее время доказано, что особое значение в отборе информации имеют лобные доли мозга. Важная роль в регуляции внимания принадлежит скоплению нервных клеток, расположенных в стволовой части мозга и получивших название ретикулярной (сетевидной) формации. На уровне ретикулярной формации в мозг пропускаются одни сигналы и тормозятся другие. Следовательно, она играет роль фильтра, ограничивающего информацию, проходящую в мозг.

Внимание внешне выражается в мимике, в движениях человека, характер которых зависит от рода его деятельности. Нужно заметить, что человек всегда находится во внимании, однако когда говорят о невнимательности – это означает, что речь идет о невнимании к каким-то конкретным, необходимым в данный момент объектам, а не о внимании вообще.

Виды внимания

Н.Ф. Добрынин на основании измерения активности личности выделяет три вида внимания: произвольное, непроизвольное и послепроизвольное.

Механизмом формирования непроизвольного внимания является ориентировочный рефлекс или доминанта, характеризующаяся более или менее устойчивым интересом личности. Следовательно, непроизвольное внимание возникает непреднамеренно, без каких-либо специальных усилий. Причинами его возникновения являются воздействия внешних раздражителей. Для того, чтобы посторонний раздражитель привлек наше внимание, он должен обладать одной из следующих характеристик:

А) сила, контрастность, новизна, неожиданность и т.п. Например, неожиданный стук за дверью во время урока способен отвлечь внимание даже во время контрольной работы.

Б) связь раздражителя с потребностями, мотивами деятельности человека, чувствами, переживаемыми в данный момент. Так интересный, связанный с волнующей проблематикой, рассказ учителя надолго привлечет внимание школьников без всяких для них усилий;

В) зависимость раздражителя от знаний, устойчивых интересов, настроений, прошлого опыта человека. Так опытный врач даже при случайной встрече с больным сразу выделит признаки серьезного заболевания, тогда как человек, далекий от медицины ничего не заметит. Учитель русского языка в работе ученика по любому другому предмету прежде всего обратит внимание на грамматические ошибки, тогда как некоторые фактические могут не войти в поле его внимания без намеренных с его стороны усилий.

Характеризуя данный вид внимания, нужно заметить, что оно отличается легкостью возникновения, не требует волевых усилий, легко переключается. Таким образом, активность личности на данном участке внимания минимальна.

Качественно иной вид представляет собой произвольное внимание. Это целенаправленная деятельность нашего сознания, механизмом формирования которой является работа второй сигнальной системы в виде указующих слов, сознательно поставленной и оформленной на уровне речи цели, мыслительной активности. Данный вид внимания обязательно включает волевую регуляцию и, следовательно, носит отчетливо выраженный сознательный, волевой характер.

Произвольное внимание зарождается, развивается в деятельности человека, причем, часто не связанной с его интересами, потребностями Л.С. Выготский доказал, что этому виду внимания необходимо обучать, развивая его с детства. Таким образом, это социальное внимание.

Активность в данном виде внимания максимальна. Важным условием его поддержания является осознание личностью значения задачи выполняемой деятельности, объекта внимания, выбранного для нее. Например, чтение сложной статьи учебника для сдачи экзамена. Чем более значима задача, тем больше привлекается внимание ко всем объектам, связанным с ее выполнением. Данный вид внимания более труден, вызывает напряжение личности, а потому длительность его ограничена.

Третий вид внимания обозначен Добрыниным как послепроизвольное внимание. Суть его в том, что в процессе деятельности человек часто так увлекается в ней, что волевого усилия для удержания внимания на ее объектах уже не требуется. Этот вид внимания является проявлением максимальной активности человека, заитересованности. Он связан с сознательно поставленными целями. Механизмом его развития и удержания является доминанта, характеризующая возникший в данной деятельности интерес.

По мнению К.К. Платонова, это высшая форма профессионального внимания. Работа целиком поглощает человека, ему трудно прерваться, так как любые отвлечения потребуют затем врабатывания, нового вхождения в процесс, что может повлечь негативные эмоции. Велико значение данного вида внимания в учебной деятельности. Именно в этом процессе осуществляется сдвиг мотива на цель, и учеба для ребенка становится интересным, увлекательным, личностно мотивированным процессом, а не только сложным напряженным трудом.

Рассмотренные виды внимания тесно связаны между собой и не проявляются независимо друг от друга. Они переходят один в другой, обеспечивая эффективность деятельности на разных ее этапах.

Date: 2015-07-22; view: 285; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию